ВОПРОС: "Уже почти 2 года ежедневно меня мучает один вопрос, ни с кем не могу поговорить об этом.

У меня 2 дочери. Старшая — умница, красавица и девочка-девочка. Младшая — тут все сложно, начну с того, что я всегда мечтала, чтоб у меня были однополые дети с разницей в 10 лет, так и вышло. Это с рождения был идеальный ребенок. У нас не было проблем с капризами, все решалось и делалось через игру, легко, нервы железные, спокойная как удав.

2 года назад, в мой ДР дочь сказала мне — я хочу сменить пол.

В это время мы гуляли с ней по набережной в Сочи, я постаралась максимально спокойно отреагировать, типа — мы ж тебя родили девочкой, и любим девочкой, и я не перенесу, если с тобой что-то случится.

Слава всем богам, накануне её 18-летия у нас приняли закон о запрете смены пола, сейчас ей 19, она живет отдельно (мы купили студию) с мальчиком, но с её слов, это ничего не значит, планы остались прежними.

Зачем это мальчику, я с ним не разговаривала.

Сейчас дочь заканчивает колледж, будет программистом, далее думает переехать в Германию. Конечно, я молчу и надеюсь, что перерастет.

Смерти я сама не боюсь, я похоронила бабушку с дедушкой в мои 18, отца в 23, и маму в 32, меня там давно ждут. Я боюсь только пережить своих детей, если с ней что-то случится — я не буду жить.

Могу ли я со своей стороны повлиять как-то на дочь или пусть будет как будет? Муж не в курсе".

ОТВЕТ

Кошмар какой. Бедный ребенок, бедная мама.

Здесь совсем недавно было письмо такой же мамы, только с сыном. Но там все усугублялось тем, что семья живет в европейской стране с упрощенным протоколом - протоколы в разных странах разные, и не везде человек получает добро на такую трансформацию по первой просьбе, но там было как раз вот так, вообще беспрепятственно, и мальчик уже начал принимать гормоны. Плюс маму с ее горем там не понимает и не поддерживает ни один специалист, потому что специалисты тоже люди и хотят спокойно работать, а вон из профессии с волчьим билетом они не хотят.

В скобках заметим, что жизнь специалиста такого профиля вообще нелегка, потому что от него требуется колебаться вместе с линией партии, а не поперек этой линии. Той европейской маме не убедить ни одного психолога хотя бы поговорить с мальчиком о взвешенности его решения, потому что генеральная установка дана на полную свободу выбора, а все остальное считается мракобесием и насилием над личностью. Если бы та мама жила в Афганистане и пришла к психологу с такой же проблемой - психолог беседовал бы с ней с позиций шариатского суда, и желание мальчика сменить пол объяснял бы тем, что в него вселился шайтан. Потому что если психолог говорил бы что-то другое, то с шариатским судом уже имел бы дело он сам. И в том и в другом случае от специалиста нет никакой пользы, потому что человек пришел не послушать, что пишут в газетах - что пишут в газетах, он и сам знает.

Я это все говорю не просто чтобы поворчать. Вам самой сейчас необходима помощь. Судя по вашим рассуждениям о смерти, вы уже на грани, и без психотерапии вы эту ситуацию не вывезете. Так вот, ищите такого психотерапевта, который минимально идеологизирован. Потому что если терапия будет заключаться в том, что хорошо быть девочкой в розовом пальто, а не хотеть ею быть - это психическое расстройство и происки Диавола, то вы получите утешение и подтверждение своей правоты, но помощи вы не получите. Помощь психотерапевта состоит не в том, чтобы пересказывать Священное Писание, для этого есть батюшка, и у батюшки это уж всяко лучше получается. Смысл психотерапии состоит в том, чтобы никто не убился и не впал в отчаяние оттого, что жизнь далека от идеала, а научился нормально жить в тех обстоятельствах, какие ему выдали. Поэтому хорошо бы, чтобы ваш психотерапевт был способен воздержаться от моральных оценок и работал бы с вами и с вашими чувствами, а не боролся за чистоту нравов.

Начните с этого, вот правда - это сейчас самое главное. Я терпеть не могу этот заезженный лозунг про кислородную маску, которую сперва на себя, а потом уж на ребенка, но в вашем случае это действительно важно. Если вы сами будете в растерянности и в отчаянии, вы наломаете дров и подорвете здоровье. Вам сейчас первой нужно хоть немножко нарастить ресурса.

Что до вашей девочки, то да - это большая беда. Я бы тоже на вашем месте не знала, что делать. Но. Я бы даже сказала - НО. Вообще-то еще ничего страшного не случилось. Страшное вам пока еще только обещают. Вы взрослый человек и, я думаю, вы уже в курсе, какова цена обещаний в нашем прекрасном мире. Это даже не 50:50, как с динозавром. Это еще меньше.

Во-первых, ваша дочь может просто ошибаться. Ей сейчас кажется, что она что-то про себя поняла, но это не обязательно так и есть. Через год она может понять о себе что-то совсем другое. 19 лет в наше время - это разгар пубертата, а в пубертате почти каждому ребенку черти мерещатся. Я нисколько не удивлюсь, если скоро пубертат признают психическим расстройством, требующим медикаментозной поддержки или как минимум врачебного наблюдения, потому что симптоматика именно такая и да, ребенок не виноват, что его колбасит, и нет, он не может взять себя в руки. Это время надо просто пережить, причем в прямом смысле - в смысле, чтобы в конце этого экспириенса людей было столько же, сколько было в начале, и желательно, чтобы ни один из них не заговаривался, включая родителей.

Во-вторых, даже если ребенок спустя небольшое время не передумает сам, естественным путем - время работает на вас. Ребенок может передумать не потому, что его посетила какая-нибудь новая идея (тут я бы постучала по дереву), а просто потому, что он повзрослел, нагулял ресурса и психика стабилизировалась. Это может занять несколько лет, но чаще всего происходит именно так.

Отдельное спасибо вы можете сказать государству, сделавшему невозможным воплощение этих намерений. Получить профессию программиста, достичь в этой профессии такого уровня, чтобы рассчитывать на оффер в Германии, получить этот оффер, переехать, как-то худо-бедно натурализоваться и тогда уже претендовать на операцию по смене пола (при условии, что страховка иностранного специалиста такую операцию покрывает) - это долгий квест. В качестве плана это выглядит очень хорошо и для ребенка, и для вас: ребенок не ощущает ситуацию как безвыходную (а это вообще-то самое главное сейчас), а вы понимаете, что план вообще-то довольно иллюзорный и может быть пересмотрен на любом этапе.

То есть ребенок не совершит ничего непоправимого прямо сейчас, но при этом он не ощущает себя в ловушке. И есть шанс, что пока эта Улита едет - все как-то рассосется.

Если спустя время ребенкино намерение не изменится - ну что ж. Значит, это не были искания и метания. Значит, это было серьезное решение и для него были причины. Такое действительно бывает, и с этим ничего не поделаешь. Но это бывает гораздо реже, чем искания и метания. Гораздо, гораздо реже.

Даже если вы попадете в этот ничтожный процент матерей, чей ребенок действительно родился не в своем теле - это тоже не причина, чтобы от своего ребенка отречься. Отречься от ребенка можно только, если ребенок злодей и душегуб, и то не всякая мать это может. А ваша девочка никому не причинила зла. Только самой себе, и то не факт, и то только в проекте.

Не стоит отчаиваться. Вы правильно делаете, что не донимаете ее разговорами на эту тему. Но вы только, пожалуйста, не отстраняйтесь. Ей сейчас очень тяжело. Даже если это фантазии и ничего не значит - эти фантазии не на пустом месте возникли. Человек хочет стать кем-то другим только в одном случае - когда ему плохо.

Просто помните об этом, пожалуйста.

Малка Лоренц