Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Молодежный православный клуб Логос. К полемике с протестантами


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 74   :   14 июня - 4 июля 2010 года

К полемике с протестантами

Протестантские общины, широко развернувшие свою деятельность в России и ведущие незримую полемику с православными, к сожалению, имеют весьма скудное представление о Православии. Самое главное, что протестанты не берут во внимание опыт, богословское и культурное наследие Церкви, 1500 лет просуществовавшей до появления протестантизма.
В полемике с православными протестанты уделяют внимание не догматическим вопросам, поскольку догматического учения они не имеют, а вопросам практики благочестия и «спорным» местам Священного Писания.
Рассмотрим наиболее популярные из них.

Почитание Богородицы, святых и ангелов

О том, что Мария зачала, будучи девой, ясно сказано в Евангелии. На вопрос Пресвятой Девы: «как будет это, когда я мужа не знаю»? ангел ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя» (Лк. 1: 34 - 35).
Протестанты настаивают на том, что слова «и родила Сына Своего первенца...» (Лк. 2:7) указывают на то, что у Богородицы были еще дети. Во-первых, слова первенец нет в древнейших библейских кодексах, например, в Синайском. А во-вторых, разве верующий человек, который пережил такие чудеса: девственное рождение, поклонение волхвов и явление удивительной звезды, стал бы после этого идти на поводу у страстей? Думается, что нет. А почему тогда этим должна была заниматься Пресвятая Дева?
Для почитания Богоматери православные христиане находят основание в Ее пророческих словах: «...ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:48). Все роды – христиане. Однако, протестанты в этом случае не исполняют слов Писания.
Для почитания святых православные христиане также находят опору в Священном Писании. Обращаясь к уверовавшим евреям, ап. Павел говорит: « Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства...»(Евр.12:22-23). Кто такие духи праведников, достигших совершенства? Торжествующий собор и небесный Иерусалим? Это праведники, прославленные Богом, к которым обращаются верующие.
Вспомним событие Преображения Господня. Пророки Моисей и Илия «явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31 ). В этом событии мы видим не только величие пророков, с которыми беседует о Своей кончине Сам Христос, но и удостоверение в том, что души человеческие и после смерти живы.
Основания для почитания ангелов имеются как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Так описывается встреча Иисуса Навина с архангелом Михаилом. « Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» (Иис.Нав.5:14). Сам Господь Иисус Христос указывает на существование при каждом верующем человеке ангела-хранителя. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». (Мф.18:10)
Итак, на основании Священного Писания мы можем сказать, что почитание святых отнюдь не запрещено, ибо святые чудодействуют не своей собственной силой, а силой Божьей. Православные почитают их как наставников, согласно со словами ап. Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». (Евр.13:7)

Почитание икон

По мнению протестантов православные поклоняются иконам как идолам, но это не так, хотя бы потому, что иконам не поклоняются, их почитают, поклонение же воздается одному только Богу.
Создание изображений не возбранялось и в Ветхом Завете: так завеса скинии была украшена ликами херувимов «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы» (Исх.26:31). Также Бог приказывает сделать херувимов на ковчеге завета. Херувимы являлись хранителями тайн, которые открывал Бог Моисею. «И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым». (Исх.25:18-23)
Почитание священных изображений – древняя практика Церкви. Уже в римских катакомбах I – III вв. имеются изображения Христа, Богоматери, ангелов и святых.

Почитание мощей

Евангельские христиане-баптисты отрицают значение святых мощей и предметов, принадлежащим угодникам Божиим, от прикосновения к которым люди получают исцеления. Однако вспомним, что Сам Христос, исцеляя людей, прикасался к ним. "И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли... просили Его, чтобы прикоснуться хотя бы к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись" (Мф. 14:36. Мк. 6:56). Мощи и вещи святых Ветхого и Нового Завета исцеляли людей: "Когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои" (4 Цар. 13:21). Платки и полотенца св. ап. Павла, возлагающиеся на недужных и одержимых бесами, в отсутствие его исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов (Деян. 19:12).
Протестанты не почитают крест, кторый по их мнению является страшным орудием пытки. Это действительно так. Но орудие пытки стало знаменем победы жизни над смертью, потому что после страшной казни Христос воскрес! О святости креста говорит ап. Павел: "Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа..." (Гал. 6:14). И вот еще: "Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия" (1 Кор. 1:18). Таким образом, возвещая Евангелие, апостол центром своей проповеди ставит Крест. Обладая знаниями Ветхого Закона, философии и языческой культуры, ап. Павел указанные знания прежде заступает словом о Кресте: "Благовествовать не в премудрости слова, дабы не Упразднить Креста Христова" (1 Кор. 1:17). Сам Христос так говорит о Своем втором пришествии: « тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;» (Мф.24:30). Что это за знамение, как не крест?

Крещение младенцев

Протестанты считают серьезной ошибкой крещение детей, которые не способны сделать свободный выбор. Православные аргументируют возможность крещения младенцев тем, что крещение – это таинство Церкви, в котором человеку дается благодать для утверждения в вере и возрастания в духовной жизни. Стоит также вспомнить, что в Ветхом Завете для принятия в теократическое общество обрезывали младенцев, потому что это было постановлением Самого бога. И в Новом Завете мы находим основание для крещения детей: « И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее»...(Деян.16:14-15) Темничный страж, уверовавший в слова ап. Павла: «И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его». (Деян.16:33) Также поступил и сотник Корнилий, крестившись с семьей. Стоит отметить, что в древности семьи были большими, и под одной крышей жили несколько поколений: взрослые. отроки и младенцы.
=Отношение к преданию церкви
Известно, что протестанты отвергают Предание Церкви, основывая свое учение якобы только на Священном Писании. Но стоит отметить, что за 500 лет существования протестантизма, у его последователей сложилось свое предание, основанное на учении М. Лютера, Ж. Кальвина, одного из основателей протестантизма Д. Смита. Все исповедания веры, постановления, которые издают протестанты, их словари и энциклопедии являются ни чем иным как преданием. Основание для хранения и следования Преданию мы находим и в Священном Писании. В 1 Кор. 11:2 ап. Павел пишет: "Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам". 2 Фес. 2:5: "стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим". И дальше в 3:6 он завещал "удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас". Тимофею ап. Павел пишет: "Храни преданное тебе" (1 Тим. 6:20). Апостолы же, в свою очередь, приняли это учение от Христа: "Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им и они приняли" (Ин. 17:8). Интересно, что в раннехристианские времена никакого Нового Завета вообще не было! Писанием же назывался Ветхий Завет. Первые послания апостола Павла появились в 50-х гг. I в.. К тому же их получали отдельные общины, а не все христиане. В одно время с Евангелиями были написаны послания св. Климента Римского, свщмч. Игнатия Антиохийского, еп. Поликарпа Смирнского. В канон Нового Завета они не вошли. Однако, древние христиане их читали и исполняли наставления, данные в этих «писаниях».

Возможность называть «отцом» священника

Известно, что на основании слов Иисуса Христа: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос» (Мф. 23:9 - 10) протестанты считают неправильным называть священников отцами и наставниками. Если предположить, что такое мнение верно, то ап. Павел противоречит словам Евангелия: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». (1Кор.4:15) Также и в послании к евреям: « Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. (Евр.13:7)».
Из приведенных выше доказательств можно сделать вывод, что полемизировать с протестантами можно на основании только Священного Писания. Поскольку представители протестантизма отрицают практику толкования Библии отцами Церкви, они толкуют ее часто фрагментарно, невзирая на контекст, и пытаясь найти подтверждение своему мнению. Но как мы уже видели, фрагменты Писания нередко «противоречат» друг другу, если толковать их без знания Предания, истории и опыта Церкви.
Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Архив рассылки
(в скобках указан средний балл, оценка выпусков рассылки; значения округлены до 0,1)
Количество подписчиков: 106
автор статьи
Лиза Куликова
Лиза Куликова
Не забудьте поставить оценку выпуску.

Для нас важно знать, что Вам нравится и не нравится в наших выпусках.
Свои пожелания можете сообщать также по e-mail: LogosClubPress@Gmail.Com

В избранное