Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Консультарий психологического центра "Аматея"


Служба Рассылок Subscribe.Ru
  выпуск № 22                   29 марта 2002 года

Консультарий

психологического центра  "Аматея"

Что такое хорошо и что такое плохо?

 

Вопрос:

Как можно объяснить ребенку про хорошо и плохо. Я думаю иногда, а есть ли вообще в этом нужда и какая, мы же вкладываем свое представление, а вдруг именно оно окажется и неправильным, неподходящим для моего малышка?
хорошо и плохо, добро и зло, люди и животные...
Разве не будут мои представления искажать мир вокруг для него?
Как разобраться во всем, хорошо бы знать.

Нежинка


Комментарий: мнение неспециалиста

нЕжинка ,
хто-то мне когда-то грил, что существует методика безоценочного воспитания ребенка.
Суть (как я ее понял) заключаецца в том, что ребенку самому даецца право оценивать, а не навешивать свои оценки на него.
У любой же ситуации имеецца (как мининум) две (крайние) интерпретации.
Выдать несколько итрерпретаций ребенку, - пускай сам кумекает. Пускай сам учицца принимать решения и быть ответственным за них.
Может я многого хочу от мАлого ребенка? Но (мне кажецца) только так можно свести к минимуму "искажения мира вокруг него".

сУмаСшедший


Комментарий: 

Здравствуйте дорогая Неженка!
Ваш вопрос в наше время очень актуален. Действительно, очень трудно сейчас понять даже для родителя, что 'хорошо', а что 'плохо'. В этом мире все полюса поменялись. Но это временное, просто касательно нашей страны, где царствует неблагополучная экономика, а отсюда все побочные эффекты, которые находят свое отражение в социуме. Но это все проходящее, потому как ложное. И Вам не то, чтобы нужно, а необходимо просто давать объяснения некоторым вещам! Истинные ценности всегда остаются во все времена и у всех народов. Думаю, сердце Вам подскажет, что именно, чему нужно учить своего малыша. В Вашей ситуации очень важно не сделать перегибов в ту или иную сторону. Чтобы не вводить его в заблуждение, с одной стороны, что мир очень хорош и добр, иначе, когда он осознает, что это не совсем так, то испытает внутренний надлом, это ни к чему "+" не приведет. А, если будете вторить ему, что мир враждебен к нему, то он таким и вырастет, все 'накручивая' с Ваших слов, вырастет черствым. Важно сохранять "золотую середину", чтобы он вырос не таким беспомощным или в противовес тираном, а самостоятельным, мог справиться с любыми жизненными ситуациями. Воспитывайте в нем здоровую конституцию. Нарабатывайте в нем внутренний стержень, как фундамент. Вы должны только направлять его, а он сам уже сделает свой выбор. Главное, чтобы он смог 'выжить' в наших условиях, но и не забывал о долге перед родителями и, вообще своими близкими. Чтобы умел ценить 'настоящее' в людях и в жизни вообще. В нашем мире нужно быть немного эгоистом, немного наглым и пр., но в МЕРУ!!! Чтобы пробиться в этой жизни и чего-то достичь! (Правда, мне и самой не нравятся подобного рода установки, но в таких условиях мы живем и сосуществуем). Помогайте ему развиваться в этой жизни стать сильной личностью, но и не забывайте, что некоторым урокам из жизни он должен учиться сам, сам преодолевать трудности. А по поводу искажения представления мира, то у каждого свое субъективное видение, каждый в той или иной степени по-своему его искажает, но истинные ценности, они одни.

Всего Вам хорошего!
Успехов Вам!
Думаю, у Вас все получится и Вы сможете во всем разобраться.
...искренне доброжелательная незнакомка.


Комментарий: доброжелательной незнакомке

доброжелательная незнакомка,

"Истинные ценности всегда остаются во все времена и у всех народов (С)"
Каждому времени и каждому народу - свои ценности.
На глобальные вещи ты (как мне кажется) замахнулась.
И кидает тебя из крайности в крайность:
"Но это все проходящее, потому как ложное. (С)"
"Истинные ценности всегда остаются во все времена и у всех народов. (С)"

.... я вырос и был воспитан в эпоху, когда еще соц.идеалы были в силе. А так как городок моего детства находится далеко на периферии, то эти идеалы были устойчивы. БАМ успели построить до моего повзросления. По радио в 6 и 7 утра транслировался гинм Советского Союза и я был пионером (пока меня за шалости с галстуком из них не исключили). Потом масло, колбаса и даже хлеб по талонам. Все это было, но идеалы оставали крепки. Надо было родителям за что-то держаться. Вот они и держались. Веру в Бога у них отняли, заменив новой верой.
.... потом я попал в маскву, узнал почем фунт лиха и со своими (навязанными мне идеалами) долго еще расставлял оценки "хорошо" и "плохо" по заданному трафарету.
.... "стержень" .... был ли он у меня? .... возможно, что и был, - это как раз стержень моего пионерского детства. .... Я к тому времени успел почитать. Читал я не по школьной программе, а восновном фантастику. Советская фантастика поддерживала во мне восприятие Мира все в том же дуфе, а вот зарубежная (Бредбери, Саймак, Хайнлайн, Гаррисон ...) открывала новые горизонты и новое видение, которое в школе мне почему-то никак не могли дать учителя.
.... видимо действительно - думать нельзя научить. Этому можно только научиться. Можно научить расставлять оценки - "плохо"-"хорошо", но эти оценки (на мой взгляд) как раз и являются чем-то проходящим. Человек, попадающий в новые для него условия, либо продолжает двигаться по инерции своего шаблонного мышления, либо пытается разобраться в окружающей его новой обстановке и найти себе новую линию поведения, которая близка именно ему, а не тем шаблонам, которые были на него навешаны предыдущим воспитанием.
.... да, - был у меня стержень. Но сколько раз он ломался!!! пока не сломался раз и навсегда. Остался какой-то фундамент, на который можно достраивать новые картины видения Мира, новое поведение взаимодействия с ним. Теперь я реже и реже делю на "хорошо" и "плохо". Я поступаю так, как сам считаю нужным, исходя из своих личных соображений. И принимая какое-нибудь решение, я стараюсь отдавать себе отчет в том, что это МОЕ решение, и что Я его принял. А не то, что мой поступок "хорош" и я буду так делать, или он "плох", и я так поступать не буду.
.... не вижу я сейчас четкой грани между "хорошо" и "плохо", между "добром" и "злом".

По-моему, надо учить видеть, куда и к чему приведут те или иные поступки. Надо учить думать, а не делить на "хорошее" и "плохое". Научить приминать ответственность за свои поступки, - а не то, всегда найдется кто-то сильнейший, который или накажет или поможет. За каждый свой поступок в конце концов человек сам несет ответственность, - он и только он, а не кто-то свыше, - кто умнее, обладает бОльшей властью или имеет бОльший опыт.

Ребенок до тех пор не станет самостоятельным, пока не поймет, что за каждый свой поступок он несет ответственность. Вот тогда кончится детство, и начнется самостоятельный Путь человека. И вехами на этом пути будут стоять не черные "плохо" и белые "хорошо", а просто поступки, которые и будут вести его дальше. А вот к чему это приведет, - это будет уже зависеть от того, - насколько далеко и глубоко сможет человек думать, и уж никак не от того "хорош" он или "плох".

3-й закон Ньютона гласит: "Действие равно противодействию", а Ломоносов сформулировал закон Сохранения массы (энергии).
Все в этом Мире взаимосвязано. А уж видеть эти взаимосвязи и искать точки опоры для тех или иных изменений, - это уже дело человека думающего. homo sapiens'ов кажется уже научились воспроизводить =)

сУмаСшедший


Комментарий: 

Советую почитать Козлова

Юрий


Ответ консультанта:

Уважаемая Нежинка!

 Вы пишете: "Как разобраться во всём, хорошо бы знать."

Вы поднимаете глобальные философские вопросы. Хорошо и плохо, добро и зло, люди и животные. Каждый человек отвечает на эти вопросы сам, формируя своё миропонимание в течении всей своей жизни, или бездумно пользуется представлениями о мире своих родителей или общепринятыми интерпретациями религиозных догм в данное время, в данном социуме. Будут ли искажения? Будут! Кто может похвастаться тем, что ВИДИТ полную и истинную картину мира и к тому же может передать её другим? Судя по вашему запросу, Вы человек гибкий развивающийся, нестоящий на месте. И самое лучшее, если формированием миропонимания своего ребёнка займётесь именно ВЫ, чем какая-нибудь незрелая личность в виде соседки, воспитательницы в дет.саде и так далее. И причём сформируют удобное, управляемое, несчастное, не умеющее думать существо. Рассуждайте вместе с ребёнком обо всём, уважайте его видение любого явления, помогайте аргументировать ему его же мнение, разрешайте свободно выразить своё представление и изменить своё мнение. Ребёнок при таких условиях вырастит способным создать свою карту мира, сформировать свою позицию и выразить её. Будет гибким и терпимым, честным и открытым к другим мнениям. И никакие искажения ему не будут страшны.        

С уважением, Лобас Валентина, психолог-консультант

HTTP://amatea.narod.ru


 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное