Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православная рассылка УПЦ КП

  Все выпуски  

Православная рассылка УПЦ КП #58


Информационный Канал Subscribe.Ru

Православная Рассылка

Рассылки священника УПЦ Киевского Патриархата Евгения Заплетнюка
9 мая /№ 58

 

 



Сегодня в номере читайте:

От ведущего:

Христос Воскрес!

Приветствую вас, уважаемые читатели после вынужденного долгого перерыва. К сожалению, мой ритм жизни не позволял мне все время поддерживать все свои сетевые проекты в "хорошей форме" так как это бы подобало. Но все же, надеюсь, что сейчас я смогу все наладить так, как это подобает.

Сегодня я представлю вам часть из курса "Апологетики" кандидата богословия, Виктора Петровича Леги. Который отвечает на вопрос относительно существования "доисторических предков человека".


Новые материалы на моем сайте.:

Всего вам доброго! До встречи, друзья!
Ваш во Христе -
священник Евгений
fryevhen[at] mail.ru


Христианская Апологетика

Как же быть с нашими предками - питекантропами и неандертальцами, синантропами, австралопитеками?

Я раньше уже говорил о том, как появляются эти теории. На площади в несколько квадратных километров находят кости, которые соединяются в некое существо, и потом на основании этих костей делают определенный вывод. Но ведь ни одного скелета никогда не бывает полностью. Как правило, все научные обобщения делаются на очень и очень небольшом материале. Находят, скажем, берцовую кость. Затем происходит очень серьезное исследование этой кости: какова ее величина, каковы ее особенности. 100% вероятность того, что по этой найденной берцовой кости и по черепу выстроить полную картину существа невозможно, во-первых. Во-вторых, раньше выстраивались в тех учебниках, по которым еще я учился, выстраивались примерно следующие цепочки: вначале из обезьяны образуется самый первобытный человек - какой-нибудь синантроп, потом питекантроп, потом неандерталец, потом современный человек.

Но сейчас генетика, слава Богу, развивается семимильными шагами: возможен генетический анализ. И вот недавно я прочитал, может, и вы даже слышали, что кости неандертальца подвергли генетическому анализу и обнаружили, что к человеку неандерталец не имеет никакого отношения - совершенно разные виды, совершенно разные гены. Поэтому можно сказать, что на неандертальце ставят крест и сейчас считают, что, по всей видимости, или австралопитек, или синантроп, является предком человека. Но их пока еще с генной стороны не исследовали. Поэтому опять это всего лишь гипотеза. Вот исследуют, тогда и скажут. Пока что подтверждается точка зрения, согласно которой считается, что все эти так называемые предки человека - это просто вымершие обезьяны, которых сейчас нет. Мы же не говорим, что динозавры - это предки человека, а говорим, что это просто вымершие животные. Так же и обезьяны были других видов, как шимпанзе, гориллы, но называются почему-то людьми.

Но все же очень велика вера людей в то, что человек происходит из животного мира. А как это происходит? Вот легко сказать, что человек происходит от животного. При всем своем негативном отношении к марксизму ничего более разумного, чем теория Энгельса о происхождении человека, я не читал. Теория Энгельса утверждает, и сейчас это как бы признается современным научным атеистическим человечеством, что труд создал из обезьяны человека. Очень забавное выражение. Забавное в том плане, что у того же Энгельса в работе "О происхождении семьи, частной собственности и государства", где он излагает эту теорию, несколькими страницами позже указывается, что же такое труд.

Энгельс указывает (и это утверждение совершенно правильно), что труд - это сознательная деятельность, предполагающая целеполагание, т.е. знание того, что трудящийся человек хочет сделать. Для того чтобы трудиться, нужно размышлять, нужно знать, что ты хочешь сделать, и знать, как ты собираешься это сделать. Таким образом, труд - это свойство только лишь разумного существа. Поэтому сказать, что обезьяна начала трудиться и поэтому стала человеком, это все равно, что сказать, что обезьяна стала человеком, стала трудиться и потом стала человеком. Обезьяна трудиться не может. Не может трудиться никакое существо. Все животные могут выполнять лишь рефлекторную, инстинктивную деятельность, а не сознательную, не целеполагающую.

Вера в то, что обезьяна берет палку и сбивает банан, - это не более, как пример того, до какого уровня может дойти высокоорганизованное животное в своей инстинктивной деятельности. Мы же не говорим, что птица вьет гнездо, потому что она величайший архитектор. Да, гнездо, конечно, построено гениально. Человек не сможет сделать такое прочное сооружение. Это лишь потому, что в птице при ее рождении заложен Создателем определенный инстинкт: как сделать это гнездо. Если попросим птицу сделать не гнездо, а берлогу, то она не сделает. Для этого есть медведь, у которого есть свой инстинкт, свои рефлексы. Для того чтобы сделать или гнездо, или берлогу, нужно знать и то, и другое. Это может только лишь человек, который сделает их, конечно, хуже, чем птица или медведь, но эта деятельность будет отличаться.

