Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура Московского княжества

Уже с конца XIII века начинается быстрый рост экономического и политического значения Москвы. Территория Московского княжества расширяется, включая ряд важных в экономическом и стратегическом отношении городов и областей. Авторитет Москвы возрастает в связи с переходом сюда митрополита и превращением ее в общерусский церковный центр. Возрождение и развитие производительных сил страны, рост городского ремесла, расширение торговых связей, а также интересы борьбы с татаро-монгольскими захватчиками создавали необходимые условия для объединения разрозненных русских княжеств в едином государстве.
Инициатором создания Русского государства и становится Москва, начинающая борьбу за роль общерусского центра с другими княжествами. Сильнейшим противником Москвы выступает Тверское княжество. Однако победительницей выходит Москва, правительство которой встречает поддержку горожан, тогда как тверские князья опираются на консервативную феодальную знать и в борьбе с Москвой обращаются к помощи Литвы.
Во второй половине XIV века роль Москвы как столицы формирующегося Русского государства становится общепризнанной. Московская великокняжеская власть, успешно преодолевающая сепаратистские тенденции феодалов Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, стала единственной силой, способной дать отпор Литве и Орде. Разгром полчищ Мамая на Куликовом поле (1380) был крупнейшим событием в истории русского народа, поднявшим его веру в свои силы и его национальное самосознание и закрепившим авторитет Москвы как центра освободительной борьбы.
Так же успешно выдержало Московское княжество разгоревшуюся во второй четверти XV века тяжелую феодальную войну, в которой против усиливавшейся великокняжеской власти выступили реакционные силы удельно-княжеской и боярской оппозиции.
В тесной связи с этой борьбой за создание Русского централизованного государства шел процесс сложения великорусской народности и быстрый подъем культуры и искусства, развивавшихся на основе передовых традиций прошлого. Москва была не только политическим центром возрождения Руси, но и средоточием формирования общерусской культуры.
Каменное строительство в Москве начинается одновременно с ее усилением при Иване Калите. В отличие от Новгорода и Пскова строительство здесь сосредоточено в руках княжеской власти и церкви и с самого начала приобретает государственный целеустремленный характер. В этом смысле история московского зодчества похожа на историю владимиро-суздальской архитектуры. И это не случайно — московские князья выступили продолжателями объединительной политики «владимирских самовластцев» XII—XIII веков, а развитие московской культуры прочно опиралось на владимирское наследие.
Первые каменные постройки — Успенские собор (1326), церковь Спаса на бору (1328—1330), Архангельский собор (1333) и церковь-колокольня Иоанна Лествичника (1329) — были сосредоточены в Московском Кремле. Все они были белокаменными, продолжая владимирскую строительную и художественную традицию. Успенский собор следовал типу трех-притворного четырехстолпного храма, точно повторяя план и конструкцию собора в Юрьеве-Польском (1230—1234); есть основания предполагать, что верх собора повторял динамическую композицию полоцкого Спасо-Евфросиниева собора с его трехлопастным пьедесталом под главой. Архангельский собор и храм Спаса на бору были, видимо, обычными четырехстолпными храмами; последний был вскоре дополнен притвором и приделом, определившими асимметричную композицию здания. Только развитая владимирскими зодчими резная декорация фасадов не нашла продолжения; однако в соборе Спаса на бору, как можно судить по найденным резным камням, место аркатурно-колончатого пояса заняла тройная лента плоской орнаментальной резьбы, похожая на резные доски, нашитые на фасад храма. Церковь Иоанна Лествичника имела необычную композицию — это был, видимо,  столпообразный   высокий   храм   со   звоном   наверху,   игравший, вероятно,и роль дозорной вышки Кремля, образовавший центральную вертикаль ансамбля, как это было раньше в Холме времени Даниила Галицкого. Кроме этих каменных храмов было построено много деревянных — дубовой была и новая крепость Кремля (1339). Постройки Ивана Калиты предопределили композицию центрального ансамбля Кремля на два столетия.


1.jpg
Успенский собор в Коломне. Реконструкция
 
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).
 Читайте эти и другие материалы на www.gogol.ru               


 Благотворительная акция "антиПЛЮШКИН"

Подарим детям радость в Новый год!

 
 


В избранное