Принято говорить об этом примерно так:

«Sand Art - уникальное ИСКУССТВО. Художник рисует песком на стеклянной поверхности специального стола, подсвеченной снизу. С помощью видеокамеры и проектора его действия транслируются на экран. Неповторимые шедевры создаются руками мастера, сменяя друг друга на глазах у зрителей.»…

Как бы мне хотелось, чтобы это было именно так. Чтобы встречаясь с этим явлением в интернете, на видео или, если повезёт, на живом выступлении Вы встречались именно с ИСКУССТВОМ…

Возможно, узнав, что такое SAND ART, Вам самим захочется погрузиться в этот удивительный мир… Погрузиться в песок… Кстати, он тёплый! Стеклянная поверхность стола, на которой всё происходит, нагревается от ламп её подсвечивающих и песок становится тёплым, как на пляже. Итак, добро пожаловать в мастерскую! Технически ничего особенного: Стол с матовой стеклянной поверхностью, под стеклом лампы. Столы бывают разных размеров и высоты.

Поверхность моего стола 1300 Х 800. На стекле песок. Песок тоже бывает разный: кварц, силикат, у Кастильо - вообще вулканический.… У меня речной.

Рядом штатив высотой 2 м. На нём видеокамера. Камеры, как правило, используются аналоговые с объективом широкого фокуса. Ну и проектор, который транслирует всё на экран (то, ради чего, собственно, собрались). Ничего хитрого…

А где же искусство?

И здесь ничего, чёрт возьми, оригинального я Вам не скажу…

Любовь!

SAND ART – это в огромной степени любовь к материалу, которым работаешь. Зачем рисовать что-то песком, если это можно изобразить иначе и гораздо лучше? Просто, чтобы: «Ах, я рисую песком!»? От многих, действительно хороших идей и находок, я отказался именно поэтому.

Песок – это почти вода, это время, он текуч, он принимает разнообразные формы (не всегда ожидаемые)...

Это его природа и именно этим он завораживает.

Его нельзя заставлять! Его можно только любить, принять его таким, какой он есть, помочь ему проявить себя, раскрыть свои природные качества и надеяться на взаимность…

на отношения….

И вот тогда он сам… начнёт с Вами диалог об искусстве. Это SAND ART.



Артур Кирилов

Из интервью порталу «Event-forum» и переписки с журналом «Discavery».

- Артур, песочное шоу, все чаще используется в корпоративных мероприятиях, бизнес-акциях и частных торжествах. А можно ли говорить о песочном шоу как о виде искусства?

- Конечно, ведь Искусство создает человек. И если он талантливый творец, в его власти создавать произведения искусства, чем бы он ни занимался. В этой связи и песочное шоу в одних руках может быть настоящим искусством, в других – набором технических приемов.

С песочной анимацией сложность в молодости жанра: в мире два – три мастера и еще несколько учеников. По этому, сегодня, под видом искусства зрителю, реагирующему на экзотику, не сложно продать подделку. Уверен, что время расставит все по местам. И процесс идет... Организаторы мероприятий – как правило, профессионалы, обладающие высоким вкусом, они хорошо разбираются, на чем можно экономить, а на чем нет.

- Какие сюжеты интересны Вам лично. Откуда вы их черпаете?

- А я, на самом деле, очень люблю коммерческие заказы. Да, да! Именно так! И дело не в деньгах. Просто у таких заказов, как правило, узкие рамки: какие-то бизнес-задачи, маркетинговые дела и т.п.. И в этом для меня самый большой интерес! Потому что это вызов для меня, как для художника и режиссера. И вызов очень серьезный: найти, обнаружить в такой задаче нечто большее. Найти и показать ту миссию и глубину их работы о которой эти бизнесмены, возможно и сами не подозревают… В общем, «делать мир лучше»!

- Обсуждается ли с заказчиком визуальный ряд шоу? Или же заказчик не влияет на то, что будет отражено на песке и экране?

- Как правило, заказчики относятся с пониманием и доверием к процессу. И если на предварительном этапе, обсуждая задачи, у нас возникло взаимопонимание, заказчики не стремятся каким-либо образом влиять на результат. При этом я понимаю, что любой человек желает, как минимум, быть в курсе происходящего. Поэтому я предоставляю клиенту информацию о ходе работы.

- Как долго вы готовите каждое выступление? Расскажите о процессе его подготовки.

Процесс занимает недели две – три, случалось и дольше. Все это реально рабочие дни, которые сложно сократить (хотя приходилось). Песок суеты не терпит. Как не терпит фальши и насилия. И если он не поверит художнику, теме или конкретным образам, ни что на свете не заставит его работать с душой и вдохновением. Поэтому процессы всегда разные. Чаще всего работа строится так...

Есть запрос. Я встречаюсь с заказчиком, мы общаемся, смотрим друг другу в глаза. Мне важно понимать, чего именно от меня ожидают, а заказчику важно посмотреть, что за человек будет у него на мероприятии и готов ли он ему довериться.

Затем, несколько дней подряд я собираю информацию, изучаю, сижу в интернете, погружаюсь в тему. На этом этапе мне необходимо понять основные ее компоненты. И когда это происходит, сценарий рождается легко. Наступает время суровых трудовых будней: поиск образов, изображений, затем поиск трансформаций: как именно, под каким углом, с какой скоростью и количеством песка одно изображение будет переходить в другое и почему... Одновременно идет поиск музыкального сопровождения, практически все треки, которые я использую на выступлениях, обработаны и смонтированы из разных кусков под конкретную песочную композицию.

После того, как ряд образов и трансформаций сложился, начинается «откатка» каждого изображения индивидуально. Тут на сцену и выходят анатомические атласы, фотографии, рисунки (после каждого заказа остается около сотни листов разнообразных набросков и эскизов). И завершают процесс «прогоны» всей композиции под музыку. Все пишется на камеру. Я отсматриваю материал, ищу слабые места, неубедительные детали, неуверенные движения... Корректирую. Прогоняю еще раз. Вот собственно и все. Я готов к выступлению...



Процесс сравним с подготовкой спортсмена к состязаниям: мне тоже очень важно подойти к выступлению «на пике формы».

- На все существует мода. Какие сюжеты сегодня являются модными в этом жанре?

- У меня есть ощущение (к моему искреннему и глубокому сожалению), что модным постепенно становится сама техника Sand Animation. То есть, не важно, какой сюжет и содержание в работе, гораздо важнее ставка на экзотику: «Ух, ты! Это нарисовано песком!» И это стопроцентный путь вниз. Для настоящего художника материал вторичен. Он выбирает материал на основе содержания: тот самый, единственно верный инструмент, который поможет ему лучшим образом донести до зрителя красоту и эмоции! А сейчас модным становится, как раз, сам материал… Это неуважение и к материалу и к зрителю, да и к себе как к художнику… Это грустно.

- Вы говорите, что собираете информацию по теме. А как быть, скажем, с днем рождения конкретного человека, ведь Вы выступали на таких торжествах?

- Да… И здесь задача иного рода: ведь каждый человек – это целый мир, по этому, кроме информации, которую предоставляют организаторы, очень важно собрать «мелочи». В каждом возрасте у нас есть памятные эпизоды - те, которые вспоминаешь без оценки их значимости и масштаба. «Мелочи» которые живут в душе всю жизнь и их помнишь… Это может быть что угодно: от цвета бабушкиного платка до алюминиевой кружки в стройотряде. И это очень важно! Это тоже события! И они в равной степени с поступками и достижениями составляют нашу человеческую жизнь. Кроме того, я как режиссер понимаю: биографией душу не тронешь. Биографией можно разум поразить, уважение вызвать… А душу тронешь «мелочами». И если мелочь «настоящая» - половину биографии перевесит…

- Артур, Вы часто говорите, что работа с песком влияет на мировоззрение и отношение к жизни. Можете привести пример из личного опыта?

- Песок – материал живой, подвижный и непостоянный и в этом его мудрость и философия. Песок научил меня относиться иначе ко времени. Он объяснил мне, что все одинаково недолговечно, вопрос только: в чем мы это измеряем… Долговечны ли мои работы? Обычно мое выступление длится около 9-10 минут, за это время несколько десятков изображений сменяют друг друга и затем исчезают совсем. С другой стороны, если за это время я сделал что-то настоящее, затронул Ваши чувства – Вы уносите это с собой, вспоминаете, переживаете снова и снова… И это уже другое измерение долговечности моей работы…

- Как тогда посредством песочного шоу можно решать бизнес-задачи?

- С помощью метафор, сюжетов и образов, которые затрагивают глубокие и вместе с тем простые, знакомые каждому человеку чувства и переживания. Именно по этим каналам я доношу до зрителя главную идею. Уверен, что это эффективнее, чем всевозможные лозунги, призывы и объяснения, обращенные к разуму человека.

В этой связи очень важно, чтобы у каждой бизнес–задачи была настоящая, большая ИДЕЯ, выходящая за рамки бизнеса – как получения прибыли. К счастью, ко мне обращаются люди, понимающие это. За что я им очень благодарен.

- Какую реакцию вы наблюдаете у зрителей после того, как ставите финальную точку при показе шоу?

- С одной стороны, реакция классическая и активная: аплодисменты, благодарные возгласы… С другой, мне всякий раз кажется, что зрителям хочется еще пару минут посидеть в тишине, как-то зафиксировать, оформить внутри все, что было пережито ими за те несколько минут действия, свидетелями которого они были. И аплодируют они скорее автоматически, сами, в этот момент, находясь где-то далеко от сюда: кто-то в мечтах, кто-то в своем детстве, кто-то рядом с любимым человеком…

И вот это настоящее ЧУДО… Правда! Этого, ни за какие деньги не купишь.

Я очень рад, что могу иметь к этому отношение.

Спасибо.

« Когда я осознал, что работаю для людей, для человека… Я стал волноваться. Я стою за кулисами, волнуюсь и думаю: как было бы здорово не выходить на сцену… Но потом – усилие воли, выходишь. И… все меняется. Ты видишь людей. Ты видишь эти глаза. Глаза добрые, хорошие… И ты чувствуешь, что хочешь петь и выступать для них. И делать это так, чтобы каждый сидящий в зале чувствовал, что я пою именно для него…»

Леонид Осипович Утесов

Информация взята с сайта Sand Art Артура Кириллова

Ксения Симонова - Реквием из песка