Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей

www.danilova.ru 

Выпуск № 49 от 10 августа 2005 года

 Проголосуйте за сайт!

Участник Интернить 2005

  Сайт "Раннее развитие детей" участвует в конкурсе "Интернить - 2005". Проголосуйте! Нажмите на кнопку (выше) и откроется страница голосования.
 Сегодня в рассылке:
  • Срочно! Сообщение для покупателей магазина "Раннее развитие"
  • Рубрика "Статьи и полезные советы" - "Знакомим детей с почвой"
  • Рубрика "Давайте обсудим в форуме"
  • Рубрика "Статьи и полезные советы" - статья "Дети и прекрасное"
  • Рубрика "Какой должна быть школа": Николай Курдюмов: "Педагогическая опупема" окончание
  • Рубрика "Копилка идей" - "Где вода?"
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Новости магазина "Раннее развитие"
 Новости сайта от 09.08.2005:
 Новости форума:
  На нашем форуме открылся новый раздел "Доска объявлений для родителей".
Теперь Вы можете оставить объявление о купле и продаже детских вещей и других товаров, о поиске няни или о предложении услуг няни или гувернантки, об услугах по обучению детей или о поиске учителя для своего ребенка.
Добро пожаловать на форум!
 Наш спонсор - прибор "Ева-тест"

"ЕВА-ТЕСТ" - это мини-лаборатория в косметичке (размером с пудреницу!) и неоценимый помощник на долгие годы.
С помощью цифрового микрокомпьютера "ЕВА-ТЕСТ" вы в течение нескольких минут определите:

  • период естественного предохранения от беременности,

  • сроки наступления овуляции с целью необходимой контрацепции без использования гормональных и механических противозачаточных средств,

  • вероятную беременность на раннем сроке (одна-полторы недели после овуляции),

  • наилучшее время зачатия здорового ребенка,

  • вероятность рождения ребенка определенного пола,

  • вероятную причину бесплодия и сможете наблюдать за эффективностью лечения без оказания вредного влияния на здоровье,

  • опасность вероятного выкидыша.

Вы можете заказать прибор "Ева-тест" по почте прямо сейчас. Стоимость прибора 3000 руб.
Читайте подробнее:
О создании "Ева-теста", Как применять "Ева-тест", Вопросы - ответы о приборе "Ева-тест", Из опыта применения прибора "Ева-тест"
 Знакомимся с товарами магазина:

Атлас "Страна, в которой я живу"
Этот красочный атлас поможет ребенку получить первые представления по географии родной страны: о ее горах, морях, равнинах и лесах. О животном и растительном мире различных климатических поясов, об интересных городах, загадках природы и творениях рук человеческих - обо всем этом и многом другом пойдет речь в этой книге.
Эту книгу Вы можете купить в нашем магазине
 Внимание!
  Компания «Умные игры» приглашает будущих и уже состоявшихся родителей, а также неравнодушных педагогов принять участие в III Международной конференции по раннему развитию и развивающим играм (19-20 октября 2005 года). Для получения пригласительного билета (БЕСПЛАТНОГО) необходимо пройти процедуру регистрации на сайте по адресу http://www.intelgame.ru/doc/85.htm Вас ждут встречи с ведущими специалистами в области раннего развития, мастер-классы, круглые столы, презентации новых уникальных методик.
 Приглашаем на семинар:
  Авторский семинар Н. Зайцева состоится в Москве с 22 по 26 октября 2005 года
22 октября 2005 года - математика
23 октября 2005 года - чтение по кубикам
24 - 25 октября 2005 года - грамматика русского языка
26 октября 2005 года - английский язык
105005 , г. Москва, Плетешковский пер. 7/9, 3 мин. Пешком от м. «Бауманская»
т. (095) 926-89-26, 926-83-78
 Автор рассылки:
  Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой или предложить свою статью для публикации по адресу danilova_lena@rambler.ru
 Консультации:
  Лена Данилова проводит консультации по развитию детей с выездом на дом в Новороссийске, Геленджике, Анапе, Краснодаре,  Абинске и других городах Краснодарского края по предварительной записи.
 Наша рассылка:
Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
 Приглашаем к участию в рассылке!
  Вниманию руководителей детских клубов и центров!
Присылайте информацию о своей работе по адресу danilova_lena@rambler.ru и она будет размещена в рассылке и на сайте.
    Срочно! Вниманию покупателей магазина "Раннее развитие"!
Внимание! Уважаемые покупатели нашего магазина!
Наш магазин объединился с магазином "Развивалки. ру". Теперь у нас общий склад, общая база данных и общие скидки. Магазин "Раннее развитие" перешел на новое программное обеспечение, разработанное специалистами проекта "Развивалки".
Это сделано для удобства покупателей, то есть для Вашего удобства.
В связи с переходом магазина "Раннее развитие" на новое программное обеспечение сообщаем следующее:
  • ВНИМАНИЮ МОСКОВСКИХ ПОКУПАТЕЛЕЙ: заказы, сделанные в период с 09.08.2005, просим вас продублировать.
  • ВНИМАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ: все неоплаченные заказы аннулированы! Просим Вас не делать по ним предоплату. Заказы необходимо оформить заново.
  • ВНИМАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ: просим всех, оплативших свои заказы в период с 05.08.2005, прислать список заказанных товаров на адрес bourov@mpib.ru  с указанием фамилии, имени, отчества, адреса доставки, суммы заказа.
  • ВНИМАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ: предоплата заказов отменяется! Все заказы теперь высылаются наложенным платежом. Просим вас обратить внимание, что в случае отказа от получения пришедшей вам бандероли или посылки исполнение дальнейших заказов с поставкой наложенным платежом не будет производиться.
  • ВНИМАНИЮ ВСЕХ ПОКУПАТЕЛЕЙ магазина "Раннее развитие": для вас введена индивидуальная накопительная скидка, размер которой все время растет! Если вы ранее делали заказы в магазине "Раннее развитие" и в магазине "РАЗВИВАЛКИ.РУ", то ваши скидки суммируются! Для того, чтобы знать размер вашей индивидуальной накопительной скидки, необходимо зарегистрироваться в магазине и сообщить нам по адресу bourov@mpib.ru  ваш регистрационный номер.
Внимание! Ассортимент магазина существенно расширился!
Ждем Вас по старому адресу:
http://www.razvivay.ru
 
Рубрика: Статьи и полезные советы
Отрывок из статьи "Знакомим детей с почвой"
По материалам сайта "Всё для детского сада"


... В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, упаковку из-под мороженого, пластиковые бутылки и т. д. Тем самым вы не только сэкономите средства, но и наглядно покажете детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасыаются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

В лаборатории необходимо создать условия для проведения опытов с водой, почвой, чтобы во время работы дети не боялись пролить воду или рассыпать песок (можно поставить пластиковые или накрытые клеенкой столы и т. д.).

Исследовательская работа

Опыт 1
Цель. Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт 2
Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый — с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй — с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой — рисунок любого растения).

Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт 3
Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)

Оборудование и материалы. Образцы почвы — комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка).

Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».

После проведения опыта задайте вопросы.

∙ В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ — в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

∙ Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

∙ На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.

Задача педагога — подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке: желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь «дома» и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.

Опыт 4
Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной — чистая вода, в другой — грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

∙ Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

∙ Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

∙ Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

∙ Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и «мертвая» вода — грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется «мертвая» вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились «лечить» почву — очищать ее от грязи.

Работа на приусадебном участке

Во время работы на огороде обратите внимание детей на то, что семена растений сажают в почву, потому что именно она будет давать им воду и пищу.

Задайте детям вопросы.

∙ Какая на грядках земля: песчаная, глинистая?

∙ Есть ли в ней комочки? Какого они размера? На что похожи?

∙ Чем пахнет земля? Всегда ли она пахнет одинаково?

∙ Когда она бывает влажной, а ког­да — сухой?

∙ Много ли воздуха в этой почве?

∙ Для чего ее надо периодически рыхлить?

Используйте любую возможность обратить внимание детей на обитателей Подземного царства. Не забывайте о бережном к ним отношении: если решили кого-нибудь рассмотреть (жучка, червяка), обязательно затем верните на прежнее место.
 
Рубрика: Давайте обсудим в форуме
 
  В какой музей сходить с малышом?
Пишет Вероника:
Моей малышке 2 года. Хотим начать приобщение к мировому искусству.
Куда нам лучше сходить? В Третьяковку? В Пушкинский? Или еще куда-то?
А вы куда ходили со своими малышами в первый раз?
Сколько залов можно обойти с маленьким ребенком?
А может, нам и вовсе рано?
Отвечает Лена Данилова:
Уважаемая Вероника!
Для жителей Москвы начинать знакомство с мировым изобразительным искусством лучше всего с Пушкинском музее.
Начинать в два года совсем не рано. Но и не поздно, как могут сказать мамочки, начавшие ходить в музей с полугода.
В Пушкинском музее начните с залов античной скульптуры. Малышей больше привлекают именно скульптуры, нежели картины. Потому что они более осязаемы, более понятны, их можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Картина для восприятия сложнее. Хотя тоже интересна. Но опыт показывает, что малыши бывают просто зачарованы именно скульптурами.
Не пытайтесь обойти как можно больше за один раз. Пусть посещение музея оставит яркое впечатление. Если ребенок устанет и к концу посещения раскапризничается, второй раз пойдет в музей уже с воспоминаниями о том, что после музей были слезы и неприятности.
Ребенок должен уходить из музея со словами «Еще!», а не со скучающим лицом.
Можете и во второе посещение музея ограничиться только скульптурами. А можете посетить залы импрессионистов и постимпрессионистов. Их картины очень трогают малышей. Им доступны и понятны яркие краски и емкие изображения художников этих направлений.
Можете также почитать на сайте статью «Идем в музей с ребенком»
http://www.danilova.ru/publication/aest_20.htm
Удачного Вам посещения!

А когда Вы пошли впервые с малышом в музей? Какой музей выбрали для первого посещения? В каком музее Вашему малышу нравится бывать?

Ребенок не хочет играть в пальчиковые игры
Пишет Екатерина:
С 1 месяца дважды в день делала ребенку массаж пальчиков. Но примерно с 7 месяцев дочь выдирает руку или начинает извиваться или капризничать каждый раз, когда я начинаю с ней пальчиковую гимнастику . В 8 месяцев она очень хорошо начала брать крошки хлеба двумя пальчиками. Сейчас нам год и 1 месяц. Я нашла альтернативу пальчиковым играм, которые так не любит мой ребенок, - просовываем мелкие предметы в отверстия или складываем в чашку, рисуем маслянной пастелью, пытаемся рисовать пальчиковыми красками, рвем или мнем бумагу. На улице рвем травку, цветочки, подбираем камушки, играем ручками в песке. Достаточно ли этого для развития мелкой моторики или пальчиковые игры все-таки необходимы? Как привить любовь ребенка к ним (стишки не помогают)? Как много времени в день необходимо уделять пальчиковым играм и развитию мелкой моторики?
Отвечает Лена Данилова:
Уважаемая Екатерина!
В 7-8 месяцев, а то и в шесть, многие малыши начинают выдирать свою ручку из руки взрослого. У них совсем другие желания и планы, а нам хочется проделывать с их ладошками свои дела.
Не волнуйтесь! Ничего особенного не происходит! Большинство малышей реагируют на принудительные пальчиковые игры именно так. То есть сначала нормально, примерно до полугода, а потом – наотрез отказываются. Да что там игры! Некоторые помыть руки не дают, выдергивают и всё тут!
Пальчиковые игры становятся интересны малышам с двух-двух с половиной лет. А в год им и эти стишки не интересны, и мотивации к выполнению каких-то условленных действий еще нет. Да и действия все слишком сложные для малыша.
Пальчиковые игры – не обязательный, и, уж конечно, единственный способ развития мелкой моторики. Игры с мелкими предметами, игры с песком и с водой: пересыпания-переливания, рисование и всё остальное, что вы и так делаете – это тоже хорошие и интересные для малыша способы развития ручек.
Как много времени нужно уделять развитию мелкой моторики? Да просто играйте с ребенком, не особо задумываясь, сколько мы сейчас времени провели с пользой! Любая игра сейчас для малыша полезна.
Пишет Екатерина:
Уважаемая Елена!
Спасибо большое за ответ, укрепили силы в себе. Вот только не совсем понятно, почему во всех книгах настоятельно рекомендуется в год играть в Сороку.
Отвечает Лена Данилова:
В книгах приводят какие-то усредненные данные. Мало того, я поняла, что большинство педагогов (кандидатов и т.д.), пишущих книги для родителей, последний раз детей видели , проходя практику в институте.
В шесть месяцев можно играть в сороку, раньше тоже можно... Но потом - очень сложно.
Комментирует Гость:
Ну, не знаю. Нам, как я уже писала, чуть меньше полутора, а в ту же Сороку играем с удовольствием. И вспоминала, вспоминала, так и не вспомнила, чтобы было такое, что сын вырывал руки при пальчиковых играх. Только вот говорить-то мы практически не говорим. Несмотря на неплохую моторику ((
Отвечает Лена Данилова:
Уважаемый гость форума!
Конечно, из всех правил бывают исключения.
Многие малыши в определенном возрасте не любят, когда что-то делают их руками. Но некоторым нравится. Вот опираясь на то, что некоторым нравится, авторы книг и пишут, что дети это любят. Значит им попались именно такие малыши, которые относились к этому положительно. А мне попадалось очень много детей, которые не любят, когда их рукой что-то делают.

А как Ваш малыш относился к пальчиковым играм в год - полтора?

Вы можете задать любой вопрос по развитию ребенка или поделиться своими проблемами на нашем форуме по адресу http://www.danilova.ru/phpbb/index.php

 

Рубрика: Статьи и полезные советы
"Дети и прекрасное"
По материалам сайта http://psychea.narod.ru

МАЛЕНЬКИЙ РЕБЁНОК ХУДОЖНИК

Говорят, что в старину в Японии продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, тот всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.

Этот метод применим и к воспитанию ребёнка. Формируя его эстетические потребности, родители могут доверять своему вкусу и руководствоваться прекрасными произведениями искусства, которые ценились во все века.

Как советует С.Ю.Мещерякова, не надо давать ребёнку книжки только с примитивными картинками, считая, что Микки-Маус или мультипликационный волк ему понятнее и полезнее, чем, например, шедевр знаменитого художника. Если воспитывать малыша только на примитивных образцах массовой культуры, он, скорее всего уже никогда не поймет и не оценит более сложного языка хорошей живописи.

По существу, воздействие музыки и живописи начинается задолго до рождения ребёнка. На Древнем Востоке подчеркивалась необходимость влияния эстетических впечатлений на будущую мать и на формирование плода.

Начиная с 8 месячного возраста, если ребёнок уже имел достаточно богатый опыт знакомств с цветом и формой окружающих предметов, можно дать ему цветные карандаши. Конечно, поначалу он будет калякать, где попало, а если Вы дадите ему лист бумаги, то ничего кроме каракулей нарисовать не сможет. Пусть Вас это не обескураживает. Для малыша это самовыражение и возможность творчества. Не надо сразу же начинать учить его рисовать круг или красное яблоко, флажок или квадратик. Предоставьте ему свободу, наблюдая за его действиями и помогая, когда это необходимо.

Потом, можно предложить ему краски. Если он поначалу захочет их попробовать на вкус, тогда Вы должны предостеречь его и показать, что краски лучше использовать по назначению. Как правило, малыши ближе к году с удовольствием рисуют красками с помощью кисточки и просто руками, быстро понимая, что краски не так уж хороши на вкус и гораздо интереснее быть художником.

Если Вы решили предоставить своему малышу такую возможность, примите все меры предосторожности: наденьте на ребёнка старую одежду, которую не жалко испачкать, побудьте с ним рядом, поддерживая и помогая, пока он не освоит это дело. Поверьте, все Ваши трудности не так уж велики, они сторицей вознаградятся успехами малыша. Уже после года, а иногда и раньше, в его работах появятся интересные цветовые решения, свой стиль, любимые сюжеты и цвета.

Предоставляя малышу, возможность рисовать, следует подумать и о формате бумаги. Чаще всего выбирают стандартные листы, а ведь действительность, которую наблюдает маленький художник, не ограничена никакими рамками. Художник сам решает, какого формата картину будет рисовать. Ребёнка же лишают права выбора, давая ему стандартный лист. Попробуйте предложить малышу на выбор бумагу разных размеров. Возможно, ребёнку особенно понравится большой лист, меньше ограничивающий его воображение.

Ребёнок буквально погружается в мир культуры, и это погружение начинается задолго до его рождения. Во время внутриутробного периода все органы чувств плода тренируются, настраиваются на встречу с реальной действительностью, а органы речи, в частности мышцы голосового аппарата, способны беззвучно воспроизводить речь взрослого с первых дней жизни. Это означает, что новорожденный высоко чувствителен к самым разным воздействиям внешнего мира, готов к освоению человеческой культуры.

Серьёзное внимание раннему обучению уделяется в Японии. Один из создателей всемирно известной фирмы «Сони» Масару Ибука основал Ассоциацию раннего развития .
В основу обучения музыки положен метод доктора Сузуки «воспитание таланта» - метод обучения игры на скрипке в сочетании с прослушиванием хорошей классической музыки. Один из экспериментов, проведённых в детском саду фирмы «Сони», показал, что самой захватывающей для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена. Популярные песни, которые передают по телевизору, заняли 2-е место, а на самое последнее место отодвинулись детские песенки. По наблюдениям доктора Шиначи Сузуки, уже 5-месячным младенцам нравится скрипичный концерт А.Вивальди.

В основу методики раннего обучения специалисты кладут главное правило: исходить следует из интересов ребёнка. Нельзя навязывать ему готовых моделей. Родителям следует лишь создать условия для обучения, обогатить культурную среду малыша, предоставляя ему самому возможность выбора.

В раннем возрасте запечатлевается всё попадающее в поле внимания малыша. Поэтому самое важное помнить: транслируя ребенку, художественное настроение через собственное пение, чтение стихов или рисование, Вы делаете наилучшее из того, что можете для него сделать.

Иногда можно наблюдать, как взрослый рисует какой-либо предмет или показывает ребёнку картинку и называет то, что изображено. Малыш это видит по-своему, ему кажется, что чайник похож на добрую рыбку, а машина - на добрую собачку. Взрослый разочарован, он настаивает на правильном, с его точки зрения названии. Он хочет научить ребёнка общепринятому пониманию и не замечает того, что в фантазии малыша заключается творческое отношение к миру.


ПРИОБЩЕНИЕ К МУЗЫКЕ

При прослушивании ребёнком музыки, стоит внимательно относится к реакции малыша на неё. Громкие звуки могут пугать ребёнка, некоторые ритмы и темпы - раздражать его, в конце концов, у него просто может не быть настроения слушать музыку. Всё это родителям нужно тщательно учитывать. Стоит присмотреться также, не болит ли что у него. Музыка должна звучать, когда ребёнок здоров, сыт, когда он хорошо выспался. Иногда она может успокоить плачущего младенца, но если он кричит во время звучания, то прослушивание лучше прекратить и выбрать для этого более подходящее время. Тихая, мелодичная музыка может звучать некоторое время и во время сна, если она не беспокоит ребёнка. Но лучше всего в это время пение колыбельной.

Необходимо помнить, что оптимальным условием для восприятия песен и инструментальной музыки, особенно в первые месяцы жизни, является присутствие при прослушивании кого-то из близких взрослых людей. Ещё лучше, если малыш при этом будет находиться на руках, а взгляд взрослого будет устремлён в глаза. После трёх месяцев можно просто сидеть поблизости, время от времени обмениваясь взглядами с ребёнком, давая ему понять, что слушаете музыку вместе с ним, улыбаясь, когда улыбается он, всячески сопереживая малышу. Иногда, если звучит плавная танцевальная музыка, можно, взяв малыша на руки и прижав нежно к груди, потанцевать, слегка кружась в ритме музыки, покачивая его, тихонько напевая.

Естественный интерес малыша к звукам и ярким краскам стоит использовать, для того, чтобы привлечь его внимание к собственным ручкам. Детям больше нравиться смотреть на звучащие предметы. Поэтому наденьте малышу на запястье манжету, с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите ручонку, чтобы кроха заметил колокольчик. Затем наденьте манжету на другую руку и снова потрясите, чуть сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнавать части своего тела, развить координацию рук и глаз.

Родители, владеющие каким-либо музыкальным инструментом, с первых месяцев могут тихонько наигрывать малышу приятные мелодии. Если же Вы не владеете инструментом, можно воспользоваться и музыкальными игрушками: металлофоном, дудочкой, колокольчиком и т.д. Ни один ребёнок не остаётся равнодушным к «живой музыке», так как в этом случае непременно присутствует компонент общения.

Во втором полугодии жизни, малыш может уже извлечь музыкальные звуки из инструмента. Надавить пальчиком на клавишу фортепиано, дёрнуть струну гитары, постучать по металлофону, а уж о том, чтобы греметь погремушкой или звонить в колокольчик, и говорить не приходится.
 
  Рубрика: Какой должна быть школа

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПУПЕМА
(пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей)
 
Продолжаем публиковать в рассылке педагогические эссе
Николая Ивановича Курдюмова
замечательного педагога, интересного человека, а кроме этого садовника-эксперта, автора большого количества необыкновенно интересных и полезных книг про "УМНОГО ДАЧНИКА".
Эссе публикуется с согласия автора.
Сайт Курдюмова
Книги Курдюмова можно купить в магазине "Болеро".
 
ГЛАВА 4

ЧТО ДЕЛАТЬ С ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ


 

А ты, Петров, у нас самый умный?
Кто, я?
Ну не я же!


Тут я просто разглагольствую на тему – душу отвожу.

ИСТОРИЯ И ПРОЧЕЕ

1. Прежде всего – раскроем глазки и встряхнёмся. Чему мы учим?! Это же стандарт 30х годов. Наша программа – свалка старого хлама. Мне это напоминает армейские сборы запасников. В этом году их опять заставляли разбирать и собирать давно сломанные полевые радиостанции. Если их собрать в кучу со всей дивизии, то всё равно один сотовый затмит все их возможности. А сотовые – у каждого в кармане.

Химия давно автоматизирована. Физика работает с психической энергией. Ребята изучают устройство радиолампы, походя пользуясь компьютером. Может, лучше изучать микросхемы?.. Биология давно переросла и опровергла Менделя и Опарина. Медицина стала наполовину восточной, но и в таком виде активно вытесняется самооздоровлением. История, с очередной сменой власти, пересмотрена в корне - даже если не принимать всерьёз новую хронологию Фоменко. Географии давно пора стать видом туризма. Литература уже почти полвека не сводится к русской классике! Музыка уже выросла из традиционной классики, как дерево из семечка.

Материализм перестал спорить с идеализмом и тихо свалил в туман. Границы стремительно теряют смысл. Самыми остро необходимыми в жизни стали знание реальных прав и законов, английский язык, пиар, основы бизнеса и маркетинга. Вокруг давным-давно творится такое, чего наши учебники уже не в состоянии понять по причине старческого маразма.

То есть школьную программу, как социальное явление, вообще нельзя расценивать всерьёз. Это я к тому, что никакое творчество её не ухудшит!

2. Мне кажется, чисто познавательных предметов быть не должно в принципе. Потому что нет в жизни никаких “познавательных” дел! Всё приходится уметь, как это ни прискорбно.

Посему и история с литературой, и биология с географией, и физика с химией видятся мне как программа полезных навыков. Эх, какими интересными будут эти курсы! Аж самому хочется их написать! Жаль, что в истории и географии я – пень пнём. А вот о биологии и химии можно всерьёз подумать.

Примеры навыков литературы я уже приводил. В остальных предметах – то же самое. Пожалуй, труднее всего представить навыки в истории. Ну, в порядке бреда, это видится так.

Собственно, история – это мнение очередной власти о том, как мы должны видеть прошлое, чтобы быть образцовыми гражданами. За последние двести лет история России переписывалась несколько раз. При этом сжигались все архивы, церковные летописи и записи. Наши деды помнят, как перед войной наше краеведение было фактически уничтожено и заменено советским, “марксистско-ленинским”. И для послевоенного поколения – для нас - революция и социализм стали безотносительным, абсолютным благом. Наконец, всего двадцать лет назад опять всё поменялось, и теперь научный коммунизм видится как досадная опухоль в истории болезни великой православной Руси. Ясно, что и это видение истории столь же тенденциозно. Возможно, скоро мы начнём воспевать Русь языческую – и история снова поменяется. Воистину, “наше прошлое непредсказуемо”. Вывод? Историей надо заниматься не ради фактажа: он противоречив и играет второстепенную роль.

А зачем же изучать историю? Очевидно, чтобы понять, как развивалось общество – и как оно будет развиваться. Понять, что определяло жизнь людей раньше – и что её вообще определяет. Увидеть, что на планете были и есть общие ценности – и почувствовать себя землянином.

Сейчас, на наших глазах у истории появляется научная база – физические законы времени-пространства, математические законы развития, моделирования событий в прошлом и будущем. Кстати, доказано, что прошлое в принципе немоделируемо. Чем дальше в прошлое – тем меньше вероятность воссоздать события. И материальные находки только запутывают дело.

Думаю, в научной хронологи немало полезных навыков.

Археология – куча других навыков: поиск, раскопки, работа с экспонатами, сравнительный анализ и прочее. Для практики – полный простор! Уверен, краеведческие музеи будут только рады помочь.

Работа с архивами – своя профессия. Сейчас многие интересуются своими родословными. Тут есть, чем заняться.

Палеонтология – своя сфера навыков. Тут есть и лабораторные методы, например, радиоуглеродный анализ. И – полная неопределённость выводов!

Работа с исторической гипотезой. Сбор и систематизация данных. Сравнительный анализ. Генеалогия языков, художественных и архитектурных стилей, история развития любой деятельности. И т.д. и т.п. и в.п.

Итак, учебный курс – это система полезных навыков. А теория, как ей и положено, просто обслуживает и дополняет навыки. Мечта идиота – чтоб ребята в школах делом занимались, а не задницы просиживали. Поверьте, одно это снимет кучу “серьёзнейших” проблем – в том числе сведёт на нет детскую преступность, болезни, наркоманию. Подобную школьную систему придумал Володя Ланцберг, и о ней я ещё упомяну.

3. Совсем не обязательно давать познавательные предметы всем и в полном объёме. Щетинин был прав: кто-то должен изучать их углубленно, а кто-то - ознакомительно. Человек должен иметь выбор – куда развиваться. По-моему, время стандартных интеллектуальных болванок уже кончилось. А если ещё нет – надо его кончить!

4. А в реальной школе? Очень просто. Нужно чётко разделить обучение и приобщение – и заниматься то тем, то этим, не путая одно с другим. Если обучаешь – работа на результат, развитие навыков и - никаких компромиссов. Если приобщаешь – народ должен визжать от восторга, соучаствовать, спорить, соревноваться, творить и – никаких оценок, условий и ограничений. Примерно так я и преподавал биологию: лекции и викторины – приобщение, лабораторные и контрольные – обучение. И всё как-то нормализовалось само собой. Теперь понятно, почему!

ГЛАВНОЕ О ПРИОБЩЕНИИ

Главное в том, что у нас на планете есть великий профессиональный приобщатель – Вадим Александрович Левин. Детский поэт, писатель, педагог, психолог. Автор системы приобщения к искусству, приобщатель к литературе и создатель программной детской библиотеки для приобщения. Мы познакомились, когда он проводил семинар в Адлере, в школе развивающего обучения. Сейчас он, по-моему, в Германии, и я ещё не восстановил с ним связь. Найду его – напишу отдельное эссе. А сейчас – то, что помню.

Приобщение по Левину строится на двух принципах.

А. В основу приобщения Левин грамотно положил постепенность. Базовую постепенность творческого развития – закон фазового развития Выготского. Суть его проста. Осваивая что-то, мы проходим три фазы. 1. Манипулируем – знакомимся с помощью чувств: тискаем, нюхаем, пробуем, тормошим, балдеем от новизны, а потом привыкаем – перестаём бояться. 2. Опредмечиваем – просекаем смысл, роль и пытаемся применять. Нечто из просто чувственной реальности становится для нас предметом. 3. Общаемся (творим) – научившись применять, выражаем себя с помощью этого. Творчество по природе коммуникативно – это вид самовыражения, рассчитанный на отклик.

Фазы по-разному замотивированы: манипулируем мы ради новых впечатлений, ощущений, узнавания; опредмечиваем, чтобы почувствовать власть, способность, “Получилось!”; общаемся, чтобы получить восторг, понимание, поддержку. Меняется в зависимости от фазы и самооценка: сначала – “Я хорошо играл, участвовал, был!”, потом - “У меня хорошо, правильно, точно получилось!”, и наконец – “Я интересен, нужен!”.

Здесь важно отметить: нельзя опредмечивать, не доманипулировав до конца. Невозможно общаться, пока не закончено опредмечивание. Нарушение постепенности сразу создаёт препятствия со всеми их симптомами – и развитию крышка! Осваивая что-то, ребята сами показывают конец фазы: например, начинают выдумывать новые правила, проигрывать следующую фазу.

Видите? Опять: главное – постепенность. Нет, определённо пора похоронить наконец поурочную программу – именно она запрещает постепенность, а значит, и само развитие!

Б. Восприятие – другая сторона искусства. Не менее важная, чем творчество. Настоящее восприятие – это сотворчество. По-настоящему наслаждается искусством тот, кто может представить себя на месте автора. Невозможно учить творить, не обучая воспринимать.

Восприятие изуродованных школой людей искажено установками, тенденциозно и обрывочно. Маленькие дети воспринимают правильно: цельно, непосредственно и самобытно. Им не хватает только владения общепринятым языком искусства.

Отсюда – две параллельных педагогических задачи. 1. СОХРАНИТЬ в неприкосновенности (или развить, если надо) цельность, самобытность и непосредственность детского восприятия. 2. ОБУЧИТЬ языку и средствам искусства, ввести в мир творчества.

Складываем А и Б, и получаем “надстройку”: развиващие игры, приёмы и методы для каждой фазы. Это накладываем на “базис”: подборку высокотонной, качественной детской литературы - которую детям интересно читать, в отличие от школьной программы. Получаем систему приобщения для начальной школы. Результаты: к концу начальной школы ребята имеют развитый вкус, умеют наслаждаться литературой, тонко чувствуют стихосложение и прозу и весьма свободно сочиняют сами.

За подробностями прошу к Левину.

А здесь хочу привести пример благотворного воздействия системы Левина лично на меня. Пардон за выпендрёж, но уж очень вспомнить приятно!

После семинара мы ещё дня три общались, философствовали, читали и анализировали стихи, играли в игры. Вадим Александрович подписал мне свою книжку:

“Когда б я был из толстосумов, и обладал солидной суммой,
Уж не сидел бы мой Курдюмов на берегу с печальной думой…”

Вдохновившись, я накропал ответ, подражая звукописи:

“Блажен, кого на пляж зовут дела.
Однажды, важно обнажив тела,
Мы брякнулись в тени, на галечке ядрёной,
И дрёмой разбавляли трёп мудрёный.
Колечки мыслей бриз нёс не спеша во вне;
Стройна, как кипарис, Татьяна шла к волне;
Тюленем, словно сам водой водим,
Плыл Левин “не Владимир, а Вадим”;
Ласкательную сказку пели волны,
Касаясь тихо тела Эллы Львовны;
Идеи не сдержав, я там и сам
Балдея, возлежал и там и сям.
Когда б мой Левин был из толстосумов,
Я б, млея в лени, ни о чём не думал.
Но я сидел. Высоких. Полон. Дум!
Хвала Всевышнему, что он – не толстосум!!!”



ГЛАВА 5

НАГЛЯДНЫЙ КОНТРОЛЬ В ДЕЙСТВИИ

В Балакове у меня выработалась система поурочной оценки работы учеников. Ребята не были пассивной слушающей толпой. Каждый человек знал, что может мне ответить – и каждый получал от меня подтверждение. Это решило важнейшую проблему – проблему общения. Но я мог бы ещё втрое активизировать работу ребят, если бы повесил всю их успеваемость на стенку! Жаль, что тогда не додумался.

Наш ум устроен, как уже говорилось, весьма глупо: оправдательно. Вот ещё пример тому: мы очень любим обсасывать и обмозговывать любую неудачу. Часто мы тратим на это львиную долю времени – и рабочего, и личного. Любую планёрку, собрание, педсовет, конгресс или форум, любую нотацию, выговор, нравоучение, жалобу, проповедь можно озаглавить: “Почему это плохо и как это исправить”. И, как бы между прочим - “почему мы в этом не виноваты”.

Мы привыкли говорить, слушать, писать и выступать о проблемах. Это называется “рассуждения о низких показателях”. Пресса и политики заняты этим профессионально. В этом не было бы крамолы, если бы проблемы от этого исчезали. Но они только пухнут и размножаются! Почему? Потому что ЛЮБЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О НИЗКИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ НИКОГДА НЕ ПОВЫШАЮТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.

“Ну почему!?” Потому что показатели повышаются только благодаря способностям и правильным действиям. А рассуждения – это маскировка неспособности и бездействия. Мы маскируем свои проблемы от себя – чтобы, упаси Бог, не лишиться их, любимых!

Когда нас кормят рассуждениями вместо того, чтобы помочь - это раздражает. Когда тем же самым заняты мы – почему-то нет. На уроках мы можем рассуждать по полчаса. Вещание знаний – вид рассуждений, коллеги. Оно не повышает главный показатель учеников – способность делать.

Почему мы так любим рассуждать о проблеме? Потому что боимся увидеть её в лицо. Между тем, проблему легко сделать видимой. Нужно просто начертить график динамики вашего показателя и повесить его на видном месте. Например, графики успеваемости всех учеников. Не хочется?.. А что я говорю: боимся!

Дело в том, что любая разумная деятельность имеет свой продукт, который можно выразить в простых цифрах. Большинство учителей будут до хрипоты спорить, что конкретного продукта у них нет и быть не может. Пусть спорят – именно поэтому он и не появится.

Представьте: на стенке в классе – страницы журнала в виде графика. Ордината – от нуля до пяти, абсцисса – учебные дни. Всем всё видно. И всё встаёт на свои места! Тут не скроешься, не исправишь, бесполезно дёргаться и рассуждать – все оправдания вянут и блекнут, не успев сотрясти воздух.

