Современное значение такого понятия как Свобода, не обязательно объяснять даже подростку – телевизор и улица делают это за школу и родителей, и чаще всего одними словами. Почти каждый человек так выразит своё понимание: свобода – это независимость от чего-либо, свобода – эта возможность делать то, что нравится, свобода – это физический и нравственный (а так же идеологический) выбор без запретов. Обратимся к официальному толкованию понятия:

Свобода — в абсолютном смысле, течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли других.

Свобода — в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.

Вроде бы всё хорошо… и всё же стоит поразмыслить! Каждое понятие и любой вид взаимоотношений необходимо рассматривать с точки зрения не только одной, но каждой стороны в отдельности и всех сторон в общем. Это необходимо, потому что человек часть Общества и часть Природы, а значит истинный взгляд на "вещи" может существовать только с позиции Целого.

Вполне естественно, что свобода для отдельного человека в обществе должна существовать с учетом интересов остальных людей, и интересов государства, если "курс" государства является справедливым по отношению к своим гражданам. Что бы существовала гармония в этих интересах, государство должно создавать соответствующие условия на правовом уровне, а каждый человек принимать и понимать важность интересов других людей - это может выражаться только в добровольном самоограничении. Понятно, что в этой системе взаимоотношений необходим баланс и гармония. Важно заметить, что государство не может существовать само по себе, отдельно от своих граждан, и власть это еще не государство, но об этом немного ниже.

Итак, свобода предполагает независимость от чего-либо. Например - один человек захотел покататься на машине (выражение свободы воли), он взял первый попавшийся автомобиль и поехал на нём – но пострадал владелец машины, пострадала его возможность в любое время пользоваться личным имуществом и значит, пострадала его свобода. Общество выработало ряд запретов в форме законов, и в этот ряд входит порицание такой "свободы", когда страдает другой человек. Вроде бы хорошо, но почему не порицаются многие другие моменты нарушения одним человеком (своим поведением) "прав и свобод" другого человека?

Примеров может быть множество, вывод один – невозможно, устанавливая конкретные запреты, охватить весь масштаб взаимоотношений между людьми, все нюансы в желаниях всех людей. Такой подход почти всегда разрушителен для общества, особенно когда сталкиваются различные культуры, различные мировоззрения, различные уровни развития людей, народов, рас… И понятно, что в этом случае можно с успехом применить политику двойных стандартов или каких угодно – всегда найдётся часть общества, которой принятое разрешение или запрет будет «по душе» - это средство для манипулирования массами.

И даже если рассмотреть не общество, а отдельного человека. Ребенок захотел конфету в магазине, он берет её и ест, и будет это делать, пока продолжает хотеть – ведь он выражает свои желания, пользуется правом свободы. Подросток угоняет машину, бьет сверстника, пробует наркотики… взрослый пристаёт к детям, терроризирует соседей, употребляет алкоголь и спаивает других… Очевидно, что свобода в гипертрофированном виде вредит не только обществу, семье, но и самому человеку, а то что разрушает – не имеет пользы. Очевидно, что в указанных примерах так называемая "свобода", на самом деле является зависимостью – зависимостью от собственных желаний и амбиций. Здесь мы снова приходим к важному пониманию – настоящая Свобода подразумевает наличие разумного самоограничения, которое возможно только благодаря пониманию важных жизненных принципов, а когда понимания ещё нет – благодаря тем людям, которые это понимание имеют и несут другим - то есть это воспитание и поддержка определенных слоев общества.

Стоит осветить ещё один момент, который часто является заблуждением, а ещё чаще средством для манипулирования. Это тот случай, когда обществу, или какой то его части, предлагается несколько жизненных явлений, каких то ограниченных и противоположных сторон жизни – они преподносятся как естественные и единственные, преподносятся под маркой хорошо или плохо, модно или немодно и так далее. И в итоге, несведущий человек принимая решение думает, что совершает свободный выбор – а по факту он просто используется – он выбирает из того, что ему предлагают для выбора. Такой подход касается всевозможных сторон жизни – начиная от продуктов питания и лекарств, и заканчивая мировоззрением.

Правдивая информация имеет определяющее значение в нормальной жизни любого общества!

Понимая вышеразобранные нюансы, становится ясно - не каждый жизненный принцип полезен для человека, не каждая жизненная ценность является таковой, даже если насчитывает в истории народа или государства сотни лет. Не каждое политическая модель и не каждое «мировоззрение» полезно для государственного устройства и общества вообще. Если говорить о государстве, то в большинстве случаев используется следующая схема – некоторая часть людей, предположительно самых умных, самых честных и справедливых, правят всеми остальными – обычно большинством. Им в помощь армия более низших рангом управленцев, а так же исполнители – таков вид сегодняшней Власти, но какой она должна быть на самом деле?

Власть

Это понятие снова нужно рассматривать с точки зрения Целого, с точки зрения развития, процветания, мира и гармонии в обществе. Под властью мы в первую очередь пониманием возможность управлять какой-то частью людей, процессами в государстве и иногда даже в Природе (например - власть над животными). Что значит управлять? Это значит рекомендовать и настаивать на конкретном курсе, добиваться его выполнения – ставить приоритетной целью выполнение определенного задания, и менее приоритетным при этом будут ресурсы – то есть люди или природа. В случае какого то сбоя, провала, невыполнения задания – искать возможности добиться цели другими способами, иногда более затратными и дестабилизирующими по отношению к ресурсам. Такой подход является односторонним, в пользу планов и желаний того, кто властью наделён.

Да, иногда такой подход необходим, например в военное время. Но нельзя и неправильно жить так годами, десятилетиями, веками, прикрываясь или даже создавая себе врагов. Рано или поздно такая схема принесёт свои "плоды", и устройство управления развалится, либо истратятся ресурсы. В управлении должна присутствовать обратная связь от всех сторон, целью управления должно быть не потребительство, а развитие каждого в связке - в форме взаимовыгодных отношений. И если во "главе угла" будет стоять именно позитивное развитие, процветание, тогда то и не обойтись без действительно мудрых, честных и справедливых людей.

В таком случае тот, кто берется за управление, будет думать не только о каком-то результате этого самого управления, он будет так же задумываться о тех, для кого он берется за управления, и о тех с помощью кого это управление производится - о ресурсах, о людях, о природе. Такой человек добровольно возьмется за управление не только потому, что он грамотный стратег, но и потому что он осознает Ответственность за людей. Именно ответственность – «обратная сторона» Власти. Безответственного человека нельзя даже близко подпускать к ключевым постам, и ответственность это не красные слова кандидата, а поступки, дела предшествовавшие заявлению о готовности к ответственному посту. Стоит напомнить тезис, упоминавшийся в Азбуке Жизни: «Место в обществе по заслугам, и потребностям в дальнейшем росте - вот что нужно понимать под социальным статусом Человека и Семьи»!

Кроме того, что каждый должен заниматься своим делом, каждый должен занимать ту нишу ответственности, которую желает и может "потянуть" - никак не больше, независимо от личных амбиций. При желании и возможности те люди кто рядом, кто близко знают поступки и возможности человека, могут рекомендовать его "выше". То же самое с другой стороны делают люди уже занимающиеся подобной деятельностью, на различных уровнях ответственности.

В этой схеме сохраняется контроль со стороны профессионалов и со стороны заинтересованных "потребителей" управления и собственно "колёсиков" механизма управления. При такой схеме сохраняется прозрачность устройства до самого верха, не смотря на то, что "низы" уже не понимают принципов решений "верхов" - всё равно об их деятельности знает больше людей, чем группа заинтересованных лиц. В такой схеме ответственность распределена равномерно, что минимизирует сбои, которые отражаются на Обществе и Природе. В такой схеме сохранена взаимная связь практически между всеми нишами в обществе. Эта справедливая схема управления – каждый будет находиться на своем заслуженном месте, на котором он своим делом, с желанием в процессе и с радостью от результата, принесёт максимальную пользу Целому.

Неправильной является ситуация (если это не военное время), когда на конкретном месте работает специалист, выполняющий свое дело, а ответственность за эту деятельность возлагается на другого человека, например того, кто управляет – каждый должен нести ответственность за то, что он делает. А это предполагает понимание того, что делает каждый, понимание влияния и последствия этой деятельности

Деятельность общества в различное время разная, разная и в различных странах, у различных народов. Но при справедливом и мирном управлении каждому найдётся место в своем обществе, каждое призвание найдёт своего "потребителя", главное правильно его определить. Возможно, в государстве нужно искать "золотую середину" между призванием человека и потребностью государства в материальном и духовном, а не наклонять "корабль" постоянно в сторону, например, только производства чего-либо. Конечно, если в этом нет острой необходимости.