Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Системы управления: ИСО 9000 и другие стандарты


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылки от abbeyhouse.ru

 выпуск 10

 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ИСО 9000 и другие стандарты

22.03.05

Основой для создания данной рассылки послужили многочисленные литературные источники и большой опыт коллектива экспертов по сертификации систем менеджмента качества, от имени и по поручению которого выступает автор.

   

ПРИВЕТ ВСЕМ!

 

  Далее мы будем выделять курсивом требования Стандарта, предъявляемые к документации (и не только) системы менеджмента качества и разбирать их по пунктам.

 

     ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования

     4.2 Требования к документации

Классификация документации системы менеджмента качества может строиться на основе протекающих в организации процессов  или на структуре внедряемого стандарта качества, или их сочетании.

  Традиционно структуру описывают как иерархическую: руководство по качеству (уровень 1); процедуры системы менеджмента качества (уровень 2);  рабочие инструкции и другие аналогичные документы (уровень 3). Уровней может быть больше в зависимости от потребностей организаций.

4.2.1 Общие положения  

Документация системы менеджмента качества должна включать: 

а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества; 

Заявление о политике и целях предприятия в области качества легче сформулировать, если вспомнить, что качество есть соответствие требованиям потребителей. Фактически предприятие на одной-двух страницах заявляет о том, как оно в настоящий момент и в будущем будет хорошо относиться к своему потребителю, желательно с использованием цифр.

Например, по отношению к внешнему потребителю предприятие обязуется не выпускать за ворота бракованную продукцию, по отношению к внутреннему потребителю – будет заботиться о повышении его квалификации и зарплаты, по отношению к обществу – исправно платить налоги и увеличивать количество рабочих мест, по отношению к акционерам – платить дивиденды и т.д.  

В начале «Политики» уместно будет поместить одну-две фразы о миссии организации и о видении ее реализации, о главных стратегических целях. «Политика» должна содержать обязательства предприятия соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность СМК. На этом о политике можно закончить.

б) руководство по качеству (см. п.4.2.2); 

в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом;

Там, где в Стандарте встречается выражение «должна быть разработана документированная процедура» или «должны быть определены в документированной процедуре», это означает, что данная (обязательная для СМК) процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.  

В настоящем Стандарте обязательных процедур шесть: управление документацией; управление записями; внутренние аудиты; управление несоответствующей продукцией; корректирующие действия; предупреждающие действия. Другие документированные процедуры, как правило, уже существуют (типа описания технологического процесса, описания процедуры планирования и т. д., но и они подвергаются пересмотру с точки зрения выполнения требований Стандарта).

Документированные процедуры обычно описывают деятельность, охватывающую несколько функций, и для каких-либо конкретных моментов отсылают к рабочим инструкциям. По своей структуре документированная процедура может быть представлена в виде стандарта организации (СТО) или другого нормативного документа с использованием различных форматов представления информации (таблицы, схемы, графики, тексты).

К традиционным пунктам (если взять за основу документированной процедуры СТО) в конце документа добавляется пункт «Записи», где описывается, как ведутся записи о деятельности в рамках документированной процедуры. Там же определяются формы для ведения записей, способы их заполнения, регистрации и хранения.

г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;

Эти документы включают в себя планы по качеству, рабочие инструкции, различные формы, технические условия, другую действующую документацию. Форма – это документ, в который вносятся данные, требуемые системой менеджмента качества. После заполнения форма становится записью.

д) записи, требуемые настоящим стандартом (см. п.4.2.4)

Документация системы менеджмента качества может быть представлена на любом носителе в любой удобной для предприятия форме.

4.2.2 Руководство по качеству

Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству, содержащее:

а) область применения системы менеджмента качества, включая подробности, и обоснование любых исключений;

б) документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества, или ссылки на них;

в) описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества.

В каждой организации должно быть разработано свое руководство по качеству. Не предъявляется каких либо особых требований к его структуре, объему, содержанию или способам документирования СМК.

Как правило, структуру руководства по качеству выбирают похожей на структуру стандарта организации со следующими элементами: название и область распространения руководства по качеству, с указанием стандарта, лежащего в основе СМК; оглавление, термины и определения, введение в действие и пересмотр; политика и цели в области качества; организационная структура, обязанности, ответственность; перечень используемых в СМК документов; собственно описание СМК и приложения.

 Наиболее ответственная часть руководства по качеству – это описание системы менеджмента качества и ее использование (внедрение) в организации. Здесь обязательно присутствуют: описание процессов и их взаимодействие; разработанные документированные процедуры или обязательные ссылки на них; также отражаются методы достижения организацией целей в области качества и реализации соответствующей политики.

 Излишней детализации в руководстве по качеству крупной организации лучше избегать, делая ссылки на документацию более низкого уровня, для небольшой (молодой, развивающейся организации без особых традиций) – процедуры можно прописывать более детально, добиваясь ясности в описании деятельности. Руководств по качеству можно сделать два: один представительский, другой – для внутреннего пользования, более конфиденциальный.

 

Перепечатка материалов статьи данной рассылки допускается при условии обязательного включения внизу статьи, без каких-либо изменений, следующего текста:

"И.А. Скотников - автор рассылки «Системы управления: ИСО 9000 и другие стандарты». E-mail:      skotnikov@abbeyhouse.ru. Сайт рассылки: http://www.abbeyhouse.ru"

Copyright 2003. Скотников Игорь Александрович .

 

Наш сайт

Написать нам 

Ближайшие семинары и другие мероприятия

Бонусы для подписчиков

Архив рассылки

Рассылки подробно

 

Наши рассылки:

БИЗНЕС

ОТ А ДО Я

Подписаться здесь

рр

 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ИСО 9000 и другие стандарты

Подписаться здесь

Подпишитесь

 на наши

 рассылки

 и Вы

 сможете

 избавиться  

  от проблем 

 в бизнесе, 

или не

 подписывайтесь

 и оставайтесь

 со своими

 проблемами.

 

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.tech.consult3d
Отписаться

В избранное