Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура начала XVIII века
(1700 — 1730-е годы)


Крупные перемены в жизни России на грани XVII—XVIII веков вызвали значительные изменения и в развитии архитектуры. Они выдвинули перед архитектурой большое число новых, неизвестных или почти неизвестных ранее заданий и тем. Вопросы градостроительства, планировки и застройки новых городов, строительства Зданий для производственных, в первую очередь связанных с обороной предприятий, для административных и общественных учреждений и др. сочетаются с пересмотром и старых, веками сложившихся типов зданий. Даже церковные и монастырские постройки приобретают в это время существенно иной, чем в XVII веке, характер.

В новых приемах и неизвестных ранее масштабах шло строительство крупных садов и парков, как в усадьбах внутри города и у его границ, так и в пригородах. Большое внимание уделялось в годы Северной войны оформлению празднеств и триумфов, связанных с победами русского оружия. Принимались меры по регулированию широкого жилого строительства.

Новые задания требовали разработки и применения новых строительных приемов и конструкций, более быстрых и технически совершенных методов строительства. Развитие строительной техники шло параллельно с развитием архитектуры.

Наиболее значительные постройки начала XVIII века трактовались чаще всего не как замкнутые в себе сооружения, а как части сложного городского организма. Нередко практиковалось выделение больших сооружений вертикальными ориентирами в виде высоких башен, завершавшихся шатрами или шпилями. Они должны были выделить   эти   здания,   сделать   их   заметными  на   значительном   расстоянии.

Русской архитектуре начала XVIII века была присуща чрезвычайная простота, деловитость. Скромность в решении внешнего облика здания и его внутренней отделки становится особенно наглядной, если сравнить постройки начала XVIII века с теми, которые создавались в конце XVII века, и особенно с теми, которые будут сооружаться несколько позднее, в середине XVIII века. Здания имеют обычно сравнительно простые, четкие объемные решения. Дальнейшее развитие приобретает применение ордера, чаще всего в виде пилястр. Фасады здания членятся пилястрами или лопатками, не дающими резких контрастных теней. Декоративная скульптура, применяемая как в виде рельефов, так и в виде круглой пластики, тесно связывается с назначением зданий, рассказывая на языке, хотя и подчас довольно сложных аллегорий, о значении сооружения. В триумфальных воротах, пирамидах и других сооружениях подобного типа эти аллегорические композиции иногда еще комментировались и текстовыми пояснениями.

Эти приемы начали складываться в строительстве Москвы на грани XVII — XVIII веков, они нашли себе здесь применение в целом ряде созданных в эти годы построек. Выше говорилось уже о возведении в Москве в 1692—1701 годах Сухаревой башни, предназначавшейся для размещения навигационной школы. Основной объем здания завершался стройной многоярусной башней с шатром. Также башней завершалось и здание Земского приказа, впоследствии Главной аптеки, на Красной площади, с его богатой резной каменной и майоликовой орнаментацией на фасадах (находилось на месте части здания Исторического музея).

Выдающееся градостроительное значение имел Каменный мост через Москву-реку (1687—1692). Величественный въезд на него, с парными Шатровыми башнями, придавал этому замечательному инженерному сооружению и большое архитектурное значение. В первые годы XVIII века наряду с этими постройками, в которых наметились некоторые новые черты, появляются и другие, знаменующие уже более резкий поворот к новым приемам. В северной части Кремля с 1702 года начинается сооружение Д.   Ивановым  и Xр. Конрадом   грандиозного   здания Арсенала — одной из крупнейших построек начала XVIII века. Трапецеидальное в плане, в соответствии с участком, ограниченным стенами Кремля и проездами от Троицких и Никольских ворот, чисто утилитарное сооружение решено как величественное и торжественное. На громадных массивах стен выделяются лишь сравнительно широко расставленные, соединенные попарно окна, глубокие амбразуры которых еще более подчеркивают суровость, лаконичность и монументальность облика здания. Лишь порталы въезда отмечены пилястрами. Хотя здание Арсенала частично и перестраивалось впоследствии, общий   характер   постройки начала XVIII века сохранился в нем хорошо.

В здании Лефортовского, впоследствии Меншиковского, дворца получает развитие тема пригородного дворцового сооружения. Дворец был тесно связан с садом, подходившим к берегам Яузы. В самом здании дворца сочетался традиционный прием самостоятельной трактовки отдельных объемов (ср. с дворцом в Коломенском) с попыткой симметричной группировки их в едином комплексе, вытянутом вдоль берега. При Меншикове дворец был расширен пристройками корпусов с аркадами и пилястрами, обрамляющих большой, прямоугольный в плане, парадный двор. Этот дворец явился непосредственным предшественником больших пригородных резиденций под Петербургом.
 
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).
 Читайте эти и другие материалы на www.gogol.ru               

 Благотворительная акция "антиПЛЮШКИН"

Подарим детям радость в Новый год!


В избранное