Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


20.11.07.                                    

                                Выпуск 191                                   

   " Если бы к моим ногам положили бы короны все короны мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы всех их".                      

                                                                              

                                                                              

Глава XXV. КНИГИ                                             

Из книги Орисон Свет Марден                                                   

" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"                         

                                               

ШУМАН

Немецкий композитор романтического направления и музыкальный писатель

Освещать глубину челове­ческого сердца — вот назначение художника.

Р. Шуман

8 июня 1810 года в немецком городке Цвиккау в семье кни­гоиздателя родился Роберт Александер Шуман. Его отец был высокообразованным человеком, не только любившим лите­ратуру и музыку, но и тонко ценившим искусство. Он сам пе­реводил на немецкий язык произведения Байрона, Вальтера Скотта и в просветительских целях издавал сочинения клас­сиков. Он очень заботливо относился к художественному вос­питанию своих детей, надеясь на то, что в них реализуются его несбывшиеся творческие стремления. Поэтому рано про­явившиеся у Роберта способности, и литературные, и музы­кальные, горячо им поддерживались и всецело поощрялись.

С семи лет маленький музыкант пишет музыку. Особое впечатление детства — игра пианиста Мошелеса. Под руко­водством первого учителя музыки — органиста Г. Куншта Шуман достигает больших исполнительских успехов. Он изучал музыку Моцарта, Вебера. Уже с 13 лет Роберт выступал как пианист и написал «Псалом"для хора с оркестром». Особо ему удавались .музыкальные зарисовки (изображение человека в музыке). Он полюбил Шуберта и написал несколько песен. Но его дарования были настолько разносторонними, что до 16 лет Шуман не мог определить свое настоящее призвание.

Учась в гимназии, он сочинял стихи, писал комедии, дра­мы и даже два романа; изучал Шиллера, Гете, античную лите­ратуру. Из числа своих сверстников и товарищей организовал литературный кружок, на котором обсуждались сочинения участников кружка, творчество любимых писателей и поэтов, философско-эстетические вопросы.

В 1826 году внезапно умирает отец, собиравшийся в даль­нейшем развивать музыкальные способности сына, и в 1828 го­ду, по убедительному настоянию матери, Шуман поступает в Лейпцигский университет на юридический факультет.

В отличие от литературы и музыки юриспруденция его интересовала мало. Именно музыка помогла найти Шуману единомышленников и друзей в Лейпциге. В одном из музы­кальных салонов Шуман встретился с известным педагогом и музыкантом Фридрихом Виком и его дочерью — девятилет­ней пианисткой Кларой Вик, сыгравшей впоследствии гро­мадную роль в его жизни, и стал брать у него уроки. Ф. Вик сумел убедить Шумана, что музыка — главное дело его жиз­ни. Осенью 1829 года он отправляется в путешествие по Ита­лии, а весной 1830-го едет во Франкфурт, чтобы насладиться игрой гениального Паганини.

С весны 1829 по осень 1830 года Шуман слушает в Гейдельбергском университете курс юридических наук, читаемый знаменитым юристом Тибо.

Первые опубликованные сочинения композитора относят­ся к 1830 году. Это музыкальные пьесы Abegg (фамилия де­вушки — предмета кратковременного юношеского увлечения) и «Бабочки».

Чем больше зрел гений композитора, чем совершенней ста­новилось его мастерство исполнителя, тем невыносимее ста-новилось жить и далее по воле матери, занимаясь юриспру­денцией. Только под упорным натиском Вика, его уверений в блестящей карьере для Шумана-пианиста ему было разреше­но оставить университет и вернуться в Лейпциг, полностью посвятив себя музыке.

Однако желая как можно быстрее преодолеть некоторое техническое отставание в игре на фортепиано, Шуман прибег к механическим способам растяжения пальцев. В результате органическое повреждение правой руки навсегда закрывает доступ к жизни артиста и виртуоза. Это было страшное по­трясение для Шумана. Впечатлительный и нервный, он ост­ро воспринимал явления жизни и бурно реагировал на все жизненные и общественные перипетии. Безвременная смерть его любимого брата Юлиуса, а затем жены другого брата — Карла (с ней композитор был очень дружен) обострили его и без того напряженное состояние и вызвали серьезное нервное заболевание. С тех пор Шуман был подвержен приступам бо­лезни, которая в итоге привела к трагической развязке. Тем не менее, по природе своей он был очень общителен, открыт и легко шел на сближение и дружбу, полностью отдаваясь сво­им чувствам и порывам. Не чуждался он и забот о своей наружности и всегда был изящно и со вкусом одет и причесан.

Но самое главное событие его жизни — история драмати­ческой любви к юной Кларе Вик. Она заинтересовала Шума­на необычными чертами своей натуры и большой музыкаль­ностью. Именно она, с чуткостью истинного музыканта, угадала в ученике своего отца будущего гения. Детская при­вязанность переросла во взаимное чувство товарищества, а затем во взаимную любовь. Но отец категорически отказался выдавать дочь замуж за Роберта. В течение трех лет Шуман добивался руки своей будущей супруги. Клара находилась едва ли не под тюремным надзором, им запрещено было пере­писываться и видеться. Многие утверждали, что Фридрих Вик не хотел лишиться главного источника доходов, которым яв­лялись концертные выступления Клары, ставшей уже в то вре­мя знаменитой пианисткой. В 1838 году Шуман решил пере­ехать в Вену, полагая, что там будет легче осуществить свои проекты, достичь успеха, улучшить материальное положение, но его надежды не оправдались: музыкальная атмосфера в Вене была еще поверхностнее, чем в Лейпциге. И весной 1839 года Шуман возвращается в Лейпциг и вместе с Кларой начинает долгую судебную тяжбу с ее отцом. Королевский апелляционный суд признал за совершеннолетней невестой право на вступление в брак по собственному выбору. Только ранней осенью 1840 года они обвенчались, и этот год стал для Шумана годом песен. Среди них — вокальный цикл «Любовь поэта», баллада «Два гренадера» (на его же слова), циклы «Мирты» (свадебный подарок Кларе), «Любовь и жизнь жен­щины» (всего за этот год написано 138 вокальных произведе­ний).

По своей природе Шуман — музыкальный лирик. В боль­шинстве произведений тридцатых годов запечатленными ока­зались собственные переживания Шумана, вызванные любо­вью к Кларе, например соната для фортепиано (фа-диез минор) или фантазия до мажор. Находясь в Вене, он исписывает свои тетради пьесами, среди которых знаменитая «Крейслериана», «Детские сцены» — и везде образ его возлюбленной.

Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей, схватывать одним штрихом самое характерное в облике человека или в его настроении. В фор­тепианном цикле «Карнавал» (1835) под масками Пьеро и Арлекина, веселых бабочек или танцующих букв современ­ники композитора — знаменитый скрипач Н. Паганини и «поэт фортепиано» Ф. Шопен, Флорестан, Эвсебий и Кьярина (под этой маской выступала Клара Вик). Новизна и не­обычность шумановской музыки ярче всего проявились в его фортепианных пьесах, созданных в 30-х годах в Лейпциге, — трех сонатах, «Симфонических этюдах», фантазии, «Юморес­ке», « Новелеттах».

После пережитой трагедии, связанной с физическим по­ражением правой руки, Шуман находит новое увлечение — музыкальную критику. Впервые Шуман выступил на этом по­прище в 1831 году со статьей, посвященной еще неизвестно­му Шопену, которая заканчивалась словами: «Шляпы долой, господа, перед вами гений!» Шуман сумел разглядеть в ран­них произведениях Шопена божественный дар.

В1834 г. он стал редактором, а затем и издателем «Нового музыкального журнала». На его страницах Шуман показал себя как блестящий музыкальный критик. Здесь пригодились его углубленные занятия литературой. Фактически он сфор­мулировал концепцию романтизма в музыке, открыв для широкой публики блестящие имена. Статьи Шумана увлека­тельны и поэтичны, он стремится в них, как и в своей музы­ке, к лаконичным и ярким характеристикам.

Следующее десятилетие — время подъемов и спадов, свя­занных с развитием интереса к крупным симфоническим, оперно-ораториальным формам и одновременно с развиваю­щейся душевной болезнью. В последний период творчества он пишет четыре симфонии, немалое количество камерных инструментальных ансамблей — трио, квартетов для струнных инструментов, знаменитый Квинтет для двух скрипок, аль­та, виолончели и рояля. В 1843 году он успешно выступил с исполнением своей оратории «Рай и пери». В этом же году Шуман был приглашен преподавателем в открывшуюся Лейпцигскую консерваторию.

В 1844 году чета Шуманов совершила гастрольную поезд­ку в Россию. В Петербурге и Москве Клара дала несколько успешных концертов, о приезде Шумана знали только знато­ки музыки. Он больше фигурировал как муж замечательной пианистки, а не как знаменитый композитор.

После возвращения из России Шуман вновь подвергся тя­желому приступу нервной болезни. Ему удалось поправиться сравнительно быстро, но страх перед безумием его уже не ос­тавлял. Как только наступило улучшение, семья перебралась в Дрезден (1845). В 1845-1850 гг. длился так называемый дрезденский период в творчестве композитора. Он продолжа­ет много сочинять: пишет симфонии — Вторую (1845-1846), Третью «Рейнскую» (1850), программные концертные увер­тюры, руководит хором. Но власть ужасной болезни стала все более очевидной, а жизнь в Дрездене для композитора — невыносимой. В 1850 году его приглашают в Дюссельдорф

на должность "дирижера симфонического оркестра. Однако Шуман становится все более замкнутым, рассеянным, нелю­димым, его преследуют галлюцинации, страх перед ясно со­знаваемой катастрофой. Естественно, что это не осталось не­замеченным, и композитор в 1853 году был вынужден уйти в отставку. Тогда он пишет увертюры к ненаписанным операм «Мессинская невеста» (1851) по Шиллеру, «Герман и Доро­тея» (1851) по Гете и «Юлий Цезарь» (1851) по Шекспиру, оперу «Геновева» (1848) и др.

Последней вспышкой угасающего разума и жизни Шума­на была встреча и дружба с Иоганном Брамсом.

В 1854 г. очередной приступ болезни привел к попытке самоубийства — композитор бросился в Рейн. Его удалось спа­сти, но рассудок к нему больше не возвращался. Пробыв в ле­чебнице для душевнобольных два года, Роберт Шуман скон­чался 29 июля 1856 года.

Многие композиторы высоко оценили творчество Шумана. Особенно любил Шумана Петр Ильич Чайковский, считавший его самым великим композитором-романтиком XIX века; про­пагандистами, приверженцами, ценителями его творчества были Антон Рубинштейн и Сергей Рахманинов.

 

О насущном

Успешно прошли мастер-классы в ноябрьские праздники (03-05.11.07) и 17-18 ноября. Особенно высокие результаты  показали участники большого мастер-класса. Давно не было профессиональных певцов. В этот раз «лед тронулся). Участвовала оперная певица, которая просила не называть своего имени.  За три дня, как она сама сказала, она получила больше, чем за все годы обучения в консерватории. Сегодня для одной из петербургских газет давал пространное интервью (около 2-х часов). В следующем выпуске я сообщу подробнее, где это можно прочитать. На нем присутствовала профессиональная певица, которая также открывала для себя целые пласты новизны и делилась своими горестями по поводу своих занятий с вокальными педагогами, в результате чего голос был уничтожен.  

НОВОСТИ «Школы Природного Голоса»

В связи с развитием и расширением «Школы Природного Голоса», Вы можете овладеть новой профессией – стать преподавателем. Вести наши занятия и получать гарантированную хорошую прибыль. Для этого, Вам нужно пройти 48 часов обучения, из них минимум 24 – в первом ряду. И у Вас должен быть музыкальный слух.

03-11 января 2008 года Вам предоставляется отличный вариант для получения НОВОЙ ПРОФЕССИИ, развития собственного голоса, в сочетании с прекрасным отдыхом в пансионате «Подмосковье». Более подробно – http://www.goloslogos.ru/t_mos03.php Окупаемость этого мастер-класса для Вас не заставит себя долго ждать. Вы инвестируете деньги в себя, которые в ближайшее время окупятся, и будут приносить регулярную прибыль.

Преподавательский сертификат получают только те ученики, которые проходят обучение лично у меня.

А также, с 2008 года, в связи с всеобщей инфляцией, мы вынуждены поднять цены на мастер-классы. С Нового 2008 Года мастер-классы будут стоить дороже.

Расписание мероприятий «Школы Природного Голоса Владимира Багрунова»

24 ноября – Мастер-класс II ступени (РЕЧЕВОЙ уровень) в МОСКВЕ. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_mos02.php

25 ноября – Мастер-Класс III ступени (ПЕВЧЕСКИЙ уровень) в МОСКВЕ. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_mos05.php

29 ноября – выступление Кирилла Плешакова-Качалина в «Буквоеде на Восстания» (Лиговский пр, д. 10), Санкт-Петербург. Вход свободный. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/news.php

15-16 декабря – Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ уровень) в МОСКВЕ. Ведущие – Владимир Коварский и Виктор Апталиков. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_mos01.php

Приходите на презентацию, о которой будет дополнительно объявлено и вы  услышите разницу традиционных методов и школы ПРИРОДНОГО ГОЛОСА.

15 декабря – Мастер-Класс III ступени (ПЕВЧЕСКИЙ уровень) в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_spb02.php 

16 декабря – Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ уровень) в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_spb01.php 

03-06 января, 08-11 января, 03-11 января 2008 года – Рождественский Большой Мастер-Класс Владимира Багрунова I-III ступени. С участием Кирилла Плешакова-Качалина. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_mos03.php 

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов

 

 

 


В избранное