Существует добрая сотня теорий, объясняющих, зачем человечеству понадобилось травить анекдоты, шутить, смеяться и иронизировать. Антропологи, лингвисты, социологи и психологи — все по-своему трактуют наличие у нас чувства юмора. Тем не менее среди этих теорий есть несколько особенно любопытных. Вот они.

ТЕОРИЯ ПРЕВОСХОДСТВА И УНИЖЕНИЯ

— Ура, я поступил в автошколу, скоро будет на одного пешехода меньше!

— А может, и не на одного.

Известный анекдот прекрасно иллюстрирует эту теорию, а ее суть чуть ли не полностью раскрывается в названии. Один из ее сторонников — профессор кафедры речевой коммуникации Университета Джорджии, психолог Чарльз Грунер.

Этот ученый муж считал, что юмор — это игровая агрессия, в которой проявляется торжество победителя над побежденным. Способ противостояния ситуациям и людям, где смех сообщает о победе над «врагом».

По его мнению, нам страшно весело и смешно наблюдать за глупостями других, потому что в этот момент мы чувствуем себя умнее и лучше этих недотеп. Например, процитированный абзацем выше анекдот дает чувство превосходства над неумелыми водителями.

Массовый юмор, кстати, нередко основывается на унижении другого человека. Всевозможные пранки, стендапы про бывших, поддразнивания, высмеивания — все это прекрасно вписывается в эту теорию.

ТЕОРИЯ НЕСООТВЕТСТВИЯ

Теория превосходства, хоть и считается крайне актуальной, все же не применима к формам юмора, где нет агрессии — всяким каламбурам, шуткам, как в «Кин-дза-дза», и прочим. И потом, если бы юмор основывался исключительно на чувстве превосходства, мы бы только и делали, что с утра до ночи смеялись над нищими и больными.

У юмора нашлись заступники — например, философ Артур Шопенгауэр. Он считал, что смех — реакция на несоответствия представлений об объектах и их реальными образами.

Проще говоря, все, что не соответствует ожиданиям, кажется смешным

Теорию Шопенгауэра поддержал британский психолог Ганс Айзенк, а развил журналист и психолог Артур Кестлер. По их мнению, причина смеха — интеграция несовместимых или противоречивых идей, взгляд на ситуацию с логичных, не несовместимых ракурсов.

«Вежливость в наше время стала такой редкостью, что ее часто путают с байкальским осетром» (Пользователь Твиттера @fcuktv)

Шутка, приведенная выше, произошла от расхожего тезиса «вежливость в наше время стала такой редкостью, что ее часто путают с флиртом». Это пример одновременно неожиданной концовки и логичных, не несовместимых ракурсов.

ТЕОРИЯ ВЫСВОБОЖДЕНИЯ

Первой в этом блоке следует упомянуть теорию утешения английского философа Герберта Спенсера. Спенсер считал, что смех — реакция организма на нервное напряжение.

По его концепции, страх и радость — чувства друг другу родственные. На реальную опасность человек реагирует дрожью, на мнимую — смехом. То есть смех помогает «высвободиться» от эмоционального груза, получить разрядку.

Так, ребенок заливается смехом, когда ему делают козу, зритель хохочет над комиком, которому больно прилетело в лоб черенком от граблей — «Хорошо, что это произошло не со мной!».

Русский культуролог Бахтин выдвинул «карнавальную теорию юмора».

Юмор, утверждал он, — попытка сбросить оковы норм, логики и самоцензуры. Желание на миг погрузиться в мир, где все можно

Наконец, к этой категории относятся теории юмора как игры и радости, теории «переключения» от серьезного состояния к игривому. Эту теорию выдвинул американский исследователь Макс Истмен, а поддержали Дэниел Берлайн и Чарльз Грунер.

После шутки человек оказывается в психологически безопасной зоне — например, шутка, отпущенная на рабочем совещании, помогает работникам на минуту выдохнуть, «переключить» состояние стресса.

Помимо вышеперечисленных, у юмора есть чисто антропологические объяснения. Теория Малкея-Миллера гласит, что чувство юмора нужно, чтобы привлечь партнера — своего рода способ блеснуть интеллектом, а значит, хорошими генами.

А вот Майкл Оурен и Джоанна Бачоровски считали, что юмор — это механизм закрепления симпатии женщины к мужчине: он шутит, она смееется, он доволен, что она смеется.

К слову, ряд экспериментов, например опыт Бреслера и Грингросса, показал, что хуже всего в этом случае работает самобичевательный юмор, а лучше всего — нейтральный, без пошлости и фиксации на какой бы то ни было теме.

МОЖНО ЛИ НАКАЧАТЬ ЧУВСТВО ЮМОРА?

Да. можно. Причем шутки не обязательно придумывать самостоятельно. Тут играет роль начитанность и насмотренность: стендап-концерты, смешные монологи, сатирические романы (Ильф и Петров всем в помощь), комедии, смешные скетчи — все это работает на тренировку чувства юмора.

В конце концов, если мы не научимся шутить, то уж точно сможем сыпать направо и налево смешными цитатами.