Поэтому между человеком и животным лежит качественная разница - разум, и разум никоим образом не может быть выведен из животного мира. Никакая эволюция, никакие генетические мутации не могут привести к возникновению разума. Тем более, мы помним с вами, что разум есть особая способность, которая может нарушать один из законов мироздания - второе начало термодинамики. Сама природа не может прийти к отрицанию законов, существующих в себе самой. Разум может быть вселен в человека только лишь извне, что и сказано в Ветхом Завете, в Священном Писании: "И вдунул Бог в тело дыхание жизни".

В какое тело? Это вопрос другой. Как происходило сотворение человека? Как понимать Библию буквально или иносказательно - это уже вопрос совершенно иной. Никогда Церковь не настаивала на том, что всю Библию всегда нужно понимать буквально. Отцы Церкви показывали нам различные способы иносказательного толкования Священного Писания. Мы говорим о том, что шесть дней творения можно понимать как шесть высших периодов творения или шесть дней откровения Моисею на горе Синай, или еще как-нибудь.

Можно понимать и буквально, можно и иносказательно. Как говорил преподобный Серафим Саровский: "До того, как в человека было вдунуто дыхание жизни, человек ничем не отличался от прочих животных". Тем самым наш великий святой указывал, что вполне возможно и такое понимание: Бог взял некую обезьяну, того же австралопитека или неандертальца, вдунул в него дыхание жизни, и он стал человеком. Но это не может произойти самостоятельно. Внешне, да, мы находим кости неандертальца, лежащие рядышком с топором, и говорим, что это человек. Но это не могло произойти самостоятельно. Как это было? Или это из неандертальца или синантропа Господь создал человека, или это было особое творение, отдельный акт? Это вопрос, который нужно исследовать, изучать, для этого существует наука. Не нужно только лишь убеждать себя в том, что все это происходит само собой. Сама собой, как говорится, и кошка не родится, тем более, человек из обезьяны. Вот, примерно, то, что я хотел сказать.

 

Православный календарь

Понедельник, 10 Мая 2004 г. (27 Апреля ст.ст.)
Седмица 5-я по Пасхе, глас четвертый
================================================
ш Ап. и сщмч. Симеона, еп. Иерусалимского, сродника Господня (107).
· Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094).
· Прав. Евлогия странноприимца (IV).
· Прп. Иоанна, игумена кафаров (чистых).
· Иконы Божией Матери "Казанской" в деревне Александровке (С-Пб).
· Свт. Серафима, еп. Фанарского.
· Сожжение турками св. мощей прп. Саввы Сербского.
· Новомч. Илии Ардуниса, Афонского (Греч.).
· Новосщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского.


Вторник, 11 Мая 2004 г. (28 Апреля ст.ст.)
Седмица 5-я по Пасхе, глас четвертый
================================================
o Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I).
o Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана (286).
· Свт. Кирилла, еп. Туровского (1183).
· Мчч. Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия (ок. 63).
· Мчч. Зинона, Евсевия, Неона и Виталия.
· Прп. Авксивия.
· Прп. Кириака Каргопольского.
· Прп. Кронана, игумена Роскрейского (VII) (Ирл.).
· Мч. Иоанна Румынского (Греч.).
· 9 мчч. Кизических (Греч.).


Среда, 12 Мая 2004 г. (29 Апреля ст.ст.)
Отдание Преполовения, глас четвертый
================================================
o Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286-299).
o Прп. Мемнона чудотворца.
· Мчч. Диодора и Родопиана диакона (284-305).
· Свт. Василия, еп. Захолмского или Острожского (в Черногории, Cербского) (XVI).
· Мч. Иоанна Валаха (Румынского).
· Прп. Нектария Оптинского (XX).
· Прп. Секунделла диакона (Галл.).
· Свв. ап. от 70-ти Иасона и Сосипатра (Греч.).
· Св. мц. Керкиры (Греч.).
· Свт. Иоанна, митр. Фивского, нового Милостивого (Греч.).


Четверг, 13 Мая 2004 г. (30 Апреля ст.ст.)
Седмица 5-я по Пасхе, глас четвертый
================================================
+ Ап. Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова (44).
o Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558).
+ Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского и Черноморского (1867).
· Свт. Доната, еп. Еврии (ок. 387).
· Обретение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV).
· Прп. Климента песнописца.
· Мч. Максима.
· Новомч. Аргиры (1752).
· Иконы Божией Матери "Страстной".
· Перенес. мощей прп. Саввы, игумена Звенигородского.
· Свт. Ерконвальда, еп. Лондонского (ок. 693) (Кельт. и Брит.).


