Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Постигая Гитлера

Читаю поучительную книгу – Мартин Бросцат. Тысячелетний Рейх: триумф НСДАП и рождение Империи. Москва: Эксмо; Яуза, 2004, 352 стр. Ещё студентом полвека назад интересовался экономической и социальной политикой Третьего Рейха и ради этого много часов штудировал многотомную нацистскую энциклопедию, которая стояла у нас в главном здании МГУ в библиотеке на 14 этаже на полке читального зала. С тех пор запомнилось, что Гитлер сумел мобилизовать творческую инициативу масс, сопряженную с грандиознейшим общенациональным проектом. Как бы я сейчас сформулировал, если Сталин ради успеха форсированной индустриализации использовал потенциал всеохватывающей социализации, то Гитлер ради своей цели воспользовался потенциалом низовой субъектизации «своих».

Этот опыт интересен для обществ, которых постиг, как нас ныне, почти полный стабилизец. Если мы всё же выживем, то для прорыва из нынешнего беспросветного тупика понадобится, как в поствеймарской Германии, прежде всего высвободить низовую субъектность. В сущности, те принципы экономического рывка, которые сработали в Германии в 1930-е годы, фактически совпадают (с учетом особенностей тогдашнего индустриализма) с базисными принципами нашей Программы постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика».

В те же студенческие годы я законспектировал первую Программу Национал-Социалистической Партии Германии (НСДАП) от 24 февраля 1920 года (Мюнхен), приведенную на стр. 16-18 замечательной книги – Конрад Гейден. История германского фашизма. Москва – Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство, 1935, 394 стр. Я сейчас достал со стеллажа это напоминание о днях студенческой юности и ещё раз прочитал эти три страницы и убедился, что они во многом наивны, и каждый пункт Программы изложен почти по-детски. Но на практике, когда НСДАП пришла к власти, она руководствовалась прагматизмом и приматом «субъектности для своих» и всего за шесть лет, с 1933 по 1939 год, почти с нуля создалa сверхмогучую Империю, которая чуть не завоевала весь мир. И книга Мартина Бросцата очень наглядно показывает рецепты и изюминки этого фантастического взлёта.

На стр. 5 о достоинствах книги «Тысячелетний Рейх» сжато говорится в тексте «От издателя»:

«Книга Мартина Бросцата - заметный вклад в изучение периода германской истории, связанного с возникновением и функционированием национал-социалистического государства. Несмотря на стремление автора угодить кругам, ставшим жертвами режима, он в конечном счете объективен и открывает нам глаза на многие факты и явления. Даже личности Гитлера и других руководителей Третьего рейха изображены им не в однозначно черных тонах, а скорее многогранно.

То же можно сказать и об организациях, возникших во время становления гитлеровского движения. К примеру, установившееся представление о штурмовиках и их руководителях как о банде «люмпенов» опровергается Бросцатом. Выясняется, что среди штурмовиков было много рабочей и студенческой молодежи, а в числе фюреров СА были не только авантюристы и головорезы, но и представители родовитого дворянства - бароны, графы, принцы. Существует снимок, на котором рядом с обергруппёнфюрером СА Хейнесом стоит принц Август-Вильгельм Прусский в форме группенфюрера СА.

При всем критическом отношении к режиму автор показывает и его достижения, в частности, быструю, менее чем за два года, ликвидацию безработицы, создание не только заводов по производству вооружений, но и масштабное жилищное строительство, и автострады, которые и сегодня, спустя семьдесят лет, восхищают размахом и качеством исполнения».

Нельзя табуировать того или иного исторического деятеля, тот или иной отрезок истории. Как же мы поймем себя и других, если пренебрежем фактами. Ведь всё познается в сравнении, и надо анализировать и постигать судьбы обществ и их вождей. Между тем Германия боится заглянуть в своё не столь уж давнее прошлое. Неудивительно, что она ныне деградировала духовно, где уж тут до Sturm und Drang («буря и натиск»), за который я в детстве возлюбил германцев. И вот сейчас читаю в Интернете заметку - Юрий Векслер. Осмелятся ли немцы переиздать Гитлера (http://www.svobodanews.ru/Article/2006/08/31/20060831144934667.html):

«Книга Адольфа Гитлера «Майн кампф» впервые за послевоенное время может быть переиздана в Германии. Пока единственный труд Гитлера остается в стране одним из табу: он не запрещен, но права на издание книги до конца 2015 года находятся у правительства Баварии, а оно планов переиздания не имеет.

В своем первом правительственном заявлении новоиспеченный канцлер Германии Адольф Гитлер произнес: «14 лет марксизма развалили Германию, один год большевизма уничтожил бы ее. Народ Германии! Дай нам четыре года и после этого оценивай и суди нас!» Нацисты многое успели за первые четыре года. После шести лет пребывания у власти они развязали вторую мировую войну и еще через шесть лет Германия действительно оказалась разрушенной и уничтоженной. При этом у Гитлера была программа на гораздо более длительный период. Она была изложена им в вышедшей за восемь лет до прихода к власти книге «Майн кампф» («Моя борьба»).

Вокруг книги фюрера культивируется миф об ее скучности и бездарности. Похожее мнение царило до недавнего времени среди немецких историков. Это заблуждение частично развеял в своей работе австрийский автор, не являющийся профессиональным историком, но преподающий историю в одной из гимназий Зальцбурга. Его зовут Отмар Плёкингер.

Плёкингер подробно исследовал историю создания и читательское эхо «Майн кампф» и написал книгу о книге. После нее трудно поверить многочисленным послевоенным заявлениям немцев, что они-де ничего не знали и ничего обнаружившегося после войны не предполагали. Более чем 600-страничный текст потребовал от Плёкингера шести лет работы.

«У меня возник сначала вопрос, чем можно объяснить, что книгой, содержащей существенную часть идеологии национал-социализма, написанной руководителем движения и партии, никто якобы не интересовался и не удосужился в нее заглянуть. Это показалось мне сомнительным, и я принялся искать всевозможные упоминания о книге в средствах массовой информации и вскоре убедился, что факты говорят об обратном. Так постепенно начал возникать проект моего исследования, оформившегося теперь в книгу», - рассказывает Отмар Плёкингер.

«Первые интенсивные реакции (на «Майн Кампф») возникли, естественно, в среде людей, стоявших идеологически близко к Гитлеру, но при этом его политических противников из правого народного лагеря. Они усматривали в книге атаку на традиционные народные представления о мире. Еврейские организации разного толка также обратили внимание на книгу и весьма интенсивно обсуждали ее в первые годы после выхода. Люди, близкие к генералу Людендорфу, от которого Гитлер отдалился после 1925 года, вели атаки на книгу на диспутах, в критических статьях, клеймя ее, как глупость и чушь. Были и сатиры на книгу, в частности в мюнхенском журнале Simplicismus», - говорит преподаватель.

Первая вспышка интереса после появления книги была вызвана тем, что Гитлер после поражения путча и после осуждения стал известен как весьма экзотический персонаж. Потом интерес начал спадать, но после первых успехов нацистов на выборах в 1929 и 1930 году он возник с новой силой и книгу опять обсуждали, причем в более широких кругах. Одним из простых доказательств этого стало исследование Плёкингером спроса на книгу в библиотеках: во многих из них сохранились довоенные формуляры.

О возникновении мифа о «непрочитанности» книги исследователь говорит так: «Первоначальный толчок, наверное, следует искать в активности Отто Штрассера и его окружения. Штрассер был вначале близким сподвижником Гитлера, но Гитлер в начале 30-х годов отдалил его от себя, и Штрассер вынужден был эмигрировать в США. Он и его последователи очень рано начали дискредитацию «Майн кампф», как нечитабельной и нечитаемой книги. Это представление переняла американская пропаганда и американская историография. При их помощи представления Штрассера вернулись после войны в Германию и сильно укрепились здесь, потому что, как мне кажется, перенять эту идею и пропагандировать ее отвечало интересам многих», - объясняет Плёкингер.

По мнению рецензентов, в книге Плёкингера не все убеждает, а многое - и противоречит полемическому пафосу автора: например, то, что пришедшие к власти нацисты практически не цитировали книгу в своей пропаганде. Но отсутствие книги Гитлера в современной Германии поддерживает живучесть и другого мифа - мифа об идеологической оригинальности и интеллектуальных качествах «Майн кампф». Этот миф может развеять только комментированное издание, к чему призвал в эти дни в своей статье в газете «Зюддойче Цайтунг» известный историк Ханс Моммзен. Однако последнее слово - за баварским руководством, контролирующим права на переиздание книги Адольфа Гитлера.

Разгромленная Германия постаралась забыть о нацистском прошлом, до сих пор не осмеливается вникнуть в него, постичь. Нам же в разгромленной России, наоборот, надо как можно глубже осмыслить собственную историю и опыт взлётов и падений других, чтобы выстрадать-выработать свой путь из тупика.


В избранное