Часть войн (хотя, конечно, далеко не все) велись под религиозными лозунгами и между группами, исповедующими различные религии. Мы можем видеть это и сейчас — особенно любят поминать экстремистские группы вроде ДАИШ (она же ИГИЛ — запрещенная на территории Российской Федерации террористическая организация) и затяжной конфликт между протестантами и католиками в Северной Ирландии. Приводят и другие примеры — крайне ожесточенная и опустошительная Тридцатилетняя война в Европе XVII века, страшная резня между Сикхами, Индуистами и Мусульманами, происшедшая после ухода британцев из Индии, причем это вражда продолжает до сих пор вспыхивать эпизодическими столкновениями, резня в бывшей Югославии между людьми практически одного языка, но разных культур, связанных с религиями — соответственно, Православием, Католичеством и Исламом. Примеры можно продолжать, и Докинз (и другие атеистические авторы) восклицают, что если бы не религия, всего этого бы не было.
Почему такой вывод грубо неверен? Он представляет собой достаточно типичную подгонку задачи под ответ — воинствующие атеисты заранее уверены, что религия является источником войн, и везде где они обнаруживают войну и религию, они постулируют, что второе является причиной первого. А обнаружить то и другое можно повсеместно — увы, люди воюют всю свою историю, и абсолютное большинство культур в истории религиозны. Религиозность — это общее свойство человеческого рода, как, например, двуногость. Мы с таким же успехом можем обратить внимание на то, что все войны ведутся двуногими людьми — и объявить двуногость причиной войн.
Надо заметить, что, например, классический пример «религиозной войны» — тридцатилетняя война, если мы рассмотрим ее подробнее, не выглядит такой уж религиозной. Например, католик Кардинал Ришелье воевал с католической же Испанией — очевидно, ради государственных интересов Франции, а не ради религии. Острые национальные конфликты — такие как в Северной Ирландии или в Югославии — являются именно национальными, а не религиозными. Их участники совершенно не интересуются богословием, традиционная религия, является, максимум, одним из маркеров, который отделяет «своих» от «врагов».
Более того, в ХХ век — это век войн, неслыханных по масштабам потерь и разрушений, которые не имели никакого отношения к религии, а велись между чисто светскими режимами под лозунгами чисто светских идеологий. Так что причина войн — явно не религия.
Но разве войны не велись — и не ведутся сейчас — под религиозными лозунгами?
Это несомненно, и есть масса примеров военной пропаганды, активно апеллирующей к религии. Но «лозунги, под которыми ведется война» и «причины войны» — это совершенно разные вещи. Из того, что абсолютно любая военная пропаганда со времен появления письменности объявляет дело своей стороны добрым и справедливым, никак не следует, что причина всех войн — доброта и справедливость. Конечно же, официально войны развязываются ради восстановления попранной справедливости, защиты угнетенных, наказания злодеев, водворения мира и порядка, помощи жертвам — то есть по самым благородным и возвышенным мотивам. (Вы будете смеяться, но с точки зрения древних римлян, они за всю историю не развязали ни одной агрессивной войны; у них всегда были уважительные причины) Считать, что именно эти благородные побуждения и являются причиной войн было бы несколько наивно.
В любом обществе военная пропаганда апеллирует к принятым в нем ценностям — и если общество религиозно, то она будет апеллировать к религии. А если не особенно — то к правам человека, демократии, справедливости, достоинству, свободе и другим ценностям, важным для людей, к которым она обращаются. Это никак не делает эти ценности сами по себе источником войн.
Но, например, бомбисты-самоубийцы — разве стали бы они взрывать себя вместе с невинными людьми, если бы их религия не обещала им рай после смерти?
Увы, стали бы. В истории больше чем достаточно примеров, когда люди жертвуют собой ради дела, которое они считают правым. Камикадзе, японским летчикам-смертникам времен Второй Мировой войны, которые таранили корабли противника на своих одноразовых самолетах, никто не обещал рай после смерти. Судя по сохранившимся свидетельствам, надежда на какое-либо посмертие не играла ровно никакой роли в их мотивации. Они жаждали прекрасной, в их глазах, смерти, за Императора и Японию, и приходили в глубочайшую подавленность, если последний вылет почему-то срывался.
Самоубийственные атаки широко использовались китайцами во время японо-китайских войн, и германскими нацистами — перед самым их концом.
Даже сама практика бомбистов-самоубийц появилась не в религиозной среде. Первым бомбистом такого рода был народоволец Игнатий Гриневецкий, 1 Марта 1881 года взорвавший бомбу, которая смертельно ранила Государя Александра II и его самого. В 1970-80 годы пояса со взрывчаткой активно использовалась «Тиграми освобождения Тамилов» — группой, которая исповедовала чисто светскую националистическую идеологию.
А как же нацистские солдаты, на пряжках ремней которых было написано «С нами Бог»?
Этот лозунг не имел никакого отношения к нацизму и был на пряжках немецких солдат с 1847 года — примерно также, как на гербе Российский Империи была надпись «С нами Бог». Нацисты просто унаследовали этот традиционный элемент формы от своих предшественников в немецкой армии.
Сам же по себе национал-социализм как доктрина был непримиримо враждебен к христианству. Как сказал Председатель нацистского «Народного Трибунала» Роланд Фрейслер на процессе над христианином и антифашистом Гельмутом фон Мольтке : «Маска сброшена. Только в одном отношении мы и христианство схожи: мы требуем человека целиком».
Итак, причина войн, на глубинном уровне — человеческий грех, на более поверхностном — конфликт политических или экономических интересов, а религиозные лозунги привлекаются уже потом.
ХУДИЕВ Сергей
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Стиль жизни
- →
- Религия
- →
- Разве не религия - причина всех войн?
Религия
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей: идеи бизнеса со всего мира
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
Этот бред комментировать?
фу! Какая гадкая статья!!! Неумная!!!
Конечно статья не гадкая и не бред как неумно полагают Умная и Грек, но спорная. Есть войны и войны, нынешнее противостояние с мусульманским экстремизмом несомненно имеет религиозные корни и причины. И не будь у самоубийц уверенности что попадут в рай, их было бы на порядок меньше. Нельзя сравнивать Александра Матросова идущего на амбразуру и обозлённого сексуальными запретами палестинца уверенного что после смерти его ублажат 50 девственниц
Причина всех войн - князь мира сего - сатана. Кто не под властью Бога,тот под властью сатаны. А сатана ненавидит всех людей, потому что мы созданы по образу и подобию Божьему и нам Бог усмотрел покаяние через Жертву Его Сына на Кресте.Тогда как сатана-это падший ангел и ангелам нет прощения.
Господь Иисус сказал в Иоанна10:10
"Вор приходит для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком."
Господь заявляет о Себе людям и говорит о Своих законах,чтобы они могли спастись.
А сатана молчит и делает свои подлости втихомолку. Мол, меня нет...
И вторую мировую войну разжёг он, потому что он ненавидит евреев,как Божий народ. Из-за Христа, Еврея по плоти, выкупившего Своей Кровью грешников из власти сатаны. Конечно Бог допустил это, потому что народ-священник стал атеистами. И в тесноте они взывали к нему, идя в газовые камеры, и Бог спасал души их через покаяние.
Чем моложе религия-тем она агрессивней!Самые древние-буддизм и индуизм-сейчас самые мирные; вспомните крестовые походы и инквизицию в христианстве и пацифизм и толерантность нынешнего Папы; и сравните ислам с его нынешней агрессией
Бог Всемогущий, Творец всего, что на небе и на земле- дал людям Своё Слово -Библию: Старый завет (закон Моисея) с народом Израиля и Новый Завет (Евангелие) со всеми людьми, которые поверят Его Сыну, Еврею по плоти, Иисусу Христу, как Спасителю мира.
