Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школьная химия - легко!

  Все выпуски  

Школьная химия - легко! Смеси и химические соединения. Урок 19.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Урок 19. СМЕСИ И ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ      

            
Заглянем в конец предыдущего параграфа и отметим, что нужно сделать, чтобы между
веществами началась реакция. Прежде всего - измельчить и перемешать вещества.
Как правило, в большинстве случаев реакция после этого не начинается, а образуется
смесь веществ. Познакомимся с этим явлением поближе, изучая взаимодействие серы
и железа.
С первого же взгляда ясно, что это абсолютно разные вещества: сера - неметалл,
а железо металл; сера - желтый порошок, а железо похоже на серые крупинки; сера
не смачивается водой и потому плавает сверху, а железо сразу тонет в воде; сера
немагнитна, а железо притягивается магнитом.
Отвесим на лабораторных весах 7 г железа и 4 г серы, поместим их в одну чашку
и как следует перемешаем стеклянной палочкой. Получается сыпучая смесь грязно-серого
цвета. Ее довольно легко разделить: если бросить немного смеси в воду, то сера
всплывет, а железо нет. Если же поднести к смеси магнит, то крупинки железа притянутся
к нему целыми гроздьями. Имея магнит, можно быстро разделить смесь на исходные
вещества - серу и железо. Все физические свойства каждого из них в смеси полностью
сохраняются.
Теперь попробуем сделать так, чтобы между серой и железом началась химическая
реакция. Высыплем смесь в пробирку, закрепим ее в лапке штатива и нагреем пламенем
спиртовки. Сначала смесь потемнеет - это плавится сера. Потом смесь начнет сильно
разогреваться и раскалится докрасна, а затем снизу начнет светлеть и станет серого
цвета. Тут уже можно погасить спиртовку, извлечь пробирку вместе с лапкой из
штатива и осторожно опустить нагретую нижнюю часть ее в стакан с водой. Пробирка
тут же растрескается, и отделив осколки, мы сможем пинцетом извлечь полученное
вещество. Оно окажется твердым, пористым, темно-серого цвета. К магниту это вещество
не притянется, а, попав в воду, сразу же утонет, не разделяясь на серу и железо.
Вывод ясен: мы получили из серы и железа новое вещество, оно называется сульфид
железа. От свойств серы в нем осталась немагнитность, а от железа - способность
тонуть в воде. Остальные свойства исходных веществ исчезли. Реакцию можно условно
записать так:
железо       +     сера    =     сульфид железа
Железо – серый порошок, тонет в воде, притягивается магнитом. Сера – желтый порошок,
немагнитна и не тонет в воде, так как в размолотом состоянии не смачивается ею.
 Полученное же вещество по цвету похоже на железо, а  немагнитностью напоминает
серу.

А это химическое уравнение данное реакции:
Fe + S ® FeS
И смесь, и химическое соединение получают из одних и тех же веществ, но это не
одно и то же. Есть очень важные отличия:

Смесь:
                              
- все свойства исходных веществ сохраняются полностью;
- легко разделяется физическими способами (то-есть  без использования химических
реакций);
- при смешивании веществ  нет признаков реакции (изменения цвета, выделения или
поглощения энергии, появления запаха и пр.);
- формула смеси железа и серы     Fe + S

 О том, как можно разделить смеси, уже говорилось в уроках  10-11.

Химическое соединение

- не все свойства исходных веществ сохраняются;
- разделяется только химическими способами (с помощью химических реакций);
- при смешивании  веществ изменяются цвет веществ или выделяются тепло, газ,
 осадок.
- формула соединения  железа и серы   FeS




АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ 

Учение - это собрание научных сведений о чем-либо. В настоящее время основные
положения атомно-молекулярного учения  таковы:

1. Существуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением (атомным, ионным).

2. Между молекулами есть промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния
веществ и температуры.  Чем выше температура, тем дальше частицы друг от друга,
а потому все без исключения тела при нагревании расширяются, а объемы газов увеличиваются.

3. Молекулы состоят из атомов и находятся в непрерывном движении. Считается,
что при температуре -273 С движение замирает – это абсолютный ноль.

4. Между молекулами существуют силы притяжения и отталкивания.

5. Атомы различных элементов отличаются  друг от друга массой и свойствами. Причина
различий в массе – разное количество протонов и нейтронов в атомных ядрах, а
различия в свойствах объясняются разным строением электронных оболочек. Об этом
поговорим в дальнейшем поподробнее, но еще не очень скоро. Хочется поскорее -
загляни в учебники.
          
6. При физических явлениях молекулы сохраняются, при химических - распадаются
на атомы, из которых образуются  молекулы новых веществ.                    
   
С позиций атомно-молекулярного учения довольно легко понять многие явления. Так,
испарение воды - это отрыв отдельных, наиболее подвижных молекул воды от общей
массы молекул. Испарение усиливается при нагревании воды, т.к. при повышении
температуры все больше молекул становятся активными - они получают тепловую энергию.
И наоборот, при охлаждении энергия молекул уменьшается, они меньше отталкиваются
друг от друга, постепенно сближаются и образуют жидкость.
Вспомним опыт по растворению в воде кристаллов марганцовокислого калия. Струйки
окрашенного раствора перемешивались с водой, и вскоре весь раствор оказался равномерно
окрашенным. Это значит, что молекулы марганцовокислого калия, быстро двигаясь,
проникали в промежутки между молекулами воды. Так получился раствор. По этой
же причине в воздухе распространяются запахи различных веществ. Их молекулы точно
так же перемешиваются с молекулами газов, составляющих воздух, Этот процесс называется
диффузией, и подробнее вы его изучите в курсе физики.

А теперь информация для тех, у кого есть большие пробелы в знаниях по химии и
желание их ликвидировать, а  также для абитуриентов, у которых нет возможности
заниматься с репетитором по химии.  Для них я могу организовать  специальные
занятия по электронной почте. Это может быть разъяснение  в письмах сложных вопросов,
помощь в выполнении домашних заданий, подготовка к экзаменам и тестам. Дело это
платное, но в меру, и работать самому головой придется тоже.
Если это вам нужно,   поговорите с родителями (платить, как правило, приходится
им) и напишите мне.

Автор рассылки Кузьмина Татьяна Юрьевна, astera52@mai.ru
Пишите письма, задавайте вопросы.
До встречи через неделю.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.1181952
Отписаться

В избранное