Помимо медитации, успокаивающей ум, нам нужна мудрость. Многие думают, что для достижения покоя в уме достаточно медитации и мантр, посредством которых в каждом проявится изначальная мудрость. Многие также считают, что если долго сидеть и смотреть в пространство, то это даст мудрость и способность все понимать. Но в действительности все не так. Потому что в случае «сидения» вы или засыпаете, или продолжаете оставаться в рамках картинок ума. Вы их отгоняете, но они остаются главным переживанием.

Даже такие медитации, как дзен, где концентрируются только на одной вещи и уделяют ей всё внимание, предполагают наличие учений о природе ума. Нужно знать, что ум открыт, ясен и безграничен. Если человек знает это, медитация будет результативной, на что бы он ни медитировал. В этом случае внутреннее и внешнее (вдохновение и методы) встречается и становится одним целым. Если вы работаете с методами только на внешнем уровне, не опираясь на учение, то они не соединятся с внутренней мудростью, которая не менее важна.

Итак, прежде всего мы должны понять, что является истинной природой нашего ума. Истинная природа нашего ума открыта как пространство, она сияющая, ясная и не имеет ограничений. Мы должны знать, что ищем, и иметь определенное представление о том, что такое состояние будды. Потому что у нас нет никого, кто провел бы нас по всему пути, как это бывало иногда в Древней Индии.

У Тилопы и Наропы было очень мало учеников. Поэтому, как и во всей традиции сиддхов, учитель мог вести своего ученика шаг за шагом, «до следующего угла», за которым ученик в очередной раз видел много света. Просветление тогда было подобно шоку, оно не приходило, а обрушивалось, как это случилось у Наропы, когда он получил башмаком по голове, или у Тилопы, когда он слился с Дордже Чангом.

Но так происходит лишь с немногими. Если научить людей цели и пути, дать им методы и показать, какова истинная природа ума, тогда они смогут смотреть на жизненные ситуации с высоты птичьего полета. Они будут проходить через различные переживания, понимая, как и почему они через это проходят. Опыт Просветления тогда, наверное, будет не таким шоком, но, с другой стороны, они станут выдающимися учителями, поскольку хорошо изучат весь путь. Они смогут быть полезными для многих, потому что их путь был средним, не слишком специальным и не слишком индивидуальным.

Поэтому мудрость знания о природе ума так важна. «Открытый, ясный и безграничный» — эти слова я повторяю по десять раз в каждой лекции. Вы должны действительно понимать, что ум открыт как пространство, наполнен сияющей ясностью, сознателен и безграничен.

Слыша эти слова, сначала вы думаете: «Звучит неплохо». Но, если со временем вы начинаете это переживать, если это впитывается вам в кости, — открывается новое измерение. Вы становитесь бесстрашными, потому что начинаете отождествлять себя с пространством, а не только с тем, что в нем происходит. Вы становитесь радостными, и радость приходит не от внешних приятных вещей, а изнутри, потому что ум — сам по себе радость. Отныне ваша радость — не продукт счастливых совпадений, она приходит сама собой, рождается из своей собственной силы. Еще вы становитесь полными любви и сострадания. Не потому, что вы являетесь социал-демократом из Северной Европы, который должен вести себя хорошо, иметь коллективное сочувствие и социальное сознание, но просто потому, что вы не можете отделять других от себя. Вы просто говорите: «Все, как и я, хотят счастья, все хотят избежать страдания. Они ведут себя хорошо, когда счастливы, и с ними трудно, когда им плохо». Ведь чаще всего, хотя каждый человек — только одна личность из множества подобных, он думает: «Я особенно важен, я должен иметь особое положение, со мной должно происходить что-то совершенно необыкновенное, я — на первом месте». Редко кто думает иначе.

Когда эта мудрость постигнута в полной мере, совершать полезные действия становится совершенно естественным. Извечное разделение на себя и других отпадает. Мы делаем хорошее для других, потому что это хорошо в целом, потому что знаем, как чудесно быть проводником добра, а не потому, что тот другой после будет на нашей стороне, будет нас любить или даст денег. Мы воспринимаем это как привилегию. Привилегию использовать человеческую жизнь для чего-то значительного и хорошего. Других причин нам не нужно.

Здорово, если потом появляются подарки, популярность и здоровье, но это приходит действительно как подарок, а не плата за труды или проценты от инвестиций. Это возникает как огромная радость, как открывающаяся вселенная, как перемещение вещей в пространстве. Посему этот вид мудрости являет собой настоящую, спонтанную мудрость, подразумевающую не множество идей, а интуитивное понимание всего в целом. Здесь ключ к совершенству во всех парамитах. Именно понимание того, что видящий, видимое и сам акт видения или делающий, делаемое и само действие обладают одинаковой природой, делает освобождающими остальные пять парамит.

Проявляя щедрость, соблюдая этику, практикуя терпение, усердие и медитацию, мы заменяем уродливые картинки в зеркале ума на прекрасные. Однако мы неизбежно опять расходуем хорошие впечатления, и не исключено, что на их место придут плохие. Тогда мы страдаем, принимаем это страдание за реальность, затем делаем, говорим и думаем что-либо негативное, пожинаем трудности и снова страдаем. В конечном счете мы опять можем здорово запутаться.

Если бы были только картинки в зеркале, если бы существовали только переживания, которые приходят и уходят в уме, мы могли бы пойти в ближайшую пивную и напиться в доску, так как ничего нигде не имело никакого смысла. Но существует, однако, не только то, что человек знает, понимает, чувствует и видит, но и то, что само знает, понимает, чувствует и видит. Все, кто начал понимать не только картинки и мысли в уме, но и сам ум, говорят нам совершенно ясно и однозначно, что зеркало, то есть само сознание, — светлее, ярче, правдивее, сильнее, значительнее, прекраснее и важнее, чем любая мысль, чувство или идея, которые могут в нем появиться.

Поэтому мы можем быть счастливыми. Ибо есть у нас нечто большее, чем целая вселенная, и мы можем дать это миру. Доверие, которое пробуждает в нас Будда, делает нас самыми богатыми в мире. Это придает значение нашей жизни. А тот факт, что мы друзья и связаны друг с другом, доверяем друг другу и работаем вместе, — наш дворянский герб. Поэтому мы делаем простирания, повторяем мантры и строим центры. Это — наш подарок миру. Невозможно делать что-либо более важное, чем понимать и нести это чувство в мир.

В дхармическом окружении соблюдение парамит совершенно естественно. Но, когда мы выходим из своей среды и больше нет ветра в спину, ветер может дуть и в лицо. Нас могу подстерегать тяжелая карма, неприятные переживания, одиночество, сомнения, — все это может быть. И когда вы в одиночестве, тогда понадобятся эти поучения. Тогда они должны дать вам силу иметь больше значения в жизни. Это — практический аспект обета Бодхисаттвы.