А от чего нас надо спасать?...От власти сатаны и власти греха. Как потомки согрешившего первого человека Адама, послушавшего сатану (падшего ангела Люцифера) мы все рождаемся грешниками, духовно мёртвыми. В послании к Евреям 9:22 (НЗ) написано:
"Да и почти всё по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения." В Старом Завете проливалась кровь невинных ягнят вместо согрешавшего, и Бог прощал. А в Новом Завете Бог пролил Кровь Своего Сына на Кресте за всех,кто примет Его жертву, как Непорочного Ягнёнка. Сын Его, Бог во Плоти, не был потомком Адама и не имел грешной природы его.Так как родился от Духа Святого у земной женщины, выносившей Его.
Но враг человечества, сатана, ненавидит нас, людей, так как нам дал Бог прощение через кровь Его Сына и наше покаяние в грехах. А для ангелов нет прощения...
Вот такая вкратце преистория. И вот почему в мире столько религий, созданных сатаной. И все религию ведут в погибель. Как бы они не назывались: добрые или злые. Они не от Бога! Опять непослушание!!!
А мы, став христианами, тоже рождаемся свыше от Духа Святого и теперь мы свои для Бога. И уже имеем жизнь вечную на Небесах.
То есть нас Бог возвращает туда, где обитал Адам до грехопадения, в Царство Небесное, Царство света. Чтобы навсегда быть с нашим Отцом Небесным!
А войны, которые вели христиане, были также проделками сатаны. Потому что люди не знали Писания. Не знали, что требует Бог...и сатана этим пользовался.Пока не наступило время Реформации. Библия стала переводиться на разные языки. И уже стало возможным исполнять великое повеление нашего Господа Иисуса Христа,записанное в Евангелии от Матфея 28:19,20
"19-Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
20-уча их соблюдать всё. что Я повелел вам;..."
И христиане занялись евангелизацией языческих народов.Начали нести любовь Божью людям.
Мы же не будем отрицать католические Крестовые походы в Палестину, где заживо сжигали евреев в синагогах из-за Христа. Огнём и мечом насаждали христианство.
Так же и православие насильственно крестило малые народы.Да, впрочем, и своих...И также и еврейские погромы "за Христа"
Но слава Господу, что времена эти прошли. И папа Римский Иоанн Павел второй ездил в Израиль и покаялся перед народом Израиля. И они простили...
А папа Римский Франциск покаялся перед народами Южной Америки за насильственную христианизацию. Вместо благовествования о Христе. И его тоже простили.
Ага, белые и пушистые. А когда перед славянами каяться будут?
Почему неизбежны религиозные войны?
Ответ на этот вопрос я попробую дать с психологической точки зрения. Причем религиозную войну я буду толковать очень широко - это не только военные действия между государствами или группами лиц, но и личные отношения между людьми, а также отношение человека к самому себе.
Мой опыт и священника, и психолога показывает, что в личных отношениях и, особенно, в отношении человека к самому себе может содержаться невероятное и, к сожалению, неиссякаемое количество ненависти. По моим наблюдениям, у религиозных людей, - я имею в виду, прежде всего, православных, - уровень агрессии значительно выше, чем у обычных людей. Вполне уверенно можно говорить о том, что религиозность способствует развитию агрессии человека. Эта мысль далеко не новая.
Известный русский и советский психиатр П.Б. Ганнушкин еще в 1901 году в статье "Сладострастие, жестокость и религия" писал: " Три чувства, совершенно различные на первый взгляд, - злоба, сексуальная любовь и религиозное чувство, - ...находятся друг к другу в большой близости, ... эти три чувства совпадают или смешиваются без заметных границ". Не лишне будет заметить, что эта статья известного ученого была запрещена цензурой к публикации в России и впервые вышла на французском языке. Итак, попробуем выяснить, как связаны между собой агрессия и религиозное чувство, как одно подпитывает и поддерживает другое.
Для человека естественно испытывать гнев, ярость, когда эти чувства являются реакцией на агрессию и унижения. Многие религиозные учения осуждают и запрещают проявление этих чувств, тем самым ставя человека в двусмысленное положение: сталкиваясь с агрессией, несправедливостью и унижением, человек должен, согласно религиозным предписаниям, не испытывать естественных в этом случае чувств, но, с другой стороны, эти чувства есть и с ними надо что-то делать. А что с ними делать - не понятно религиозному человеку. Поэтому остается только одно - использовать психологические защиты от > чувства.
Наиболее распространенные защиты - вытеснение и подавление. Неприятное переживание вытесняется из сознания, человек как бы говорит сам себе: "Это не моё". Но вытесненное из сознание это переживание продолжает жить в его психике, постоянно напоминая о себе в виде навязчивых мыслей и навязчивого поведения, про которые религиозный человек привычно говорит себе и окружающим: "Это не моё, это бесы". Здесь я вынужден огорчить верующих, сказав, что их психика подчиняется тем же законам, что и психика обычных, неверующих людей. В этом случае верующий человек, как и неверующий, будет пытаться освободиться от неприятных содержаний своей психики в виде проекций.
Например, проецируя свою подавленную агрессию на иноверцев, неверующих или просто соседей. Такому человеку начинает казаться, что весь мир против него, мир враждебен и опасен. В религиозной парадигме - мир подчинен дьяволу. Наверное, многие отмечали замкнутое и агрессивное поведение религиозных людей. Хорошей иллюстрацией являются комментарии верующих к моим статьям. Конечно, такое психологическое отношение к внешнему миру неизбежно порождает стремление к агрессивному поведению, которое тоже приходится подавлять. Даже проявленное агрессивное поведение не освобождает человека от внутренней агрессии, скорее наоборот - её усиливает, так как человек начинает себя еще укорять и наказывать за это. Для избавления психики от накопленной и подавленной внутренней агрессии необходимо, прежде всего, признать, что она есть и её возникновение естественно для человека, и самое главное - уметь социально допустимыми, безопасными способами её выразить, тем самым освободив свою психику от агрессии. Все это совершенно не доступно для религиозного человека. И для этого есть ряд причин.
Во-первых, есть "божественное" предписание, о том, какие чувства можно иметь, а какие нет. Гнев, агрессии, разумеется, недопустимые чувства.
Во-вторых, в религиозной культуре - я имею ввиду православие - нет механизма выражения агрессии. Предвижу возражение: "А исповедь?!" Двадцать лет принимал исповедь - знаю, что это такое. На исповеди человек кается в грехах, в том числе и в своих > мыслях и чувствах, не зависимо от того по поводу чего и при каких обстоятельствах возникло то или иное чувство. Например, гнев по поводу несправедливого увольнения на работе - этого грех, гнев по поводу избиения пьяным мужем - это грех и в этом надо каяться.
Естественные и правильные реакции осуждаются и запрещаются, это делает человека беспомощным и отчужденным от самого себя. В разрешительной молитве, которую читает священник после исповеди, есть такие слова: "Господь и Бог наш Иисус Христос ... да простит ти, чадо вся согрешения твоя..." Единственное, на что можно рассчитывать кающемуся - так это только прощение его плохого поведения, а как жить, чтобы не испытывать > чувств - об этом ни слова. Человеку после исповеди остается только одно - по-прежнему вытеснять из своего сознания гнев и агрессию и накапливать их в своей психики.
Итак, чем больше накоплено в психике гнева и агрессии, тем больше желание от них избавиться. Как уже отмечалось, в религиозной практике отсутствует механизм эффективного выражения накопленного гнева. Поэтому собственный гнев выражается или во вне, в социум, - для этого очень хороши религиозные войны, или на самого себя - в форме аутоагрессии. Агрессия против самого себя, - можно сказать, религиозная война против самого себя, - в православии особа почитаема. Это проявляется в стремлении выполнять изнурительное молитвенное правило, в соблюдении жестких постов и церковных предписаний, в отстаивании долгих церковных служб. Да, так и говорят:"Отстояла всенощную". А в этом слышится гордое: "Отмучилась!"
Но главное в такой религиозной жизни - постоянное ощущение собственной вины и поиск наказания, временно облегчающего это чувство вины. Уже отмечалось, что вина возникает как реакция на собственные естественные чувства, но находящиеся под религиозным запретом. Справедливости ради надо отметить, что такая жизнь многим верующим нравится.
Существует еще одна возможность выражения подавленных негативных чувств - это литературное творчество. В православии это жития святых. Возьмём наиболее авторитетные и почитаемые "Жития" Димитрия Ростовского (1651-1709). Автор творчески переработал известные в его время "Жития", свел их в четыре тома, дополнив их своей фантазией. О чем же фантазировал святитель? Вот только несколько выдержек.
Св. мученик Василий Анкирский (память 1 янв.): " ...был повешен на дереве и тело его немилосердно строгали железными орудиями... После того мучители стали вытягивать тело страстотерпца с такой силой, что его кости вышли из своих суставов; при этом с воина Христова срезали кожу в виде ремней и кололи тело его раскаленными железными спицами."
Св. мученики Иулиан и Василиса (память 8 янв.): "Сначала он повелел обвить их пальцы на руках и ногах пряжею, смоченною в масле, и зажечь эту пряжу. Потом он повелел содрать с головы святого Иулиана и Кельсия кожу, блаженному же пресвитеру Антонию и Анастасию выколоть глаза. После сего святые были отданы на съедение зверям".
Св. мученица Татиана (память 12 янв.): "Тогда он приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело ее было бело, как снег и когда стали резать его, то из ран вместо крови, истекало молоко, причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами. ... повели святую Татиану в претор, подвесили ее там и терзали железными крючьями и даже вырвали ей сосцы. ... святую Татиану снова повесили и снова начали строгать ее тело ... тогда святую ввергли в огонь".
Св. мученица Вера (память 17 сентября): "Но она молча терпела страдания, как будто били не по ее телу, а по чужому. Не достигнув никакого успеха, мучитель повелел отрезать ее девические сосцы. Но из ран вместо крови потекло молоко. После сего она было повешена и ее строгали железными когтями: тело ее падало кусками и кровь лилась потоком, но от ран исходило чудное благоухание".
Св. мученица Агафия (память 5 февраля): "Военачальник велел слугам сильнее мучить Агафию, потом приказал железными клещами рвать ее сосцы и отрезать их".
Св. мученица Анастасия (память 11 ноября): "Он приказал бритвой отрезать сосцы ее. Истекая кровью, святая стала сильно изнемогать и попросила напиться воды. Мучитель приказал вырвать у нее с пальцев ногти, потом отсечь ее руки и ноги, а также выбить все ее зубы".
Не надо быть психоаналитиком, чтобы догадаться, что автор в создании этих жутких сцен выражал свою сокровенную, глубоко вытесненную агрессию. Возможно, накопление этой агрессии началось еще в благочестивом детстве, когда родители под влиянием религиозных представлений вместо нежности, заботы, любви обрушивают на своего ребенка хорошо отлаженную воспитательную систему подавления в нем всего живого. Естественно, ребенок не может и не имеет права сказать своим воспитателям, что ему плохо. Он вынужден терпеть, накапливая в своей психике гнев и ярость против своих "воспитателей". Потом, если повезет, эту ненависть можно будет выразить в написании сцен мучения святых.
Уровень садизма, содержащийся в "Житиях" Димитрия Ростовского, невольно заставляет вспомнить другое время и другого очень известного человека - Адольфа Гитлера. Маленький Адольф подвергался жутким беспричинным побоям со стороны своего отца, даже очень религиозная мать не смела заступиться за своего сына. Все в семье боялись это деспота. Ужас на всех домашних наводила тётушка Иоганна - горбунья, больная тяжелой формой шизофрении. Семьи с неблагоприятным внутренним климатом не были редкостью в то время в Австрии. Но беда Адольфа была в том, что он не мог никому рассказать о своих страдания, получить хотя бы формальное сочувствие. Такая у него была семья. Оставалось только одно - фантазировать и накапливать свою ненависть. Когда Адольф вырос, он сумел, в отличие от Димитрия Ростовского, выразить практически свою накопленную ненависть и свои фантазии. Что это было? - надеюсь, читатель знает.
Особого внимания в "Житиях" Димитрия Ростовского заслуживают его фантазии по поводу женщин. Как правило, им всем рвут клещами сосцы и отрезают белые груди. В отдельных случаях это повторяется несколько раз: после истязаний в темницу к мученице является ангел или сам апостол Петр и восстанавливает сосцы/груди. На следующий день мучитель, будучи посрамленным, с еще большим остервенением набрасывается на сосцы/груди, и автор с новыми подробностями описывает процесс. И так несколько раз: мучитель - сосцы/груди - ангел - мучитель. Когда читаешь такой текст, возникает мысль о том, что, если святитель писал правой рукой, то его левая рука при этом не была праздной. По-настоящему с рукой мастера можно познакомиться, только читая оригинальный текст.
Подобные тексты интересны с психологической точки зрения. Человек имеет сильное, непреодолимое влечение к женщине, но это влечение не удовлетворяется в силу религиозных запретов - автор был монахом. Поэтому возникает ненависть к недоступной и вожделенной женщине, которая выражается в жутких фантазиях истязания её тела. У этих фантазий есть еще одна функция - обесценивания недоступного объекта. Когда автор изображает изуродованное женское тело, возможно, он испытывает ослабление своего вожделения. Одним словом, из-за религиозных ограничений сексуальная потребность удовлетворятся в извращенной форме. Как тут не вспомнить профессора П.Б. Ганнушкина.
Поскольку подобные тексты создаются людьми в особом состоянии психики, они (тексты) обладают определенной силой воздействия, они могут навязать читателю психологическое состояние автора, вовлечь читателя в это состояние. Приведу один пример.
В начале девяностых годов, когда православии только входило в моду, меня пригласили в одну элитную школу преподавать Закон Божий или какую-то православную духовность. Когда я пришел в школу, я почувствовал внимательные и напряженные взгляды учителей. Об этом я спросил у завуча, а она робко спросила: "А Вы будете читать жития святых?" Выяснилось следующее. До меня один батюшка преподавал в этой школе Закон Божий. Преподавание велось в благочестивой православной традиции - чтении житий святых этого дня. И батюшка всей школе, с первого по одиннадцатый класс, прочел жития этого дня. А там как раз было подробно про отсеченные груди, источающие молоко. Преподавательская карьера батюшки на этом закончилась, но дети несколько месяцев после этого урока задавали сложные вопросы учителям и родителям.
Подведем итоги. Итак, религиозность подавляет естественные человеческие чувства, прежде всего, гнев и агрессию. Не имея выражения, подавленные гнев и агрессия накапливаются в психике человека, делая его агрессивным. Агрессивность выражается или в форме внешней агрессии, или в форме аутоагрессии - в различных формах самоистязания или просто жизненных ограничений.
Религиозная культура, чаще всего в неявной форме, несет в себе опыт агрессивного отношения к жизни и к самому себе, тем самым привлекая к себе расположенных к этому людей. Погружаясь в религиозность, человек все больше отчуждается от самого себя, становит агрессивным по отношению к самому себе или по отношению к не таким, как он. Иначе говоря, ведет религиозную войну или с самим собой или с не такими, как он.
Автор - психолог, священник Игорь Поляков
Опять в рассылке древние статьи. Дефицит новых?
Где-то есть не двуногие?
Ранее в разделе
Самое популярное в разделе