Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск 167. Онлайн консалтинг.


Выпуск 167. Онлайн консалтинг. Сегодняшний выпуск посвящен ответам на вопросы. Один из подписчиков задал сразу два очень важных вопроса, которые могут быть интересны другими. Один из вопросов будет рассмотрен в этом выпуске, а другой в следующем.

Первый вопрос: Как сформировать потребителей для бизнеса, который имеет ограниченное число потребителей.

Наверно не открою Америку, если скажу, что сформировать потребность можно только в том случае, если рассматривать все с точки зрения ноомаркетинга. Все это связано с тем, что в классическом маркетинге потребности считаются чем-то уже созданным, уже готовыми. Насколько мне известно, там даже такой вопрос не стоит, там все начинается с изучения потребностей. Нужды и потребности являются как бы началом классического маркетинга и от них все дальше строиться вся система маркетинга. В рамках классического маркетинга нужды и потребности это словно основание пирамиды. Реально же, как показывает практика, нужды и потребности нужно создавать, они изначально не присущи человеку, а формируется у него в случае, если оказывать на человека определенные воздействие. С классическим маркетингом бизнесмены и специалисты впитали именно классическое представление на этот счет.

Представление о том, что нужды и потребности уже есть, происходит от того, что как правило, все товары, которые мы потребляем, приходят к нам с Запада уже тогда, когда завоевали популярность там. Другими словами, потребности сначала формируются у жителей западных стран и к нам приходят в готовом виде и мы просто не замечаем того процесса, когда формируется потребность. Например, некая компания планирует разработать новый товар. За много времени до этого идет создание потребности на этот товар. Взять, допустим, iPhone. За несколько лет до его появления информация о нем, а точнее о новых потребностях которые он удовлетворяет, появилась в медиасреде. По поводу этих потребностей очень долго вкидывали разную информацию в медиасреду, постоянно откладывали выпуск. Откладывание выпуска объяснили тем, что еще не все готово для выпуска, но реально откладывали только потому, что было видно, что еще не создано нужное количество потребителей. Как только их создали, сразу же выпустили аппарат на рынок.

Очевидно, что потребность и нужда это не самое первое состояние, которое есть у человека. Изначально человек нейтрален к товарам и услугам. Нейтралитет сменяется на нужды и потребности только в том случае, если с человеком поработать. Как проводиться эта работа понятное дело в классическом маркетинге не указано, ибо там не предполагается создание потребностей, а только их изучение. Об этом говориться только в ноомаркетинге. Соответственно формирование потребностей нужно начинать с изучения ноомаркетинга. Изучение ноомаркетинга процесс не быстрый, а какие-то решения нужно принимать уже сейчас. Поэтому все же кое-что расскажу. Как это часто бывает, многие спрашивают советы и надеются, что им дадут волшебную палочку, махнув которой можно решить все вопросы. Поэтому, прежде всего, хочу сказать, что не волшебник и волшебную палочку Вам не дам. Если Вы на нее рассчитывали, то дальше читать не стоит. Если Вы понимаете, что волшебства не бывает и чтобы исправить ситуацию нужно приложить некоторые усилия, то можете читать дальше.

Первым делом нужно разобраться в сложившейся ситуации. Как говориться, правильно поставленная проблема – это наполовину решенная проблема. Соответственно надо, прежде всего, найти проблему. Вариантов тут несколько. Один из вариантов может лежать в Вашем представлении, мировоззрении. Полученное образование может быть таково, что задает ограничение на восприятие ситуации. Как уже догадались, речь идет о классическом маркетинге. Он накладывает ограничения на возможности маркетологов и бизнесменов. Соответственно, чтобы решить проблему нужно снять это ограничение и тогда многое станет очевидным. Если брать по аналогии, то это можно рассматривать как закупорку вен. Классический маркетинг «закупорил вену» и нарушил кровоток. Для того чтобы восстановить его, нужно убрать эту закупорку. Тогда кровоток восстановиться и все станет на свои места.

Для того чтобы понять, как снимаются ограничения, возьмем, например маленький но славный австрийский город Мельк с количеством населения около 5000 человек. Кажется, что только с ними можно работать. Если бы речь шла о 19 веке, когда передвигаться можно было на лошадях или пешком, то можно было бы сказать, что действительно есть какие-то границы. Но мы живем в 21 веке и у нас есть Интернет, который фактически убирает границы. Если нет потребителей в своем городе, то они могут быть в другом городе, и остается только придумать конкурентный способ работы с ним из своего города. Если дальше продвигаться также, то скоро станет очевидным, что потребителей больше, чем возможностей удовлетворить их. Соответственно, первое, что нужно сделать для того, чтобы сформировать потребителей – это изменить представление и начать думать, что количество потребителей безгранично. Когда думаешь, что есть ограничения, начинаешь паниковать, а это мешает думать. Когда думаешь, что есть ограничения, ситуация кажется безвыходной, «опускаются руки», перестает работать мозг. Но мозг должен работать, только так можно найти выход из ситуации.

Во-вторых, надо отметить, что количество потребителей не может быть ограниченным, оно бесконечно, если правильно рассмотреть вопрос. Потребитель это человек, в которого внедрена конкретная идея, которая стимулирует его приобретать тот или иной товар. Количество людей действительно ограничено, но вот количество идей безгранично. Это позволяет сделать вывод, что потребителей может быть бесконечно много. Отсюда же следует, что для того, чтобы сформировать потребителей для бизнеса, где вроде бы их количество ограничено, нужно подобрать несколько хороших идей, потом подобрать людей, в которых эти идеи можно внедрить и сделать это. Все очень просто – берем идеи и внедряем их. Через некоторое время идея начнет развиваться внутри человека, и гарантировано сделает его потребителем товара или услуги. Еще раз хочу повторить – внедренная в человека идея гарантировано превращает его в потребителя товара или услуги, который олицетворяет эту идеи.

Иногда люди не правильно понимают суть идеи, поэтому хочется напомнить, что идея это такая же реальность нашего мира как и материальные объекты. Некоторые понимают под идеей некую мысль в своей голове, но мысль это не идея, это отражение идеи, которая внедрилась в человека. Идея – это вещь в себе, независимая сущность, которая внедряясь в человека, начинает влиять на него и это вызывает рождение нужды, а потом и потребности. Например, в детстве нам внедрили идею социализма и коммунизма и мы все с большой охотой становились октябрятами и пионерами. Потом эта идея стала не актуальной и нам стали не нужны олицетворяющие эти идеи значки и галстуки. Также происходит и относительно любого товара, который когда-либо продавался или будет продаваться. Так есть, было и будет всегда. Раньше это было меньше заметно, потому, что за многие столетия в людей внедрили большое число идей, под которые просто не было товаров. Тут можно было просто начинать производить товары, и они уходили на ура. Сейчас таких вот свободных идей уже нет, поэтому их нужно внедрять самостоятельно.

Таким образом, единственный вариант в Вашем случае – выявить идею, которая лежит в основе потребности в тех товарах, которые Вы продаете, и начать ее распространять среди других людей, тогда количество потребителей резко вырастет. Сделать это в принципе легко, нужно лишь провести некоторый анализ рынка. Надо ведь понимать, что сначала идет идея, а потом уже потребность, а потом уже товары или услуги. Если не работать с идеей, то количество людей, в которых она внедрена, будет постоянным и будет казаться, что рынок имеет границы. Кроме того, идея со временем теряет активность, а потребность вызывает именно активная, а не спящая идея. Соответственно, если не заниматься активизацией идеи, то опять же спрос не вырастет, а значит, не вырастут продажи. Второй вариант - генерировать новую идею и тоже внедрять ее в людей. Второй путь возможно сложнее, но эффективнее, потому что с его помощью можно создать для себя монопольный рынок. Когда есть свой личный монопольный рынок, его потребителям можно диктовать свои условия и ставить такую цену, которая позволяет получать сверхприбыли. Когда работает с уже внедренной идеей, это значит, что ее кто-то внедрил, т.е. у идеи, а значит и у рынка есть хозяин, который понятное дело будет стараться охранять этот рынок и не пускать на него чужаков.

Вот так вкратце звучит ответ на Ваш вопрос. Возможно это не то, что Вы ожидали услышать, но других вариантов не дано, либо этот вариант, либо дальше иметь дело с «ограниченным числом потребителей». Если времени на то, чтобы самостоятельно заниматься созданием потребителей, нет, то можно сделать это совместно. Для этого можно составить конкретную программу с учетом особенностей Вашей компании и рынка, где она работает. Потом останется только реализовать ее.

Задать вопрос автору данной рассылку, Вы можете перейдя по ссылке задать вопрос. Ответ на него Вы получите в одном из ближайших выпусков рассылки.

Обсудить выпуски рассылки можно как на сайте www.subscribe.ru, так и на форуме проекта "Ноомаркетинг. Территория разума". Здесь можно обсудить этот выпуск рассылки.

Получить больше информации о новой концепции маркетинга – ноомаркетинг, Вы сможете, если посетите сайт www.noomarketing.net

До встречи!

Консультант по ноомаркетингу

Павел Бернович


В избранное