Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Великая сила молитвы

  Все выпуски  

Великая сила молитвы 'Молитва'


МОЛИТВА

 

"...Должно всегда молиться..." (Лк. 18, 1)

 

Завет Спасителя — всегда молиться. Молитва — это дыхание духовной жизни. И как физическая жизнь прекра­щается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь замирает с оставлением молитвы.

По ритму дыхания судят о здоровье, и как боятся родители, Когда дыхание ребенка затрудняется и ему грозит удушье (бо­лезнь "круп"). Но несравнимо более мы должны бояться отсут­ствия или прекращения у детей дыхания духовной жизни — мо­литвы. Чтобы помешать этому, следует начинать и развивать Молитву ребенка с самого раннего младенческого возраста и непрерывно поддерживать и углублять ее. С первым пробуждением сознания, т. е. в возрасте около двух лет, надо прививать ребенку понятие о Боге как источнике жиз­ни, всех благ и добра и начать учить его молиться. Пусть ребе­нок усвоит на всю жизнь, что первым движением его по пробуж­дении его есть сложение перстов и крестное знамение; первые слова — хвала Творцу ("Слава Тебе, Господи, слава Тебе"); первая беседа — молитва — приношение Богу в положенной мере своих славословий и приношений; первое вкушение в тече­ние дня — это причастие или принятие святой воды и освящен­ного хлеба (просфора, антидор, артос).

 

При возрастании ребенка, первым чтением в течение дня дол­жно быть Евангелие и первым посещением в праздник — Бо­жий храм.

Еще в Ветхом Завете Бог требовал от человека всего перво­родного — посвящения Ему первенцев и приношения Ему всех начатков, (Лев. 2, 12; Исх. 13, 2).

 

Св. Иероним так пишет к вдове Лидии:

"Радость матери-христианки должна состоять в том, чтобы научить свое дитя произносить сладчайшее имя Иисуса в то вре­мя, когда и голос его слаб, и язык его еще нем. Помни, что на­чатки всего исключительно должны принадлежать Господу, по­этому первые мысли, первые слова дитя должны быть освящены благочестием".

 

Молитва проявляется у нас в трех формах: в выполнении мо­литвенных домашних правил; в вознесении Богу кратких молитв в течение всего дня, в посещении церковного богослужения.  всем этим трем формам молитвы необходимо с детства приучать и детей.

Обычно дитя начинают учить молиться с "Богородице Дево, ра­дуйся...". И это правильно: Матерь Христа — Матерь всего хрис­тианского рода. И как первые слова в лексиконе ребенка   мама "папа", так и первые его беседы с Богом должны составляться "Богородицы" и затем из "Отче наш". Одновременно следует начать приучать его молиться за близких. Вместе с началом молитвы должно начаться приучение ребенка к крестному знамению. Это надо делать еще ранее того, когда ребенок сможет сам де­лать его самостоятельно.

 

Св. Иоанн Златоуст дает такое наставление матерям: "Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знаме­ние, прежде чем они сами в состоянии будут делать это; запе­чатлевайте это знамение на челе их вашими собственными рука­ми". Когда дети подрастут, необходимо следить за тем, чтобы крестное знамение было у них широким, неторопливым и дела­лось тщательно.

 

С ростом ребенка должно непрерывно расти и его молитвен­ное правило. Прп. Серафим учит мирян совершать правило три раза в день — утром, в середине дня и вечером. Для людей, может быть слишком обремененных трудом и имеющих мало времени, это правило, как известный минимум, включает в себя: три раза "Отче наш", три раза "Богородица" и один раз "Верую".

 

Для отроков, вполне овладевших грамотой, для утра и вечера могут быть взяты установленные церковью утреннее и вечернее правила, а для середины дня оставлено правило прп. Серафима. Последнее, по указанию Преподобного, должно читаться хотя бы среди дела, на ходу, если невозможно выбрать днем время для уединения.

 

Совершение утреннего и вечернего правил потребует от детей при неторопливом чтении около 10—15 минут для каждого пра­вила. Не будет ли это слишком трудно и долго? Выше уже ука­зывалось, что количество молитв надо увеличивать постепенно по мере роста ребенка.

Искусство воспитания детей (как и перевоспитание взрос­лых) требует, чтобы усилия в определенном направлении совершались постепенно и вместе с тем непрерывно. Вспомним, с какой постепенностью Авва Дорофей приучал своего ученика Досифей к воздержанию в пище. Авва убавлял его порцию очень понемногу и лишь после того, как Досифей привыкал к предыду­щему сокращению количества пищи. Так и в данном случае постепенный рост молитвенного правила незаметно приучит к нему детей, и оно не будет казаться им длинным.

 

Вместе с тем, следует предостеречь тех родителей, кото­рые, основываясь на неправильном толковании слов Спасите­ля: "Не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны" — (Мф. 6,7), счита­ют, что продолжительности молитвословия не требуется и нужно лишь качество. Св. отцы (Макарий Великий, Исихий, Каллист, Игнатий и др.) указывают нам, что качество нашей молитвы низко, и что низкое качество нам надо восполнить количеством, и что именно через количество можно восходить к качеству.

 

Один из святых отцов говорит: "Делайте, делайте внешнее, ибо внешнее принадлежит нам, а внутреннее Богу. А за внешнее Господь даст нам и внутреннее" (т. е. видя наше терпение в со­вершении длительного правила, Господь даст нам и вниматель­ность в молитве, и теплоту чувства).

 

При добавлении в правило новых молитв они должны быть объяснены детям. Когда дети подрастут, им следует рассказать историю происхождения молитв и познакомить с жизнеописани­ем авторов. Это оживит молитву детей. Читая "Святый Боже, они будут в этих словах слышать песнь ангельских хоров, виден­ных мальчиком в Константинополе при патриархе Прокле; начи­ная "Достойно" они будут переноситься в убогую Афонскую ке­лью, где впервые раздалось начало этой молитвы в устах Архан­гела Гавриила, а, читая внимательно 24 прошения в вечернем правиле, они вспомнят о великом Златоусте.

 

В первые века христианства молитва в семье была общей и на нее собирались все члены семьи вместе с домашними слугам Обычно при этом молитву читал хозяин дома, а все присутствующие тихо за ним повторяли.  Нам следует подражать этому обычаю, и вечернее, а если возможно, то и утреннее правило сделать общими для всех членов семьи.

 

 

С другими  материалами можно ознакомиться на сайте: www.miloserd.ru

 

Вы можете  также подписаться на рассылку:

«Православие и благотворительность» на сайте: www.miloserd.ru

 

 

Мы можем передать Ваши требы (записки) 'о здравии' и за 'упокой' в Свято-Духов мужской монастырь Волгоградской Епархии.

Просьба писать имена в каждой требе  не более 5 человек.

Пишите мне по адресу: miloserd2@ya.ru

Козловцеву Николаю.

 

 

 

 


В избранное