Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Медитация Випассана

  Все выпуски  

Медитация Випассана


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 


Випассана  
за решеткой
.

Михаэль Пансоне, Сид Бьюмель.


 

          В ремя от времени я то и дело смеюсь над невероятностью самой ситауции : я - житель пригорода Виннипег,  блаженно заключенный в тюрьме со строгим режимом штата Алабама, прозванной в простонародье «Дом Страданий». 

Я был в заточении вовсе не за тяжкое преступление.  Я оказался в этом месте,  чтобы помочь небольшой  группе осужденных освободиться из внутренней темницы, оставаясь в тюремных стенах.  Так и было: за время моего пребывания многие участники этого 10 дневного курса очень редко могли выходить из одной единственной комнаты. 

 Этой весной 19 добровольцев из более чем 1500 заключенных  приняли участие во втором по счету курсе медитации Випассаны, проведенным в тюрьме со строгим режимом в Северной Америке. Никто не собирался устраивать для этих людей пикник. В течении 10 дней, участники должны были воздерживаться от единственных радостей тюремной жизни: сигарет, книг, разговоров и телевидения, уделяя  ежедневно 10 часов  безмолвной медитации.

Первый курс был проведен несколькими месяцами раньше в Дональдсоне.  Оба курса  -  результат 2-годичной подготовки персоналом тюрем штата Алабама и  представителями из Масачусетса по программе распостранения Випассаны в тюрьмах, начатой 25 лет назад в Индии в штате Гуджарат. Контраст между гуманнистической целью курса - научить ожесточенных людей увидеть сквозь запутанный клубок ментальных проблем корень своих несчастий – и  жесткое ежедневное сидение не мог быть более поразителен. Как выразился позднее ассистент учителя во время первого курса в Дональдсоне, Брюс Стюарт:« Это заведение имело репутацию самого жестокого и бесчеловечного исправительного учреждения, последняя инстанция для большинства осужденных, многие из которых отбывают пожизненное заключение без права на помилование. » Некоторые из них находятся в камере смертников.

К счастью для нас, ко времени нашего приезда репутация заведения стала меняться в лучшую сторону.  Персонал и администрация заведения попытались сделать тюрьму Дональдсон местом реабилитации. Именно с этой целью был предложен курс Випассаны.  К тому моменту я только недавно послужил на курсе для особого круга людей - руководителей высшего звена и глав местных администрации штатов Ленокс и Массачусетс; так что я не стал долго колебаться, когда мне предложили помочь готовить еду на курсе в Дональдсоне.

Существует общепринятое мнение, что суровое наказание предупреждает преступление, хотя научного подтверждения этому факту нет. Ирония в том, что в тюрьме заключенные часто становятся еще более искусными преступниками. Освободившись из заключения и неся на себе неразрешенный груз прошлого, они естественным образом возвращаются к привычному старому образу жизни.

К счастью все больше исправительных учреждений ищут новые пути, как разорвать этот замкнутый круг.  В тюрьме Сиэтла штата Вашингтон курсы Випассаны оказали такой положительный эффект на заключенных - рецедивистов, что в результате Национальный Институт Здоровья США выделил средства для проведения 3-летних научных исследований учеными Университета Вашингтон.

Согласно отчету о ходе исследований, опубликованному на международном сайте медитации Випассаны www.dhamma.org, «предварительные результаты производят глубокое впечатление и показывают статистически значимые изменения у заключенных прошедших курс Випассаны, по сравнению с теми, кто их не проходил.»

В Индии Випассана преподается в тюрьмах с 70ых годов.  Документальный фильм-призер «Doing Time, Doing Vipassana» рассказывает как уникальная жещина Киран Беди, главный испектор тюрьмы в Делли,   в 1994 годе представила технику Випассаны в Центральной Тюрьме Тихара - одного из самых крупных и суровых исправительных заведения в Индии.  Результаты этого курса, проведенного Гоенкой и его помощниками были такими замечательными, что вскоре последовал второй курс,  в котором приняли участие 1000 заключенных - самое большого на сегоднящний день число участников в истории современных курсов випассаны.  Благодаря усилиям Беди, тюрьма Тихар теперь может похвалиться  своим постоянным медитационным центром, а Випассана распостранилась в исправительных заведениях по всему миру.  Также было проведено множество курсов для работников  тюрем Индии.

Первый курс в Дональдсоне прошел с заметным успехом.  Большинство из 20 участников курса были осуждены за преступления с отягощающими обстоятельствами.  Около половины были приговорены к пожизненному заключению, некоторые без права на помилование. И все же, каждый прошел курс до конца.  В конце курса, один из заключенных провозгласил с гордостью: "Двадцать начали,  двадцать закончили: двадцать человек крепких духом."

По словам Брюса Стюарта, не только заключенные пережили сильный опыт. В своем письме он пишет: 

« Тюремный персонал был ошеломлен происходящими с ними переменами: уважение и подлинное восхищение к своими узникам продолжали расти с каждым новым днем курса; местные работники стали самыми главными союзниками для нас, поддерживая необходимые условия для курса и охраняя наше Дхамма пространство. В некоторых случаях им пришлось отчитать за некорректное поведение не только заключенных, но и сотрудников тюрьмы, нарушивших безмолвное пространство наших студентов. 

Они были заинтригованы вкусной вегетарианской едой, которую мы готовили студентам...  Первый волновой эффект от курса произошел, когда во время еды тюремный персонал начал садиться за столы бок о бок со своими заключенными – немыслимая до этого ситуация в столь враждебной атмосфере этого заведения. 

Когда похолодало, все те же работники раздобыли картон для затыкания сквозящих щелей вблизи кроватей студентов. Только представьте, эти сильные громилы, которые бы в других обстоятельствах не замедлили применить грубую силу к заключенным, теперь так трогательно служили им. Уверен, мы можем только догадываться о все позитивных последствиях этого курса для сотрудников тюрьмы. 

В течении курса студенты смело встретились лицом к лицо со своими внутренними демонами, скрытыми глубоко внутри . . .Один студент нас сильно беспокоил: мы были неуверены, что он пройдет курс до конца.  Было совершенно очевидно, что он перестал работать: его застывшее лицо не выражало никаких эмоций, а грубые движения тела напоминали зверя посаженного в клетку.  Мы всячески старались ободрить его и завоевать его доверие, но все что получали в ответ – неразборчивое ворчание: «...произошли вещи, которые не должны были произойти. Я не могу встретиться с ними лицом к лицу, я не могу пойти в это." Это продолжалось несколько дней, пока наконец, как это часто бывает, не произошел прорыв -  улыбка на лице, изменившаяся поза и признаки, того, что теперь он начал работать с глубинным уровнем структуры ума-тела. Мы почувствовали радость и облегчение за его прогресс. Вскоре, когда благородная тишина была отменена, этот студент отвел меня в сторону и рассказал историю о том, как он убил друга детства, который по его словам «обесчестил его». Это был небольшой, но важный шаг – переломный момент в понимании истинной причины несчастья, преследовашего его так много лет.

По окончании курса студенты просто поразили меня: каждый из них встал и  живо поделился совим опытом, выражая искреннее уважение и благодарность. Один мужчина,  который на протяжении большей части курса старался изо всех сил побороть свой глубокий страх, что его гнев однажды возьмет над ним верх и запрячет его обратно «в эту адскую дыру», разрыдался.  Он сказал немного, но искреннее расскаяние за прошлые поступки и глубокое чувство надежды и благодарности были красноречивей всяких слов. Пересохшее горло и полные слез глаза . . . трудно было найти человека, который не плакал.

Я могу только предполагать с какими внутренними демонами встретились 19 студентов второго курса, организованного в Дональдсоне. 

Тюремный спортзал приютил студентов на время всего курса. С помощью голубого брезента его разбили на 3 секции:  медитационный зал, столовая и пространство для сна.  Для личной гигиены студентов предоставили душ, умывальник и 2 туалета.  2 раза в день, студенты могли выходить на свежий воздух на специально охраняемую территорию. Охрана непрестанно следила за тем, чтобы в коридорах не бродили посторонние, поддерживая атмосферу уединения, а также проверяла, чтобы  в удущающий южной жаре заключенные не вытягивали ноги в сторону небольшой зеленой площадки огороженной кирпичной стеной. Маленькое пространство, на 1 метр окружающее места для медитации в спортзале, было местом мира и спокойствия, которого они не испытывали даже будучи по другую сторону тюремных стен, на свободе. Ирония в том, что это был самый шумный медитационный хол, в котором мне когда-либо довелось побывать, где не прекращались треск радио для заключенных, пронзительный звук ключей от камер,  и скрип больших металлических дверей, открывающихся и закрывающихся целый день.  Частое хлопание двери за пределами спортзала, ведущей к другому крылу здания отдавалось в нашу сторону грохочущим эхом, словно огромная музыкальная тарелка, сотрясающая воздух в бетонном тоннеле. 

Но для студентов медитирующих внутри все было мирно и спокойно: они были «здесь», внутри, а шум был «там», снаружи.  Хотя некоторые заключенные никогда не слышали о медитации, они начали практиковать ее, чувствуя себя как «рыба в воде». Также как и с первым курсом, мы гражданские медитирующее и работники тюрьмы были потрясены решительностью арестантов тренировать и укрощать свой ум.  У большинства людей вскрылись глубоко запрятаные на протяжении многих лет сердечные раны, забетонированные холодным цементом и металической скорлупой. Раны, всколыхнувшие месть, гнев, ненависть и стремление выжить.  Один раз, старший тюремный надзиратель показал мне и еще нескольким организаторам курса, ящик полный конфискованного у заключенных оружия, изготовленного в ручную: некоторое были сделано с необычайной изобретательностью. Прозванный  заключенными "Бешеный Пес", этот  человек идеально воплощал  голивудский стереотип тюремного охраника Южного штата или дорожного полицейского. «Бьюсь об заклад, каждый из твоих маленьких медитирующих в зале друзей держит про запас нож под своей подушечкой для медитации.»  - сказал он нам с сильным Алабамским акцентом. 

Позже, двое заключенных, закончивших первый курс и помогающих нам служить на втором, посмеялись в душе над этими словами старшего надзирателя, сказав, что уже много лет не имели при себе никакого оружия.

Однажды, один из этих двух мужчин поделился со мной глубокой благодарностью и изумлением, как мы, всего несколько человек - аутсайдеров  привнесли столько положительной энергии в угнетающую атмосферу тюремного заведения.  Со времени обоснования  в Дональдсоне, люди были раздавлены зловещей атмосферой безысходности, соревновательности и стремления властвовать и изголодались по теплоте и доброте. 

Иногда я нечаянно слышал, как какой-нибудь медитирующий оживленно рассказывал помощнику учителя Брюсу Стюарту о своем ликовании, что он наконец-то он пробудился для истины, ускользающей от него десятки лет. Подобные вспышки счастья были редкостью в Доме Страданий.

В последний день курса, во время обеда, после того как благородная тишина была отменена, мы вдохновленно общались с медитирующими. 

Один студент, которого я запомнил лучше всех,  все еще был проникнут атмосферой медитативной тишины. Это был невысокий коренастый мужчина с татуировками по всему мускулистому телу.  Он говорил с таким сильным южным акцентом, что иногда я с трудом понимал его: он искал слова, чтобы описать свое путешествие, продолжавшееся на протяжении этих 10 дней. Он рассказал, как пережил все начиная от открытия  безграничного счастья внутри себя заканчивая продолжительными часами тоски, боли, тревоги, оживления давно забытых воспоминаний, бесконечного проигрывания прошлого опыта и размышления о будущем; но глубоко за всем этим было чувство глубоко мира и спокойствия, которое он никогда не испытывал прежде. 

"Я ничего подобного не испытывал прежде," – сказал он, объясняя, что за свои 50 лет перепробовал все виды наркотиков, и медитация Випассана оказалась единственным опытом пережитой реальности.

Встреча с заключенными по мере того, как они выходили из 10-дневного молчания, было для меня откровением тогo, как люди могут по-настоящему измениться, если рассказать им способ. Своими честными усилиями, не по принуждению или из страха наказания, эти люди открыли свой собственный внутренний путь к истинной свободе и выбору.

Випассана – это техника, не религия. Люди всех вероисповеданий и неверующие практиковали ее без каких либо препятствий. Мое 10-дневное  "тюремное заточение" очень ясно напомнило мне, что это древнее искусство жить, впервые преподанное 2500 лет назад, остается универсальным действенным средством само-трансформации как для заключенных из тюрьмы Алабама так и для жителей пригорода Виннипег.

 Майкл Пэнкоу (Michael Pancoe)  практикует випассану 3 года. Совместно с другими жителями The Manitoba Vipassana Foundation он  организует 10-дневные курсы Випассаны в районе Виниппега.

 

Из журнала  Водолей , Весна 2003

 

www.dhamma.org


 

 

Друзья,

Московскому центру Випассаны нужна помощь в подготовке и издании книги Уильяма Харта «Искусство жизни», которая позволяет получить некоторое представление о  технике Випассаны, тем, кто с ней еще не знаком. 

 Книга переведена и отредактирована. Теперь ее нужно подготовить к изданию (сверстать).

Рассмотрим все предложения.

 

тел. 8-926 - 220-69-07  

satorif@mail.ru

Владимир


 

www.vipassana.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.vipassana
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное