Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Поговорим о рекламе

  Все выпуски  

Васюхин по пятницам - поговорим о рекламе.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Sostav.ru - Васюхин по пятницам. Поговорим о рекламе.

Выпуск сорок первый


Путешествие будет опасным?

 
 

Есть за границей контора Кука…

Самуил Маршак,
"Мистер Твистер", 1933


  Лучшее определение "счастья" было услышано от Александры Калошиной.
  Вращалась когда-то в столичных рекламных кругах такая умница и красавица, руководила агентством "Саша". После вдруг вышла замуж за немолодого и, разумеется, небедного итальянца, родила близнецов, а бизнес свой продала. И что теперь с Сашей и с "Сашей", я не знаю…
  Но прежде, чем сложился этот сюжет для женского романа, Саша объяснила мне, что такое счастье. Так вот счастье - по Калошиной - это "путешествовать, не заботясь о деньгах".

* * *

  Как же я люблю путешествовать! Господи, если бы к этой страсти да еще наследство от калифорнийского дедушки, видели б вы меня здесь по пятницам, да и в остальные дни!.. Потому вот и не бросаю "вторую древнейшую", что она, проклятая и любимая, иногда позволяет утолять любопытство за казенный счет: то в Канн на "Львов" слетаешь, то в Пекин хорошие люди отправят, а то случится командировка в Сайгон или на Мальту.
  Я побывал в тридцати или около того странах, в большинстве не по одному разу, общался с прелюбопытными экземплярами homo sapiens. "Жил у моря, играл в рулетку, обедал черт знает с кем во фраке". И почти всегда был упоительно счастлив, хотя и приходилось задумываться о монетах. И сегодня моя головная боль - новый загранпаспорт: в старом, срок годности которого еще не вышел, нет живого места.
  Кроме шуток, господа: если кто может помочь избежать ОВИРовской сутолоки, буду страшно признателен (vlad-1@yandex.ru). А то вот Макс Лазебник зовет в январе в Румынию, читать лекцию рекламистам-горнолыжникам, и что я достану на пограничном контроле из широких штанин?!

* * *

  Ну, да ладно. Тринадцать разгневанных зрителей уже получили достаточно поводов, чтобы по винтикам разобрать меня, нескромного, в своем форуме. Перейдем к делу.
Бог есть: иногда и я получаю нормальные письма от нормальных читателей. Не так давно из Белоруссии прислала e-mail Дарья Боровская. Вот он (комплименты упускаю):
  "Меня всегда интересовал вопрос: каким образом грандам мирового турбизнеса а-ля TUI, ThomasCook и пр. удалось создать успешные брэнды? Ведь, действительно, ни о каком постоянстве в туризме речи не может и быть! Турфирма не может гарантировать туристу НИЧЕГО! Ни безопасность, ни здоровье, ни хорошую погоду - ничего! А брэнд есть... Как? Откуда? Даже при условии, что фирма работает с тысячу раз перепроверенной гостиницей, пусть даже своей собственной, выкупленной, НЕТ никакой гарантии, что бедному туристу, ПЕРЕПЛАТИВШЕМУ за "качество", не нахамит трижды оттренингованная горничная, у которой утром затопило квартиру... Так в чем тогда успешность брэнда туроператора? Он предлагает тысячу вариантов отдыха, в тысяче мест, для нищих студентов и звезд... Какое уж тут позиционирование брэнда? Все для всех? Какой тут имидж в глазах потребителя? Я получила образование в сфере туристского менеджмента, несколько лет работала в турфирмах, сейчас занимаюсь брэндом компании (слава Богу, не в туризме), читаю книги, общаюсь с опытными людьми. И вот, со всем своим пусть небольшим, но все же опытом и знаниями, никак не могу понять, откуда у туроператора - брэнд? Откуда потребитель знает, что эта фирма хороша, а эта - г...? Что в этом брэнде заложено? Что же это за явление такое - нечто пустое и в то же время полное? В голове крутится что-то неоформленное, но поймать пока эту мысль я не могу".

* * *

  Что не сделаешь для пытливого читателя? В лепешку расшибешься! А потому с Дарьиным "мылом" отправился я за комментариями к своему давнему знакомому и заказчику - директору известной московской туристической компании "Люкс-тур" Сергею Гладкому.
  Вот вам, милые клакеры, еще один повод обвинить меня в скрытом пиаре и "джинсе голимой". Однако дышите глубже: подавляющему большинству постоянных читателей моих опусов услуги "Люкс-тура", к сожалению, не по зубам. Это агентство занимается только индивидуальным, эксклюзивным, очень дорогим туризмом. Оно рассчитано на русских мистеров Твистеров: "Или прикажет подать самолет, или верблюда за вами пришлет". Время от времени я пишу или редактирую для их глянцевых буклетов и каталогов тексты об умопомрачительных курортах, элегантных яхтах и сногсшибательных отелях (где сам, кстати, ни разу не был).
  Конечно, правильнее было бы адресовать Дарьины вопросы непосредственно маркетинговому директору "конторы Кука", но ее в России как при Маршаке не было, так и сейчас нет…

* * *

  - На российском туристическом рынке сегодня нет брэндов, - считает Сергей. - Есть компании с именем, работающие лет десять, но для сферы услуг это недостаточный срок, чтобы говорить, что сформирован брэнд. Это агентства с хорошей репутацией, лидеры туристической индустрии. Их знают, они на слуху, но не более того. Они вкладывают деньги и в свою собственную рекламу, и в рекламу направлений, которые предлагают. Что касается продвижения туристической компании, то здесь надо делить рекламу на две части, Первая - сейловая: конкретные предложения под сезон, нужный товар в нужный момент. Вторая часть - имиджевая, такой рекламы очень и очень мало, поскольку дело затратное и не совсем благодарное.
  Сейчас в России предпринимаются попытки брэндировать туристический рынок. Например, этим озадачена компания "Инна-тур". Это часть крупного холдинга Госинкор. И у них подход к туризму прагматичный - это способ извлечь прибыль. Они, как мне кажется, хотят создать брэнд: есть оператор "Инна-тур", предлагающий опт, есть "Инна-тур", которая занимается корпоративным и индивидуальным туризмом, а еще - сеть агентств, которые будут работать под их вывеской. До сих пор на нашем рынке не было деления на тех, кто занимается только оптом и только розницей. Все работают по схеме: есть крупный оператор-оптовик, и есть масса агентств, которые работают по тому или иному направлению с этой компанией. В России в сфере массового туризма нет ни одной фирмы, которая бы работала по всем направлениям. Это на европейском или американском рынке агентства-гиганты имеют свои отели, свои перелеты и т.д. Но мы развиваемся не по какому-то особому пути, а движемся по тем этапам, по которым прошло западное общество. А там существуют туристические брэнды, и мы к ним тоже придем. Вопрос времени.
  "Инна-тур" - первые, кто пытается создать брэнд. С прицелом, на мой взгляд, продать эту компанию, поскольку к российскому рынку давно уже присматриваются крупные немецкие игроки. Немцы недавно приезжали в Москву и вели переговоры. Они работают на больших объемах, их интересуют большие потоки, а это возможно, если существует розничная сеть. Но чтобы это было не сто агентств, каждое работающее по-своему, имеющее свой собственный фирменный стиль, свои команды и оборудование, а единая сеть. Сеть магазинов с едиными стандартами, единой политикой, одинаково квалифицированным персонажам и корпоративным стилем. Что сейчас и делает "Инна-тур".
  - А ваша компания - это брэнд или фирма с репутацией?
  - Мы хотим превратить "Люкс-тур" в брэнд. Наша компания - туристический бутик. А бутиков не может быть много. Мы не собираемся плодиться и размножаться в Москве. В других городах - возможно. Но это рискованно, поскольку в регионах сложно обеспечить качество, которого мы добиваемся здесь. В Москве я все контролирую и отслеживаю сам, а в провинции будет довольно непросто найти и обучить персонал, и следить за качеством. Это меня и останавливает.
  - Вы не поделитесь собственными ноу-хау создания брэнда?
  - Нет. Но все наши шаги не являются тайной. Эти секреты лежат на поверхности, просто конкуренты ходят рядом и не видят. Или не хотят увидеть… Есть вещи, которые люди интуитивно должны делать.
  - Улыбайтесь, и вам будут улыбаться в ответ?
  - Примерно так. Если хочешь, чтобы клиенты приходили именно к тебе, ты должен знать: чего клиент хочет, то есть быть ориентированным на него. А не думать, чего хочется тебе и как тебе удобнее работать. Пойми клиента, и тогда он будет очень к тебе лоялен.
  - Сейчас появились турагентства вроде "Куда.ru" или "Машины времени". Они широко раскидывают свою сеть. Это зачатки будущих брэндов?
  - Да, безусловно. Но на их развитие потребуются усилия, время, финансовые вложения и знания… Почему человек верит тому или иному брэнду? Потому, что данный продукт удовлетворяет целому ряду его требований и вызывает позитивные эмоции. Если говорить о туризме, то у клиента есть потребность купить качественную услугу. И он идет туда, где ему дадут подробную, исчерпывающую, корректную информацию, где его смогут грамотно проконсультировать. Поймут, что нужно ему. Подберут то, что ему идеально подходит. И продадут по нормальной цене. Неважно, какое направление он хочет. Смысл в том, что он купит качественный товар. И он будет знать, что если придет, скажем, в "Куда.ru", то уровень услуги всегда будет таким. Что здесь, грубо говоря, ему не подсунут "три звезды" вместо обещанных четырех, что менеджер будет с ним корректен, вежлив, а цена не окажется в два раза выше, чем у конкурента.
  - Говорят, что турист подобен любовнику: сегодня он желает одну страну, завтра флиртует с другой. А часто клиенты изменяют вам, турфирме?
  - Нет. Большинство клиентов постоянные. Кстати, с годами их число растет.
  - Есть хорошая формула: в России - все секрет, и ничего - не тайна. А ваш рекламный бюджет?
  - Секрет, конечно!.. Но, повторяю, в нашем бизнесе занятие рекламой - дело неблагодарное. И это не только мое наблюдение. Я общаюсь с коллегами из других компаний. Сейчас все рекламные акции здорово потеряли свою эффективность. И если имеет смысл чего-то делать, то я бы говорил только о директ-мейле. Реклама туризма в СМИ становится все менее и менее эффективной. Связано это с тем, что многие издания себя дискредитировали, они не эволюционировали вместе с читателями. Например, журналы "Вояж" и "Вояж и отдых". То, о чем они писали раньше и как писали, для своего времени было здорово. Но читатели не стоят на месте, много ездят, видят, общаются, и их уже не удовлетворяет манера, уровень, да и качество информации, которое подается в этих журналах. Они не находят там ничего нового. Более того, эти издания никак не могут определить свое позиционирование: на кого они рассчитаны? То ли на массового потребителя, то ли на индивидуального заказчика. Когда-то они играли роль справочников, куда клиенты обращались, чтобы узнать, какие существуют турфирмы, теперь потребности в этом нет. Количество обеспеченных заказчиков не увеличивается, этот "кусок пирог" уже поделен между рядом компаний. Растет благосостояние тех, кто уже богат, а "новых богатых" не наблюдается... Конечно, то, насколько ты известен, играет большую роль. У всех компаний случаются ошибки, порой, не по собственной вине. Клиент этих промахов, как правило, не прощает, и уходит в другую фирму, и, уходя, он уже знает, куда и к кому.
  - За девять лет существования "Люкс-тура" вы обращались за помощью в рекламные агентства?
  - Нет. Дальше разговоров-переговоров дело не шло. Я предпочитаю "индивидуалов" - независимых дизайнеров или копирайтеров. У агентств одно желание - схватить бюджет побольше. Они не пытались понять специфику моего бизнеса, особенности потребителя, и соответствующим образом разработать рекламную кампанию или выбрать рекламоносители. Они не пытались понять и разобраться. Все шли по стандартному пути. Им что пельмени продавать, что Маврикий - один черт.
  - То есть, вы сам себе рекламист. И что же вам помогает?
  - Опыт, книжки, здравый смысл. У российских агентств учиться нечему. Но и западные технологии далеко не всегда можно копировать слепо. Надо адаптировать их к существующей среде, учитывая состояние нашего общества.
  - А что для вас самого является определяющим при выборе товара или услуги?
  - Я очень консервативен в своих пристрастиях. Предпочитаю рекомендации. Нет ничего надежнее и убедительнее. К нам, кстати, половина новых клиентов приходит по рекомендации…

  P.S. В конце своего письма Дарья Боровская пролила просто-таки бальзам на сердце колумниста: "Мне было очень жаль узнать, что Вы собираетесь закончить свой пятничный проект в конце года. В любом случае, удачи Вам".
  Спасибо! И Вам удачи. Спасибо за тему для разговора (а Сергею Гладкому - за интервью). Пишите. И… путешествуйте, не заботясь о деньгах!


Архив
Влад Васюхин решил тряхнуть стариной (интервью)
Выпуск первый. Грешно ли заниматься рекламой?
Выпуск второй. Можно ли заказать вдохновение?
Выпуск третий. Сколько в России настоящих дизайнеров?
Выпуск четвертый. Как назвать унитаз?
Выпуск пятый. Сколько стоит Алла Пугачева?
Выпуск шестой. Проживет ли Россия без рекламы?
Выпуск седьмой. Все решает пиар?
Выпуск восьмой.Почему люди любят, когда их облизывают?
Выпуск девятый.Почему ушел Виталий Власов?
Выпуск десятый.Зачем приватизировать словарь?
Выпуск одиннадцатый.Любите ли вы чеснок?
Выпуск двенадцатый.А вы не мазохист?
Выпуск тринадцатый.Вы любите, когда к Вам пристают?
Выпуск четырнадцатый.Вам фокусник не нужен?
Выпуск пятнадцатый.Почему хот-дог не может быть холодным?
Выпуск шестнадцатый.Вы хотите жить на Ландышевой улице?
Выпуск семнадцатый.Зачем вам фрукты с кладбища?
Выпуск восемнадцатый.Нужен ли Тарковскому "Золотой орел"?
Выпуск девятнадцатый.Что бы вы сделали, если бы были Еленой Нарышкиной?
Выпуск двадцатый.Почему рекламисты становятся рекламофобами?
Выпуск двадцать первый.Почему в России нет своего Огилви?
Выпуск двадцать второй.Вам хочется песен?
Выпуск двадцать третий.Когда мы начнем убивать драконов в самих себе?
Выпуск двадцать четвёртый.Поможет ли реклама российскому кино?
Выпуск двадцать пятый.У вас какая карма по жизни?
Выпуск двадцать шестой.В каком кино вы хотели бы жить и с кем?
Выпуск двадцать седьмой.Как насчет "еды и женщин на скорую руку"?
Выпуск двадцать восьмой (анонс).Show must go on! "?
Выпуск двадцать девятый.Почему теплоход без намордника?
Выпуск тридцатый.А у вас-то какая миссия?

 
 



 
Подписаться на новости рынка рекламы:
Рассылки Subscribe.Ru
Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.
Новые статьи
-Аптеки для шопинга. В аптеках "36,6" может меняться все: от маркетинговой стратегии до расположения товаров на полках.
-Интервью: Гиа Гвичия, президент петербургского пивоваренного комбината им. Степана Разина - "Я не смогу перешагнуть через себя и продать завод".
-Газетный фаст-фуд. USA Today хочет отучить американцев от чтения серьезных газет.
Новые статьи 29.11.2002
-Нас накрыла волна свободы. Все беды российской прессы происходят от ее неспособности внятно заявить о своих интересах.
-Продаем бизнес б/у. Адвокат Вадим Самсонов создал компанию по торговле предприятиями.
-Интервью: Доктор экономических наук, профессор АНХ Е.Н. Лобанова - "Пришло время финансового менеджмента"
Новые статьи 28.11.2002
-Роль личности. От кого зависит успех западной компании в России
-Интервью: Андрей Рябов, руководитель российского отдела продаж хорватской фармацевтической компании "Плива" - "Я не в восторге от кандидатов с учеными степенями"
-Соблазнительная речь. Как провести презентацию
Новые статьи 27.11.2002
-Футбольный рекламоноситель. Спонсоры спорта иногда получают не только налоговые, но и политические льготы.
-Революционная типография. Hewlett-Packard, Xerox и Heidelberg готовят переворот в печатном деле
-Программы-лидеры по объему телеаудитории с 18 по 24 ноября
-Интервью с петлей на шее. Кадровики используют методику жесткого «наезда» на соискателя
Новые статьи 26.11.2002
-Интервью: Борис Йордан, генеральный директор "Газпром-Медиа" и НТВ - "За качество аудитории рекламодатель платит премию".
-Интервью: Марк Дюрст, глава российского офиса корпорации Philip Morris - "Кризис заставил многое строить заново"
-Товар с доставкой. Почему компании-производители не могут полностью положиться на дистрибуторов.
Новые статьи 25.11.2002
-Александр Никольский, директор рекламного агентства AGN-Group: "Кто возьмет билетов пачку..."
-Излишество или необходимость? CRM-система – это насущная необходимость для любой активно работающей на рынке компании.
-Киоск навсегда. Жертвы языковой ошибки.
-Счастливая возможность Дэвида Келлерманна. "Через десять лет российские брэнды смогут покорить Европу", - считает владелец интернационального швейного бизнеса

|| Главная || О проекте || Рекламодателю || Новости || Конференции || Игра ||
|| Виртуальный супермаркет || Письмо редактору ||


Менеджер проекта Sostav.ru Алексей Павленко
Телефон / факс : (095)209-7648 / 71-90 / 49-47 / 79-87 / 71-82 / 78-67
copyright Depot WPF 1998-2002 ©


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное