Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Иудаизм и аборт (часть 4)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 278/2018-04-14

Доброго времени суток. Я продолжаю предлагать статью Иудаизм и аборт.

Современные дискуссии об абортах

В XX веке в обществе многих стран мира возникла дискуссия об абортах, связанная с вопросом об их легализации государством. Возникли два противоположных лагеря: движение против абортов, за право на жизнь плода (пролайф) и движение за право выбора аборта (прочойс). Иудаизм также разделился по этим вопросам[5]. В целом традиция иудаизма занимает промежуточную позицию между жестким запретом абортов, какой отстаивает прежде всего католическая церковь и группы фундаменталистов, и совершенно свободным разрешением абортов: по требованию без предъявления каких-либо причин и без каких-либо оговорок.

Ортодоксальный иудаизм

Ортодоксальные раввины отвергли право на аборт, поддержав осуждение половой распущенности, которая, по их мнению, возрастет в следствии разрешения абортов. Как и христианские сторонники пролайф-движения, некоторые ортодоксальные иудеи, такие как верховный раввин Израиля Унтерман Исер Иехуда (1886-1976), стали рассматривать аборт «равносильным убийству»[2]. Свою позицию они объясняли наличием интерпретации Берейшит (Бытия) 9:6 как запрета абортов для язычников и принципа, отраженного в комментариях к Талмуду (Тосафот), согласно которому, то, что запрещено для язычников, запрещено и для иудеев[3][5].

Однако, в отличии от католической иерархии, ортодоксальные раввины не допускают, что права на аборт не существует и в случае угрозы жизни женщины, и многие не допускают, что права на аборт не существ и в случае угрозы ее здоровью[3]. Хотя существуют разногласия о том, что именно может рассматриваться такой угрозой[5], галахические авторитеты в иудаизме настаивают, что при угрозе жизни женщины аборт является не только допустимым, но и обязательным[4][7].

Наиболее строгое отношение к абортам принял раввин Моше бар Давид Файнштейн (1895-1986), харедим из советской Беларуси, в 1937 году переехавший в США. Давид Файнштейн считал, что аборт допустим только в тех случаях, когда существует высокая вероятность смерти женщины при продолжении беременности, и отвергал допустимость абортов во всех других случаях, включая заболевания женщины, развитие патологии плода и беременность после запрещенных сексуальных отношений. Во всех случаях, кроме серьезной угрозы жизни женщины, Давид Файнштейн рассматривал аборты равносильными убийству[2]. Подобный взгляд, однако, не разделяется большинством раввинов, поскольку основная линия традиции иудаизма не совпадает с таким взглядом. В раввинистической литературе почти не встречается мнение, уподобляющее аборт убийству[3][4], а большинство галахических авторитетов рассматривают запрет аборта не как библейскую заповедь, а как введенный раввинами запрет[2].

Значительным представителем мягкой точки зрения на аборт в ортодоксальном иудаизме современной эпохи был вышеупомянутый раввин Элиэзер Йегуда Вальденберг. Элиэзер Вальденберг разрешал аборты для облегчения боли и страданий, не различая страдания физические и психические, и объяснял это тем, что психическая боль может причинять больше страданий, нежели боль физическая. Именно на этом основании он считал допустимыми аборты даже при заболеваниях плода, таких как синдром Дауна или болезнь Тея-Сакса, хотя не в отношении всех случаев, а на основании изучения каждого случая в отдельности. Давид Файнштейн был крупным оппонентом Элиэзера Вальденберга по этим и другим случаям абортов[2].

Неортодоксальный иудаизм

Неортодоксальные направления иудаизма отличаются более либеральными взглядами. Консервативный иудаизм распространяет разрешение абортов на случаи угрозы психическому благополучию женщины. В 1983 году международная Ассоциация консервативных раввинов приняла заявление, согласно которому аборты разрешены в случаях, «если продолжение беременности может нанести серьезный физический или психический вред, либо когда плод оценивается компетентными медицинскими заключениями специалистов как тяжело поврежденный»[5].

Движение реформистского иудаизма приняло аналогичную позицию. В 1958 году Главная конференция американского раввината постановила, что аборт, помимо угрозы жизни или здоровья женщины, разрешен ради ее душевного благополучия, если есть «устойчивое преобладание заключений медицинских специалистов о том, что ребенок родится неполноценным физически и даже психически». В 1985 году обоснование аборта душевным благополучием женщины в реформистском иудаизме было распространено на случаи изнасилования и инцеста. Однако, аборты «по тривиальным причинам» и просто «по требованию» были отвергнуты[5].

Отношение к законам государства

В государственной сфере консервативный и реформистский иудаизм поддержали легализацию и необходимость доступности абортов. Согласно опросам Pew Research Center, в США подавляющее большинство евреев (по данным на 2015 год, 83%) считают, что аборт должен разрешаться во всех или в большинстве случаев[5]. Такая поддержка разрешения абортов выше, чем в любой другой религиозной группе, и выше, чем у населения США в целом. Реформистский иудаизм в США является одной из ведущих сил движения за право на аборт. Раввины консервативного иудаизма также поддерживают право на доступный аборт и выступают против законов о праве на жизнь плода.

Ортодоксальные раввины, напротив, не поддерживают законы, облегчающие доступ к абортам. Однако, даже ультраортодоксальные иудеи не поддерживают такие законопроекты, которые не допускают никаких исключений в запрете абортов, поскольку считают необходимым легализацию абортов в случае угрозы жизни женщины. К примеру, такие жесткие законопроекты против абортов в штате Огайо в 2016 году вызвали возражения ультраортодоксальной организации «Агудат Израэль Америки»[5]. 

Иллюстрации: 1) Исер Иехуда Унтерман, 2) Моше бар Давид Файнштейн, 3) Служба в реформистской синагоге (в реформизме мужчины и женщины не молятся вместе, бывают женщины-раввины).

Продолжение статьи следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное