Миссия бизнеса

Коносуке Мацусита

Издательство «Альпина Паблишерз», 2010 г.

«Каким образом страна, у которой нет ничего: ни нефти, ни газа, ни металла, ни леса, которая была почти полностью разрушена и испытала унизительное поражение во Второй Мировой войне, смогла создать вторую экономику в мире после США?» Если вы когда-либо задавались этим вопросом, вам наверняка будет интересна книга Коносуке Мацусита – гения японского бизнеса, настоящего мудреца и философа.

История жизни этого человека во многом показательна: он окончил только начальную школу и начал работать уже в возрасте 9 лет. Открывая первое дело, он был вынужден заложить украшения и даже одежду своей жены. Но к концу жизни (а прожил Мацусита 94 года), он вошел в число богатейших людей планеты. Когда он умер, соболезнования жене прислали ведущие мировые лидеры, а Джордж Буш-старший лично позвонил ей по телефону.

Книга помогает понять, что секрет «японского экономического чуда» объясняется, в первую очередь, высоким уровнем менеджмента и умением максимально использовать все имеющиеся ресурсы. И хотя сам Мацусита неоднократно повторяет, что в менеджменте нет единого правильного ответа, в его книга содержит множество ценных мыслей и наблюдений.

Первое правило менеджмента он формулирует так: «Изучайте, чего хотят люди, и правильно реагируйте на это».

По мнению автора, бизнесмену важно точно воспринимать каждую ситуацию и принимать адекватные решения, а для этого необходимо знать свои сильные и слабые стороны.

Мацусита – убежденный сторонник партисипативного менеджмента, который предполагает вовлеченность всего персонала в принятие решений. Вот как он пишет об этом:

«Я обнаружил, что люди более склонны к сотрудничеству, когда вы просите их совета, чем когда пытаетесь говорить им, что и как им надлежит делать в каждом случае. Если у меня и есть какой-нибудь «секрет», так это природная склонность доверять людям и стремиться сотрудничать с ними».

В результате такого подхода, в компании все больше утверждается гармония. Гармония же, в свою очередь, создает атмосферу для плодотворного обмена идеями и наблюдениями, что приводит к значительному росту производительности. Гармония поддерживается непрерывными потоками коммуникации – как снизу вверх, так и сверху вниз.

Каждый настоящий бизнесмен думает о прибыли – о повышении эффективности и сокращении издержек. Но Мацусита предлагает взглянуть на бизнес в более широком контексте и задуматься о важной роли, которую предприниматели играют в обществе. Бизнес может повышать уровень жизни, производя все более качественные товары по все более низким ценам. Бизнес может способствовать раскрытию человеческого потенциала людей, которые в него вовлечены. Бизнес может предлагать конструктивное решение политических вопросов.

Мир далеко шагнул вперед с тех времен, когда Мацусита только начинал свое дело. Однако, он продолжает строить масштабные планы и не бояться конкуренции:

«Здоровая конкуренция является значительным активом бизнеса. Она побуждает отрасли к развитию и внедрению инноваций, а также мотивирует людей к повышению личной производительности. Точно так же, как монополия приводит к застою, конкуренция питает прогресс».

Чтобы остаться конкурентоспособным, необходимы постоянные улучшения. Компании, которые прокладывают новые пути и ищут более эффективные методы работы, упрочат свои позиции и будут процветать, на благо своих сотрудников и всего общества.

Возможно, некоторые идеи Мацуситы покажутся слишком простыми. Но именно в этой простоте таится большая сила: «Секрет успешного роста в бизнесе или промышленности состоит в действиях на основе здравого смысла, выполняемых естественным и непринужденным образом».

Думаю, эти слова можно применить к любой сфере жизни.