Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пятничный диалог


СуперИнвестор.Ru

Пятничный диалог

Обратимся к полузабытой рубрике на сайте - "Ответы". Вопросы иногда приходят, я отвечаю людям лично на почту, но иногда вопросы и ответы на них могут быть интересны многим начинающим инвесторам. Поэтому часть из них выгладывается на сайте, а новые теперь буду ставить в блог. Сегодня очередная серия.

Вопрос:
Здравствуйте, Артем! Возможно мой вопрос покажется Вам глупым, но я все-таки хочу задать его. Как Вы думаете, что будет с акциями (в частности с моими-:)), если разразится очередной кризис и рубль обесценится. Я имела неосторожность потратить свои сбережения на покупку акций ВТБ, конечно же с прицелом года на три, не меньше, но вижу как они дешевеют не по дням, а по часам и плюс все эти разговоры про возможный кризис, что заставляет меня задуматься о дальнейших действиях.

Ответ:
Я не готов фантазировать на тему "что будет при обрушении рубля", потому что в ближайшие годы это - ненаучная фантастика. Кризис, о котором сейчас много говорят, затрагивает в первую очередь доллар. Если что и падает, то это именно он. Рубль в основном крепчает. Поэтому в данном смысле с вашими акциями ничего не случится.

Другое дело, что кризис в США влияет и на цены российских акций (в худшую сторону, естественно). Кризис продлится как минимум до конца года, хотя интенсивность его, конечно, будет разной. Сейчас идёт вторая волна, весной-летом будет третья. Потом - пока непонятно, но вроде бы ничего особо страшного не ожидается. При горизонте планирования в три года вам стоит опасаться не американского ипотечного кризиса, а идиотизма российских властей, которые могут загубить любую, даже самую сильную экономику. Поэтому лучше внимательно посматривайте в эту сторону.

При отсутствии же катаклизмов, с ВТБ всё будет нормально. Руководство там более-менее адекватное, финансовая база хорошая, поддержка государства есть. При размещении акций товарищи, конечно, сильно пожадничали, как я и писал тогда же. Поэтому акции и упали. Поставили бы сразу цену 10 коп., сейчас всё было бы хорошо. Но через два-три года о нынешних событиях вы забудете, а акции сильно вырастут. Поэтому, если есть возможность, постепенно докупайте ВТБ, Сбер, Лукойл. Сейчас цена очень хорошая, компании недооценены на 30-40% на данный момент, а со временем они должны подорожать даже относительно текущих "справедливых" оценок аналитиков. Это не значит, что цена не может падать. Может, но вряд ли сильно и вряд ли надолго. И это будет хорошим поводом ещё добавить акций в портфель.

И последнее. Всё это актуально, если в России не будет какого-то серьёзного политического катаклизма, который повлияет и на экономику.

Вопрос:
Большая компания провела IPO. По идее владелец акции по итогам года и собрания совета директоров получает дивиденды. А что с акциями которые при этом весь год перепродавались на бирже? Они приносят кому-нибудь доход? Тому кто владеет ими в момент выплаты дивидендов?

Ответ:
Дивиденды получает тот, кто владеет акцией на момент закрытия реестра акционеров перед годовым собранием акционеров. Даже если в промежутке между закрытием реестра и получением дивидендов он продаст свои акции. Поэтому после закрытия реестра цена акции немного снижается. В России дивиденды обычно небольшие, поэтому их влияние на цену акции невелико.

Вопрос:
Опять IPO. Вот есть компания. Она провела IPO, через 3-10 лет ее решили поглотить. Какова механика? Портфельные владельцы акций стали владельцами акций поглощающей компании в определенном новом %-м соотношении?

Ответ:
Поглощение не обязательно касается 100% акций компании. Может быть продан контрольный пакет, после чего "поглотитель" становится фактическим хозяином "жертвы", а ее миноритарные акционеры остаются со своими акциями. И не факт, что это плохо. На Западе при таких операциях акции могут очень сильно дорожать. В России я таких примеров с большими компаниями не знаю, но не факт, что их нет. Если любопытно, поищите информацию.

"Механика" определяется на общих собраниях акционеров - как поглощаемой, так и поглощающей компаний. Проводится голосование по предложенному советом директоров варианту. Это может быть либо выкуп акций за наличные, либо обмен на акции поглощающей компании, либо сочетание того и другого. Цена выкупа определяется в предложении о поглощении, а акционеры поглощаемой компании решают, согласны они или нет с такой ценой. В российской реальности обычные миноритарные акционеры практически ничего не решают, т.к. у всех больших компаний есть один или несколько крупных акционеров, голосов которых заведомо хватает для принятия любого решения.

Есть и вариант принудительного выкупа акций. Если один акционер владеет более 95% акций компании, он может вынудить (по закону) остальных акционеров продать ему их акции. Цена может быть либо рыночной, либо определенной оценщиками. Естественно, такие ситуации могут быть очень спорны, сопровождаться судами и т.п. Из активно торгуемых российских компаний такая опасность теоретически угрожает акционерам "Газпром нефти" - "Газпром" может собрать 95% акций у себя.


В избранное