Ида Рубинштейн – одна из известнейших танцовщиц своей эпохи – была весьма загадочной личностью в глазах современников. Такую завесу тайны вокруг своей личности танцовщица создавала сама, уклончиво отвечая на вопросы о времени и месте своего рождения – то ли 1880 год, то ли 1885, возможно Петербург.

В действительности Ида родилась 21 сентября 1883 года в Харькове. Ее отец – Леон Романович Рубинштейн – принадлежал к одной из наиболее состоятельных семей Российской империи, владевшей банками, пивоваренными и сахарными заводами. Огромные доходы шли в том числе и на благотворительность. Леон Романович и его брат Адольф были большими ценителями искусства – при их участии было основано харьковское отделение «Русского музыкального общества». Связал свою жизнь с музыкой и двоюродный брат Иды Иосиф (сын ее дяди Адольфа) – он играл на фортепиано, очень любил музыку Рихарда Вагнера и был его секретарем-музыковедом.

Ида лишилась матери в раннем детстве, а когда ей было девять лет, умер и отец. Опекуншей богатой наследницы стала тетя – мадам Горовиц. Она забрала девочку в Петербург. Племянницу тетя любила и позаботилась об ее образовании. Ида обучалась истории (особенно ее интересовала античность), музыке, иностранным языкам – английскому, немецкому, итальянскому и французскому, танцам… Вот с этим возникли проблемы: в ходе занятий выявилось отсутствие способности к танцам – и только сильный характер помогал преодолевать неудачи, занимаясь часами. Одновременно Ида брала уроки актерского мастерства.

IdaRubinshtein4Когда Ида заявила о своем желании связать жизнь со сценой, тетя пришла в ужас – с точки зрения патриархальной семьи это было бы несмываемым позором! Во избежание этого девушку выдают замуж за кузена. Молодожены развелись через месяц после свадьбы, но теперь Ида получила возможность жить самостоятельно.

В 1904 году Ида Рубинштейн на собственные средства поставила трагедию Софокла «Антигона». Этот спектакль, где она исполнила главную роль, оформил Л. Бакст. Спектакль особого фурора не произвел, но молодая актриса упорно шла к своей цели. Скоро она начинает получать приглашения в разные театры, в том числе и от К. С. Станиславского, но его театр показался актрисе «устаревшим».

В театре В. Комиссаржевской Ида Рубинштейн в 1907 году репетировала роль Саломеи в одноименной пьесе Оскара Уайльда. Будущему спектаклю она придавала большое значение – ведь ей предстояло стать первой исполнительницей этой роли в России, но постановка была запрещена из-за «аморальности». И тогда актриса решила исполнить хотя бы «Танец семи покрывал», музыку к которому написал А. Глазунов.

И. Рубинштейн обратилась к Михаилу Фокину. Несмотря на некоторые сомнения, он заинтересовался идеей. Работа над этим чувственным танцем длилась несколько месяцев – и, наконец, он был представлен в мюзик-холле «Олимпия» во французской столице, а позднее состоялась и российская премьера – в декабре 1908 года, в Петербургской консерватории.

Ida_rubinshtein2Вызывающе-эротический номер прославил Иду Рубинштейн. В 1909 году вновь представился случай проявить себя в качестве танцовщицы: С. Дягилеву для очередного «Русского сезона» требовалась исполнительница заглавной роли в балете «Клеопатра», и Михаил Фокин порекомендовал Иду Рубинштейн. Поначалу С. Дягилев возражал – она ведь не была профессиональной танцовщицей, но все же согласился, и в Париже Ида Рубинштейн покоряла зрителей не меньше, чем Анна Павлова или Тамара Карсавина. Особое впечатление производила на публику сцена соблазнения, когда танцовщица демонстрировала на сцене подлинное упоение любви.

Добившись успеха во Франции, Ида Рубинштейн не вернулась на родину. Она много путешествовала, из всех поездок привозила множество диковинных вещей – древнегреческие бюсты, японские статуэтки, редкие растения и даже экзотических животных. На вопросы журналистов она отвечала, что делит жизнь «на две совершенно самостоятельные части: путешествия и театр, спорт и волнующее искусство».

В 1910 году Ида Рубинштейн исполнила роль Зобеиды в балете «Шехеразада». Ее партнерами были Вацлав Нижинский и Алексей Булгаков. Эффект, произведенный балетом, оказался неожиданностью даже для его создателей: в моду вошли шаровары, цветные тюрбаны и иные элементы его оформления.

На афише этого сезона планировалось поместить портрет Иды Рубинштейн, написать который должен был известный художник В. Серов. Он мечтал изобразить танцовщицу обнаженной – и напрасно он сомневался, что Ида Рубинштейн согласится позировать в таком виде. На афише это картина так и не появилась, зато была представлена на выставке «Мира искусства» в 1911 году. Мнения разделились: одни сочли портрет шедевром, другие же «награждали» картину такими нелестными эпитетами, как «грязный скелет» и «гальванизированный труп».

Добившись успеха в труппе С. Дягилева, Ида Рубинштейн начинает самостоятельную сценическую деятельность. Она исполняет главную роль в написанной специально для нее пьесе Габриеле д’Аннунцио «Мистерия о мученичестве святого Себастьяна», а затем и в других его произведениях. После революции 1917 года ей не хватает денег – спасти положение позволяет связь с миллионером У. Гиннесом.

В 1928 году И. Рубинштейн создает собственную труппу, куда входят Б. Нижинская, Л. Мясин, А. Бенуа. Для этой труппы И. Стравинский создал балет «Поцелуй феи», с большим успехом были поставлены балеты на музыку М. Равеля – «Болеро» и «Вальс». Последнее выступление Иды Рубинштейн состоялось в 1935 году в драматической оратории А. Онеггера «Жанна д’Арк на костре».

Во время немецкой оккупации И. Рубинштейн было опасно оставаться во Франции – она ведь была еврейкой – и она отправляется в Лондон. Здесь она создает госпиталь. Вернувшись во Францию после войны, Ида Рубинштейн поселилась на Французской Ривьере и вела уединенную жизнь до самой смерти в 1960 году.

По завещанию актрисы, о ее смерти не сообщали в газетах, а на ее надгробии начертаны только инициалы – I. R.