“Чего ты выступаешь? График свой давно не смотрел?”
“Лёха, ты чё, в натуре? Из троек на пятёрку сиганул! Смотри, башку не разбей! Да у него уже шишка должна быть!”
“Простите, Мариванна, вот когда у меня график упадёт, тогда кричите на меня, сколько хотите”. Впрочем, ни одному учителю в трезвом уме не придёт в голову грубить тем, чьи графики выше всех!

Наглядность показателей творит чудеса. Тут сразу кончаются уравниловка, несправедливость, натяжки, симпатии. Не нужны убеждения, увещевания, запугивания, искусственные стимулы. Как-то в одном швейном цеху установили американские машинки: сделал операцию – на мониторе сразу высвечивается, сколько денег заработал. Производительность сразу подскочила вдвое. Никто ни минуты не рассуждал! Вот это – реальное повышение низких показателей.

График показателей – это проявленная фотография вашей проблемы. Именно теперь вы видите а) себя на деле, б) себя в сравнении, и главное – в) видите, каким образом влияете на свой график! Журнал – это сокрытие показателей. Вы туда сами заглядываете как можно реже. Ум – ещё худшее место. В уме любой показатель тут же маскируется кучей оправданий – и уходит из поля зрения. Чтобы он никуда не делся, его нужно прикнопить к стенке – сделать точкой на графике. Вот теперь не уйдёт!

Не увидев свои показатели, мы никогда их не улучшим. Проверено.

И наоборот: вы не представляете, какой колоссальный эффект даёт привычка отслеживать показатель. Она даёт способность управлять показателем! Тоже проверено!

Итак, ясно: показатели должны быть видимыми.

Однако, оценки вряд ли годятся в качестве показателей. Они слишком необъективны по своей природе: ставим-то их мы. Кроме того, они означают, что ученика недоучивают. Пока есть оценки, не будет продукта обучения. Посему, если есть продукт, отслеживать надо реальное продвижение учеников по курсу. Получится диаграмма. Отработал ступеньку курса – шаг вперёд. Иди вверх – ещё нагляднее.

Видимо, есть много способов отслеживать учёбу. Можно выбрать оптимальный для себя, для своего предмета. Но если мы говорим о настоящей РАБОТЕ, нам никуда не деться от АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ. И если это честная работа, показатели должны быть видны всем.

* * *

Слава Богу, это был мой последний камень в огород “самой почётной профессии”. Да… Вот это нашвырял! Не огород, а сплошной рокарий! Кстати, нехилая мысль.

Коллеги! Может, хватит вскапывать мозги, окучивать души и сеять взятое из учебников просроченное “разумное, доброе и вечное”? Затравили ведь всё ядами окончательно! Умственный радикулит заработали. И ради чего? Пара ведер чахлых помидор с ослабшим к выпуску интеллектом. Кончай пахать, коллеги! Как садовник говорю - это не работает. Нам не нужен огородик, забором огороженный. Нам нужен лес – лес способностей! Он могучий и независимый. Он позаботится и о себе, и о нас.

Сейчас мои трое – студенты. И я отчётливо вижу: всё определяют именно их способности. Это очень серьёзно, братцы. Способности, которые нам удалось не грохнуть, и умения, которые удалось развить – это всё, на что мы можем рассчитывать в отношении наших детей! И это всё, на что могут рассчитывать они сами.

1992-1996-2003 гг. Азовская
 
 На правах рекламы

Почему вам выгодно покупать уже собранные кубики Зайцева?

Давайте посчитаем. Разница в стоимости собранных кубиков Зайцева и кубиков Зайцева в стандартной поставке - 525 руб. При покупке собранных кубиков Зайцева - доставка бесплатно (80 руб.). Также вам не придется искать время и посещать строительный рынок с целью приобретения недостающих в стандартном наборе комплектующих - гаек и утяжелителей (100 руб.). А время! А нервы, стоимость эксплуатации которых посчитать сложно!

Считаем:

Вид ваших расходов

Сумма ваших расходов
Кубики Зайцева в стандартной поставке 1030 руб.
Доставка 80 руб.
Гайки и утяжелители 100 руб.
Поездка на строительный рынок (метро и автобус, туда и обратно) 15х4=60 руб.
Время для самостоятельной сборки - 2 дня при среднедневном вашем окладе 500 руб. 2х500=1000 руб.
Потрепанные нервы 500 руб.
Моральный ущерб за неправильно склеенные кубики (ошиблись с количеством гаек, перепутали утяжелители и недоложили пробки) 200 руб.
ИТОГО: 2970 руб.

А могли бы заплатить всего лишь 1627 руб... и получить уже
все готовое!
 
  Рубрика: Копилка идей
Из книги Джеки Силберг "500 пятиминутных развивающих игр"
Детям от 3 до 5 лет


Где вода?
 
  • Наполните стеклянный стакан водой
  • Объясните детям, что они каждый день будут отмечать уровень воды в стакане
  • С течением времени обсудите с детьми, почему отметка уровня воды опускается все ниже и ниже
  • Что происходит с водой и куда она девается?
 
 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.danilovanews
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное