Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Растим детей-полиглотов!

  Все выпуски  

Растим детей-полиглотов! -> Шаг 3


Царящие предубеждения и заблуждения об обучении детей иностранным языкам. Как вести себя со «специалистами». Когда и какие специалисты действительно нужны. Преимущества и проблемы при раннем обучении детей.

Видео предыдущей статьи о том, что с обучением языкам не нужно ждать, развеивает многочисленные теории, не подкреплённые реальными научными экспериментами.

Ещё часто встречаю версии о том, что у детей-билингвов более бедный словарный запас или задержки в речевом развитии. Якобы билингвы позднее начинают говорить. Тоже лет 15-20 назад было опровергнуто педагогами, психологами и лингвистами в разных странах. Про раздвоение личности и неприкаянность, невозможность принадлежности к какой-то культурной группе тоже слышала страшилки.

Когда «специалист» начинает говорить вам, что обучать детей языкам до школы (до 4 лет, или ещё какой вариант) вредно, задайте себе - и ему - вопросы:

1. Как владеет языками этот человек (есть ли у него доступ к международной литературе, к опыту зарубежных коллег);

2. Есть ли у него опыт с билингвами;

3. Какое мероприятие по повышению квалификации, связанное с билингвизмом или обучению языкам, он посетил за последний год;

4. Какую книгу на тему обучения языкам и билингвизма он прочитал за последние пару месяцев;

5. Как он поддерживает и повышает квалификацию;

6. Есть ли у него формальное образование, специализированное на билингвизме или мультилингвизме;

7. В каком профессиональном сообществе специалистов он состоит. С кем из коллег общается?

Я сгущаю краски? Ан нет. Большинство «специалистов» просто не имеют понятия, о чём говорят. Свои знания они часто черпают из отдельных нерепрезентативных случаев, вырванных из контекста, иногда из прочитанных книжек двадцатилетней давности. В лучшем случае они «нюхали ананасы, но не ели, ну и картинки с ананасами видели».

Некоторые логопеды любят пугать заиканием и прочими проблемами в языковом развитии. Якобы у билингвов чаще встречается. Но здесь происходит подмена понятий. У детей с психологическими травмами, с повышенным стрессом в жизни проблемы с речью чаще, речь вообще страдает первой в таких случаях, и билингвизм здесь ни при чём.

Если у ребёнка неврологические проблемы, если языковое развитие застопорилось, и в течение продолжительного времени нет прогресса, если в семье «траблы», и ребёнок страдает эмоционально, тогда действительно необходимо обратиться к специалистам. Но как только они начнут искать причину в обучении языкам – см. вопросы выше.

Даже в Германии, где я живу, логопеды, специализированные на билингвах – не такое частое явление. Сравнивать же языковое развитие детей-монолингвов и билингвов - занятие некорректное. Яблоки и груши.

Но зачем же люди, несмотря на дополнительные усилия, затраты времени, непонимание окружающих, запугивание некоторых «экспертов», всё же начинают обучать деток языкам прямо с пелёнок?

Модно? Может быть, отчасти. А что стоит за этим «модно»? Мамы желают вырастить всесторонне развитую личность, имеющую доступ к информации и прочим ресурсам не только на родном языке, не ограниченную географически.

Самым главным преимуществом раннего языкового обучения является то, что малышам без труда удаётся сделать многое, на что у школьников затрачиваются недели и месяцы. Стресса в школе будет меньше – языковая база, по крайней мере, уже будет к школе (тут уже зависит от того, сколько родители смогли внедрить языка в семье). При правильном подходе у ребёнка уже будет сформирован положительный образ иностранных языков и интерес к изучению.

Американцы (исследователи разных университетов) доказали, что у детей-билингвов из среднего класса школьные результаты лучше.

Недавние исследования показали, что билингвы лучше справляются со стрессом, им легче сконцентрироваться на экзаменах, например.

Проблема раннего языкового обучения одна: не все родители могут системно и последовательно выращивать билингва. Кому-то не хватает терпения, кому-то времени (но на потрындеть с подружками по телефону – хватает :-) ) Дополнительные затраты на книжки и другие материалы тоже могут присутствовать, хотя в эру интернета можно и бесплатно много материала найти!

Задание на сегодня: вспомнить, чем вас пугали, или что вы прочитали где-нибудь о минусах обучения детей языкам в семье, о необходимости специалистов, о проблемах двуязычных детей. Какие у вас собственные страхи?

Также прошу вас подумать, почему вы хотите, чтобы ваш ребёнок свободно говорил на других языках. Какая у вас мотивация?

До следующих выпусков!

Ваша Натали

 

Растим детей-полиглотов! с Натали Фройде

Учим языки с детьми легко и эффективно.

http://vk.com/multilingual_kids

 


В избранное