Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей

www.danilova.ru 

Выпуск № 48 от 01 августа 2005 года

 Проголосуйте за сайт!

Участник Интернить 2005

  Сайт "Раннее развитие детей" участвует в конкурсе "Интернить - 2005". Проголосуйте! Нажмите на кнопку (выше) и откроется страница голосования.
 Сегодня в рассылке:
  • Рубрика "Это интересно" - Интернет-новости от телеканала "Культура"
  • Рубрика "Статьи и полезные советы" - "Какие игрушки нужны детям"
  • Рубрика "Статьи и полезные советы" - отрывок из книги "Подберите ключ к обучению своего ребенка"
  • Рубрика "Какой должна быть школа": Николай Курдюмов: "Педагогическая опупема" продолжение
  • Рубрика "Давайте обсудим в форуме"
  • Рубрика "Копилка идей" - "Игры с кубиками льда"
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Самые читаемые темы форума
  • Новости магазина "Раннее развитие"
 Новости сайта:
 Наш спонсор - прибор "Ева-тест"

"ЕВА-ТЕСТ" - это мини-лаборатория в косметичке (размером с пудреницу!) и неоценимый помощник на долгие годы.
С помощью цифрового микрокомпьютера "ЕВА-ТЕСТ" вы в течение нескольких минут определите:

  • период естественного предохранения от беременности,

  • сроки наступления овуляции с целью необходимой контрацепции без использования гормональных и механических противозачаточных средств,

  • вероятную беременность на раннем сроке (одна-полторы недели после овуляции),

  • наилучшее время зачатия здорового ребенка,

  • вероятность рождения ребенка определенного пола,

  • вероятную причину бесплодия и сможете наблюдать за эффективностью лечения без оказания вредного влияния на здоровье,

  • опасность вероятного выкидыша.

Вы можете заказать прибор "Ева-тест" по почте прямо сейчас. Стоимость прибора 3000 руб.
Читайте подробнее:
О создании "Ева-теста", Как применять "Ева-тест", Вопросы - ответы о приборе "Ева-тест", Из опыта применения прибора "Ева-тест"
 Новости магазина:
 Знакомимся с товарами магазина:

Игра "Радужное лукошко"
Игра для самых маленьких. Яички из фанеры (двух размеров семи цветов) разбиты на две и на три части. Малышу нужно собрать их. Кроме этого, имеется рамочка в виде яичка, по ней малыш может нарисовать и раскрасить контур.
Эту игру Вы можете купить в нашем магазине
 Внимание!
  Компания «Умные игры» приглашает будущих и уже состоявшихся родителей, а также неравнодушных педагогов принять участие в III Международной конференции по раннему развитию и развивающим играм (19-20 октября 2005 года). Для получения пригласительного билета (БЕСПЛАТНОГО) необходимо пройти процедуру регистрации на сайте по адресу http://www.intelgame.ru/doc/85.htm Вас ждут встречи с ведущими специалистами в области раннего развития, мастер-классы, круглые столы, презентации новых уникальных методик.
 Приглашаем на семинар:
  Авторский семинар Н. Зайцева состоится в Москве с 22 по 26 октября 2005 года
22 октября 2005 года - математика
23 октября 2005 года - чтение по кубикам
24 - 25 октября 2005 года - грамматика русского языка
26 октября 2005 года - английский язык
105005 , г. Москва, Плетешковский пер. 7/9, 3 мин. Пешком от м. «Бауманская»
т. (095) 926-89-26, 926-83-78
 Автор рассылки:
  Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой или предложить свою статью для публикации по адресу danilova_lena@rambler.ru
 Консультации:
  Лена Данилова проводит консультации по развитию детей с выездом на дом в Новороссийске, Геленджике, Анапе, Краснодаре,  Абинске и других городах Краснодарского края по предварительной записи.
 Наша рассылка:
Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
 Приглашаем к участию в рассылке!
  Вниманию руководителей детских клубов и центров!
Присылайте информацию о своей работе по адресу danilova_lena@rambler.ru и она будет размещена в рассылке и на сайте.
      Это интересно! Интернет - новости от телеканала "Культура":
Проследить, как изобретали велосипед, можно на сайте музея раритетных велосипедов. Смотреть на эти громоздкие, неуклюжие конструкции без умиления просто невозможно, но не стоит забывать, что для своего времени они считались передовыми и образцовыми с точки зрения дизайна.
 
 Рубрика: Статьи и полезные советы
"Какие игрушки нужны детям"
По материалам сайта http://www.psylist.net


Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно огромные, шикарные, дорогие львы и тигры, экстравагантные куклы и электрические машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный мамой по наследству, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из чулок и тюля, а может быть, просто кусочек искусственного меха, перетянутый веревочкой, надежно зажатый в ладошке во время сна. Размышляя о выборе игрушек для детей, я поняла, насколько это серьезное и важное дело, убедилась, что не взрослые должны это делать, а только лишь сам ребенок. Только он из огромного набора домашних игрушек, искренне подаренных ему родителями, из блеска и богатства витрин магазинов способен выбрать именно то существо, которое нужно ему. Если хотите, выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослым друзей и любимых. Зачем ребенку любимая игрушка? Затем, зачем нам, взрослым, не только дети, родители и коллеги по работе, но и друзья, и любимые. Я имею в виду именно ту (те) игрушку, память о которой ребенок пронесет по всей своей жизни, а, возможно, и подарит ее своим детям вместе с чувством той близости и теплоты, которое они ощутили вместе.

У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и – надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но и их же вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и чинят, дорисовывают стершиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребенок может испытать к роботу-трансформеру, игрушке «Денди», взмывающему ввысь самолету, ревущей и гремящей машине.

В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут куколку, Мишку, котенка, зайчонка, то есть существо, очень близкое ему и понятное.

Поэтому, узнав о заветной мечте ребенка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, а по-настоящему ли она ему нужна.

Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. В книге Г. Л. Лэндрет «Игровая терапия: искусство общения» приводятся рекомендации по выбору игрушек, помогающих гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание, самоконтроль и умение общаться. Не все они покупаются в магазине, многие можно сделать самим родителям, и от этого они будут еще ближе и дороже ребенку.

Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство (может быть, семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию. Солдатики, ружья, мячи, надувные «груши», подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребенка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические, полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребенка. Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего Должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки, пока основная его потребность – чувствовать тепло. Поэтому первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша все познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов пластмассы, резины, хорошо мыться, быть легкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы засовывая их в рот, ребенок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой, хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3 – 4-х составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляции с этими игрушками не только развивают интеллект ребенка, но и доставляют удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки каталки и неваляшки. Для 2-летних очень хорош большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7 – 8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будут приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, так как в них должны складываться после игры кубики, мячики, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет свое игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», «доктора», «детский сад» и т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка «парикмахерских наборов», чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными.

К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся «ненужными», так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не покупные дорогие игрушки, а сделанные своими руками вместе со взрослыми. Крупные игрушки к пяти годам постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками, развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее уже не статичные и конкретные игрушки. Он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребенок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребенок сам сделает «инвентаризацию» своих игрушек.

Не заставляйте никогда ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребенку, которому в этом плане не повезло и родители не покупают ему игрушек.

Распоряжаясь сами игрушечным миром своего ребенка, вы можете выбросить его любимые игрушки, а они, как вы уже поняли, не обязательно должны быть самыми большими, дорогими и красочными. Нередко ребенку дороги совсем иные свойства игрушки.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им все больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребенок учится выигрывать и проигрывать, подчиняться правилам, признавать выигрыш другого, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Есть поговорка «Нельзя вся жизнь в игрушки играть». Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и новый год, но и просто так, от хорошего настроения!

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребенка.

И еще один совет. Не водите ребенка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слез и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, звери и машины! Эти переживания неспособности получить то, что очень хочется, ребенку совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребенку радость, водите его в магазин и делайте ему праздник.

Вспомните фильм «Игрушка», где сын миллионера жил в огромном доме, имел кучу роботов машин, компьютеров, но был одинок, пока не нашел себе друга-человека, понимающего и любящего его, способного вместе с ним фантазировать и играть.

Так играйте со своими детьми!
 
 Рубрика: Статьи и полезные советы
"Подберите ключ к обучению своего ребенка. Урок для всех – и для одного"
Отрывок из книги Чери Фуллер "Подберите ключ к обучению своего ребенка", из-во "Поппури", Минск, 1998 г.


Чери ФУЛЛЕР – опытный педагог. Она начала свою карьеру в качестве учительницы начальной школы, затем работала в колледже, теперь преподает в Университете Оклахомы. Профессор, жена, мать троих детей, автор многих книг – практических рекомендаций по работе с детьми в классе, в семье.


Каждый ребенок учится по-своему
В недавнем исследовании Техасского образовательного агентства было показано, что 95 процентов учителей средней школы используют главным образом лекционный метод. Но другое исследование показало, что лишь 25 процентов учеников лучше воспринимают информацию на слух и выносят какую-то пользу из лекций. Еще 30 процентов учеников воспринимают информацию зрительно – в процессе обучения им нужно показывать слайды, изображения и картинки. Примерно 15–20 процентам детей требуется практический опыт, а 30 процентов учеников лучше воспринимают комбинацию различных методов обучения.

Отличия и способности
Можно ли назвать лису неспособной, если при остром слухе, улавливающем звук на расстоянии двадцати миль, она не умеет летать? Многие известные люди столкнулись в школе с трудностями из-за того, что учились по-другому, но именно благодаря этим отличиям и развились их таланты, мастерство и умственные способности и они смогли внести свой вклад в развитие общества и мира.
Уинстону Черчиллю трудно давалось чтение: обладая дефектом речи, он в придачу был гиперактивным. Его определили в класс, где учились самые слабые ученики.
Альберт Эйнштейн несколько раз не мог сдать экзамен по математике. Его учитель говорил ему, что он слишком много мечтает и очень медлителен.
Луи Пастер провалился на вступительных экзаменах в медицинскую школу и был известен как тугодум и зубрила.
Томас Эдисон, у которого были серьезные проблемы с памятью, рассказывал о школе: “Я помню, что мне никогда не удавалось хорошо учиться. Я всегда был среди отстающих и чувствовал, что учителя меня недолюбливали, а отец считал тупицей”.
Обладая ужасным почерком, проблемами с речью, трудностями с абстрактными математическими понятиями или чтением, эти люди нашли способы, как обойти или компенсировать свои недостатки.

Дети – глаза
Будучи проницательным наблюдателем, во время семейных путешествий на машине малыш Люк всегда замечал то, что пропускали его братья и родители. Он рано стал разбираться в цветах и предпочитал собирать головоломки, рисовать и смотреть телевизор, а не буянить или играть на улице. Он был самым тихим ребенком в семье. Если и говорил что-либо, то всегда кратко и обдуманно. В классе он часто отключался и находил за окном какой-нибудь объект для изучения или рисовал ракету или самолет.
Ребенок наверняка обладает зрительным стилем обучения, если он:
– при чтении книги нуждается в картинках, чтобы понять содержание;
– лучше справляется с рутинной работой и домашним заданием, когда перед ним лежит список того, что нужно сделать;
– хорошо запоминает лица и быстро забывает имена;
– замечает появление в комнате новой картины или предмета, новую прическу своей матери или изменения на классной доске объявлений;
– в социальной группе больше предпочитает наблюдать за другими, а не действовать самому.

Дети – уши
У Эми мозг работает, как магнитофон. Она может вспомнить то, что вы сказали три недели назад. По сравнению с мальчиками девочки вообще чаще одарены аудиторными и вербальными способностями.
С раннего возраста Эми нравилось общаться со своими братьями, сестрами и друзьями. Она рано стала разговаривать и обладала очень красочной речью.
В классе Эми считают любимицей учительницы, потому что ее часто вызывают. Эми легко выполняет устные задания и быстро отвечает на вопросы учителей. Но она не чувствует себя любимицей, когда получает замечания за разговоры во время урока. Эми писала слова так, как слышала, поэтому у нее много орфографических ошибок. Ей трудно запомнить таблицу умножения, выполнить тесты по математике. Как и большинство детей с аудиторным стилем обучения, она шевелит губами или шепчет, пытаясь запомнить факты, правописание слов.
Ребенок обладает развитыми аудиторными способностями к обучению, если он:
– способен выполнить задание, прослушав его лишь один раз;
– любит слушать музыку и обожает, когда ему читают вслух;
– легко запоминает телефонные номера, коды или имена;
– может сосредоточиться, слушая лекцию или презентацию;
– легче решает проблемы, проговаривая их вслух.

Ребенок – егоза
Карен росла очень активным, энергичным ребенком. Она научилась кататься на велосипеде раньше, чем другие дети во дворе, и постоянно была в движении.
В детском саду Карен особенно нравилось лепить животных из пластилина, рисовать пальцами, играть на улице, качаться на качелях и взбираться по лестнице. Она могла слепить корову с самыми правильными пропорциями, но когда нужно было нарисовать круг, ее линия выходила за пределы листа. Когда Карен было четыре года и дети стали учить в саду алфавит, у нее возникли проблемы с различением букв. Буква у нее не связывалась со звуком.
Как и многие кинестетически одаренные люди, Карен не особенно беспокоится о своей внешности. Девочка слишком занята проектами, компьютером или долгой поездкой на велосипеде. Она очень увлекается спортом, и у нее остается еще масса энергии.
Такие дети, как Карен, наиболее эффективно обучаются в действии – участвуя в экспериментах, демонстрациях и, если им разрешают, путем метода проб и ошибок. Им надо, чтобы работали мускулы. Но в школе дети в основном сидят, пишут в тетрадках, заполняя пространство между узкими линейками.
У ребенка преобладает активный стиль обучения, если он:
– лучше помнит то, что было сделано, а не сказано или прочитано;
– учится всему на своем опыте;
– всегда склонен потрогать вещи, даже если это запрещено;
– нуждается в активном контакте с родителями, детьми и учителями и если не получает ожидаемого внимания – объятий, похлопывания, – будет пихать, толкать и щипать своих одноклассников или братьев и сестер;
– такой активный, что через несколько минут после того, как его аккуратно одели, у него оказываются развязанными шнурки и торчит рубашка.
Очень важно осознать свой стиль обучения и стиль обучения ребенка, чтобы не мешать, а помогать ему в учебе!

Как выяснить свой стиль обучения?
 
  Как вы ведете домашнее хозяйство?
Лозунг родителя с развитыми зрительными способностями: “Все должно быть на своих местах”. Записи, бумаги, семейные документы – все собрано на полке над рабочим столом; на столе нет никаких кип. Когда бы вы ни пришли, дом прибран, словно к приходу гостей. Это может привести к отчаянной борьбе между матерью и ребенком, когда тот достигнет подросткового возраста.
Дом другой родительницы, Андреа, у которой аудиторный стиль обучения, может показаться немного хаотичным, но она прекрасно знает, где находятся все вещи, и может легко сконцентрироваться на работе, даже если на ее столе лежат несколько бумажек или стопок документов. Общение очень важно для Андреа, гостеприимство и открытость делают ее дом приятным местом для детей. Ее любимая фраза: “Давай поговорим об этом”. Андреа часто объясняет детям, как и что делать, и раздражается, когда дети не слушаются ее. Иногда сыну кажется, что мать слишком много объясняет и говорит.
Родитель с кинестетическим стилем обучения обычно пишет на холодильнике: “Лучше творческий беспорядок, чем аккуратное бездействие”. Из всех трех типов мам такие меньше всего зациклены на порядке и меньше всего расстраиваются из-за беспорядка, они же и самые веселые. Строгим порядком в доме жертвуют ради игр и проведенного с детьми времени. Все это очень весело и замечательно, особенно если у мужа не преобладают зрительные способности и он не требует совершенства во всем, не ставит превыше всего порядок.

Как вы учитесь чему-то новому?
Как бы вы научились работать на новом компьютере?
Прочитали бы учебник и изучили массу диаграмм, чтобы научиться пользоваться компьютером? Если да, то у вас ведущими являются зрительные способности.
Возможно, вы бы выбрали подход: “Дайте-ка мне повозиться с компьютером, чтобы разобраться в нем”. Тогда у вас, наверное, больше развиты кинестетические способности.
Или вы, как и я, предпочли бы, чтобы вам кто-нибудь объяснил, как действует эта машина, используя главным образом аудиторный и вербальный методы?
Или захотели бы комбинировать эти методы?
Обучение происходит эффективнее, когда во время практики и тренировки мы подчеркиваем способности ребенка, а не его слабости.

Несколько стратегий
при обучении ребенка с кинестетико-тактильными способностями дома и в школе.
– Выложите на дощечке слова из теста или крема для бритья.
– Назовите страну, океан, континент и скажите: “Начали”. Тот, кто быстрее пробежит через всю комнату и правильно укажет место на глобусе (карте), выигрывает этот раунд.
– Для тренировки правописания и решения математических задач ученикам с кинестетическими способностями идеально подходит переносная магнитная доска для письма/рисования (ею удобно пользоваться в машине, на столе или там, где мало места).
– Проверку географических или исторических фактов можно устроить, когда ребенок прыгает на батуте или бросает мячи в баскетбольную корзину.
– Ученикам (особенно в младших классах) следует давать время отдохнуть и поиграть после школы, перед тем как переходить к домашним заданиям.
– Помогайте ребенку содержать свое рабочее место в порядке, чтобы там не было отвлекающих внимание вещей.
– Помогите ему разбить время выполнения домашнего задания на небольшие периоды. Засеките, когда он начнет работать, и через двадцать минут сделайте небольшой пятиминутный перерыв, чтобы можно было съесть печенье или поиграть с собакой, а потом продолжать работу.
– Поместите на видное место записную книжку с домашними заданиями или календарь с расписанием на весь день. Для некоторых учеников даже лучше наклеить расписание на обложку тетради, которую он носит на все занятия.
– Помогайте ребенку выполнить домашнее задание, консультируйте его и поддерживайте, но ни в коем случае не делайте за него. Это очень важно, особенно в младших и средних классах, если вы хотите, чтобы к девятому классу ребенок самостоятельно работал.
– Разрешайте своему дошкольнику готовить с вами на кухне и обучите его какому-нибудь простому рецепту. Занимаясь кулинарией, он узнает о мерах объема, температуре, времени, о дробях и других математических понятиях.
– Старайтесь как можно чаще обнять ребенка, похлопать его по плечу и оказать другие знаки симпатии и одобрения. Двигательно активные дети очень нуждаются в физических знаках внимания, и это у них с возрастом не проходит.

Плеер – это круто!
Чистая кассета и магнитофон – великолепные обучающие средства для детей с аудиторными способностями. Этот метод нравится и детям с развитыми кинестетическими способностями, особенно если они могут слушать кассету на плейере и одновременно двигаться.

Положите материал на знакомую мелодию
Люди с развитыми аудиторными способностями и музыкально одаренные дети очень любят учиться таким образом. Музыка помогает ученикам запоминать информацию, будь то формула по алгебре, историческая дата или испанские слова. Положить информацию на мелодию полезно при запоминании и математических правил, и правописания слов. Для большинства детей музыка – это развлечение, и занятия с музыкой дольше удерживают их внимание. Что еще важнее – музыка стимулирует работу правого полушария, в то время как речь связана с левым полушарием. При совместной работе обоих полушарий значительно улучшается память, а процесс обучения происходит более плодотворно. Стихотворный ритм и рифма также способствуют запоминанию, особенно у людей с развитыми аудиторными способностями.

Структура сервиза
Детям приходится запоминать массу информации, кажущейся для них бессмысленной: в возрасте с пяти до двенадцати лет дети думают скорее конкретно, чем абстрактно.
Эта проблема особенно касается тех, у кого развиты кинестетические способности и пространственное воображение. Эффективность их обучения и мотивация значительно снижаются при выполнении упражнений, связанных с бумагой и ручкой. Такие дети лучше усваивают материал, когда они дотрагиваются, видят, слышат и ощущают реальные вещи.
Домашние обязанности, сортировка белья для стирки, сервировка стола, – хорошая практика для усвоения структуры (основного математического навыка) и распределения по категориям.
Самые важные понятия, которые должны усвоить дошкольники, – что одинаковое, а что разное, что больше, а что меньше. Лучше всего они усваиваются на конкретных предметах и повседневных вещах. Положите в ряд несколько предметов и спросите: “Чем эти вещи похожи? Чем они отличаются? Какая из них самая большая?” Наполните три стакана водой, чтобы в каждом стакане было разное количество жидкости, и спросите: “В каком стакане воды больше?”
Читая ребенку вслух, перед тем как закончить рассказ, сделайте паузу и задайте вопрос: “Что произойдет потом?” Это позволит развить навыки дедукции при обдумывании и решении математических задач.
В магазине ребенок может подсчитать, сколько нужно заплатить за покупку, взвесить продукты на больших весах. Вы можете привлечь внимание ребенка-спортсмена к спортивной статистике в газетах.

Большая доска
Очень хорошо поместить в комнате ребенка с кинестетическими способностями учебную доску. На ней он может писать слова или готовиться к контрольным. Закрывающиеся боковые секции можно раскрасить яркими рисунками. Если эта доска для маркеров, то ее можно разукрасить цветными маркерами, а если она черная или зеленая, то тогда подойдут цветные мелки.
Пусть ребенок сначала напишет слово в воздухе, а потом на доске, проговаривая каждую букву, а затем произнося каждое слово. Он может водить по буквам двумя пальцами, пока слово не сотрется. Потом пусть ребенок закроет глаза и попытается “увидеть” или нарисовать в уме правильное написание слова. А накануне контрольной кто-нибудь из родителей может диктовать слова, а он будет записывать их на доске.
И самое интересное, что накануне ответа в школе ребенок может “преподавать” материал всей семье. В ходе активного обучения ребенок может хорошо усвоить понятия, объясняя их кому-нибудь другому. Исследования показали, что человек, объясняющий материал, усваивает 90 процентов всей информации. Ребенку даже может понравиться преподавать! Ученики с развитыми кинестетическими способностями могут стать самыми динамичными и эффективными учителями.

Полезные игры
Учителя обнаружили, что многим детям не хватает навыков, которые они обычно приобретают дома, играя в различные игры и карты. Играя, дети усваивают такие математические понятия, как счет, способность различать; учатся решать задачи, совмещая это с общением с друзьями и развлечением. Игры на доске, такие, как шашки, шахматы, монополия, предлагают миллионы возможностей для развития вербальных, математических и мыслительных навыков, которые потребуются детям при выполнении интеллектуальных заданий. Пачка игральных карт – это одна из самых дешевых и лучших “образовательных игрушек”.

Карточки в кармане
Напишите с одной стороны карточки название государства, а с другой – столицу (при желании можно добавить рисунок). Французское слово с одной стороны, перевод – с другой. По истории, биологии или литературе: вопрос на одной стороне, ответ – на другой.
Любой младший школьник может написать букву алфавита на одной стороне карточки, а на другой – нарисовать соответствующую картинку цветным фломастером или карандашом.
Каталожные карточки удобны для использования: их можно положить в карман и вынимать несколько раз в день, чтобы прочитать и повторить материал: стоя в очереди или, улучив свободную минутку, в классе. Каталожные карточки легко поместятся в кармане ребенка, а также в рюкзаке – это замечательный способ учиться на ходу. Если ребенок любит все цветное, то для каждого занятия можно приготовить карточки другого цвета.

Умственные карты
Эти карты, которые еще называются семантическими, или обучающими, представляют информацию с помощью рисунков.
При составлении умственной карты используются зрительные и вербальные навыки, то есть задействованы оба полушария, что улучшает процесс обучения и запоминания. Создание карты помогает ученику увидеть и осознать связи между ключевыми понятиями и улучшает понимание материала. Главная тема располагается в середине, а связанные с ней вопросы помещаются в виде подтем, располагаются вокруг и соединяются с главной темой линиями.
Составив карту, ученик должен с кем-то обсудить нарисованную информацию – с одноклассником, небольшой группой учеников или с родителями.

