Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


13.11.07. Выпуск 190 " Крепко держи учение; не упускай его, ибо оно - твоя жизнь"

Глава XXV. КНИГИ Из книги Орисон Свет Марден "

СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

ШОПЕН Фридерик Францишек (1810-1849)

Польский композитор и пианист; основоположник польской классической музыки

 Обращаясь скорее к обществу, чем к публике, он смог свободно показать себя таким,

каков он есть, — элегическим, глубоким, чистым поэтом и мечтателем. Ф. Лист

Фридерик Шопен родился 22 февраля (по некоторым сведениям, 1 марта) 1810 года недалеко от Варшавы в местечке Желязова Воля. Мать Шопена, Юстына Кшижановская, была полька, отец, Никола Шопен, — француз. Семья Шопен жила в имении графа Скарбека, дальнего родственника матери» где отец служил домашним учителем. После рождения сына он получил место учителя в варшавском лицее (на этом поприще впоследствии заслужил звание профессора), и вся семья переехала в столицу. Маленький Шопен рос в окружении музыки: отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, но вскоре убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Его долго и тща¬тельно одевали, готовя к концерту, давали массу советов, как себя вести. После концерта, когда мальчика спросили, что больше всего понравилось публике, он ответил: «Мой белый воротничок!» Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его сочинений — полонез для фортепиано соль минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. В. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее общее образование: свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши, много читал. Тринадцати лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. В годы учения проявились разносторонние способности будущего композитора. Он пристрастился к рисованию карикатур и никогда не оставлял этого занятия. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать незаурядным театральным актером. Уже в юные годы Шопену были присущи острота ума, наблюдательность и большая любознательность. С огромным интересом он посещал оперные спектакли, концерты. Игра знаменитого итальянского скрипача Никколо Паганини оставила в сознании впечатлительного юноши неизгладимый след. После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив. Среди его заметок сохрани¬лась краткая характеристика, данная им юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений». К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829-1830 годах, фортепианное трио (1829), «Большая фантазия» на польские народные темы для фортепиано с оркестром (1830), краковяк («Большое концертное рондо») для фортепиано с оркестром (1828), соната (1828), ряд полонезов и мазурок, ноктюрн ми минор (1827) и первые из 12 «Больших концертных этюдов». Тогда же была сочинена одна из лучших песен Шопена «Желание». В 1829 году молодой музыкант ненадолго приезжает в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Он задумал длительное концертное путешествие по Европе, но долго не мог решиться на этот шаг. Осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Шопену было двадцать лет, и он расстался с родиной навсегда: в это время в Варшаве вспыхнуло национальное восстание, которое было жестоко подавлено, и возвращение на родину стало невозможным. Под впечатлением событий он пишет «Революционный этюд» до минор (1831), ставший вскоре знаменитым (одна из улиц Варшавы называется Улицей Революционного этюда). Шопен «завоевал» Париж сначала как пианист. Он сразу же поразил слушателей своеобразным и непривычным исполнением. О первом концерте Шопена сохранилось воспоминание Ференца Листа: «...аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства, открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства». Подобно Листу, Шопен был признан лучшим пианистом мира. Выступая в концертах, Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, вариации на тему из оперы Моцарта «Дон-Жуан». В 1834-1835 гг. совершил концертное турне по Рейну с ф. Гиллером и Ф. Мендельсоном. Во время поездки (1835) понакомился с Р. Шуманом. В 1837 г. к нему обратился российский посол во Франции и от имени правительства предложил Шопену должность первого придворного пианиста. Считалось, что композитор не участвовал в восстании 1831 года. На предложение Шопен ответил отказом, сообщив, что, не участвуя в революции, был душой с теми, кто ее совершал. Музыка Шопена, как и его концертные выступления, вызывала всеобщее восхищение. Но музыкальные издатели хотели издавать произведения Шопена бесплатно. Поэтому первые издания не принесли Шопену дохода. Он вынужден был ежедневно, по 5-7 часов, давать уроки музыки. Эта работа обеспечивала его, но отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, уже будучи композитором с мировым именем, Шопен не мог позволить себе отказаться от этих так сильно изнурявших его занятий с учениками. Среди многочисленных учеников Шопена были и русские пианисты: М. Калергис-Муханова, В. Кологривова, Е. Чернышева, П. Обрезкова, В. Ленц. Игру Шопена слышал малень¬кий Антон Рубинштейн. Вместе с ростом известности Шопена как пианиста и композитора расширяется круг его знакомых. В числе его друзей — венгерский композитор и пианист Ференц Лист, французский композитор Гектор Берлиоз, французский художник Эжен Делакруа, немецкий поэт Генрих Гейне, польский поэт Адам Мицкевич. Не совсем удачно складывалась его личная жизнь: надежда жениться на Марии Водзиньской, дочери одного из богатых польских вельмож, не осуществилась. Родители Марии не пожелали видеть свою дочь замужем за музыкантом, хотя бы и всемирно известным, но добывающим средства к жизни трудом. Однажды Ференц Лист познакомил его со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, писавшей под псевдонимом Жорж Санд. Она была необычной женщиной: носила мужские костюмы, курила трубку, была похожа по характеру и складу ума на мужчину. Аврора стала подругой Шопена на многие годы. Брак они официально не регистрировали. Жорж Санд познакомила Шопена с самыми знаменитыми и выдающимися людьми Парижа. С конца 1838 г. он жил с Ж. Санд на Майорке. Летние месяцы проводил в ее имении в Ноане. С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей. Он полностью посвящает себя творчеству. Появляются его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, ноктюрны, прелюдии, любимые мазурки и полонезы. Наряду со светлыми, лирическими пьесами все чаще из-под его пера выходят произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма. Талант Шопена достиг вершины. Издание произведений композитора уже не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру — редким счастьем, доступным немногим избранным. Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним — горячо любимый отец. Ссора и разрыв с Жорж Санд сделали его совсем одиноким. Впечатлительный, душевно тонкий и ранимый Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал. Средства его иссякли. Чтобы поправить свое тяжелое материальное положение, Шопен предпринял поездку в Лондон по приглашению английских друзей. Собрав последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. Восторженный прием вначале радует его, вселяет бодрость. Но сырой климат Англии быстро губительно действует на его организм. Беспокойная жизнь начала утомлять его. «Я же ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии, совсем перестал что-либо чувствовать — только прозябаю и жду, чтобы это поскорее кончилось», — писал он одному из своих друзей. Свой последний концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвратился в Париж. Последним произведением композитора была мазурка фа минор, которую он уже не мог сыграть, записав лишь на бумаге. По его просьбе из Польши приехала его старшая сестра Людвика, на руках которой он умер от туберкулеза. Похороны Шопена были торжественными. Лучшие артисты Парижа исполнили Реквием Моцарта, прозвучали и его собственные сочинения. Друзья принесли на его могилу кубок с родной польской землей. Похоронен Шопен в Париже, рядом с могилой своего друга композитора Беллини. А сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста. В1894 году в Желязовой Воле состоялись торжества в связи с открытием памятника Шопену. Инициатором его создания был русский композитор М. Балакирев. Начиная с 1927 года в Варшаве регулярно проводятся конкурсы имени Шопена, пользующиеся большой популярностью.

О НАСУЩНОМ

 Этот выпуск выходит с большим опозданием. Причин несколько. Но главная в том, что только сегодня сумел восстановить Fine Rider. Старая версия долго мне служила и возможно и прослужила бы и еще, но Asus A2 так сильно пострадал по неведомой мне причине, что в конце-концов пришлось оставить все попытки восстановить «беднягу», а затем с большими сложностями удалось найти новую версию и установить уже на запасном Asus A3500l. В этот же вечер сразу же делаю выпуск. Успею ли выпустить до 24 часов 13.11.07. не знаю. Поэтому опускаю подробности произошедших многочисленных событий. О них в следующем выпуске. Здесь же сообщаю о грядущих мероприятиях.

НОВОСТИ «Школы Природного Голоса»

В связи с развитием и расширением «Школы Природного Голоса», Вы можете овладеть новой профессией – стать преподавателем. Вести наши занятия и получать гарантированную хорошую прибыль. Для этого, Вам нужно пройти 48 часов обучения, из них минимум 24 – в первом ряду. И у Вас должен быть музыкальный слух. 03-11 января 2008 года Вам предоставляется отличный вариант для получения НОВОЙ ПРОФЕССИИ, развития собственного голоса, в сочетании с прекрасным отдыхом в пансионате «Подмосковье». Более подробно – http://www.goloslogos.ru/t_mos03.php Окупаемость этого мастер-класса для Вас не заставит себя долго ждать. Вы инвестируете деньги в себя, которые в ближайшее время окупятся и будут приносить регулярную прибыль. Преподавательский сертификат получают только те ученики, которые проходят обучение лично у меня. А также, с 2008 года, в связи с всеобщей инфляцией, мы вынуждены поднять цены на мастер-классы. С Нового 2008 Года мастер-классы будут стоить дороже.

 Расписание мероприятий «Школы Природного Голоса Владимира Багрунова»

17 ноября – Мастер-класс I ступени (БАЗОВЫЙ уровень) в Санкт-Петербурге. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_spb05.php

18 ноября – Мастер-класс II ступени (РЕЧЕВОЙ уровень) в Санкт-Петербурге. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_spb06.php

24 ноября – Мастер-класс II ступени (РЕЧЕВОЙ уровень) в МОСКВЕ. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_mos02.php

25 ноября – Мастер-Класс III ступени (ПЕВЧЕСКИЙ уровень) в МОСКВЕ. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_mos05.php

29 ноября – выступление Кирилла Плешакова-Качалина в «Буквоеде на Восстания» (Лиговский пр, д. 10), Санкт-Петербург. Вход свободный. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/news.php

15-16 декабря – Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ уровень) в МОСКВЕ. Ведущие – Владимир Коварский и Виктор Апталиков. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_mos01.php

15 декабря – Мастер-Класс III ступени (ПЕВЧЕСКИЙ уровень) в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_spb02.php

16 декабря – Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ уровень) в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_spb01.php

03-06 января, 08-11 января, 03-11 января 2008 года – Рождественский Большой Мастер-Класс Владимира Багрунова I-III ступени. С участием Кирилла Плешакова-Качалина, Владимира Коварского и Виктора Апталикова. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_mos03.php

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ!

 ВЛАДИМИР БАГРУНОВ


В избранное