Пятница, 14 Мая 2004 г. (1 Мая ст.ст.)
Седмица 5-я по Пасхе, глас четвертый
================================================
o Прор. Иеремии (VI в. до Р.Х.).
c Прп. Пафнутия Боровского (1478).
· Прмчч. Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816).
· Сщмч. Макария, митр. Киевского (1497).
· Прмч. Ваты Персянина (IV).
· Прп. Герасима Болдинского (1554).
· СВ. Тамары, царицы Грузинской (1213).
· Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской (XIV) и именуемой "Нечаянная Радость" и Византийской икон Божией Матери.
· Свт. Асафа, еп. Лланвильского (VI-VII)(Кельт. и Брит.).
· Свт. Панарета, архиеп. Кипрского (Греч.).
· Прп. Никифора Хиосского (Греч.).


Суббота, 15 Мая 2004 г. (2 Мая ст.ст.)
Седмица 5-я по Пасхе, глас четвертый
================================================
ш Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского (373).
· Перенесение мощей блгвв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115).
· Свт. Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (1654).
· Мчч. Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II).
· Блгв. и равноап. царя Бориса, во святом Крещении Михаила (906-907), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.).
· Путивльской (1635) и Вутиванской икон Божией Матери .


Воскресенье, 16 Мая 2004 г. (3 Мая ст.ст.)
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом, глас пятый

================================================
o Мчч. Тимофея чтеца и Мавры (ок. 286).
+ Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074).
o Прп. Петра чудотворца, еп. Аргоссийского (X).
· Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085), Свенской (1288), Яскинской и Влахернской.
· Свт. Ансфреда, еп. Утрехтского (Нидерл.).
· Прп. Экумения Трикалийского (Греч.).
· Перенес. мощей прп. Луки с горы Стирион (Греч.).
· Новомч. Ахмета Каллиграфа, Константинопольского (Греч.).
· Новомчц. Марии Критской (Греч.).


Понедельник, 17 Мая 2004 г. (4 Мая ст.ст.)
Седмица 6-я по Пасхе, глас пятый
================================================
o Мц. Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290).
· Прпп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV-XV).
· Сщмч. Еразма, еп. Формийского (303).
· Сщмч. Альвиана, еп. Анийского, и учеников его (304).
· Сщмч. Сильвана, еп. Газского, и с ним 40 мучеников (311).
· Прпмчч. Афродисия, Леонтия, Антония, Валериана, Макровия и иных монахов Палестинских.
· Перенес. мощей прав. Лазаря и равноап. Марии Магдалины.
· Прп. Никифора, игумена Мидикийского.
· Старорусской иконы Божией Матери (1570).
· Св. Етельреда, короля Меркийского и монаха (716) (Кельт. и Брит.).
· Прп. Никифора Афонского (Греч.).
· Свт. Афанасия, еп. Коринфского (Греч.).
· Прп. Илария пустынника (Греч.).


Условные обозначения:
--------------------------------
· Календарное указание или память святого, не имеющего службы
o Совершается рядовая служба (без знака типикона)
ш Совершается служба на шесть
c Совершается служба со славословием
+ Совершается служба с полиелеем
+) Совершается всенощное бдение
(+) Совершается великое всенощное бдение

Православный юмор

  • Дочь знаменитого дрессировщика и клоуна Дурова, Анна Владимировна, рассказывала мне об одном диспуте в двадцатых годах, участником которого был ее отец. Он там представлял "атеистическую науку", а религию — какой-то священник. Во время дискуссии батюшка заявил:
    — Я могу очень просто доказать и то, что Господь Иисус Христос существовал, и самый факт Его воскресения...
    Затем он повернулся к многочисленной аудитории и воскликнул:
    — Христос воскресе!
    — Воистину воскресе! — отозвались сотни голосов.
  • Или такой случай. Некий диакон на всенощной читал молитву "Спаси, Боже, люди Твоя..." Но вместо того, чтобы сказать "предстательствы честных небесных сил бесплотных", он возгласил:

    — ...предстательствы честных небесных сил бесплатных...

    Когда диакон зашел в Алтарь, священник сделал ему замечание:

    — Как это можно произнести — "небесных сил бесплатных"?

    — А что же тут такого? — отвечал тот. — Разве ангелы за деньги Бога славят?..

  • Святитель Иоанн Златоуст именуется двояко, в одних богослужебных книгах на греческий лад — "архиепископ Константинопольский", а в других — на славянский — "Константиноградский". Один батюшка соединил оба варианта и на отпусте всегда говорит так:

    — Святителя Иоанна, архиепископа Константиноградопольского...



Редактор рассылки - прот. Евгений Заплетнюк


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное