Взрослые могут транслировать ребенку убеждения, которые упрощенно звучат так: "я недостоин любви, я - ничтожество". Отсутствие критического мышления, которое страдает при подавлении себя, лишь ухудшает ситуацию. И, вступая во взрослую жизнь, человек продолжает верить в интроекты, которые в него поселились.

В своей книге "Невроз и развитие личности" Карен Хорни пишет очень важную мысль, к которой мы должны прийти, исцеляясь от невротических реакций. Это долгий и трудный урок для любого человека - усвоить, что другие не могут ни отнять наше самоуважение, ни подарить нам его.

Люди не могут ни отнять наше самоуважение, ни подарить нам его

Когда ребенок познает мир через взрослых, то он может присвоить их убеждения, которые они транслируют или убеждения, которые сформировались через преломление происходящего его психикой.

И человек начинает свято верить, что:

1. Любовь надо заслужить.

2. Я должен отвечать за родителей.

3. Мне нужно быть хорошим для других.

4. Мама всегда права.

5. Я не заслужил любви.

6. Меня можно бить и унижать.

7. Я - ничтожество.

8. Другие имеют право, а я - нет.

9. Меня не за что любить.

10. Я всегда во всем виноват.

11. Если на меня напали, обидели, то причина во мне, не надо провоцировать.

Такие убеждения можно ещё продолжить огромное количество в разных вариациях.

Даже когда в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает себя оценивать и рефлексировать, он это делает на том, что ему заложили.

И отсутствие критического мышления, которое конечно страдает при таком подавлении себя, усугубляет ситуацию.

Человек вырастает взрослым и продолжает верить во все интроекты, которые в него поселились и он принял их за свои кровные убеждения.

И получается, что САМОУВАЖЕНИЕ - это не моё уважительное отношение к себе, а это: я буду себя уважать, если на это дадут добро другие.

Но ведь другие могут его не дать по разным причинам. И далеко не всегда объективным.

Они могут использовать твое самобичевание в корыстных целях, чесать своего внутреннего садиста. Или просто: ничего личного, просто мне это надо для конкретных целей.

Даже, если ты не прав.

Одно дело не согласиться с твоим действием, другое - проявить к тебе неуважение.

Подумай: что же такое ужасное ты должен сделать, чтобы тебе демонстрировали неуважение?

Быть абсолютно безнравственным типом?

И вот эти вещи стОит научиться разделять: есть мое неправильное или правильное действие, а есть я - личность.

На что в работе по присвоению самоуважения я обращаю внимание:

1. Осознание, что заслужить любовь у того, кто нас отвергает, невозможно.

2. Обнаружение отщепленной травмированной части и принятие ее в себя.

3. Отслеживание невротических установок и их модуляция (изменение).

4. Знакомство с собой, со своими желаниями, интересами. Выработка своих убеждений, взглядов. И через это выработка своих границ.

5. Поддержка своего внутреннего Ребенка, видоизменение обычно критикующего, подавляющего Родителя и формирование зрелого Взрослого.

6. Постановка целей, начинаем с самых маленьких.

7. Принятие ограничений, поиск возможностей в зоне свободы.

8. Отслеживание хорошего в жизни и в себе.

Конечно, это только примерный фронт работы, у каждого он протекает по- разному, с разных боков и подходов. Потому что каждый человек и его история - индивидуальны и не похожи на другие.

Автор Оксана Танкова