Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Актуальная психология" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Апрель 2006 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
-1 за неделю
Социальный психоанализ от Сергея Выгонского мобильный психоанализ
Copyright (с)2006, С.И.Выгонский 2. РИНГТОН КАК ЯВЛЕНИЕ ВЫСОКОГО
ИСКУССТВА 4. DELETE КАК ПОСЛЕДНИЙ АРГУМЕНТ
СУДНОГО ДНЯ АРХИВ ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКОВ РАССЫЛКИ
АВТОРСКАЯ СТРАНИЦА: ОБЩЕСТВО
ГЛАЗАМИ ПСИХОАНАЛИТИКА ВВЕДЕНИЕУважаемые подписчики! Автор приносит
извинения за задержку последних двух выпусков, связанную с жесточайшим
цейтнотом, и со всей ответственностью заявляет о том, что выпуски, как и
прежде, будут выходить ежемесячно. Настоящий выпуск содержит размышления автора
о психологических причинах широкого распространения мобильных устройств. Было
бы вполне справедливо назвать это направление МОБИЛЬНЫМ ПСИХОАНАЛИЗОМ. Однако,
судя по всему, как и в любой другой области, теоретическая оценка которой еще
не установилась, у этого термина будет немало альтернатив. Одна из возможных -
ПСИХОЛОГИЯ МОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ. В общем, выбирайте то название, которое вам по
душе.
1. СУДОРОГИ МОБИЛОМАНИИСовременное сообщество охвачено
стремлением к миниатюризации. Одна из категорий
наиболее продаваемых сегодня товаров - это мобильные телефоны и всевозможные
аксессуары к ним. Тема N1 в рекламных роликах и глянцевых журналах - новые
модели портативных средств связи. Причем их
стремительное распространение и его технологическое сопровождение в свою
очередь порождает новые судорожные волны миниатюризации. Одновременно с экспансией мобильников на умы тинейджеров
начато маркетинговое наступление mp3 плейеров.
Родители подрастаивающего поколения также не обойдены
вниманием маркетологов. Специально для них в расчете
на присущее им стремление создавать семейную хронику предлагается многообразное
цифровое фото и видео. Следом слышна тяжелая (по величине розничных цен)
поступь смартфонов и коммуникаторов ? монстроподобных гибридов мобильных телефонов и карманных
компьютеров. Словом, процесс миниатюризации бытовой
аппаратуры - явление повсеместное. И, думается, что во всей этой МОБИЛОМАНИИ искать
надо не только технологические, но глубинно-психологические причины. 2. РИНГТОН КАК ЯВЛЕНИЕ ВЫСОКОГО ИСКУССТВАБросается в глаза то, что в значительной
части случаев мобильное чудо техники располагает значительно более усеченными
функциями по сравнению со своими Большими Братьями - стационарными
устройствами. Я имею в виду прежде всего мультимедийные функции, которые представлены качественными
аналогами не только в виде многочисленных бытовых проигрывателей, но и мультимедийных компьютеров. Безусловно, во все времена продвинутая
молодежь стремилась к ритмичной музыке, позволяющей "отключаться" от
рутинной действительности. Однако, например,
только в наши дни стало возможным выделение по
сути в самостоятельный жанр разновидности усеченных музыкальных композиций,
призванных выполнять функцию оповещающей трели и более известных под названием
"рингтоны". Согласитесь, тема "Ночной
дозор" в качестве рингтона - это совсем не то же
самое, что и одноименная композиция известного творческого коллектива "Уматурман" на обычном CD. Любители хип-хопа,
попсы рока или рэпа сегодня имеют возможность
удовлетворить свою страсть - каждый из них располагает на своей трубке небольшой коллекцией треков. Но, признаться, качество
такой музыки, прослушанное на "всеядном", как сейчас говорят, DVD плейере намного выше. Зачем же тогда пятнадцатилетнему
меломану соглашаться на такой явно деградированный вариант? Что же является причиной
такого всеохватывающего стремления к портативности? 3. ВИРТУАЛЬНАЯ ШЕХЕРЕЗАДАУ современных мобильных устройств есть
несколько базовых функций. Во-первых, коммуникативная функция - сама телефонная связь. Во-вторых, способность развлекать - мультимедиа. В-третьих, фиксировать все события, происходящие с владельцем
трубки (камера или диктофон). И неважно то, что в некоторых случаях
такие функции явно находятся в зародышевом состоянии. Главное здесь то, что подобные
тенденции набирают обороты. Замечу, что зачастую трубка покупается вовсе не для
мобильной связи, а для того чтобы служить своему хозяину стильным плейером или FM-приемником в стиле хай-тек. Я не беру во внимание другие, более
откровенные имиджевые причины покупки такого
устройства. Например, из-за эпатажного розового корпуса. Или из-за его
откровенно высокой стоимости. 4.
DELETE КАК ПОСЛЕДНИЙ АРГУМЕНТ СУДНОГО ДНЯ
Анализ этой ситуации показывает, что
пользователи в момент взаимодействия с мобильной техникой должны испытывать
особые чувства. Прежде всего такие люди в глубине души
склонны к собственному возвеличиванию. Другими словами, в эти минуты в их
сознании косвенно пробуждается психологический КОМПЛЕКС СВЕРХЧЕЛОВЕКА. Почему я пришел к такому выводу? Дело в
том, что подобные личности, обращаясь к портативной аппаратуре, как бы
стремятся создать некий маленький мир, всецело подчиненный их контролю. В таком
микропространстве есть виртуальные существа, которые присутствуют
там в виде "голосов" (mp3) и
"теней" (видео). Кроме того, благодаря возможности
мгновенной связи с другими людьми, находящимися вне пределов видимости,
пользователю присуще такое качество как ощущение своей вездесущности. А отсюда
недалеко и до переживания своей личной исключительности. А.Адлер называл это
переживание ЧУВСТВОМ БОГОПОДОБИЯ. Ведь обитателям призрачного мира всегда
можно вместо последнего ?прощай? сказать другое, более современное и
значительно более убедительное слово - "Delete".
Естественно, нажав при этом на соответствующую кнопку мобильника.
Чем не последний акт Судного Дня?
|
В избранное | ||