Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Карагандинская пресса

Пожалуйста, ответьте на вопрос нашей анкеты:
Есть ли в Вашей семье дети до 18 лет?

  Все выпуски  

Женщина, которая поет //


Женщина, которая поет [Новый вестник]
В сегодняшнем интервью "без протокола" победительница телевизионного конкурса "Утренняя звезда" Наталья Овчарова. Не кокетничая, карагандинcкая певица рассуждает о постельном пути, по которому только и можно пробиться к звездному Олимпу, о хамстве на конкурсах молодых исполнителей, и о больших деньгах, которых, увы, нет.
- Вы звезда, Наташа?
- Ой, ну мы живем в Караганде, где говорить о звездах как-то даже не серьезно. Я вообще никогда не думала о том, чтобы стать звездой. Мне бы хотелось писаться в профессиональных московских студиях, выступать на центральных площадках. Москва – это Москва. Может быть, мы когда-нибудь приблизимся к ее уровню. О Западе я вообще не говорю. Причем не в том смысле, что там круче. Нет. Там не лучше и не хуже, там просто все по другому, там другие люди, другие чувства.
- Лукавите сейчас, Наташа. Артиста подогревают амбиции. Судя по всему, у вас их нет. Не верю.
- Каждому свое. Повторюсь, я бы хотела писать музыку в профессиональных студиях, снимать хорошие клипы, петь песни, которые написаны специально для меня…
- А кто все это будет слушать и смотреть, если вас никто не знает?
- А я о том и говорю. Сейчас звезда – это количество вкаченных в конкретного человека денег. Я знаю, что такое популярность. Это когда тебя узнают люди, когда они к тебе подходят и просят автограф. Ко мне подходят люди и мне это очень приятно, безумно приятно. Я этим горжусь.
"ТЕПЕРЬ МЫ ПОСТАВИМ ТЕБЯ НА МЕСТО"
- Что заметили в вас организаторы "Утренней звезды"? Чем вы покорили Юрия Николаева?
- Когда нас (Наташу Овчарову и продюсера Марата Кадрылеева – авт.) пригласили на конкурс, то мы даже не задумывались над этим. Обычно, такой вопрос появляется, когда тебя не приглашают. Вот когда хочется спросить: "Почему?". Позже мы узнали, что взрослый вокал отбирает сам Юрий Николаев. Но я не знаю, почему он выбрал меня. Вообще, организаторы отвечали практически всем, кто подавал заявку на участие в конкурсе. Я поехала на "Утреннюю звезду" в 1998 году. Из тех ребят, с которыми мне довелось участвовать в конкурсе, один молодой человек ждал вызова четыре года. То есть он отправлял организаторам видеокассеты, ему возвращали их с рекомендацией вроде: "поменяйте репертуар" или "смените имидж". Другая девушка ждала вызова три года, а еще одна - два. У нас в этом смысле все было гораздо проще. Мы отправили кассету, через месяц я позвонила редактору программы, она сообщила, что видеоматериал получен. Конечно, было очень страшно, мы волновались. У Марата вообще постоянно было нервное состояние, он не знал, чем все это закончится. Но волнение – это совершенно естественное состояние, это чувство переживает каждый, кто выступает на конкурсе, тем более в Москве, где очень высокий уровень жизни, культуры. Там есть шоу-бизнес, у нас он только, скажем, рождается. Там был жесткий строгий график съемок. Если в 10 утра тебя нет на репетиции, то тебя без разговоров моментально снимают с конкурса. Пусть ты даже с Чукотки приехал, опоздал - уезжай домой. Режиссер говорила нам: "Знаете, сколько детей хотят оказаться на вашем месте?". Мы страшно боялись опоздать. В какой-то момент даже думали, что у нас ничего не получится, хотели вернуться домой, в Караганду.
- А кто был в жюри?
- Сейчас я уже и не вспомню всех. Конкурс длился восемь дней, каждый день в жюри сидели разные люди. Я хорошо помню Юрия Саульского, к сожалению, ныне покойного, он был председателем жюри и часто сидел в финале конкурса. Также в жюри были Валентина Толкунова, Лев Лещенко, Татьяна Маркова, Надежда Бабкина. Юрий Саульский даже предлагал остаться в Москве. Но мы отказались. Наверное, это единственный момент в жизни, о котором я жалею сейчас.
- А почему отказались?
- Я сейчас уже большая девочка. Но и в 1998 году тоже была не совсем маленькая. В Москве мы были втроем: мама, Марат Кадрылеев (продюсер – авт.) и я. Я уже выиграла конкурс, мы стояли за кулисами, Саульский несколько раз проходил мимо нас. Видимо, он думал, что я как-то на это отреагирую, подойду к нему. Не могу сказать, что я уж совсем такая тихоня, но человек я все-таки стеснительный. Я не подошла к нему, просто сделала вид, что не заметила его. Тогда Саульский подошел ко мне сам, мы обалдели, другого слова подобрать не могу. Конечно, сейчас я жалею, что не осталась тогда в Москве, не попыталась поступить в "Гнесинку", как предлагал Саульский. Это упущенный шанс. Но ведь не факт, что в Москве я стала бы известной артисткой. В Караганде некоторые бизнесмены иногда предлагают свои деньги, чтобы раскрутить меня. Когда мне говорят: "Давай я тебя раскручу", то я вспоминаю юлу из детства, которую сама же упорно крутила…
- Потому что меценаты намекают на постель?
- Да это не намек, только с постели все и может начаться! Но ведь не факт, что после постели что-то начнется. Я очень здравомыслящий человек и в облаках не витаю. Я прекрасно понимаю, что тебя могут просто, простите, поиметь и выбросить. А потом с этим… чувством тебе придется дальше жить. А жить с этим нужно уметь, это очень сложно.
- Российская пародистка Наталья Воробей любит рассказывать журналистам историю о том, как один богатый человек просто дал ей много денег, чтобы стать звездой. Выходит, это не правдоподобно?
- Ну почему же? Просто нужно уметь переступить через себя. Я не хочу сказать, что я такая вся правильная, что я ханжа. Нет. Я считаю, что я умею работать и очень хочу работать. Но почему я должна при этом перешагивать через себя? Согласиться на то, чтобы стать чьей-то любовницей. Хотя нет, не любовницей, а даже скорее рабой. Потому что любовница – это женщина, которую любят, лелеют, возможно, даже больше чем жену. В нашем же случае ты – продукт, который, простите, имеют по полной программе. То есть делают с тобой что хотят. Захотели на тумбу поставили, захотели – на прогулку вывели.
- Думаю, покровительство Саульского не было пошлой попыткой затащить вас в постель. Это был шанс, и вы его упустили. Больше таких шансов не было. Как и побед, равноценных победе в "Утренней звезде". Разве не так?
- А я участвовала в конкурсах. И в Караганде, и в Астане. И даже в Алматы на "Жас канате" я была. Знаете, что мне сказал режиссер "Жас каната"? Таких людей я вообще не встречала, я рыдала в Алматы. Потому что он доводил меня до истерик. Когда мы приехали в Алматы, он выстроил всех конкурсантов и сказал мне: "Овчарова, шаг вперед. Видите ее. Она у нас звезда, потому что к Николаеву съездила. Кто тебе разрешал в Москву ездить? Сначала ты должны была все конкурсы в Караганде пройти, потом в Алматы, а потом уже ехать в Москву, если б я тебе разрешил. Но ты решила, что самая умная. Теперь мы поставим тебя на место". Вот и все. После "Утренней звезды" я пыталась участвовать еще в 5-6 конкурсах. И практически везде меня упрекали "Утренней звездой". В Караганде я выиграла телевизионный конкурс "Талант-98", взяла первое место, но получила только аплодисменты. Ни цветов, ни подарка, ни приза. Но дело даже не в призе, а в том, что было сказано: "Ты победила в "Утренней звезде", теперь дай дорогу другим". Потом в Караганде был другой конкурс "Интервидео-99", в котором я также победила. Валерий Громов, тогда председатель областного спорткомитета и один из членов жюри конкурса сказал: "Ну, Наталья у нас и так звезда. Поэтому ей мы дадим гран-при, а первое место…". Гран-при выше первого места, но как это было преподнесено. Когда в Алматы на республиканском "Жас канате" я увидела, какой макияж наносят участникам стилисты, как их перекрашивают в какие-то совершенно дикие цвета, то сказала, что не дамся. Я не хочу сказать, что знаю больше профессионалов, но я лучше знаю, что мне подойдет. Поэтому сама причесалась в гостинице, приехала на конкурс, режиссер, увидев меня, сказал: "Немедленно смыть этот ужас с головы, с лица и к стилисту!". Стилист, молодой парень, видимо, известный в Алматы, усадил меня в кресло, налил чашку кофе, спросил, кто делал прическу и макияж. Я ответила, что всегда делаю это сама. "Хорошо, - говорит. – Давай посидим тут минут 10, поболтаем, потом ты пойдешь к режиссеру, которому я скажу, что поправил тебе макияж. Окей?" Мы сделали так, как договорились. Режиссер, увидев меня, сказал: "Вот видишь, совершенно другое дело!". Больше мне о "Жас канате" сказать нечего.
"БОЮСЬ, ЧТО КТО-НИБУДЬ СКАЖЕТ: "ТЫ ОТВРАТИТЕЛЬНО ПЕЛА"
- Сейчас чем зарабатываете?
- Как все. У меня, правда, по-разному бывает. У меня очень много работы на корпоративных частных вечеринках, банкетах, особенно в Астане. А вообще мне нравится работать в нашем городе. С особой теплотой вспоминаю свою работу раньше – на городских праздниках: днях Шахтера, Победы, когда Дворец культуры горняков был еще при городе. Сейчас дворец, к сожалению, перестал быть культурным центром Караганды. А когда-то с Маратом Кадрылеевым (продюсером – авт.) мы начинали работать именно во дворце, там была студия, музыканты, репетиции. Теперь ничего этого там нет…
- Кстати, выступления на городских мероприятиях оплачиваются?
- Нет, когда мы работали при дворце, нам не платили. И я тоже не понимаю, почему. Но так принято. А работа в ресторане и кафе очень сложная. Я говорю как человек, который сам это пробовал и пробует. Если я заключаю контракт с рестораном, то стараюсь не подписывать его на длительное время. Максимум – два-три месяца.
- Почему?
- Ну, все мы люди и люди сложные. Когда ты договариваешься с администрацией ресторана, тебе обещают одно, а получить ты можешь совсем другое. Эти трудности, думаю, возникают у всех людей, не только у артистов. Но замечу, в нашем городе, артисту, как правило, вообще не хотят платить те, кто их нанимает. Администрация ресторана до минимума сбивает цену артисту. Я больше нигде такого не видела. Я сталкивалась с тем, что после работы на корпоративном вечере, мне отказывались платить. Спрашиваю: "Претензия к тому, как я выступала?". "Нет. Просто сейчас мы не можем заплатить, давайте завтра", потом "послезавтра" и так далее. Я сделала для себя определенные выводы, естественно, с этими людьми я больше работать не соглашаюсь. Но ежедневная работа по 5-6 часов – очень сложный процесс. Это убивает в артисте какое-то таинство музыки что ли. Пусть это глупо и банально звучит, но это так. Ты очень чисто работаешь, по нотам, технично, но это конвейер, где отсутствует душа. Конечно, я могу сказать, что каждый день пою так, будто делаю это в последний раз, но так не всегда бывает! Вроде и распелся на репетиции, и голос уже в тонусе, но не поется, не идет. Люди не понимают и то, что работа артиста на концерте тоже сложна, дескать, как это можно устать, спев всего три песни. Но ведь концертный номер - это работа над образом, над костюмом. Это вкладывание немалых денег. Не тысячи тенге, не сотни долларов. Я не хочу сказать, что я такая вот вся замечательная, лучше всех. Просто мне нравится работать в костюмах, продумывать образ. Костюмы, которые мы заказывали у Галины Суворовой (модельера – авт.), не окупают себя. Но я никогда не пожалею, что потратила на них деньги.
- Скажу сейчас о себе: иногда в кафе я готов заплатить только чтобы "артист" не пел…
- А мне тоже неприятно признавать, что в кафе не всегда работают профессионалы. Само понятие "профессионал" можно понимать по-разному. Многие считают, что профессионал – это тот, кто окончил музыкальную школу, потом училище, затем консерваторию. Это все такая, простите, ерунда. Однажды Долина сказала, что когда училась на джазовом отделении в "Гнесинке", то видела таких Фрось Бурлаковых, у которых были такие голоса, что дух захватывало! Но они не стали звездами. Мало иметь хороший слух, голос. Настоящему артисту этого мало. И люди этого не понимают. Однажды я работала в ресторане, ко мне подошел администратор и сказал: "Клиенты жалуются, что ты очень хорошо поешь, видимо, работаешь под фонограмму". Это о чем говорит? О том, что хорошо артист может работать только под фонограмму. Меня это уже даже не обижает, мне просто смешно. Хотя если честно, я боюсь, если ко мне вдруг кто-нибудь когда-нибудь подойдет и скажет: "Ты отвратительно пела". (Смеется – авт.) Слава Богу, пока такого не было.
- Сколько стоит костюм от Суворовой?
- Я бы не хотела углубляться в эти нюансы. Галина Александровна говорит так: "Мои костюмы бесценны". Я с ней согласна. (Смеется – авт.)
- Если кафе берет 150 тенге с человека "за музыку", сколько из этой суммы достается артисту?
- А это зависит от хозяев заведения. Сейчас администрации кафе зачастую платят артисту как бы гарантированную зарплату.
- Вы довольны собственными ресторанными заработками?
- Любой женщине вообще никогда не хватает денег. Если вы об этом не знали, то этот секрет я вам открою.
- Я догадывался об этом. Как подозреваю сейчас и то, что сумму вы не назовете. Поэтому расскажу о Лайме Вайкуле. Недавно г-жа Вайкуле выступала в Астане, где в числе других приглашенных исполнителей пела песни на стихи известного карагандинского банкира. Как думаете, сколько за это заплатили артистке?
- Я не знаю, сколько стоит Лайма Вайкуле. Может, на нее произвели сильное впечатление песни, которые она пела. Возможно, деньги, которые ей были заплачены, произвели на нее еще большее впечатление. (Смеется – авт.) Видите ли, все мы можем кричать: "Я не продаюсь!". Но в жизни очень много поворотов. Поэтому никогда не говори никогда.
- А сколько стоит ваша работа, Наташа?
- Ну, скажем, по-разному. Если речь идет о банкете, то сумма одна. Если заказывают концертные номера, то ставки, разумеется, выше. Потому что это костюмы, макияж, прически. Но конкретных сумм я все равно называть не стану. (Смеется – авт.)
- Когда певица Наталья Королева ушла от Игоря Николаева, некоторые рассудили, что она кинула его. Согласитесь с этим мнением?
- Вообще я как женщина не понимаю Королеву. Как она могла уйти от Николаева к этому…э-э-э… не знаю, как бы его назвать. Хорошо помню его в "роли" Кентавра в рекламе шоколадного батончика. Этот образ так четко отпечатался в моей голове, что по другому этого человека я воспринимать не могу. Николаев многое сделал для Королевой. Но наверное, нужно уметь, что-то отпускать, что-то приобретать. Я не берусь судить, потому что это не благодарное занятие.
- А что должно случиться, чтобы вы расстались со своим продюсером Маратом Кадрылеевым?
- Не знаю даже. Марат очень порядочный человек. Я могу рассчитывать на него как на музыканта, друга, коллегу. Если Марат сказал "да", то он сделает то, что обещал. Конечно, по работе мы и ругаемся, и ссоримся, пыль иногда столбом стоит. Обижаемся друг на друга, но не надолго.
Дмитрий Ким, фото Ольги Тропыниной
Среда, 28 июня 2006 г.

Чемпионат мира на большом экране [Новый вестник]
Чемпионат мира по футболу карагандинские фанаты смогут увидеть на большом плазменном экране. Городские власти хотят установить его в самом центре Караганды, неподалеку от Центрального универмага.
Вообще, еще пару недель назад, когда Чемпионат мира только начался, в городском акимате вели разговоры о том, что неплохо бы поставить огромный уличный "телевизор" на радость всем болельщикам. С тех самых пор градоначальник Ислам Тогайбаев на аппаратных совещаниях регулярно пинает подчиненных, дескать, почему поручение не выполнено. Ему отвечали что спонсор, пожелавший заплатить за это удовольствие, уже отправился в Россию, чтобы договориться о покупке плазменного экрана. Наконец на прошлой неделе Исламу Уахитовичу доложили, что договоренность с поставщиком существует, однако экрана в Караганде не будет еще как минимум месяц. Это время уйдет на оформление документов, все-таки не иголку покупаем, да и путь не близкий. Тогда Ислам Тогайбаев велел чиновникам попросить у кого-нибудь экран на время.
