Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера. «Конница королей» 1.


Информационный Канал Subscribe.Ru

«Конница королей» 1.

 

 

История Чехии драматична. Чешское королевство (сперва - княжество) образовалось одновременно с Польшей и Киевской Русью. Чехи приняли католицизм и были включены в Священную римскую империю германской нации (попросту говоря, Германскую империю). В 12 веке страна пережила первый феодальный подъем. Король Пржемысл Оттокар завоевал полосу земель на юге вплоть до Адриатики. При этом он включил в свой состав и тогдашнюю Австрию, и немецкая партия оказалась ведущей при пражском дворе.

Держава Оттокара развалилась еще при его жизни. Новый подъем Чехия испытала в 14 веке. Стране принадлежали земли на севере (Силезия и Бранденбург). Король Чехии был одновременно императором призрачной Священной римской империи.

Влияние немцев (как более развитого и многочисленного этноса) было чрезвычайно сильно при дворе и в крупных городах страны. Оно породило недовольство активных групп чешского населения, которые (в лице Яна Гуса) поддержали учение английского священника Виклефа. Гус был осужден на католическом соборе в Констанце (Швейцария). Тогда в стране поднялось движение гуситов и их радикального крыла - таборитов.

Табориты создали военизированную религиозно-революционную секту, начавшей войну с германскими князьями и их союзниками. Война эта, под руководством Яна Жижки, Прокопа Большого и Прокопа Малого протекала чрезвычайно успешно по двум причинам. Во-первых, Германия (как и большая часть Европы) в то время была очень ослаблена эпидемией чумы (которая Чехию практически не коснулась). Во вторых, табориты широко использовали повозки, которые сцеплялись вокруг их лагеря кольцом. Внутри лагеря они устанавливали артиллерию.

Такая тактика позволяла наносить страшные поражения рыцарской коннице. Провалились несколько крестовых походов, объявленных таборитам.

Однако радикальная программа таборитов восстановила против них более умеренное крыло чешских национально-религиозных реформаторов, которые нанесли им поражение. После чего накал борьбы постепенно спал (хотя войны с германскими князьями продолжались весь 16 век).

Но в первой половине 17 страну ожидала страшная катастрофа – Тридцатилетняя война. Чешские протестанты – наследники гуситов потерпели поражение при Белой горе от католической армии Габсбургов и подверглись страшному разгрому. Последующие события Тридцатилетней войны (со свойственной ей разгулом банд солдат-наемников) привели к опустошению всей Центральную Европу. Особенно пострадала Чехия, потеряв две трети своего населения (!).

В 18 столетии в усталой стране наступил относительный мир. Войны (между Францией, австрийской империей, Пруссией, Баварией) протекали достаточно организованно, мирное население щадили. Однако национальная культура чехов терялась, в Праге и других крупных городах господствовал немецкий язык.

В 19 столетии в Чехии (как и во многих других малых странах Европы) начался экономический и культурный подъем. Однако уровень пассионарности этноса не восстановился, что показали события 20 века. В Первую мировую войну, когда страна находилась в составе Австр-Венгрии это еще не было заметно. Снижение пассионарности показала  фашистская оккупация, случившаяся еще до начала Второй мировой войны (когда Чехословакия без боя капитулировала перед Гитлером, несмотря на полуторное превосходство в численности и вооруженности армии). Затем была сама Вторая мировая, приход советских войск, установление советской власти, разочарование в коммунизме...

В 1968 случилась так называемая «пражская весна» (неудавшийся аналог «оранжевой революции»). Характерно, что ее подавление брежневским СССР произошло без единого выстрела. Для сравнения: во время венгерских событий 1957 года погибло 20 тысяч человек, Будапешт советским войскам пришлось брать вторично (после 1945).

 

Эти события и образуют довольно явственный подтекст первого романа Милана Кундеры «Шутка», написанного в 1967 – аккурат в канун пражской весны...

Роман о том, как неодинаково люди воспринимают одни и те же события. О том, какая пропасть непонимания лежит между поколениями. И о том, как  в мире происходят практически синхронно, казалось бы, взаимоисключающие явления. Приметы постмодернистского романа.

Итак, мы видим события книги глазами нескольких людей. Но есть и главный герой – Людвик Ян. Человек в возрасте «под сорок» он ненадолго приезжает в свой родной город в Моравии (исторический район Чехии на границе с Венгрией). Приезжает с не очень благовидной целью.

За полтора десятка лет до этого, Людвик пережил драму. Была эпоха строительства коммунизма, в том числе и в Чехии. Многие не поверят, но энтузиастов Советской власти было очень немало в странах Центральной Европы. Все знали – Советская армия освободила их от Гитлера.

Известно, как многие сейчас не любят Россию в странах Восточной Европы, Африки и Азии (да и в СНГ), наконец, в среде европейской левой интеллигенции. Наши либералы объясняют: «это потому, что мы пытались насаждать коммунизм». Но в свое время, СССР был маяком для обездоленных всего мира. А неприязнь к нашим появилась после того, как они отказались от идей, которые проповедовали, бросили тех, кто им верил. Причем началось это ренегатство не при Горбачеве-Ельцине, а гораздо раньше. При Брежневе, Хрущеве, отчасти при позднем Сталине. Предательство не забывается.

 

Итак, Людвик, талантливый студент Пражского университета, молодой коммунист, был влюблен в свою сокурсницу Маркету, тоже молодую коммунистку. Она была серьезна, он любил пошутить.

На лето Маркета отправилась изучать очередные основы марксизма. Людвик скучал, и от тоски отправил ей открытку: «Оптимизм – опиум для народа! Здоровый дух попахивает глупостью! Да здравствует Троцкий! Людвик».

Как выяснилось, письма перлюстрировались, Маркету вызвали «куда надо», допросили, и уговорили продолжать переписку, чтобы «найти все нити». Когда Людвик вернулся осенью в университет, против него возбудили персональное дело. Он отправился к хорошему знакомому Земанеку, секретарю парторганизации, «понимавшему шутки». Тот обещал разобраться, однако на общем собрании потребовал сурового наказания.

Людвика исключили из партии, затем отчислили из университета. Теперь ему светила армия, да не простая, а нечто вроде дисбата или исправительно-трудовой колонии. Он, вместе с другими молодыми и не слишком опасными «врагами народа» два года трудился в рудниках, находясь при этом на казарменном положении. Ничего особенно страшного, в общем, им даже зарплату выплачивали и давали увольнительную в город.

Однажды, шатаясь по городу, Людвик познакомился с девушкой Люцией. Она была родом из бедной семьи, работала на фабрике, жила в общежитии. Люция стала первой, и, по сути, единственной любовью Людвика. Он покупал ей платья, читал стихи. Люция дарила возлюбленному цветы (которые рвала ночью на кладбище).

У Людвика были «самые честные намерения». Но он желал и интима (что вполне понятно). Однако Люция отказывала ему в физической близости и это толкнуло парня на грубость. Наш герой все же был солдат-заключенный, которому не так-то легко устраивать свидания (в тот раз вообще был в самоволке и мог попасть под срок).

Когда Людвик выбрался в увольнение снова, Люции уже не было в городе. Больше он ее не видел. Вскоре у него умерла мать (отец погиб еще в гитлеровском концлагере), а Людвик не смог приехать даже на похороны.

После двух лет службы, Людвика заставили еще три года отработать в руднике вольнонаемным. Затем он вернулся в Прагу, восстановился в университете, закончил обучение, устроился на хорошую работу (он был математик). За пять лет многое изменилось в стране. Сталин умер, Хрущев разоблачил «культ личности». Коммунистическая идея выдохлась.

Но наш герой столкнулся с новой проблемой. Подлинная научная карьера (а не карьера чиновника от науки) требует массы времени. А Людвик потерял пять лет. Чтобы нагнать сверстников, ему надо было зарыться в книги, забыть о жизни. А он потерял пять лет.

Поэтому Людвик решил жить. У него было немало женщин. Но ни любви, ни уважения, он ни к одной не испытывал. Карьера шла неплохо – Людвик специализировался на встречах с журналистами, в институте его прозвали «наш философ».

Но главным чувством героя была обида.

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

 

http://anthropology.anort.ru/totalwar1.htm (Оборона крепости бриттов)

http://anthropology.anort.ru/totalwar2.htm (Быстрое сражение)

http://anthropology.anort.ru/totalwar3.htm (Битва при Рафии)

http://anthropology.anort.ru/totalwar4.htm (Сражение при Треббии).

http://anthropology.anort.ru/totalwar5.htm (Битва при Тразименском озере)

http://anthropology.anort.ru/totalwar6.htm (Битва Киноскефалах)

http://anthropology.anort.ru/totalwar7.htm (Сражение при Аскулуме).


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.celt
Отписаться

В избранное