Разноцветные строчки
Другой способ, который позволяет ученикам со зрительным типом восприятия подчеркнуть свои сильные стороны, – это выделение важной информации, которую нужно выучить. Он полезен и ученикам с кинестетическими способностями: записывая, они занимают свои руки. Ученику надо купить несколько разноцветных маркеров, причем каждый цвет будет отвечать за определенную информацию. В английском языке можно выделить зеленым существительные, голубым – глаголы, желтым – прилагательные и наречия, а розовым – союзы.

Работа в школе

Использование магнитофона
Брэд – ученик шестого класса, обладатель выраженного слухового стиля обучения. Он не всегда успевает записывать лекции и понимать задания, так как моторные навыки Брэда слегка отстают в развитии. Он носит с собой в школу маленький магнитофон и записывает на пленку лекции и задания к упражнениям, а потом дома еще раз прослушивает их, прежде чем приступать к домашней работе. Он также начитал на пленку два учебника и иногда слушает эти записи.
Ученики могут наговаривать на пленку сочинения и рассказы, прежде чем написать их.
Учить каждый день по-разному
Объясняя новый материал, учитель может менять стиль обучения, каждый раз задействуя различные навыки учеников.
Различные результаты для разных учеников
Еще один способ, позволяющий преподавателю корректировать учебный процесс с учетом стилей обучения всех учащихся, – установить для разных учеников различные результаты, которых они должны добиться в ходе выполнения задания и по которым их будут оценивать.
Например, вместо того чтобы писать сочинение по прочитанной научной статье или художественному произведению, ученик с кинестетическим типом восприятия может сделать диораму, придумать и провести эксперимент, нарисовать карту, разработать обучающую игру и т.д. Учащийся со зрительным типом восприятия может нарисовать плакат, снять небольшой видеофильм, разработать хронологическую таблицу или рекламную брошюру для всего класса. Ученику со слуховым типом восприятия можно предложить придумать и записать радиорепортаж, сделать устную презентацию темы перед классом или написать газетную статью, заметку или речь. Трое учащихся с различными типами восприятия могут объединиться и создать документальный видеофильм по теме. Использование компьютера в ходе выполнения таких заданий подходит для всех типов учащихся.
Позволяя использовать калькулятор на уроках математики или наушники “без музыки”, если посторонний шум отвлекает ребенка, мы учитываем индивидуальные различия детей в стиле учебы, помогаем справиться со своими недостатками, что значительно повышает мотивацию, снимает раздражительность и недовольство и, что важнее всего, способствует повышению успеваемости.

Умение слушать
Существует еще один способ эмоционального воспитания и поддержки детей и подростков – прислушаться к их проблемам.
Для многих детей мир может казаться страшной пустыней. Туда должны прийти родители и учителя, чтобы успокоить ребенка и помочь ему справиться с естественными страхами детства и юности.

Эту книгу Вы можете купить за 45 рублей здесь
 
  Рубрика: Какой должна быть школа

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПУПЕМА
(пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей)
 
Продолжаем публиковать в рассылке педагогические эссе
Николая Ивановича Курдюмова
замечательного педагога, интересного человека, а кроме этого садовника-эксперта, автора большого количества необыкновенно интересных и полезных книг про "УМНОГО ДАЧНИКА".
Эссе публикуется с согласия автора.
Сайт Курдюмова
Книги Курдюмова можно купить в магазине "Болеро".
 
ГЛАВА 3. (продолжение)

3. МАТЕМАТИКА: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ


Задачи – это математика в реальной жизни. Это конкретная логика. Собственно, к решению реальных задач и должен, по-моему, сводиться смысл изучения математики. Однако, тут мы видим знакомый симптом: их доля в учебниках уменьшается к старшим классам. Чем более сложна школьная математика, тем она более абстрактна и безлика. Посему задачами пришлось заниматься мало. Но кое-какие выводы сделать мы успели.

1. Нельзя решать задачу, пока не отработаны все нужные для её решения навыки. Вы не научите решать задачи с пропорцией ученика, который не понял всё о дробях и не умеет их умножать и делить. Прежде всего он должен свободно рисовать и рассчитывать саму пропорцию – это отдельный приём, отдельный навык.
Задача – это как бы приведение примера из жизни. Вспомним: в учебном цикле контрольного листа это следует всегда после полного понимания и отработки навыка. Нельзя привести пример того, чего не понял или не можешь.

2. Продукт освоения определённых задач – не просто решение задач, а умение СОСТАВЛЯТЬ задачи этого типа. Определённо, если не можешь составить задачу – значит, не понимаешь её до конца.

3. Поскольку задачи – кусочки жизни, то главный способ работы с ними – МАССА. Собственно, смысл работы с задачей – представить её, увидеть, понять как процесс. Решение второстепенно. Решение - естественный побочный продукт хорошего видения процесса. Видеть задачу в массе – значит, видеть и решение.
Посему любую задачу нужно прежде всего рисовать, а многие – показывать на предметах. Рисовать задачи – самый ценный навык в их решении. Довольно быстро он переходит с бумаги в ум. Человек начинает видеть процесс в уме – и решение видно так же хорошо.

4. Обычно задачи расцениваются более как средство контроля. Напротив! Это средство развития. Решение разных задач – лучший способ закрепить навыки.
Но сама методика решения – тоже навык. Разные типы задач имеют свою методику решения. И прежде, чем давать задачу на контроль, нужно обучить решению именно таких задач. Если мы говорим о настоящем обучении – с массой, пониманием и тренировкой – то это никак не повредит сообразительности. А вот когда мы требуем то, чему не научили – от сообразительности часто вообще ничего не остаётся.

5. Задача – это не арифметика или алгебра, а логический процесс. Смысл - увидеть и понять логику задачи. Затем увидеть последовательность действий. Когда процесс решения понят, задачу можно считать решённой.

Дальше идёт чисто механическая, обслуживающая работа – решение действий. Это всего лишь вычисления. Не надо их путать с самой задачей. В принципе, для них существуют компьютеры. Решение действий – вовсе не то, на что должно тратиться время и внимание! Вычислять надо автоматически, легко. Мы часто не понимаем этого и “помогаем решать задачу”, позволяя человечку корпеть над вычислениями. Это – грубое нарушение постепенности! Если действия решаются медленно и с трудом – значит, вам не до задач! Значит, надо вернуться в началку, найти дырки и отработать наконец это деление в столбик или умножение на минус три пятых!

Сейчас вряд ли можно утверждать, что все должны вычислять всё в уме. На партах лежат калькуляторы. Не могу уверенно сказать, что это плохо. Но думаю, что для задач школьного уровня компьютер должен быть создан в голове. Посему будем исходить из требований конкретной школы. В уме ли, на калькуляторе – вычисления не должны сильно отвлекать от логического решения задач.

Итак, вот каким может быть тренировочный цикл для задач.

1. Прочтение и прояснение всех слов в условии задачи.

2. Создание массы условия и процесса, происходящего в задаче. Видение и понимание всего процесса.

3. Выработка последовательности действий для решения, если необходимо – с массой.

4. Вычисление действий и получение ответа.

Думаете, это результат? Задачи – да. Обучения – далеко нет!

5. Решение этой же задачи столько раз, сколько нужно до состояния “без задержек” - свободно и бегло. Обычно хватает 2-3 раз.

6. Решение ещё 3-5 задач того же типа – до свободной беглости. Если беглость не получается – ищите пробелы раньше!

7. Придумывание трёх задач такого типа – с их быстрым решением.

Вот теперь получен учебный продукт – умение работать с такими задачами. Теперь человечек решает задачи не то что без отвращения – с упоением! Он парит над ними, управляет, властвует! Товарищи учителя, вы именно так щёлкаете задачи, которые задаёте ученикам? Нет?.. Так научитесь их решать вместе с ними – и вы увидите, чем отличается учебный результат от текучки!

Ясно: на задачи других типов будет уходить всё меньше времени и сил – выработался навык логического решения задач. И чем больше типов задач добавляется в копилку достигнутых учебных результатов, тем обширнее и универсальнее этот навык – навык решения проблем и изобретения логических выходов.

Недоработанные навыки и пропущенные слова порождают другие пробелы и дырки, тормозят друг друга, размножаются, и в уме вырастает глупость и неспособность. Навыки, отработанные до результата, имеют обратное магическое свойство. Они поддерживают и расширяют друг друга. Вычислительные навыки помогают логическим. В уме создаётся прогрессивно растущая сумма развитых навыков решения. Другими словами - интеллект.

Вот такая вот, братцы, альтернативочка!

Что же происходит в реальной жизни? В реальной жизни – компьютерная игрушка “Дэнди”: сделал не так – и потерял “жизнь”. “Папа, да знаю я эти дроби! Да знаю я, как тут делить!” Знаешь – а сидишь и соображаешь по полминуты. А задержалась дольше десяти секунд – потеряла “жизнь”! Ты знаешь – но не умеешь, солнышко моё. Ну, попробуй, пройди эту игру. Хило?.. Так что вот тебе ещё лист, и учись проходить без потерь!

А что происходит в школе? А в школе мы ставим пятёрки… за что бы вы думали? За правильный ответ! Чтобы его получить, не нужно вообще никакого умения. К чему же мы готовим своих детей, братцы?..

4. РУССКИЙ ЯЗЫК: ГРАМОТНОЕ НАПИСАНИЕ ТЕКСТА
 

“Твоё лицо – отрОжение души!..”
Из любовного письма дочери


Мой Иван был блестящим теоретиком русского языка. Всегда пятёрки по правилам. Но построим графики его оценок по теории – и за диктанты. Ага: графики идут в разнос. Ясно: наш язык так же слаб до знаний и беспомощен перед умениями!

Я точно знаю, что грамотно пишу не потому, что выучил все правила.
Попробуем для начала определить, что же такое грамотность, и как она создаётся. А для этого надо ухитриться абстрагироваться от программы и учебников. Мне это удалось. Вот что получилось.

Чтобы правильно писать что-то, вовсе не обязательно знать, почему оно пишется именно так. Надо просто уметь его писать. Всё.

Слово просто слышится или видится в уме. Это – способность, умение. И это – банк памяти внутреннего компьютера. Способность развивается. Банк заполняется тренировкой. Вызубривание правил не даёт ни того, ни другого. Это как музыкальный слух: ты просто слышишь музыку в уме. Пока не слышишь - никакая теория не спасёт, хоть вызубри все гармонии и докторскую защити!

Значит, чтобы создать грамотность, нужно а) развивать внутреннее слышание слов (предложений), б) просто очень много – гораздо больше, чем принято в школе - писать и читать. До результата. Грамотность – тот же теннис или этюд Паганини.

Изучение правил – вспомогательная процедура. Правила имеют смысл только тогда, когда облегчают и упрощают наработку языковых навыков. Больше они ни для чего не нужны. В этом ключе их и стоит пересмотреть. Думаю, останется немного.

Могу предложить классный способ, развивающий внутреннее слышание. Его суть - опосредованное слушание. Я увлекался им после Щетинина, когда заглядывал в словарь древнерусского языка. Если не ошибаюсь, и в адлерской школе РО делали нечто подобное.

Берём слово, в котором сделана ошибка (или просто любое слово), и всей толпой подбираем к нему как можно больше родственных слов. Пусть даже - седьмая вода на киселе. Вокруг слова образуется солнышко других слов – “детей”. Вокруг многих из них – свои солнышки, “внуки”. Некоторые внуки обрастают “правнуками”. Внуки и правнуки могут оказаться настолько далёкими, что никогда бы не подумал! Например: смердеть – смрад – смород - смородина; тыл – затылок – подзатыльник; зрить – зрачок – озирать – озеро; дышать – дыхнуть – вдохнуть - вдох – дух – ух! – ухабы… и т.д.

Слово здесь прослушивается через родственные слова. Становится виден весь мир слова, вырисовывается его генеалогия, эволюция, судьба, место в языке. Слово делается рельефным, массивным, становится частью общего образа. Когда пришёл к “озеру” через “озирать” - так его и запомнишь: как ощущение простора, водной глади, которую озираешь – именно озираешь, свободно скользя взглядом и поворачивая голову! И уже никогда не забудешь, что в “озере” - “е”, а не “и”: память просто отмечает момент отличия. И дело уже не в “озере”: запоминается не просто слово – запоминается весь образ, а это – целый блок слов!

Кстати, это наталкивает на мысль, что ошибки – следствие непрояснённости, пропущенности слов. Интересно это проверить.

Я решил, что подтянуть грамотность проще всего, пиша (пися?) диктанты до результата. По сему поводу – два вывода.

1. Судя по всему, не так важно, с чего пишется текст: из головы, на слух или переписывается с книжки. В любом случае учебным продуктом будет безукоризненное написание текста за один раз. Если слово пропущено (то есть пишется с ошибкой), оно неверно пишется и с книжки. Действительно, переписывая, ребята часто делают те же ошибки, что и в диктанте! Это подтверждает мою гипотезу: очевидно, слово пишется так, как слышится в уме.

2. Диктант, ещё более, чем задачи, принято давать только для проверки. Процедура диктанта стандартна. Учим правила, потом пишем на слух. Естественно, ошибаемся. Ошибки подчёркивают и ставят трояк. Потом на уроке – “работа над ошибками”: в лучшем случае говорят, как правильно писать.

Бейте меня – я не вижу здесь и намёка на обучение. Тренировки – ноль. Значит, и навыка – ноль. Ну, и что же мы проверяем с помощью диктанта, коллеги? Явно что-то своё, сокровенное…

Вывод опять “парадоксальный”: прежде, чем давать диктант на проверку, нужно научить ребят грамотно писать именно этот текст! Хотя кому в этом случае нужна проверка? Диктант – не проверка, а чисто тренировочное упражнение.

Вот как мы писали диктанты.

1. Ребята слушают текст трижды, потом прочитывают сами его дважды, отмечая и запоминая по возможности трудные слова.

2. Первое написание на слух. Диктую обязательно обычной разговорной речью: внутреннее слышание должно быть сопоставлено в уме с обычным произношением – и должно стать независимым от него. Подсказывать диктовкой не приходится: всё равно работаем до результата!

3. Прочитав фразу не меньше трёх раз, киваю: можно писать. Если фраза длинная – читаю ещё. Надо, чтобы ребята не переспрашивали через каждые три слова. Наша практика додиктовывать во время письма – это новые ошибки и пробелы: голос учителя перебивает, заставляет отвлекаться – и в это время слова пропускаются! А то ещё объяснять что-то начинаем. Попробуйте включить новости и писать что-то важное. Именно в таких условиях пишут диктанты наши ученики!
Посему, диктовку и письмо строго разделяем во времени. Конечно, если забыл, можно переспросить, но это не поощряется.

4. Написав фразу, ученик тут же проверяет её и исправляет по возможности ошибки. На это даётся время. Важнейший момент! Именно тут создаётся навык видеть написанное – вырабатывается коммуникация, связь между написанным и воспринятым. Возможно, это главный навык грамотности. Похоже, в музыке это именно так.

5. Закончив работать над фразой, человечек стучит ладошкой по столу: “готово”. Дождавшись последнего стука, брякаю по столу я: “внимание, диктую!”. Сигнал необходим – иначе не успеют услышать первую диктовку: мало ли о чём думают. Учителя чувствуют это, но реагируют парадоксально: “Маша, внимание сюда! Витя, о чём ты думаешь? Тихо всем!” и т.д. и т.п. Естественно, этот словесный мусор увеличивает число ошибок.

6. Текст закончен. Теперь я его проверяю, и мы выполняем работу над ошибками.

7. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Для чего она нужна? Чтобы ошибок больше никогда не было!

Словарные слова просто, не мудрствуя, выписываются по 20-30 раз подряд, желательно - склоняя или спрягая. Проверяемые слова также многократно пишутся, но вместе с “родственниками”, в которых слышен нужный звук. При этом создаётся масса. Пример: раскалённый (10 раз), накАлзакАлканакАливатькалина (по 3 раза) – масса: оранжево-красный раскалённый металл, красные ягоды калины – раскалённый (10 раз). Мы просто стираем ошибку – и всё.

Пунктуационные ошибки стираются также тренировкой. Это делается в два приёма. 1. Сначала ребята определяют, почему тут должна быть запятая (или её быть не должно). Если не могут сами – то с моей помощью. Я не требую теории: знание правил само придёт из практики! В общем, мы находим однородные члены, обороты, разные основы, подчинённые предложения и пр. Но это – только начало. 2. Теперь ты знаешь, почему тут нужна запятая: причастный оборот. Вот и придумай 5-7 предложений такого же типа – с таким же оборотом. Напиши их. Выдели, подчеркни этот оборот. Запятые ставь пожирнее. А теперь прочти мне их так, чтобы все услышали этот оборот. Выдели интонацией – услышь! Что-то неуверенно. Ну-ка, придумай ещё пять – и прочти “с запятыми”. Ага, чувствуешь? Вот теперь ты понял!

Думаете, это всё? Пардон, а как же учебный продукт?..

8. Вторая диктовка. Всё так же, как и в первый раз: стучим ладошками по столу. Обычно ошибок меньше в 5-7 раз, но остаётся одна-две. Вот они, самые упрямые, невидимые, неслышимые, непонятые слова! Делаем над ними особо тщательную разборку и стирание.

9. И диктуем в третий раз. Ага: ни одной ошибки. Вот это – РЕЗУЛЬТАТ ДИКТАНТА. Всё, молодцы! Получите зарплату.

Сколько раз нужно диктовать? ДО РЕЗУЛЬТАТА. Но если получается больше трёх, значит, нарушена постепенность - не тянут ребята! Нужно срочно упрощать тексты и вдвое уменьшать объём.

Пишется диктант каждый день. Если тексты брать из одной книги, уже через две недели количество ошибок в первой диктовке уменьшается вдвое-втрое! То есть грамотность повышается реально. Значит, именно такой диктант и является обучением.

Теперь напрягите воображение. Пожалуйста, представьте себе человечка, который работал, сопел - но получил этот результат. Ни одной ошибки. Несколько открытий. “Получилось!” И тут же представьте человечка, которому простили две-три ошибки - и не дали третью диктовку. Посадите их рядом и посмотрите, кто какими глазами будет на кого смотреть. Видите?! А теперь посадите рядом с ними вашего, у которого очередной трояк за диктант… Это – ответ на вопрос, нужно ли так “зверствовать”.

Нет, братцы-развиватели, это НЕ НАТАСКИВАНИЕ. Натаскивание – это бездумное, механическое повторение. Топтание поверх пропущенных слов и навыков. Имитация овладения предметом. Оно не создаёт способность – оно создаёт роботов. Натаскивание и грамотная тренировка – совершенно разные вещи!

Можно сказать определённо: грамотность зависит не от количества диктантов. Он зависит от количества диктантов, доведённых до результата. Никогда не добиваясь грамотности написания, как продукта – на что надеетесь вы, коллега?..

Можно добавить: вряд ли стоит писать сочинение на тему, пока грамотность по этой теме не достаточно наработана. Ребята будут отвлекаться на грамотность, напрягаться по поводу запятых и каждого пятого слова – до сочинительства ли тут?! Напишите хотя бы пять-семь диктантов по “Недорослю” - тогда и сочинение по Фонвизину покатит, как по маслу. Классный, естественный метод – нарабатывать русский через литературу. Продаю бесплатно. Действительно, кто додумался разъединять эти предметы? Они же – одно целое, один просто дополняет другой. И мы не используем их явную взаимную созидательность! Симптом-с. Вот до чего можно дойти в школьной рутине…

Домашнее задание: подумайте-ка сами о том, что есмь результативное сочинение. Даю намёк: сочинение – это как задача в математике. Его смысл вовсе не в грамотности текста! Грамотность – только обслуживающий инструмент, операционный навык – как навык вычислений.

Это показательно. Как видим, в каждом предмете есть операционные навыки - и навыки смысловые, интеллектуальные. Без первых невозможны вторые, но операции – всего лишь обслуга для интеллекта. Если чётко различать и правильно оценивать эти аспекты, обучение видится на порядок яснее. Например, становится видно: в истории, географии, биологии, в большей части химии, физики и литературы операционные навыки практически отсутствуют. Значит, нужно или их туда привнести, или заменить обучение приобщением – а это совершенно другое занятие.

5. ОЧЕНЬ ПОСТЕПЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Здесь я вкратце упомяну о примерах упражнений, которые развивают “отсутствующие” способности незаметно и без напряга.

Развиватели могут сразу объявить, что без напряга – значит, в игровой форме. Не буду спорить. Игра – гениальный способ развития. Но, во-первых: у вас есть игра для развития навыка вычитания? Или сложения простых дробей? Или исполнения арпеджио? Во-вторых: если постепенность выдерживается, всё непонятное проясняется и массы достаточно, то никаких напрягов не бывает, а результат достигается гораздо быстрее. Стоит ли придумывать эту игру в каждом случае, когда ученик должен что-то суметь? Не думаю. Дети могут просто работать, и продуктивная работа им нравится не меньше игр.

Прежде всего: как определить, где есть неспособность, дырка, пропуск? Очень просто. Об этом говорит ЛЮБОЕ ЗАТРУДНЕНИЕ ученика. Даже небольшая задержка, хроническая запинка. А тем более – симптомы препятствий. Увидев сию клиническую картину, посмотрите, в чём загвоздка.

Ага, в примере: 3 - 7* 2,7 = . Теперь надо конкретизировать проблему. Даём тесты (несколько простых примеров на время) на всё, что тут есть: умножение на десятичную дробь, порядок действий, знаки (вычитание большего из меньшего). Загвоздка в умножении на дробь? Ну-ка, проверим умножение на семь. А теперь – на десятичные дроби. Затор! Проверим сами дроби – пусть нарисует, определит слово. Ага! Вот оно. Можете просто показать, как решать – зачем нервы портить? А сами - за стол, и сочиняйте листы. Человечек дробей не сечёт! Это большая тема, и одним листом не обойдёшься. Но за неделю можно дать то, что в школе за год дать не сумели!

И в листах, и в упражнениях главное – постепенность.
Саша Зудин – талантливый математик и психолог. Это он заметил, что вычитать и делить – труднее, чем складывать и умножать. Вот как он решал эти проблемы.

“Выбери цифру. (9.) Хорошо. Ты можешь отнять от неё единичку? (Да.) Отними. (Пишет: 9 –1 = 8.) Хорошо. Выбери другую цифру. От неё можешь отнять единичку? Отними. Получилось? Отлично! И т.д. – со всеми цифрами. Внимательно наблюдаем за человечком: если делает легко – идём дальше, если же напрягся, поморщился, задержался, стал тереть глаза или отвлёкся – тут есть дырка, и нужно её стереть несколькими повторениями.

Пройдя цифры, отнимаем единичку от двузначных чисел на выбор. Потом от трёхзначных. Потом в том же порядке отнимаем двойку, потом тройку и все остальные цифры. И каждый раз – это главное! - стираем любую задержку.

Здесь мы не отрабатываем навыки вычитания. Мы стираем страх перед вычитанием – и всё. Для этого достаточно единички, двойки и тройки. Остальное - для закрепления способности вычитать - можно вынести в контрольный лист.

Главное тут – добиваться лёгкости и быстроты. Чем дальше, тем легче и быстрее будут проходиться шаги. Возможно, человечек испытает какое-то озарение, или просто улыбнётся – тогда работа закончена. Сколько она длится? С кем-то час, а с кем-то и трижды по часу. Но если простое упражнение вязнет, дырку надо искать где-то раньше!

В ЯЗЫКЕ всё точно так же. Например, камень преткновения – безударные А и О. Пролистаем орфографический словарик, скажем, на К, Н и Р, и пометим все слова с этой орфограммой. Теперь – постепенность.

Слова, в которых гласная проверяется множественным числом. Пусть человечек сам вслух проверяет – и пишет слово правильно. Обязательно подтверждайте верный ответ - ведь это ЕГО ответ! Вы увидите, как быстро растёт скорость проверки. Когда все запинки исчезли – достаточно. Теперь, для азарта, можно пару десятков слов дать устно: слово – проверка-ответ. Пусть почувствует – поймал, овладел, это просто!

Теперь - слова, проверяемые образованием глагола. Потом – образованием родственного слова. И т.д. и т.п. Думаю, полсотни слов достаточно для каждого шага.

Заканчивать работу над орфограммой хорошо диктантом. Предлагаю классный учебный приём: диктант-бомба. Это – белиберда почти из одних слов на пройденное правило. Потому и бомба: очень трудный и бьёт в цель. Чем смешнее и глупее – тем эффективнее для грамотности. Если в стихах – ещё лучше запоминается. Помните “Гнать, держать, смотреть и видеть…”? Это МЕТОД! Гениальный метод. Не понятно, почему он применяется только к исключениям. Нужно на любое правило насочинять таких абракадабр! Надеюсь, кто-нибудь это уже сделал. Например:

“Нам ничего не возвратить, нам никуда не ускакать,
Никак ни в чём не наследить, нигде ничем не нашвырять.
Не будем драться ни за что. Не стоит крякать невпопад!
Куда ни кинь – ни то, ни сё. Куда ни плюнь – не тот расклад.
Не прошибить – невпроворот. Недокумекать невзначай.
Ни дня, ни ночи напролёт не жди, не каркай, не встречай!
Не глядя – нечего терять. Но, несмотря на педсовет –
Навскидку нелегко понять: зачем мы пишем этот бред?!”

Ясное дело, такая “бомба” пишется до результата.

Путём грамотной постепенности можно развить всё, что угодно. Даже музыкальный слух. Я много раз наблюдал, как он развивается. Но это – отдельная тема. А сейчас хочу привести более предметный пример. Однажды я написал для сына учебный курс “Как спеть песню под гитару”. Курс сработал, как часы – песня спелась. Она споётся, даже если нет слуха и гитару никогда в руках не держал.

Главное: тут была верно определён продукт. ЧТО КОНКРЕТНО МЫ ХОТИМ? Спеть одну любимую песенку, аккомпанируя себе на гитаре. Это – конкретное умение, и его легко представить в виде лесенки навыков. А вот “научиться играть на гитаре”, “петь песни” или, тем паче, “научиться музыке” - это абстракция. Потому музыкальные школы и вязнут: не видя точного продукта, невозможно изобрести технологию его получения.

Распечатка курса быстро исчезла в недрах школьной музыкальной студии, но сохранился краткий конспект. Вот он.

Стратегическая постепенность: сначала спой одну песню – отработай навык разучивания песни. Тогда другие пойдут проще.

Учебная постепенность проста. 0. С моей помощью выбери самую простую из твоих любимых песен.
1. Найди настроенную гитару.
2. Напиши слова через строчку и выучи наизусть.
3. Научись прохлопывать ритм песни.
4. Научись свободно петь песню, прихлопывая ритм правой рукой.

Теперь отрабатываем аккорды. Их не надо выучивать – надо научиться извлекать. Рисую схемы аккордов с буквенными обозначениями. И – вперёд, до мозоликов!
5. Берём первый по тексту аккорд. Ставим пальчики по схеме и проводим по струнам. Делать до тех пор, пока каждая струна не будет звучать уверенно чисто.
6. Быстро ставим сразу все пальчики на аккорд. Работать до быстрого чистого извлечения звука.
7. Отрабатываем чистое, а затем быстрое звучание со следующим аккордом. Потом – со следующим. И так – со всеми.

При достаточной настойчивости на это нужна всего неделя. Мозолистые, плотные кончики пальцев левой руки - обязательный “навык тела”, без которого извлечь звук из гитары невозможно. К концу недели аккорды начинают звучать, уверенно браться, пальчики перестают болеть и уплотняются на концах.

Думаете, это уже игра? Нет!
8. Теперь тренируем переходы аккордов с одного на другой. Переход – свой навык руки: надо быстро сменить позицию пальцев. Итак, тренируем переход с первого аккорда песни на второй – до полной чистоты. Потом переход со второго на третий – до чистоты. И так – все переходы. Уже хочется петь всю песню! Не возбраняется, но помни: если песня увязнет и потонет в ошибках, то только потому, что ты не доработал какой-то шаг до конца!
9. Поём первую строку песни. Только первую. На каждую сильную долю – бряк по струнам большим пальцем сверху вниз, и никаких импровизаций с ритмом! Рано. Чистота мелодии также не обязательно – пойте, как поётся. Результат: легко спеть первую строчку, не сбиваясь на смену аккордов, не замедляя ритм. Так же отрабатываем вторую строчку. Потом – остальные.
10. Соединяем все строчки в куплет – до свободного исполнения куплета.
11. Так же разучиваем припев.
12. Поём уверенно всю песню целиком.
13. Вот теперь можно пробовать подбирать ритм для правой руки! Теперь это не помешает, не вызовет ступор. Отрабатываем ритм.

Теперь – главная, финальная часть работы.
14. Исполни песню десяти друзьям. На десятом друге увидишь: всё, овладел, поётся! Продукт: совсем перестать напрягаться и получить удовольствие от своего исполнения. Вот теперь я ставлю подпись: работа закончена!

окончание в следующей рассылке
 
  Рубрика: Давайте обсудим в форуме
 
  Планы занятий с малышом
Пишет Виктория:
Я - мама двух мальчиков - 5 и 2, очень увлекаюсь методиками раннего развития, которые приносят моим детям реально хорошие результаты.
У моей подруги только что родился ребенок и она интересуется: существуют ли планы занятий с маленькими детьми ( от 0 до 5), так чтобы методика или программа были расписаны по каждому занятию? Я нашла такие планы только в методике ИСТОКИ, но она - очень базовая.
Подскажите, пожалуйста, где можно найти (купить, скачать) такие планы занятий, так чтобы не изобретать велосипед, и действовать системно.
Отвечает Лена Данилова:
Уважаемая Виктория!
Подробные "поурочные" планы занятий с малышами первого года жизни мне не встречались.
Обычно такие планы составляет каждый родитель для своего ребенка сам. И зависят они от возраста, от характера ребенка, от состояния здоровья, от возможностей матери (работа или наличие других детей). От времени года и погоды, в конце концов - летом больше гуляют, чем зимой.
Поурочные планы на кждый день писать вовсе и не надо. Желательно знать и помнить, чем вы хотите заниматься с ребенком в ближайшие пару дней или пару недель.
Многие мамы - большинство - не пишет ничего, а просто держит свои планы в голове.
Поделитесь своим опытом! Составляли ли вы планы занятий с малышом в письменном виде? Вели ли какой-либо учет занятий?


Когда всё успеть?
Пишет @lenк@

Здравствуйте! Очень понравился ваш сайт! Столько полезного для себя нашла! Большое спасибо.
Открытым остается только вопрос, как же все успеть? Что предпочесть, как распределять занятия, ведь хочется всего попробовать, а мы еще такие маленькие, нам только 5 месяцев. Только не говорите, что мы опоздали ровно на пять месяцев. Я старалась позаниматься, чем только можно, правда безо всяких методик, от души.
Мамы, которые все успевают, скажите мне, пожалуйста, но ведь детки так много спят! Как охватить все аспекты развития и ничего не упустить за то малое время между едой, сном, и снова едой?
Отвечает Лена Данилова:
Не стремитесь объять необъятного!
Советов по развитию может быть очень много. Но воспринимайте их как варианты. Выберите те игры или упражнения, которые кажутся Вам простыми и интересными. Начните с них. Пусть это будет все 3-5 игр или занятий, выполняемых ежедневно. Потом Вам покажется, что у Вас остается масса свободного времени и можно добавить что-то еще.
Не забывайте, что занятие с младенцем длится от нескольких секунд до 1-2 минут.
Например, Вы прочитали рекомендации: каждый день показывать ребенку картинки. Повесьте картинки на стену и один два раза в день подойдите у ним. На показ у Вас уйдет столько времени, сколько занимает произнесение названий изображенных предметов, то есть, несколько секунд. И не стоит думать, что ребенок что-то не увидел и не запомнил. Во-первых, он все прекрасно увидел. А во-вторых, он не обязан запоминать всё с первого раза.
Совмещайте разные дела с играми и занятиями. Пока Вы готовите, малыш может сидеть рядом и под Вашим присмотром заниматься чем-то интересным и полезным.
А самое главное – не ругайте себя, что Вы что-то не успели, что-то недодали своему ребенку. Главное – дать ему любовь и заботу. А занятий должно быть столько, сколько вы можете дать. Немного – это уже лучше, чем ничего!

Отвечает Нора:
В книге Масару Ибука "После трех уже поздно" я прочитала, что даже во сне малыш все воспринимает. Я ставлю во время сна кассету с классической музыкой и английским языком.( про английский --проводили эксперимент с двумя группами детей до года, одной группе ставили кассету по часу в день с китайским языком, другой группе - нет, а с пяти лет малышей стали обучать китайскому, и вот первая группа детей осваивала язык гораздо успешней второй).

А как вы занимаетесь с малышом? Как проходит ваш день? Какие занятия включает? Как удается совместить несколько дел?

Не ползаем!
Пишет Ирина:
Моему Сергею скоро 9 месяцев, а ползать мы еще не научились. Сидим, встаем и садимся в кроватке и возле дивана и стульчика, недавно научились вставать из положения лежа. А ползать - никак. Стаем на четвереньки и плачем. Пробуем, мучаемся и так и сяк - не получается. Помогали, учили, ставили любимые игрушки не далеко от сына - покряхтим, поплачем, а потом сядем и найдем игрушку та что поближе и можем достать. Знаю насколько для ребенка важен этап ползанья. Может не заставлять его? Ведь ходить мы хотим уже давно. А в ходунки ставить боимся. Подскажите пожалуйста советом. Может у кого-то была похожая ситуация? Спасибо.
Отвечает Лена Данилова:
Уважаемая Ирина!
Главное - не отчаивайтесь! Относитесь ко всему спокойно! Ваше настроение, Ваше волнение передается ребенку. Если Вы будете уверены, что все у малыша получится и очень быстро, то так и будет.
Но помощь ему, конечно, можно.
Один из способов – пригласите в гости малыша примерно такого же возраста, который уже умеет ползать. Возможно, не с первой встречи, но довольно скоро Ваш малыш, глядя на другого, тоже начнет пытаться ползать. Ведь дети постоянно копируют действия себе подобных.
Одна из наиболее вероятных причин того, что ребенок не ползает – чрезмерное внимание взрослых. Мне приходилось бывать в семьях, где у детей были такие же проблемы. И решение всегда оказывалось очень простым. Родители не давали ребенку полежать и поиграть спокойно. Буквально через минуту его брали на ручки.
Давайте ребенку просто полежать на полу, не обращая на него пристального внимания, но, все-таки, находясь где-нибудь рядом. Пусть это будет середина комнаты, чтобы ребенок не смог ни за что ухватиться и встать. Положите около малыша буквально одну две игрушки, остальные (причем, самые интересные) пусть лежат подальше от него. Еще более эффективно вообще все игрушки убрать на такое расстояние, чтобы малыш не смог достать их, даже если сядет. Надо раздразнить его!
Если ребенок начнет «подавать голос» - кряхтеть, пыжиться, проявлять недовольство, поговорите с ним ласковым голосом. Скажите, что мама рядом, все в порядке, попытайтесь отвлечь от плача песенкой, разговорами. Но не спешите брать на руки. Пусть попробует хоть немного продвинуться сам в направлении игрушек или же по направлению к вам. А вот если ребенок проявил усилия и хоть немного продвинулся в вашем направлении, подойдите к нему, похвалите, возьмите на ручки. Скажите: «Какой молодец Сережа! Сам пополз к маме! Сережа ползает!»
Ходунками лучше не пользоваться. Нахождение в ходунках нарушает правильное формирование у ребенка вестибулярного аппарата. Ребенок учится ходить, не учась сохранять равновесие. Потом, оказавшись без ходунков, малыш может начать падать в бок или назад. А это может привести к серьезным ушибам головы.
Отвечает Елена:
Здравствуйте, Ирина!
Мой малыш тоже долго не хотел ползать, зато любил ходить за ручки. Я по совету физиотерапевта ставила малыша на четвереньки, клала перед ним его любимую игрушку(пульт от телевизора ). Малыш пытался дотянуться правой ручкой до пульта, а я в это время двигала его левое колено и наоборот - левая рука, правое колено. Иногда малышу не нравилась эта игра, тогда я не настаивала. Главное - вначале не класть игрушку слишком далеко. Тогда малыш решит, что эа цель недостижима и просто начнёт плакать. Нам понадобился целый месяц таких ежедневных тренировок, когда в один прекрасный день - как раз, когда Нику исполнилось 9 месяцев - он прополз немного, чтобы... дотянуться до электрических проводов Через неделю после этой первой попытки малыш уже ползал по всему дому на больших скоростях, а сегодня(1 мес. и 10 дней после того, как он начал ползать), Николай самостоятельно забрался по лестнице на второй этаж(я шла сзади для страховки).
Мой муж сильно беспокоился из-за того, что малыш долго не ползал. Но я знаю, что сейчас многие детишки начинают ходить, так и не начав ползать. Так, Ник прошёл 15 самостоятельных шагов до того, как начал ползать. А сейчас делает 1-2 шага и дальше ползёт.

А когда Ваш малыш начал ползать? Как Вы помогали ему научиться?

Вы можете задать любой вопрос по развитию ребенка или поделиться своими проблемами на нашем форуме по адресу http://www.danilova.ru/phpbb/index.php
 На правах рекламы

Почему вам выгодно покупать уже собранные кубики Зайцева?

Давайте посчитаем. Разница в стоимости собранных кубиков Зайцева и кубиков Зайцева в стандартной поставке - 525 руб. При покупке собранных кубиков Зайцева - доставка бесплатно (80 руб.). Также вам не придется искать время и посещать строительный рынок с целью приобретения недостающих в стандартном наборе комплектующих - гаек и утяжелителей (100 руб.). А время! А нервы, стоимость эксплуатации которых посчитать сложно!

Считаем:

Вид ваших расходов

Сумма ваших расходов
Кубики Зайцева в стандартной поставке 1030 руб.
Доставка 80 руб.
Гайки и утяжелители 100 руб.
Поездка на строительный рынок (метро и автобус, туда и обратно) 15х4=60 руб.
Время для самостоятельной сборки - 2 дня при среднедневном вашем окладе 500 руб. 2х500=1000 руб.
Потрепанные нервы 500 руб.
Моральный ущерб за неправильно склеенные кубики (ошиблись с количеством гаек, перепутали утяжелители и недоложили пробки) 200 руб.
ИТОГО: 2970 руб.

А могли бы заплатить всего лишь 1627 руб... и получить уже
все готовое!
 
  Рубрика: Копилка идей
Из книги Джеки Силберг "500 пятиминутных развивающих игр"
Детям от 3 до 5 лет


Игры с кубиками льда
Попробуйте растопить кубик льда несколькими различными способами.
Поместите три кубика льда в отдельные сосуды.
Позвольте одному из них таять самому по себе, над вторым включите фен для сушки волос, на третий налейте горячую воду.
Проследите, как долго будет таять каждый из кубиков.
Дети могут попросить, чтобы им предоставили возможность понаблюдать за указанным экспериментом несколько раз в день в течение одного дня.
Понаблюдайте за кубиками под лупой.
 
 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.danilovanews
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное