Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богослужебные указания

  Все выпуски  

Богослужебные указания


Служба Рассылок Subscribe.Ru
КАЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ КАЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ
  ∙  Главная страница / Богослужебные указания

Богослужебные указания на 2002 год

25 января по старому стилю

Четверг. Свт. Григория Богослова. Сщмч. Владимира, митр. Киевского и Галицкого. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Типикон не предусматривает совершения службы двух бденных или полиелейных святых, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы соединение таких служб. В старинных же русских монастырских Обиходниках и в соборных Чиновниках (местные Уставы) встречается указание на соединение служб Богородицы полелейного святого. Так, в Чиновнике Новгородского Софийского собора XVI в., изданном проф. А. Голубцовым, изложены даия по соединению служб Покрова Пресвятой Богородицы прп. Саввы Вишерского, который относился в Новгороде к полелейным святым.
По образцу этих указаний приводим устав соединения служб свт. Григория Богослова и Божией Матери в честь Ее иконы «Утоли моя печали». При этом служба рядовых святых перено-на повечерие. Октоих не поется (А).
Если же служба иконе Божией Матери «Утоли моя печали» совершается, то правится полиелейная служба свт. Григория юва и шестеричная сщмч. Владимира Киевского. Октоих  не поется (Б).
А. 9-й час (и малая вечерня) — по обычаю. На великой вечерне «Блажен муж» - 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы — 4 и святи— 4. «Слава» — святителя, «И ныне» — Богородицы. Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня. Паримии Богородицы — 2 «Слава» — святителя — 1.
На литии стихиры Богородицы и святителя со стиховны вечера. «Слава» — святителя, «И ныне» — Богородицы.
На стиховне стихиры Богородицы (со стихами их). «Слава» — Святителя, «И ныне» — Богородицы.
«Ныне отпущаеши» и Трисвятом: на всенощном бдении — тропарь Богородицы (дважды) и тропарь святителя (единожды); полиелее — тропарь святителя. «Слава, и ныне» — тропарь
На утрене на «Бог Господь» — тропарь Богородицы (дважды). «Слава» — тропарь святителя, «И ныне» — тропарь Богородицы. По 13-й кафизме и малой ектений — седален Богородицы. «Слава, и ныне» — тот же седален.
По 14-й кафизме и малой ектений — седальны святителя неба, помещенные в службе по 1-ми 2-м стихословии). «Слава, и ныне» — седален Богородицы. Полиелей. Величания два — Богородицы и святителя.
Примечание. По древним Уставам, в таком случае во время пения величания Богородицы предстоятель кадит только икону Божией Матери аналое, а затем правую сторону храма и возвращается к праздничным законам; по окончании избранного псалма - малая ектения, седальны эдицы по полиелее. Потом начинают петь величание святителя. предстоятель, взяв кадило, кадит только икону святителя на аналое, а затем левую сторону храма и возвращается к праздничным иконам; по окончании избранного псалма — малая ектения, седальны святителя по полиелее.
В современной практике каждение храма совершается за один раз, пение величаний и избранных псалмов чередуются, седальны по полиелее читаются следующим образом: седален Богородицы; «Слава» — седален святителя, «И ныне» — седален Богородицы.
Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие -Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами святителя...», «И ныне» — «Молитвами Богородицы...». Стихира по 50-м псалме - Богородицы. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами...», хор: «Аминь».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6) и святителя на 6.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия — «Сушу глубородительную землю...».
По 3-й песни — кондак, икос и седален святителя. «Слава, и ныне» — Богородицы.
По 6-й песни — кондак и икос Богородицы.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — светилен святителя. «Слава, и ныне» — све-тилен Богородицы.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Богородицы — 3 и святителя — 3. «Слава» - святителя, «И ныне» - Богородицы.
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь святителя. «Сла-ва, и ныне» — тропарь Богородицы.
На всех часах - тропарь Богородицы. «Слава» — тропарь свя-тителя. Кондаки Богородицы и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я — 4, и святи-теля, песнь 6-я - 4.
На входе - «...во святых Дивен сый...»1.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак Богородицы.
В храме Божией Матери — тропарь Богородицы, тропарь рсвятителя. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак Богородицы.
В храме святого — тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь  кондак храма. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — Богородицы.
Примечание. Если служилось всенощное бдение, то в храме святого шарь и кондак храма не поются.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен Богородицы и святителя.
Примечание. Если служилось всенощное бдение, то рядовые Апостол Евангелие с четверга (25 января) переносятся на среду (24 января).
Б. 9-й час - по обычаю.   
На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: святителя — 4 и священно мученика — 4. «Слава» — святителя, «И ныне» — догматик по «Славы».
Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня. Паримии святителя - 3. На литии стихира храма и стихиры святителя. «Слава» — денномученика, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу швы».
На стиховне стихиры святителя. «Слава» — святителя, «И ныне»— Богородичен воскресный по гласу «Славы». По «Ныне отпущаеши» и Трисвятом - тропарь святителя, гава» — тропарь священномученика, «И ныне» — Богороди-воскресный по гласу «Славы».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь святителя (дважды). — тропарь священномученика, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы».
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектений. Седальны святителя. Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Малая ектерния. Седальны святителя по полиелее (дважды). «Слава, и ныне» -  Богородичен Минеи. Степенна - 1-й антифон 4-го гласа. Покимен и Евангелие — святителя. По 50-м псалме: «Слава» - «Молитвами святителя..». «И ныне» — «Молитвами Богородицы...», сира по 50-м псалме — святителя.
Каноны: Богородицы «Воду прошед...» со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды, тропари на 2), святителя на 6 и священно-мученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия «Сушу глубородительную землю...».
По 3-й песни — кондак, икос и седален священномученика. «Слава» - седален святителя, «И ныне» - Богородичен Минеи.
По 6-й песни — кондак и икос святителя.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни - светилен святителя. «Слава» - светилен священномученика, «И ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя — 4. «Слава» — священному-ченика, «И ныне» - Богородичен по гласу «Славы».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь святителя. «Слава» — тропарь священномученика, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы». Ектений и отпуст.
На всех часах — тропарь святителя. «Слава» — тропарь священ-номученика. Кондаки святителя и священномученика читаются попеременно.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я — 4, и священно-мученика, песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь святителя, тропарь священномученика; кондак святителя. «Сла-ва» — кондак священномученика, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь святителя, тропарь священномученика; кондак храма, кондак святителя. «Слава» — кондак священномученика, «И ныне» — «Предстательство христиан...».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — святителя и священномученика.
Апостол и Евангелие — дня, святителя (под зачало) и священномученика.
 

1 В церковно-богослужебной практике в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и от-дание обычно поется «...молитвами Богородицы...», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поюшия Ти..." - продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы" в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий" требуется определение с артиклем о). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый...". Повидимому, отцы - составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19-22 апреля 1961 года // ЖМП, 1997, № 7, с. 71)

Также организована рассылка Церковный календарь на 2002 год.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное