Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: 'Вновь про судьбу рублёвской 'Троицы'


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Свободная мысль и милостивое сердце": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Бунтарь": философско-образовательный проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 11/2008-11-26

Дорогие друзья!

Я приняла решение перевести эту рассылку на периодичность два-три раза в неделю. Это связано с тем, что, помимо книг Александра Грайцера, мне бы хотелось предлагать вам обзор наиболее интересных событий из прессы или с других сайтов на тему "религия и общество". Это соотвествует заявленной изначально тематике рассылки. Как часто и как много таких обзоров я смогу делать, зависит, во-первых, от моего свободного времени и сил, и, во-вторых, от наличия действительно интересного материала. Возможно так же, что кроме книг Саши, я буду публиковать ещё некоторые книги параллельно в другие дни недели. Одно могу гарантировать: Сашино творчество будет по-прежнему освящаться регулярно по выходным. Просто к нему добавится ещё нечто по будням.

Сейчас я предлагаю вам материал "Вновь про судьбу рублёвской "Троицы" :

На моём сайте уже опубликовано обращение к общественности Левона Нерсесяна в его личном блоге ЖЖ : Левон Нерсесян. Печальные новости из Третьяковской галереи

Пресс-секретарь Московского патриархата отец Владимир Вигилянский возмутился позиции специалистов, которые высказались против вывоза «Троицы» в Троице-Сергиеву Лавру, мотивируя это ветхим состоянием иконы: "Это удивительная принципиальность. Где были все эти люди и их учителя, когда церкви разграблялись, а иконами топили печи. Столь агрессивное противление нашей просьбе аморально" и, наконец, прямо заявил: "В галерее должны понимать, что их поставили в положение хранителей краденого и по любому законодательству за хранение краденого придется отвечать".

Неутомимый защитник иконы Левон Нерсесян (кстати, верующий христианин, православный, но вне юрисдикции МП), вероятно, в ответ подобные обвинения и аргументы, написал очень содержательную с исторической точки зрения статью, которую я рекомендую к прочтению. Он пишет:

«
Как и следовало ожидать, судьба конкретной иконы заинтересовала далеко не всех. Граждане у нас мыслят глобально, на «мелочи» не размениваясь. Им хочется решать «государственные вопросы», восстанавливать «историческую справедливость» и радеть о чистоте христианского вероучения и церковного предания.

Что ж, попробуем поговорить и об этом. Суммируем, так сказать.

Начнем издалека – и с того, что будет, безусловно, приятно для защитников «исторической справедливости». Нет никаких сомнений в том, что иконы создавались, прежде всего, для употребления в храмовом богослужении (хотя это и не абсолютно так – с незапамятных пор существовали также домашние и личные моленные образы, но к «Троице» это отношения не имеет). Более того, их создатели предусматривали подобное употребление даже технически, вкладывая в свои произведения максимально возможный «запас прочности» – доски, паволока, толстый грунт (левкас), минеральные краски, покровный защитный лак (та самая олифа, которая потом темнела) и т.п. И именно благодаря такому «запасу прочности» иконы могли длительное время выдерживать те достаточно жесткие условия, в которых они находились.
  
Но жесткие условия рано или поздно сказывались, запас прочности сходил на нет, и начинались разрушения, которые нарастали, иногда в геометрической прогрессии, – особенно в тех случаях, когда наши предки прибегали к варварским реставрациям. Рано или поздно становилось понятно, что икону больше использовать нельзя. Для таких «состарившихся» икон существовало особое слово – ВЕТХАЯ.
  
В Средние века, да и, зачастую, в Новое время с ветхими иконами поступали по-разному. Сжигали, пускали «по водам», а иногда просто складывали в «рухлядных». На смену им создавались новые, а судьба старых уже никого не волновала. Самое интересное, что подобное могло происходить и с самыми почитаемыми чудотворными образами – нередко исследователи не обнаруживают в процессе реставрации таких произведений ожидаемой древней живописи и понимают, что имеют дело лишь с позднейшим списком с бесследно исчезнувшей святыни.

Уже в XIX столетии на смену «рухлядным» стали приходить музеи – прежде всего частные…» Читать далее

Кроме этой интересной статьи, в ЖЖ появилась небольшая статья профессионального литератора Олега Дивова, который провёл нечто вроде «неофициального расследования» мнения сотрудников Третьяковской галереи. Он пишет:

«Патриарх прислал в Третьяковку письмо с просьбой выдать на три дня Троицу работы Рублева для праздничного богослужения в Троице-Сергиевой Лавре. Упомянул «ожидающие нас испытания», от которых молебен может нас оградить. Руководство Третьяковки в лице директора и главного хранителя отреагировало на просьбу с бешеным энтузиазмом. Таким бешеным, что один из сотрудников отдела древнерусской живописи ГТГ сорвался и написал тот самый пост.

Дальше – понеслось. Сразу во множестве блогов вспыхнули дискуссии, оценивать уровень которых даже как-то стыдно. А местами и противно. Отмечу лишь, что некоторые верующие, а в особенности священники, проявили должное понимание проблемы и глубокую мудрость.

Но было таковых до обидного мало.

Аргументы стороны обвинения выглядели стандартно:
- Отдайте нам наше;
- Чего вы боитесь, она же будет в стекле, никто ее не обслюнявит;
- Вон Владимирская ездила, и ничего, а Донская каждый год ездит, и ничего;
- Кстати, Троицу недавно возили на Крымский вал – и хоть бы хны;
- [чумовые аргументы] Троица такая ветхая потому что вы с ней плохо обращались; моя знакомая работает в Третьяковке и говорит, что там запасники (
sic
!) канализация залила; да вообще в музеях все разворовывается; а наши церковные реставраторы вообще лучше галерейских, потому что только с иконами работают [а отдел научной реставрации древнерусской живописи ГТГ, видимо, пьет водку, играет на балалайках и дрессирует медведей]; короче – отдайте!

Я не люблю мифов, вы знаете. Для начала я поговорил с человеком, который всю жизнь посвятил иконам в Третьяковке, и лично в смутные дни 1993-го возил Владимирскую Богоматерь на «антикризисное богослужение» в Елоховский собор. Собственно, по итогам разговора с ним я кое-что вчера в разных блогах комментил.

Сегодня, для сверки данных, я позвонил в галерею, чтобы пообщаться с людьми званием пониже, зато к самой Троице поближе. Краткое резюме телефонного разговора и пара слов от меня – под катом. Загляните и не говорите потом, что не видели. Я сделал все от меня зависящее, чтобы вы знали о Троице и ситуации вокруг нее как можно больше. И теперь умываю руки, дальше вы уж сами.» Читать далее
  
 И напоследок предлагаю вам небольшую статью, опубликованную в Газете «Metro» «Церковь требует от музеев иконы» :
 
«Третьяковская галерея оказалась в центре скандала. Левон Нерсесян, научный сотрудник, опубликовал в своем ЖЖ пост, рассказывающий о том, что патриарх требует у галереи икону Рублева “Троица”.

Икона нужна для богослужения в праздник Святой Троицы, который состоится в июне 2009 года в Свято-Троицкой лавре. Сотрудники музея опасаются, что икона не переживет 70-километрового путешествия в Сергиев Посад, а три дня в условиях лавры убьют ее окончательно. Кроме того, есть шанс, что икону в музей просто не вернут.

Проблема на самом деле глубже. Последние 20 лет музейщики регулярно получают от РПЦ заявления о правах на бывшие предметы культа, которые сейчас представляют национальное достояние. Например, Александро-Невская лавра заявляет Эрмитажу о претензиях на серебряную гробницу Александра Невского. В Русский музей регулярно обращается духовенство из Торопца, требуя возвращения чудотворной Ефесской иконы Божией Матери.

За последние 15 лет тот же Русский музей безвозмездно передал в храмы Петербурга 12 икон. Третьяковская галерея разрешает выносить в специальных климатических капсулах иконы для богослужений в домовую церковь, расположенную рядом.

Шедевры стараются сохранить, но это не всегда удается. Например, в прошлом году музеи Кремля по приказу президента Владимира Путина передали церкви мощевики – кресты и иконы, в которых находятся частицы святых мощей.

Комментарий
Ирина Соловьева, заведующая отделом древнерусского искусства Русского музея:
– Сейчас, когда церковь возрождается, нас выставляют врагами. А ведь работники музеев сохраняли, иногда ценой жизни, эти иконы. В советское время тема древнерусского искусства была не очень поощряема, но мы не давали народу о нем забыть. Почему сегодня государство устраняется от решения этого вопроса? Мы имеем опыт работы со священнослужителями. И сколько раз бывало, что переданная церкви икона была украдена или священник уносил ее с собой, меняя приход! Пока икона в музее, мы можем гарантировать ее сохранность.
Анастасия Минькова»
Советую вам читать тексты по ссылкам. Действительно интересно. Не пожалеете.
(Кроме последней, которую я сама привела полностью).

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное