Среди мироносиц были не только женщины, как ни странно. Даже в тропаре сегодняшнего праздника поминается благообразный Иосиф Аримафейский. Так что гендерная направленность дня памяти жен-мироносиц неоднозначна, и называть его "православным 8 Марта" не вполне верно - рассказывает инокиня Евгения (Сеньчукова).

Каждый день православного календаря относится не только к воспоминанию прошлого в настоящем, но и к ожиданию будущего. Эсхатологическая перспектива дня жен-мироносиц – Царствие Небесное, в котором нет ни мужеского пола, ни женского.

***

Любовь и смелость нескольких слабых женщин, ночью идущих ко гробу Учителя, не страшась воинов, без надежды на то, что кто-то отодвинет камень, воспеваются проповедниками из года в год – но не будем забывать и мужественных Иосифа с Никодимом, рисковавших как минимум именем, лишивших себя ветхозаветной пасхи (праздничной трапезы), осквернивших себя прикосновением к мертвому телу. Христос принимает жертву каждого с любовью и благодарностью.

Случайная омонимичность в русском языке слов “миро” и “мир” (в обоих значениях) создает дополнительную поэтичность сюжету. Пока мир бушевал, Христос после Страстей вошел в покой (мир) Субботы Преблагословенной, и этот мир спасения мира был засвидетельствован теми, кто пришел к Нему, бездыханному, с благовонным миром.

Если рассуждать еще более поэтически, то весть о Воскресении Христовом стала миром для погребения мира ветхого – и ароматом мира Нового, Христова, мира, исполненного мира и радости.

Но Господь – Великий поэт, Творец не одной лишь материи, но и смыслов и образов. Многие помнят, зачем вообще существует миро.

В тридцатой главе книги Исход оно описано как уникальный благовонный состав для освящения предметов культа и его служителей (скиния собрания и священники, потомки Аарона). Царей изначально помазывали на царство не миром, а елеем, но в любом случае, посвящение, передача человеку особых полномочий от Бога связаны с этим жестом – помазание.

О том, что Христос сочетает в Себе смертного человека и служение царя и священника, читатель Нового завета косвенно унает еще в первых главах Евангелия от Матфея, когда волхвы приносят Младенцу золото (царю), ладан (священнику) и смирну (бальзамирующий состав – смертному телу). Женщина, помазующая Его миром, невольно готовит Тело Христа к погребению, но выходит, она венчает Его на Царство и на совершение Жертвы как Первосвященника.

Разумеется, она использует уже не уникальный состав для освящения – его изготовление для своих нужд было Законом запрещено, – а просто дорогое благовонное масло, “реплику” мира для священного помазания. И из ее самоумаленного покаянного жеста рождается удивительная вещь. Простая женщина ставит на Царство Царя царей. Грешница – посвящает Первосвященника, идущего на жертвоприношение.

А через несколько дней следует не менее удивительное развитие темы из такой же самоумаляющей жертвенной, бесстрашной, почти слепой любви сначала двух горюющих мужчин, затем – плачущих женщин. Они хотят похоронить и забальзамировать тело простого смертного – а, оказывается, что помазывают Самого Бога на вечное Царство, Первосвященника на вечное Служение.

И тем самым сами возносятся на необыкновенную высоту – ведь помазует и на царство, и на священство – пророк. Мироносицы становятся пророчицами, возвещающими миру о Христе. Не грозными пророками Ветхого Завета, грозящими карами, а радостными ангелами Воскресения.

***

“Люби до самозабвения – и становись наследником и глашатаем Царствия, – всей этой историей говорит Господь. – Истинное миро – любовь и смирение, и “варить” его отныне может каждый в своем сердце”.

Православный женский день? Что вы. Это всего лишь одна сотая продолжающейся вести о Христе Воскресшем – всемирной, надмирной, умиряющей и благоухающей!