- Мы уже договорились с Астаной о том, что как только там закончатся торжественные мероприятия, связанные с Днем города, плазменные экраны привезут из столицы в Караганду и Темиртау, - сообщила "НВ" директор стадиона "Шахтер" Наталья Сухорукова. – Таких экранов будет два, 7-8 июля один из них установим около Центрального универмага. Успеем как раз к финалу Чемпионата мира по футболу.
Предполагается, что плазменный экран, размером 6 на 7 метров, будет стоять на своем месте постоянно. Одно уже сейчас беспокоит чиновников – как бы ошалевшая от радости молодежь не разбила эту дорогостоящую технику.
Дмитрий Ким
Среда, 28 июня 2006 г.

Родилась красивой [Новый вестник]
"Зималетто", компания по производству модной одежды, придуманная сценаристами популярного российского сериала "Не родись красивой", теперь существует на самом деле. Выпуск нарядов под одноименной маркой начнется в ближайшем будущем.
А "лицом" бренда, шагнувшего с телеэкранов в реальность, станет карагандинка Сабина Чукаева. На состоявшемся недавно в Москве конкурсе красоты Сабина получила звание "Мисс Зималетто".
Впервые о Сабине карагандинцы узнали четыре года назад, когда она завоевала титул "Мисс Караганда". После этого было участие в конкурсе красоты "Мисс Казахстан". Там первая карагандинская красавица вошла в десятку лучших.
Сейчас Сабина получает высшее образование, мечтая в будущем сделать карьеру дипломата. Параллельно девушка работает в модельном агентстве "Сан белль".
Минувшей весной именно через это агентство провело кастинг "Русское радио-Азия". Сабина, победив, отправилась в Москву на конкурс "Мисс Русское радио".
В столице 24 участницы пробыли всего пару дней. После чего, пройдя еще один отбор, 12 красавиц (и Сабина в том числе) отправились в Хорватию. Здесь проходили съемки для фирменного календаря "Русского радио".
Вернувшись в Москву, девушки продолжили подготовку к конкурсу. Параллельно шло голосование в интернете. Той, которой посетители сайта "Русского радио" присудили бы титул "Мисс зрительских симпатий", была обещана поездка в Париж.
Наша землячка почти две недели не опускалась ниже третьего места, а в предконкурсные дни на короткое время даже возглавила виртуальный хит-парад. Но в последний момент удача отвернулась от Сабины и путевка в Париж досталась другой.
В день конкурса участницы четырежды выходили на сцену. Дефилировали корсетах и черных юбках а-ля "красотки кабаре", наряжались в белоснежные платья, танцевали танго.
- Все участницы были очень яркими. Каждая выделялась по-своему, - вспоминает Сабина. – Это был международный конкурс – я приехала из Казахстана, были еще девушки из Латвии и Украины. Остальные представляли самые крупные города России.
Сабина Чукаева попала в десятку финалисток. А когда услышала, что стала "Мисс Зималетто", просто не поверила ушам.
- Я даже не надеялась, что хоть что-то получу, - откровенничает девушка. – Моя номинация была полной неожиданностью.
Награждала победительницу актриса Нелли Уварова, сыгравшая главную роль в сериале "Не родись красивой". Она вручила девушке коробку с платьем, выпущенным под торговой маркой "Зималетто".
За перипетиями сериала зрители российского телеканала СТС следят вот уже десять месяцев. Теленовелла неизменно держит высокий рейтинг. На волне громкого успеха права на использование выдуманного сценаристами товарного знака "Зималетто" приобрела корпорация Sela. Первый магазин "Зималетто" в Москве появится уже осенью.
Как ожидает Сабина Чукаева, переговоры по поводу заключения контракта состоятся уже в ближайшее время.
Досье
МОДЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС – ЭТО ХОББИ
Свой первый громкий титул – "Мисс Караганда" – Сабина Чукаева завоевала в 14 лет. Сейчас ей 18. В прошлом году девушка вошла в десятку топ-моделей Казахстана.
Сабина поддерживает себя в хорошей форме, занимаясь спортом. Никаких особенных диет не придерживается, поскольку они "не очень хорошо сказываются на здоровье".
В настоящее время Сабина получила два выгодных предложения: поработать в Лондоне и отправиться на конкурс красоты "Мисс Вселенная". Скорее всего, она отложит эти поездки на будущий год.
- Я сейчас учусь. Вряд ли пожертвую своим образованием ради карьеры модели. У меня сейчас многие спрашивают, почему я не еду работать за границу. Я отвечаю, что в этом нет смысла. Проработаю я максимум десять лет, а что потом? Ни образования, ни специальности…
В двух словах
О ЧЕМ СЕРИАЛ
"Не родись красивой" – римейк популярной колумбийской теленовеллы "Yo soy, Betty, la fea" – "Это я, Бетти-дурнушка". Это история любви некрасивой, но умной секретарши к своему шефу, красавцу и плейбою. Обстоятельства развиваются так, что главная героиня становится владелицей элитного дома моды, где происходит действие сериала. И, чтобы не упустить компанию, бывший президент разыгрывает спектакль, изображая любовь к "уродливой" подчиненной. Когда правда раскрывается, дурнушка уезжает из города, пытаясь забыть обманщика. Но через некоторое время возвращается, полностью преобразившись. Бывший шеф, влюбленный уже по-настоящему, завоевывает сердце экс-страшилки.
Эта незамысловатая история имела в России столь невероятный успех, что было принято решение продлить съемки. Последняя серия "Не родись красивой" была отснята буквально на днях. Завершится показ сериала в первой половине июля.
Марина Горобцова, фото В. Калиева и www.rusradio.r
Среда, 28 июня 2006 г.

Страсть, смекалка и слава [Новый вестник]
Об основателях ансамбля грузинского танца Илико Сухишвили и его жене Нино Рамишвили сохранилось много легенд. Берия представил Сталину грузинских танцоров, назвав их меньшевиками, и советовал расстрелять всех, кто носит фамилию Рамишвили. Однако после аудиенции у Сталина коллектив был организован и вскоре прославился на весь мир. В воскресенье знаменитый национальный балет Грузии даст единственный карагандинский концерт в цирке.
Казалось, в далеком 1937 году после опасной рекомендации Берии хореографу стоило приготовится с худшему. Но Илико так страстно исполнил все свои танцы в кабинете ЦК партии, что просто очаровал вождя. На предложение Иосифа Виссарионовича "проси чего хочешь", сметливый хореограф ответил: "вашу фотографию с автографом". В тот же день Илико получил фотоснимок и разрешение на создание ансамбля грузинского народного танца.
Основателей коллектива давно нет в живых. Сухишвили скончался в 1985 году, жена пережила его на 15 лет. Ансамбль стал семейным предприятием: им руководит сын Илико и Нино Тенгиз Сухишвили, его жена Инга Тевзадзе работает репетитором, новые программы ставит внук — Илико Сухишвили-младший, а костюмы придумывает внучка — Нино Сухишвили.
Сегодня национальный балет Грузии – это 70 высокопрофессиональных артистов, собственный оркестр с классическими кавказскими инструментами. За плечами коллектива более двухсот турне, более, чем 1700 городов, 88 стран и более 50-ти миллионов зрителей. Национальный балет стал первым ансамблем народного танца, который выступил на подмостках знаменитого Миланского оперного театра "Ла Скала". Овациям не было конца. Занавес поднимался 14 раз - рекорд знаменитого тенора Энрике Карузо был побит (при нем занавес поднимался одиннадцать раз).
Зажигательные лезгинки, картули, хоруми, карачохели и лекури покорили весь мир. "Грузинский национальный балет - это уникальный феномен, который хотя бы раз нужно увидеть собственными глазами", - писала, например, французская газета "Le Figaro". "Грузинские артисты балета - само совершенство. Это даже не танец, это - полет. Шторм прямо на сцене!", - вторил французам впечатленный коллега из британской "Daily Mirror".
Если и вы хотите увидеть, как в кипучем танце искры летят от мечей, с которыми неистово "сражаются" мужчины, ни на секунду не замедляя вращения на коленях, как женщины скользят по сцене, будто у них под ногами ледовая арена, приходите 2 июля в городской цирк. Программа начнется в 18:00. Входные билеты стоят от 1500 до 4000 тенге.
Соб. инф.
Среда, 28 июня 2006 г.

"Нас проинструктировали капитально" [Новый вестник]
Хоть и минуло с тех пор ровно тридцать лет, Айтказы Смаилов прекрасно помнит июль 1976 года. Ведь тем летом народный ансамбль, худруком которого был Айтказы Нурланович, ездил на гастроли, страшно сказать, во Францию! Три недели каркаралинские артисты колесили по загранице. Собственными глазами увидели, как "разлагается" пресловутый капитализм.
- Я еще тогда подумал: шикарно живут люди, - улыбаясь, вздыхает Айтказы Смаилов. – Я бы сам не отказался так пожить.
ЖЕСТКИЙ ОТБОР
Впервые призрачная надежда съездить во Францию поманила артистов ансамбля "Салтанат" в 1975-м. В тот год самодеятельный коллектив блестяще выступил на республиканском конкурсе.
- У нас была программа, посвященная юбилею Победы, - рассказывает бывший художественный руководитель. – В первой части наши артисты выступали в солдатской форме, а во второй вышли с народным номером. Именно вторая часть очень понравилась делегации от министерства культуры, которая присутствовала на конкурсе. Нам сказали, что имеется заявка: один ансамбль от всего Советского Союза отправится на Международный фестиваль фольклорного искусства. Мол, теоретически можем поехать мы. Мы сами, конечно, не поверили.
В народный ансамбль "Салтанат" тогда входили 60 человек. Самому "старому" артисту в то время было сорок лет, младшие еще учились в школе. Все участники самодеятельного коллектива, помимо выступления на смотрах и концертах, трудились по основной специальности. В "Салтанат" пели, танцевали и играли на народных инструментах врачи, медсестры, учителя и даже механизаторы.
После того, как стало известно наверняка, что во Францию поедут именно каркаралинские артисты, в ансамбле начался жесткий отбор. За границу должны были поехать самые-самые в количестве сорока человек. Без обид и интриг дело не обошлось.
- Некоторые артисты со временем вообще перестали приходить на репетиции. Кое-кто вообще грозил переехать из города, - вспоминает Айтказы Нурланович. – Было дело, нам пытались "раскрыть глаза": мол, такого-то вчера видели пьяным, как же вы после этого возьмете его за границу?!
Одного артиста, говорит худрук, все же пришлось оставить дома. Мужчина почему-то перестал посещать репетиции. Прогулял два дня, после чего был безжалостно вымаран из списка счастливчиков, отправляющихся за кордон.
- Нас поставили в такой график, что мы едва успевали репетировать. По несколько часов в день пять месяцев подряд занимались. От основной работы нас освободили. Мы практически жили в доме культуры.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ОТЪЕЗЖАЮЩИМ
Международный фестиваль – это не шутки. С 3 по 29 июля 1976 года во Францию съехались музыкальные коллективы из 27 стран мира. Заготовленные фольклорные номера за месяцы репетиций были отточены до совершенства.
- Французы, правда, поставили условие, чтобы в программе не было политических песен, - уточняет Айтказы Нурланович. – А у нас была приготовлена песня о Ленине. Вот ее нам разрешили оставить. Французы, оказывается, к нему хорошо относятся. В Париже мы даже побывали в музее Ленина.
Со всеми выезжающими в капиталистическое логово артистами было проведено собеседование. Сотрудники КГБ подробно и терпеливо объясняли каждому, как следует себя вести за границей, что необходимо делать в том или ином случае.
- Проинструктировали нас капитально, - улыбается собеседник. – Ни с кем не знакомиться, не общаться. А в поездке нас, естественно, сопровождал КГБшник. Под видом нашего администратора.
В поездке никаких ЧП не было. Если не считать небольшой инцидент, который случился в одном из городков, где выступали советские артисты. Пока шел концерт, автобус, на котором передвигались наши земляки, оказался без присмотра. И уже после выступления соотечественники с ужасом обнаружили, что кто-то подбросил им компрометирующую литературу. Некие церковные издания и газету "Свобода слова". Между прочим, на русском языке. Артисты так поспешили сдать провокационные листки "кому следует", что даже не успели как следует ознакомиться с содержанием…
КРУГОМ СВОИ
- Я вез с собой во Францию 350 рублей. Тогда это была приличная сумма, - рассказывает Айтказы Смаилов. – При этом двести рублей припрятал в своем баяне. Так при встрече посоветовал Булат Аюханов (известный казахстанский танцор – авт.). Он ездил во Францию как раз перед нами. Булат рассказал, что в Париже есть магазин дешевой парфюмерии, объяснил, как его можно найти.
Позже провезенные контрабандой рубли худрук успешно сдал в обменном пункте. Получил взамен увесистую пачечку франков. Валютная операция была совершена со всеми возможными предосторожностями. Памятуя об "инструктаже", Айтказы Смаилов искал контору по обмену валюты с большой опаской. Все прошло гладко. Сдав припрятанную заначку, Айтказы Нурланович купил кучу сувениров для своих родных, а жену одарил настоящей французской парфюмерией.
Гуляя по Парижу, Айтказы Смаилов умудрился встретиться почти что с земляком. Причем совершенно случайно. Подошел к первому попавшемуся таксисту и по-русски спросил, как добраться до магазина "Татти". А шофер, вместо того, чтобы отмахнуться, мол, не понимаю, возьми и ответь тоже по-русски.
- Сразу он у меня спросил: "Вы откуда?". Я ответил, что из Казахстана. Он предложил сесть в машину, засыпал меня вопросами. Я насторожился. Ведь буквально перед отъездом нам велели ни с кем не общаться, а тут такой интерес ко мне. Я даже подумал, что у него в машине записывающая аппаратура установлена. А таксист объяснил, что у него отец – русский. Когда-то жил в Оренбурге, служил в казачьих войсках. Потом бежал из страны.
Потомок белогвардейских офицеров настолько проникся симпатией к гостю из СССР, что не взял с него за поездку ни копейки, оставил ему свой адрес и даже вручил на память порнографический журнал. Один из тех, что свободно продавались чуть не в каждом парижском киоске.
- Я потом все переживал. Думал, как же мне понезаметней вывезти этот журнал. Думал, найдут его у меня в аэропорту, то-то позорище будет!
Лишь в самом конце поездки Айтказы Нурланович понял, какую пользу принес всему коллективу "покровительство" замаскированного "администратора". Наши таможенники даже не смотрели в сторону загруженных баулами с гостинцами артистов.
ФОТО НА ПАМЯТЬ
И сейчас, тридцать лет спустя, Айтказы Смаилов, прикрыв глаза, перечисляет города, в которых удалось побывать: Париж, Бордо, По, Сен-Жермен, Конфолан, Монтмориллон. На память о самом ярком путешествии остался толстый, уже основательно потертый, альбом. На форзаце – вырезанные из бумаги надписи и заголовки. За столько лет они даже не потускнели.
На фотографиях – Эйфелева башня и улицы с "ненашенскими" домами. Площадь, запруженная фантастической толпой – это снимок с одного из уличных концертов.
- В день мы выступали на двух-трех площадках. Утром выходили прямо в национальных костюмах, шли по центральной улице. Прямо живая афиша. А люди нас приветствовали. Часто после концертов нас просили задержаться. Угощения было море. Чем нас только не кормили… В одном городке нас селили в семьях. Я и еще один товарищ попали к мужчине, который держал ферму и кондитерскую фабрику. У его жены было свое фотоателье. Дочка тоже занималась собственным делом. Жили они в трехэтажном здании. На первом этаже – магазин и ателье, на втором - служебные кабинеты, на третьем – жилые помещения. Так мы собственными глазами увидели, что такое капитализм. Мне понравилось, как они живут.
Марина Горобцова, фото О. Тропыниной и А.Н.Смаилов
Среда, 28 июня 2006 г.

Уважаемые подписчики! Вы уже успели оценить удобство наших отборных новостей и прогноза погоды. А теперь наша служба упрощает реальные знакомства в виртуальной стране, предлагая встречаться не только в интернет-пространстве. Конечно, обширный сервис мы предлагаем для столичных знакомств, и особенное место уделили знакомствам в Центральном Казахстане. Существуют также отдельно гей-знакомства и лесби-знакомства. Приятно познакомиться!


В избранное