Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера. «Конница королей» 2.


Информационный Канал Subscribe.Ru

«Конница королей» 2.

 

 

И вот, через полтора десятилетия после достопамятной «шутки», в институт приезжает журналистка с радио. Ее отправляют к Людвику брать интервью («с переднего края науки»). Тот с удивлением узнает, что журналистка (Гелена) является женой того самого Земанека, который добился его исключения, отчисления и пр.

В мозгу Людвика зарождается план – отомстить старому гонителю, наставив ему рога.

 

А теперь Кундера показывает ситуацию глазами Гелены. Она, в общем, несчастная женщина. Вышла замуж за Земанека по большой любви (к тому же оба они были пламенные коммунисты). Родила дочь. Однако супруг регулярно изменял ей, а затем и вообще стал жить отдельно, не разводясь только вследствие партийной дисциплины.

Осталась у Гелены единственная любовь – к коммунистической партии (с которой были связаны лучшие годы жизни). Но и тут не все гладко, сменился цвет времени. Коммунизм проиграл борьбу за умы людей задолго до того, как рухнули социалистический лагерь и Советский Союз.

Гелена сделала карьеру на радио, но в нее тыкали пальцем («партийная грымза»), за спиной шушукались. Само наступившее безыдейное время было ей отвратительно.

И вот, Гелена встречает Людвика, с которым чувствует себя легко и радостно. И идет навстречу своему роману.

Гелена должна ехать в Моравию, освещать ежегодный фольклорный праздник – «конница королей». А Людвик вырос в этом городе, к тому же десять лет там не был.

Они приезжают в Моравию (отдельно друг от друга). Там Людвик встречает старого приятеля (бывшего сокурсника), и получает разрешение располагать его квартирой.

Приятеля этого зовут Костка. Он состоял как бы в моральном долгу перед Людвиком, неоднократно помогавшему ему в жизни, и нашедшим ему хорошую работу по своим связям.

Дело в том, что Костка был глубоко верующим католиком. При этом он после войны поддержал Советскую власть. В 1945-1947 коммунисты были в Чехии в меньшинстве, и выступление католика в их защиту пришлось кстати. К поддержке коммунистов Костка пришел, слушая пламенные выступления студента Людвика. Костку привлекла идея социальной справедливости (он и сам был из бедной семьи). Ошибка христианской церкви состояла в том, что она отказалась поддержать протест неимущих, тем самым толкнув их на путь атеизма.

Это, кстати, мы наблюдаем в течение всего постперестроечного периода в России, когда церковные иерархи благословляют коррумпированных номенклатурщиков, финансовых махинаторов, да и просто откровенных бандитов. А слышали ли мы их голос в защиту бедных (ну, например, тех же пенсионеров в ходе недавней «монетизации»)? А ведь евангельское христианство – это христианство бедных.

С такими мыслями Костка поддержал коммунистов, такие убеждения у него и остались, несмотря на то, что, победив, Советская власть перестала в нем нуждаться. Костке удалось избежать репрессий (все же, Чехия – европейская страна). Он устроился в госхоз (нечто вроде нашего совхоза) кем-то вроде эпидемиолога-ветеринара. Там он и познакомился с Люцией.

Девушка, бежав из города, после истории с Людвиком жила в лесу. Костка устроил ее на работу в госхоз, привел в нормальное состояние, обратил к вере в бога. Люция рассказала ему то, чего не знал Людвик.

Она не была девушкой. В шестнадцать лет Люция попала в дурную компанию, где ее регулярно насиловали вшестером (отсюда и отвращение к сексу). Потом парней арестовали и посадили (на совести у них были и кражи), Люцию отправили на год в исправительный дом. После такого позора Люция не вернулась к родителям, а отправилась в Остраву – «черный город», где и встретила Людвика

Костка влюбился в Люцию. Но у него в городе была жена, которую он не мог обидеть (как христианин). Позднее Костка перебрался в Моравию (его устроил там Людвик, отныне ненавидевший коммунизм, и старавшийся поддерживать пострадавших от него). Люция же вышла замуж, но неудачно (муж поколачивал ее и изменял с другими женщинами).

 

Наступает день «икс». Людвик встречается с журналисткой Геленой. Они ужинают в плохом моравском ресторане (хорошего здесь нет – «социализм»), затем идут на квартиру Костки. Происходит «интимная близость».

Причем интересно, как все по-разному воспринимают эти мужчина и женщина. Гелена Людвику отвратительна (хотя для своих тридцати пяти она ничего себе, окружающие находят ее элегантной). Но наш герой видит Гелену через призму своей ненависти к Земанеку и отвергнувшему его коммунизму. Женщина эта – враг и, одновременно, орудие мести.

Гелена же влюблена в умного, обаятельного Людвика со страстью тридцатипятилетней женщины (чувствующей, что впереди у нее не так много хорошего осталось).

Еле распростившись с любовницей, Людвик идет к себе в гостиницу. Утром, спустившись в буфет перекусить, он выясняет, что весь местный общепит выехал «на природу» - обслуживать участников и зрителей «конницы королей». Делать нечего, наш герой поплелся на фольклорный праздник.

И здесь мы встречаемся с еще одной гранью бытия. «Конница королей» - древний прекрасный обряд Моравии. Каждый год, уже много столетий  избирается король, его стража, дружина. Они, украшенные цветами и лентами, верхом на конях разъезжают по деревням, поют песни. Сюжет праздника – спасение короля от преследующих его врагов.

В старину многие села организовывали такие конницы, случались между ними и стычки. В период между мировыми войнами праздник начал угасать, народные традиции вытеснялись американизированной культурой (в то время – джазом). Энтузиасты чешского национального возрождения были на грани отчаяния.

И пришли коммунисты. И оказалось, что они горячо заинтересованы в возрождении народных обрядов. Это ведь были не коммунисты 1917 или двадцатых – «люди воздуха». Нет, товарищ Сталин изрек: «Искусство должно быть народным по форме и социалистическим по содержанию». А с тлетворным влиянием Запада необходимо решительно бороться.

К тому же, коммунизм возрождает сельский общинный дух, разрушаемый буржуазным индивидуализмом. Это все очень толково тогда объяснял молодой коммунист, студент Людвик молодому моравскому музыканту Ярославу.

Ярослав создает народный ансамбль, становится знаменитостью (Людвик уже в это время работает на рудниках как «враг народа»). Каждый год его избирают королем праздника (как некогда королем становился его отец).

Советская власть чрезвычайно много сделала для популяризации народных обычаев (понятное дело, она убрала из них все религиозное содержание). Но проходит время, и выясняется, что фольклорные праздники начинают выхолащиваться и увядать. На этот раз вместе с марксистской идеей. Опять вернулся джаз.

Ярослав уже в возрасте, когда не положено быть королем. Он (как и всякий нормальный отец) желает, чтобы сыновья продолжили его дело. Но старший предпочитает мотоциклы лошадям. Вся надежда на младшего.

Ярослав руководит подготовкой. Все ему не нравится – и формальная забота властей, и равнодушие публики. И журналистка Гелена, приехавшая из Праги и задающая идиотские вопросы. И, наконец, выясняется, что в роли короля выступает не сын его, а некто другой, неизвестный. Происходит скандал с женой. Ярослав остро чувствует свое одиночество. В отчаянии он идет в поле, и ложится на землю лицом к небу.

 

(Окончание следует).

 

Алексей Фанталов.

Славянская и балтская мифологии


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.celt
Отписаться

В избранное