Если просмотреть коллекции последних двух сезонов, то в глаза сразу бросится явная деталь: в моду возвращается продуманность и тщательность, которой многие так долго избегали. Самый простой пример на базовом уровне: уже несколько лет нам твердили о том, что подбирать детали тон в тон и сумку точно к туфлям — это устаревший подход. И вообще, по твоему внешнему виду не должно быть видно старательности и приложенных усилий. А тут бац — и снова мы видим сложные комплекты, сочетание аксессуаров и продуманность на разных уровнях. И это не просто легкое дуновение тренда, это глобальный шторм тенденций, который нас буквально швыряет в другую сторону от того, что мы проповедовали ранее.





Для начала надо сказать о том, почему, собственно, мы возвращаемся к шику. На это есть две причины — социальная и эстетическая. Социальная связана со всеми теми глобальными изменениями в обществе, которые произошли за последние пару лет. А эти годы были очень плотно наполнены важными событиями: пересмотр гендерных ролей в обществе и подход к отношениям, геополитические изменения, скандалы на разных уровнях, от межднародных конфликтов до репутационных потерь отдельных «глыб», которые казались нерушимыми. Движение #MeToo и пересмотр отношения к насилию, а также к самой идее, что именно мы считаем насилием. Тренды на минимализм и экологичное потребление. Все это не просто изменило общество, но и в целом сделало его очень неоднородным.

Интересно, что в этом плане к идее нового буржуазного шика общество приходит с двух разных сторон, которые исповедуют совершенно противоположные концепции, но в итоге получают один результат. С одной стороны — это сторонники традиционного мироустройства, которые сокрушаются о том, что общество сейчас переживает кризис женственности. Рушатся привычные для них каноны отношений и правила существования и поведения в социуме. Меняются привычные правила и роли в жизни. И именно в возвращении роскошной женственности, в возвращении продуманного шика они видят для себя спасение. Это знакомые и понятные идеи, которые дают им зыбкое ощущение стабильности и понятности. Уверенность в том, что еще не все в этом мире разрушено и переделано по новым правилам.

С другой стороны — сторонницы эмансипации, борьбы за женские права вдруг поняли, что они обрели определенную свободу. В том числе и свободу выбрать роскошь или даже традиционную женственность в одежде. Им уже не надо противопоставлять себя в какой-то степени остальному обществу. К тому же сегодня шик и женственность не обязывает их к традиционному женскому поведению. А значит, при выборе можно руководствоваться только лишь эстетическими критериями.

А наши эстетические критерии оценки одежды и моды тоже претерпели изменения за последние годы. Мода и общество как ветрянкой переболели Демной Гвасалией и его идеями маргинализации. Вспомните, Balenciaga у Ремарка и Balenciaga эпохи Гвасалии — это как будто бы две разных вселенных, про которые и подумать нельзя, что это один и тот же модный дом, просто в столь далекие друг от друга периоды. Сегодня Balenciaga постепенно переживает «выздоровление», правда, следы от оспинок, похоже никуда не делись и еще долго будут напоминать о себе.



Интересно, что в Vetements при этом Гвасалия все время продолжал заигрывания с буржуазным шиком. От выхода на подиум седой леди в шубе из натурального меха, воспроизводящей практически шаблонный образ представительницы верхушки среднего класса, до появления в новой коллекции вещей, которые несмотря на определенные детали (как например, открывалка для пива, встроенная в каблук ботильонов) по своей форме и материалам воспроизводят лучшие образцы стиля.



Глобальный тренд небрежности и свободы в моде укрепился очень плотно. Особенно в массовом повседневном проявлении. Плюс к этому — опять же по аналогии с ветрянкой — от Гвасалии этим постсоветским унынием заразились и переболели многие бренды. Для благополучного несмотря на все кризисы западного мира эти идеи казались свежими и экзотичными, будоражащими сознание и вызывающими выброс адреналина. Для нас же — по следам относительно свежей памяти — это все смотрелось слишком пугающим.

Но даже для западного общества крен оказался слишком сильным. И теперь социальный шторм качнул нашу лодку в другую сторону. Правда, ничто на земле не проходит бесследно. Поэтому и шик сегодня выглядит несколько иначе, чем он выглядел, например, в тех же семидесятых, к которым мы так часто видим отсылки в актуальных коллекциях.

Самое главное — это в целом больше свободы и динамики. Другая степень облегания, другие силуэты. При возвращении к идее о подчеркивании женственности, часто отсутствует подчеркнутая сексуальность. Вещи в целом допускают больше свободы движения и в целом свободы поведения в этих вещах. Такой подход становится популярным. Тщательность при высоком уровне свободы — это то, чего нам так не хватало в стиле в последнее время.



История и романтика. Мы постоянно в последние годы видим на красных дорожках обращения к тому или иному историческому периоду. Чаще всего это использование характерных эпохе деталей в тщательно выстроенном современном концепте. Но нельзя не отметить, что детали эти кажутся очень романтичными: белые блузки, жабо, сложные драпировки. Этот социальный запрос без сомнения нашел отражения в коллекциях и теперь интересно смотреть, насколько это войдут в массовую моду.





Спокойные цвета и размеренная буржуазность на подиуме встречаются с необычным обыгрыванием. Как эти «тазики» на показе Nina Ricci, как будто призванные напомнить нам о том, что несмотря ни на что, не стоит относиться к идее роскоши и собственной шикарности слишком серьезно.



В новый шик проникают масс-культурные детали. Причем иногда такие, которые долгое время считались признаком «низкого стиля» или даже безвкусицы.



В тренде «спокойствие роскоши», которой не требуется никому ничего доказывать. Отсюда нейтральные оттенки, очень простые прически, нюдовый макияж. Нельзя сказать, что яркость в принипе не приветствуется. Просто она выражается не столько цветом или акцентами, сколько нарочитым использованием маркеров шика.





Подводя итоги можно сказать, что мы наблюдаем сегодня небольшую «модную революцию» и смещение уровня свобод. Некоторое время назад идея носить кроссовки с деловым костюмом казалась революционной. И роскошью была свобода позволять себе такое. Сегодня, когда это стало мейнстримом, мы переживаем новое осмысление свободы. Сегодня революционной кажется идея того, что можно разрешить себе роскошь, даже на фоне глобальных кризисов и моды на минимализм и отказ от потребление. Но еще важнее идея того, что эта роскошь уже не подчиняет нас, а шик становится более удобным и не вычурным.

И кстати, если вы сторонник небрежности, и наступающая тщательность вас пугает — не спешите огорчаться. Современная мода хороша именно тем, что ни один из трендовых подходов в ней не является главным и исключающим другие. Так что мода на блузки с бантом вряд ли уберет из массового обихода кроссовки и оверсайз.