Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Искусство Public Relations: Психология&Философия"


Семинар "Искусство Public Relations: Психология&Философия"
АДРЕС ПОДПИСКИ: www.subscribe.ru/catalog/psychology.hjd
Ведущий рассылки: Леонид Жуков. ЖЖ: http://leonid2004.livejournal.com; lbg@mail.ru; генеалогия, оргконсультирование, индивидуальная и групповая терапия.

ОБЪЯВЛЕНИЕ. Начала работу группа "Практика философии"; в процессе формирования группа "Литературный клуб". Соответственно, речь идет о коллективной практике философского мышления и об осмыслении современной литературы. Кому интересно, присоединяйтесь.

PHI-PSY. ЦИТАТА. ЛУМАН. МАГИЯ
Используя фигуру из арсенала формального исчисления Джорджа Спенсера Брауна, религию тоже можно описать как "re-entry" различия между известным (vertraut) и неизвестным (unvertraut) в пределах известного. Тогда к этой области становится легко отнести магию. Ведь в случае с магией (в противоположность распространенному мнению) речь не идет о какой-то особой добавочной причинности, которая дополняет несовершенное технологическое знание (при осознании его несовершенства!). Но дело в том, что магия предоставляет
возможность параллелизировать известные причинности в неизвестном с помощью практик, которые, со своей стороны, будучи известными, имеются в распоряжении того, кто ими пользуется. Соответственно, магическое действие часто сопровождается соответствующими речами, как если бы оно было формой, которая позволяет обходиться с неизвестным; но это, конечно, не означает, будто маг считает, что слова являются причиной действенности средств. Речь идет не о символизации этого различия, но о его оперативном, жизненно-практическом
свершении.

Итак, магия соотносится не с определенным типом целей или воздействий, каких люди пытаются достичь предназначенными для этого средствами, т. е. своего рода специальной технологией; дело в том, что проблема состоит в непривычности событий, которые указывают на близость неизвестного и с которыми надо соответственно обходиться. При этом объяснению и поступкам никоим образом не препятствует знание естественных причин и следствий, но здесь лишь открывается дополнительный смысл непривычного, ошеломляющего, незаслуженного
и т. д. А вменение в вину и моральная ответственность локализуется в сфере общественного контроля, а значит - за пределами диапазона магии. За дурные поступки нельзя оправдываться какими-то отговорками, потому что за это могут заколдовать.

Поэтому предположение о магической компетенции - если оно семантически разработано - связано с опровержением случайности в том виде, как она, прежде всего, предстает на поверхности известного мира. Для случайного не находится смысла, не находится несчастных случаев; ибо если для неожиданного невозможно найти причину в области известного, то такая причина лежит в области неизвестного. И как раз структурное равенство сегментов делает различия в том, что их постигает (например, смерть или бездетность, материальные
неудачи или потери), непосредственно видимыми и нуждающимися в истолковании. Итак, позднеархаические общества будут истолковывать то, что не поддается магической коррекции, при помощи религий судьбы, от которых спасет только монотеизм (Луман-6, с.61-62)
- To же касается гадательных практик, коренящихся в архаических временах, но рационализированных до учений мудрости только в высоких культурах, посредством письменности. Даже и здесь речь идет не столько о предсказании, сколько - скорее - о параллельном действии, направленном на достижение благоприятных/неблагоприятных моментов и условий для действия, о котором известно, что оно зависит от непроницаемых сил; и даже здесь правила гадания поддаются сплошной рационализации, при ориентации на сложные, но известные
программы, т. е. по направлению к знанию, которое можно изучить, - так что речь здесь может идти об известном обращении с неизвестными условиями. См., прежде всего, Jean-Pierre Vernant et al., Divination et Rationalite, Paris, 1974 (Луман-6, с.77).
- Может быть, правильно было бы сказать, что магия - это наука взаимодействия с "черным ящиком"? (Если под наукой понимать систематичность знаний, а не их истинность).
- А поскольку, с точки зрения истинной науки, мы не знаем, что происходит внутри клиента вследствие тех или иных наших интервенций или просто нахождения с ним в контакте, следует признать, что психотерапия недалеко ушла от магии. В этом смысле эзотерические практики имеют сильный аргумент за то, чтобы их числить в составе терапевтических практик.

В избранное