Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера. Кельты против римлян.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Кельты против римлян.

 

«Рим. Тотальная война» (из той же серии, что и «Средневековье. Тотальная война»).

Сразу необходимо отметить высокое качество новой игры. Здесь использован новый трехмерный движок Total War Engine. Кстати, на его основе американская еженедельная программа «Решающие сражения» (канал History Channel) имитирует важнейшие сражения древности.

Отличное качество цвета, красивые анимационные ролики. Кстати, «общественность» любит ругать компьютерные игры за «бездуховность». Но, будучи сам художником, скажу, что культура игр и трехмерной анимации постепенно становится чуть ли не последним (и очень роскошным) прибежищем реализма в эпоху тотального деграданса «актуального искусства», спонсируемого разными соросами.

Помимо тренинга (который стал явно проще по сравнению, например, со «Средневековьем») здесь, как и положено, имеются длительные стратегии, исторические битвы, быстрые сражения.

 

Должен сказать, что моделируемые в игре сражения с варварами вообще отличаются хаотичностью. Честно говоря (несмотря на всю симпатию к кельтам и германцам) кучки варваров менее эстетически выразительны, чем стройные когорты римлян или лохи македонян.

Такова и битва, состоявшаяся на территории Этрурии (Тоскана) в 225 году до нашей эры. Победив в Первой Пунической войне, Рим не долго вкушал плоды мира. Причиной тому были претензии римского народного трибуна Гая Фламиния на организацию земледельческих поселений в долине реки По (север Италии), которую за полтора века до этого захватили у этрусков кельты. В ответ на это,  кельтские племена из Трансальпийской Галлии (современная Франция), усиленные кельтскими же наемниками, вторглись в Италию с севера.

Против кельтов римляне быстро снарядили две армии, одна из которых встретила варваров, другая – отрезала им дорогу к отступлению. Кельтские отряды были разбиты. Долина реки По присоединена к Римской республике.

 

Моя задача, как кельтского полководца была быстро уничтожить ближайшую римскую армию, а затем, повернув фронт, разгромить подходящие войска «Вечного города».

Согласно условностям игры, кельты выставили около семисот воинов, против примерно шестисот в каждой римской армии. Состав кельтов –  пешие застрельщики, вооруженные дротиками, пешие мечники в панцирях, два отряда тяжеловооруженной конницы, мощный конный отряд военачальника и две группы натасканных на человека боевых псов, ведомых хозяевами (как сказано в описание «храбрые люди, многие из которых не досчитывались пальцев на руках» J).

Римская армия имела стандартный состав (велиты, гастаты, принципы, триарии и немного конницы) плюс лучники.

Маневрировать явно некогда (вторая армия римлян была на подходе), поэтому я атаковал в лоб. Лишь конницей постарался зайти с флангов (но слева горы, справа роща – неудобно).

Не выдержав варварской мощи, римляне быстро бежали. Ганс Дельбрюк в своей «Истории военного искусства» резонно отмечает сложность противостояния цивилизованных римлян варварам, с рождения приученным к грубой воинственной жизни. Рим побеждал благодаря умению организовывать большие массы людей, правильно подвозить им продовольствие, умело маневрировать, создавать преимущество в числе и т.д. Здесь всего этого не было.

Правда, не очень удачно я распорядился боевыми псами. Как показало другое сражение, они больше годятся, чтобы преследовать и добивать беглецов. Лицом к лицу римские воины давали им отпор.

С тыла уже надвигалась вторая римская армия. Часть моих кельтов преследовала разбитые отряды первой армии (дабы те не ударили потом сзади). Поэтому я скомандовал отступление остававшимся на месте частям.

Это решение оказалось не самым правильным. Вообще, без крайней необходимости, лучше не отступать. Римская кавалерия была уже на подходе, пришлось бросить на нее мобильные части – кельтскую конницу и боевых псов. Атака была отбита, но к месту завязавшегося боя подтягивалась уже легкая римская пехота. В общем, куда конь с копытом – туда и рак с клешней.

Мои кельты отступали в разных направлениях, римляне преследовали их. Боевой клич кельтов (имеется такая опция) отчего-то не сработал. Образовалось несколько очагов сражения, главным из которых был холм, где укрылась кельтская конница. Она последовательно отразила все римские части, взбиравшиеся наверх (на беду римлян, части эти растянулись, и я истреблял их поодиночке). А затем кельтская конница помогла пешим отрядам справиться с наседавшим врагом.

Короче говоря – хаос и неразбериха. Как во всамделишней битве.

 

Оборона укрепленного кельтского города в Британии от римлян (потомки волчицы завоевали остров в 1 в. н.э.). Грешен – я проявил неопытность в этом деле, отведя несколько важных кельтских отрядов к дальним участкам города (опасаясь, что «римляне» могут атаковать и с тыла). Увы – они действовали бесхитростно. Пробили своими катапультами стену и нестройной толпой стали всасываться внутрь города.

Вот Вам, кстати, и недостаток. Не очень заметны преимущества римского легиона в игре. (В том числе и в других битвах. В столкновении с фалангой легион явно проигрывает. Между тем известно, что строй последний довольно часто нарушался (особенно на пересеченной местности), и в образовавшиеся промежутки врубались юркие римские манипулы (битва при Киноскефалах – Вторая македонская война; битва при Пидне – Третья македонская война). В игре же нет возможности оперировать «на манипулярном уровне», и, следовательно, преимущества легиона резко уменьшаются).

Мне бы расположить войска по-хитрому: взять супостата в клещи с двух сторон от пролома. Вперед поставить тяжеловооруженных мечников и копейщиков, за ними – «метателей голов» (эти злодеи швыряются головами противника, обмазанными негашеной известью (!) – видимо, информация заимствована из «Уладского цикла» ирландских саг). Сбоку разместить друидов, «темная магия» которых, согласно озвучке игры «наводит ужас на цивилизованные народы». А сзади расположить боевых псов (предков ирландских мастиффов), которыми замечательно преследовать бегущих.

Но так как часть кельтских отрядов у меня охраняла противоположные участки стены, римляне получили возможность бить мои войска порознь. Впрочем, делали они это непрофессионально, наступая нестройной толпой.

Я также умудрился загубить своего военачальника и его отряд колесничих. Атаковав группу прорвавшихся римлян и успешно потоптав их, он пытался затем ретироваться. Но то, что обычно удавалось «в чистом поле», не прокатило на узкой крепостной улочке. Колесницы не смогли развернуться и угодили в самую гущу народную. Скоро военачальник погиб (что могло пагубно отразиться на боевом духе осажденных).

И тогда потребовалось все мое мужество. Перед центральной площадью кельтам-бриттам удалось все же собрать свои силы и действовать по описанной выше программе. Пока мечники и копейщики сдерживали натиск противника, а метатели из-за их спин швырялись головами в потомков Ромула, магия друидов навела таки «ужас». Римляне дружно побежали, кусаемые боевыми псами (эти милые собачки загрызли почти четыреста человек – половину от всех убитых врагов!). Голос за кадром поздравил меня с великой победой.

Вообще-то, да простят меня поклонники «темной магии» - ее действенность несколько преувеличена. Римляне, конечно, как большие рационалисты подвержены были суевериям (принцип дополнительности). Но не сильно. Во время одной из битв с этрусками они, увидев впереди вражеского войска знаменитых этрусских колдунов со змеями в руках, дрогнули было. Но римский военачальник устыдил своих воинов, которые воспрянули духом и порубили врагов.

Правда, в первом столкновении с кельтами (галлами) на реке Алии (приток Тибра) римляне испугались вида косматых воинов противника, (синхронно ударяющих своими длинными мечами в щиты и дико завывающих) и были разбиты. Однако ко времени завоевания Британии, военное искусство потомков Ромула сильно выросло, а кельты ослабли.

Одним словом – выигрыш представляется несколько халявным, но не совсем бесполезным. Игра учит, что нельзя терять голову в самых, казалось бы, отчаянных ситуациях.

А еще такие игры могут быть полезны как средство привлечения интереса пользователей к Истории (с чем не очень справляется наша школа).

 

Тексты по истории, мифологии и культуре Месоамерики.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.celt
Отписаться

В избранное