Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

(8.dmpb02/086/mv) *Практикум молитвы-созерцания от Энтони де Мелло: 2-3. Ощущения тела и контроль мыслей


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправленбыxтьо: 09-Jun-2023 14:45


=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Практикум молитвы-созерцания от Энтони де Мелло:
2-3. Ощущения тела и контроль мыслей

Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Предисловие к 8-му циклу рассылки читайте здесь.


Автор: Энтони де Мелло. Перевод: А.А.Малыгин. Из книги "Садхана: Путь к Богу".
 Англ. оригинал: Sadhana: A Way to God. PDF.
Курсив — в основном по англ. версии. По ней же при подготовке выпуска выверены места постановки разреженного многоточия, которым автор выделяет места для пауз при чтении книги при проведении групповых упражнений. Правда, в некоторых местах английской версии многотосчие опущено там, где оно должно быть. В таких случаях восстанавливаем их в квадратных скобках. Примечаения в {} сделаны редактором рассыкли.

серия/тег "Молитва";
серия/тег "Внутренний мир"

 (примерно 1.9 тысячи слов)

 

> Осознание

<.....>

{День 2.
20–30 минут}

> Упражнение 2: Телесные ощущения

> Примите удобную позу, расслабьтесь. Закройте глаза.
> Сейчас я попрошу вас осознать те телесные ощущения, на которые вы обычно не обращаете внимания . . . Почувствуйте, как одежда прикасается к вашим плечам . . . Теперь почувствуйте, как одежда прикасается к спине . . . и как спина прикасается к спинке стула . . . Почувствуйте, как соприкасаются ваши руки, лежащие на коленях . . . Почувствуйте, как ягодицы прижимаются к сиденью . . . Теперь сосредоточьтесь на подошвах ног, ощутите обувь . . . Еще раз: плечи . . . спина . . . правая рука . . . левая рука . . . бёдра . . . ступни . . .
>
И еще раз: плечи . . . спина . . . правая рука . . . левая рука . . . правое бедро . . . левое бедро . . . левая ступня . . . правая ступня . . .
>
Продолжайте выполнять данное упражнение самостоятельно, поочередно сосредоточиваясь на различных частях тела... не больше чем на пару секунд . . .
> Вы можете сосредоточиваться на тех частях тела, которые я назвал, либо же следовать собственному выбору, например: голова, шея, руки, грудь, живот . . . Важно, чтобы вы не просто представили себе что-то, а действительно ощутили свое тело, переключаясь с одной его части на другую . . .
>
Через пять минут я попрошу вас закончить упражнение и затем открыть глаза.

> Это простое упражнение на релаксацию. Когда я впервые предлагаю его группе, некоторые люди настолько расслабляются, что даже засыпают!

> Один из величайших врагов <молитвы> — нервное напряжение. Данное упражнение помогает с ним справиться. Механизм действия упражнения прост: вы расслабляетесь, когда обращаетесь к своим ощущениям, когда вы, насколько возможно, сосредоточиваетесь на собственном теле, на звуках вокруг, на своем дыхании, на вкусовых ощущениях во рту.

> Люди живут преимущественно в собственной голове, они погружены в фантазии и мысли и потому не осознаю́т своих чувств. В результате многие из нас очень редко бывают в настоящем. Человек почти всё время находится либо в прошлом, либо в будущем. В прошлом — сожалея о некогда совершенных ошибках, коря себя за неудачи, гордясь собственными успехами, страдая от обиды на окружающих. В будущем — страшась возможных невзгод, предвкушая какие-то радостные события, мечтая о грядущих победах.

> Извлекать пользу из прошлого опыта, черпать силы в счастливых воспоминаниях, предугадывать будущее, чтобы реалистично планировать свою жизнь, — всё это ценные навыки, в том случае, если вы не теряете связь с настоящим. Однако, если вы хотите преуспеть в молитве, вам придется развивать свою способность <установливать контакт с настоящим и пребывать в нём>. И лучший способ <пребывать в настоящем> — переключиться с головы на свои телесные ощущения.

> Почувствуйте, насколько тепло или же, наоборот, прохладно вокруг. Ощути́те, как легкий ветерок ласкает ваше тело, как жаркие солнечные лучи касаются кожи. Осознанно осязайте фактуру поверхности и температуру того предмета, к которому вы прикоснулись . . . и тогда произойдет нечто. Обращаясь к настоящему, вы оживаете. Если вы из тех людей, которые не могут избавиться от тревоги о будущем или без конца винят себя за прошлые грехи, то, овладев техникой осознания своих ощущений, вы убедитесь, сколь много она может вам дать.

> Теперь несколько слов о голове. Должен сказать, что это не лучшее место для молитвы. Можно начать молиться в голове, но если молитва задерживается там слишком долго и не переходит в сердце, она становится нудной, скучной и постепенно иссякает. Вы должны научиться искусству перехода от мыслей и внутреннего диалога с самим собой в мир ощущений. Именно в этом живом и чувственно воспринимаемом мире рождается созерцание, именно здесь молитва превращается в неиссякающий источник радости и душевного покоя и становится той силой, которая трансформирует вас.

> Не исключено, что некоторые из вас <(очень немногие)>, выполняя данное упражнение, ощутят не расслабленность и покой, а возросшее напряжение. Если это произошло с вами, просто осознавайте происходящее. Вы напряжены? Наблюдайте, какая часть вашего тела сейчас напряжена. На что это похоже? Как вы это делаете?

> Я бы хотел еще раз подчеркнуть: это упражнение не на мышление, а на ощущения и чувства. Есть люди, которые попросту не способны почувствовать свои ру́ки или но́ги. Эти люди воссоздают ментальные образы своих конечностей — их размер, форму, расположение в пространстве и не более того. Они не чувствуют себя, а создают картинки в уме. <Они знают, где расположены эти конечности, и они осознаю́т это знание. Но сами конечности не чувствуют. Там, где другие люди чувствуют ногу или руку, эти люди чувствуют пустоту. Всё, что у них есть, — это ментальная картина.>

> Лучший способ убедиться в том, что вы не принимаете картинки за чувственный опыт, — находить как можно больше ощущений в каждой части своего тела: в плечах, спине, бедрах, руках, ногах. Скорее всего, поначалу вы обнаружите, что чувствуете лишь малую часть поверхности своих конечностей. Вероятно, вы вообще не будете ощущать достаточно обширные участки своего тела, поскольку ваша способность к осязанию подавлена слишком бурной деятельностью головы. На поверхности кожи ежесекундно происходят триллионы биохимических реакций. Все они сопровождаются теми или иными ощущениями. Но вы почти ничего не чувствуете! Вы вынудили себя не чувствовать — вероятно, из-за давным-давно забытых вами конфликтов, вследствие пережитых эмоциональных потрясений. Кроме того, ваше сознание, восприятие, ваша способность к сосредоточению внимания всё еще крайне неразвиты.

> Позднее я объясню, каким образом это упражнение соотносится с созерцанием и молитвой. На данном этапе оно послужит средством, благодаря которому мы сможем расслабиться и обрести покой, без которого молитва невозможна.

> Снова закройте глаза и обратитесь к ощущениям в разных частях своего тела.
>
Очень важный момент. Не думайте о теле: «это — руки», «это — ноги» или «это — спина». Просто переходите от ощущения к ощущению, никак не называя ни часть тела, на которой в данный момент сосредоточено ваше внимание, ни то, что́ вы чувствуете.
> Если вас охватило непреодолимое желание пошевелиться или поменять позу, не поддавайтесь. Просто осознавайте возникшую потребность и дискомфорт в теле, если он есть, который послужил ее причиной.
> Выполняйте данное упражнение в течение нескольких минут, и вы обретете покой. Не сосредоточивайтесь на нём. Продолжайте осознавать свои ощущения и позвольте покою самому о себе позаботиться.
> Если что-то вас отвлекло, возвращайтесь к осознанию своих телесных ощущений. Перемещайте внимание от одного участка тела к другому до тех пор, пока ваши тело и ум не успокоятся. Покой — прелюдия к созерцанию. Но, повторяю, не пытайтесь сосредоточиться на само́м покое, продолжайте выполнять упражнение.

> Почему я особо предупреждаю, чтобы вы не сосредоточивались на ощущении покоя, несмотря на то, что оно сопровождается расслаблением и приносит радость? Потому что вы рискуете впасть в легкий транс <или состояние умственной пустоты>, а пребывание в трансе <в отношении концентрации внимания> ничего вам не даст. Подобный самогипноз не имеет ничего общего ни с ясностью осознания, ни с созерцанием.

> Поэтому важно, чтобы вы <не стремились специально добиться покоя и внутреннего безмолвия>, чтобы, даже ощутив это состояние, вы не сосредоточивались на нём. <Вы должны искать ясности осознания, а не его притупления, что приносит транс, каким бы легким он ни был. Так что, несмотря на покой и внутри него, вы должны продолжать тренировать осознание и предоставить покою позаботиться о себе самом.>

> В какое-то мгновение покой <или пустота> целиком поглотит вас, и вы не сможете продолжать упражнение.<В такие моменты уже не вы стремитесь к покою, а покой овладевает вами и переполняет вас. Когда это случится, вы сможете безопасно и с пользой для себя оставить усилия (которые всё равно стали невозможными) и отдаться этому всепоглощающему покою внутри вас.> {Часть текста, заключенная здесь в угловые скобки, в русском переводе передана одной фразой: "Когда это произойдет, просто отдайтесь безмолвию". Пришлось перевести.}

 

 

{День 3.
15–35 минут}

> Упражнение 3: Ощущения тела. Контроль мыслей

> Это упражнение усиливает эффект того, что вы делали ранее. Предыдущее упражнение могло показаться очень простым, возможно, настолько простым, что вы сейчас слегка разочарованы. Созерцание действительно простая вещь. Чтобы добиться успеха в созерцании, вам вовсе не нужно делать что-либо сложное. Всё очень просто, однако как раз в этом и заключается сложность. Смири́тесь со скукой. Сопротивляйтесь соблазну искать нечто новое, стремитесь в глубину происходящего.

> Чтобы добиться максимального эффекта от этого и от предыдущего упражнения, вам понадобится долгая практика. Мне довелось пробыть какое-то время в буддийском монастыре. Там мы ежедневно по двенадцатьчетырнадцать часов концентрировались на дыхании — на воздухе, проходящем через ноздри. Ника­кого разнообразия, никаких новых волнующих впечатлений, ни единой мысли в голове! И еще я отчетливо помню, как мы провели целый день, фиксируя ощущения в крошечной области между ноздрями и верхней губой! Большинство из нас билось над этим часами, и лишь ценой неимоверных усилии мы начинали в конце концов ощущать эту упрямую область.

> Вы спро́сите, какое отношение всё это имеет к молитве? Сейчас я могу ответить вам лишь так: не задавайте вопросов. Делайте то, что вам говорят, и в какой-то момент вы сами найдете ответ. Зачастую истина находится не в словах, не в объяснениях. Чаще всего ее можно найти только опытным путем. И потому с верой и упорством (воистину, вам потребуется и то и другое) приступайте к работе.

> Когда вы найдете искомый ответ, вам не захочется отвечать на подобные вопросы. Они все сводятся к одному: «Покажи мне это». Что можно сказать в таких случаях? «Открой глаза и всё увидь сам!» Так, вместо того, чтобы объяснять вам, как выглядит рассвет в горах, я предпочел бы взойти вместе с вами ранним утром на горную вершину. «Придите и увидьте», — сказал Иисус двум ученикам, задававшим вопросы. Вот она — истинная мудрость!

> Всё <великолепие> рассвета в горах, и даже более того, сокрыто в одном, казалось бы, невзрачном упражнении, — часами осознавать ощущения собственного тела. Придите и увидьте! Если же у вас не хватает свободного времени, — а я думаю, что так оно и есть, — чтобы посвящать этому упражнению многие часы, выполняйте его каждый раз перед началом молитвы. Выполняйте его до тех пор, пока не ощутите душевный покой, и затем переходи́те к молитве, какую бы молитву вы ни практиковали. Вы легко можете выполнять это упражнение в любое время — когда ждете автобус, когда испытываете стресс и вам необходимо расслабиться, когда вам, наконец, просто нечем заняться.

> Если вы будете делать это достаточно регулярно, наступит момент, когда вы обретете ясность осознания и вас охватит восторг; вам даже не захочется переходить к какой-либо другой форме молитвы. Перед вами откроются неизмеримые глубины созерцания, сокрытые в этом скромном упражнении. Об этом таинстве созерцания я более подробно расскажу в другой раз.

> Давайте наконец перейдем к следующему упражнению, которое легко описать, но которое, если вы действительно хотите ощутить его неизъяснимую прелесть, требует настойчивой практики. Ведя занятия в группах созерцания, я ни разу не видел, чтобы кто-то столкнулся с трудностями при его выполнении. Данное упражнение следует выполнять ежедневно утром, днем и вечером.

> Закройте глаза. Выполните предыдущее упражнение, поочередно сосредоточиваясь на разных частях тела и осознавая свои ощущения.
> Затем выберите некое место на своем лице, например лоб, щеку или подбородок. Осознайте свои ощущения в этом месте.
> Поначалу может оказаться, что вы не почувствуете в избранном вами месте ничего. Если так, на некоторое время вернитесь к предыдущему упражнению. Продолжайте свои попытки до тех пор, пока ощущения не возникнут, в данном случае не важно, насколько они будут отчетливыми. Когда это произойдет, сосредоточьтесь на том, что вы ощущаете. Будьте готовы к тому, что ощущения могут исчезать или же трансформироваться.
> Обратите внимание на характер возникших ощущений: зуд, покалывание, жжение, спазм, дрожь, пульсация, онемение . . .
Если ваш ум блуждает, терпеливо возвращайте его к упражнению, как только вы осозна́ете, что это случилось.

> Завершим эту главу еще одним подобным упражнением, которое можно выполнять отдельно от молитвы. Когда вы куда-нибудь идете, осознавайте движение своих ног. Дело не в том, чтобы убедиться в самом факте ходьбы; важно обрести чувство движения, которое будет оказывать на вас успокаивающее воздействие. Вы можете выполнять упражнение регулярно, однако желательно делать это в таком месте, где вас никто не увидит, иначе, что вполне объяснимо, глядя на вас, люди могут решить, что с вами что-то не так. Вот это упражнение:

> Шагая взад-вперед по комнате или по коридору, постепенно замедляйте шаги, чтобы ясно почувствовать каждое движение ног. Осознайте свои ощущения: подъем левой ноги... выдвижение левой ноги вперед . . . левая нога касается пола . . . вес тела, перемещающийся на левую ногу . . .
> Теперь подъем правой ноги . . . ее движение вперед . . . она становится на пол . . . и так далее.
> При этом вы можете мысленно произносить: «Поднимаем... поднимаем... поднимаем...» Затем, вынося ногу вперед: «Передвигаем... пере­двигаем... передвигаем...» И опуская ногу: «Опускаем... опускаем... опускаем...»

> Конечно, <категорически> не рекомендуется выполнять это упражнение в те моменты, когда вы спешите! И еще, вам будет достаточно выполнить его один раз, чтобы понять, почему я не советую вам практиковаться на виду у критично настроенных зрителей!

 


 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk
Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

messia.ru/r2/8/dmpb02_086_mv.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Тг-канал сайта«
»Страничка сайта вКонтакте« / »Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах —
в письме, в icq или в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущая часть книги
 

В избранное