Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Большая советская энциклопедия и К Выпуск 47.


Вас приветствует автор рассылки Литвинов Александр.

Хочу проинформировать Вас о том, что 22 августа я открыл блог с одноимённым названием на subscribe.ru. Очень настоятельно рекомендую прочитать мою вводную заметку и ответить на неё в этом же блоге или на e-mail адрес АlexLitvinov2007@yande x.ru .

Также хочу сказать Вам и Вашим друзьям, что мною открыт дискуссионный лист Dopolnenie k BSE3 и рассылка "Всё самое, самое ..." Эта рассылка посвящена рассказу о чём-то самом, самом... Какое самое высокое здание в мире, Какой закон самый глупый, какой человек самый старый или высокий и т.д.

А сейчас события 12 октября из БСЭ - 3.

Клейтона закон 1914.

Киевский театр имени Леси Украинки 1926.

Англо-советский профсоюзный комитет 1941.

Нилашисты 1944.

Швейцарская партия труда 1944.

Парижская мирная конференция 1946.

Англо - египетский договор 1936.

Лермонтов Михаил Юрьевич [3(15). 10.1814, Москва,- 15(27)7.1841, Пятигорск], русский поэт.

Мамонтов Савва Иванович [3(15). 10. 1841, Ялуторовск, ныне Тюменской обл.,- 6.4.1918, Москва], крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки.

Ларго Кабальеро (Largo Caballero) Франсиско (15.10.1869, Мадрид,-22.3. 1946, Париж), деятель исп. рабочего движения.

Нирала Сурьякант Трипатхи (1896- 15.10.1961, Аллахабад), индийский писатель.

Фабри (Fabri) Зольтан (р. 15.10.1917, Будапешт - 1984(94)), венгерский режиссёр и сценарист.


Клейтона закон,
антитрестовский закон, принятый конгрессом США и подписанный президентом В. Вильсоном 15 окт. 1914. Назван по имени автора законопроекта Г. Клейтона (Clay ton). Предусматривал ограничение деятельности трестов и создание Федеральной торг, комиссии по контролю над ними. Формально освобождал рабочие и фермерские opr-ции от преследований, к-рым они подвергались по антитрестовскому закону Шермана (см. Шермана закон 1890). Однако на практике их суд. преследование на основе антитрестовского законодательства продолжалось.

--------------------------------------------------------------

Шермана закон 1890,
"антитрестовский закон" в США [автор законопроекта сенатор Дж. Шерман (J. Sherman)]. Принят под давлением антимонополистич. движения рабочих и фермеров. Объявлял незаконным всякое объединение в форме треста или в иной форме, а также всякое соглашение, направленное на ограничение торговли. Однако на практике закон не препятствовал ни деятельности старых, ни образованию новых трестов. В 1892- 1896 из пяти суд. процессов против трестов четыре завершились благоприятным для них исходом. В то же время один из пунктов Ш. з., предусматривавший суд. ответственность за нанесение ущерба имуществу орг-ции или частного лица, был использован для преследования профсоюзов и борьбы с забастовочным движением. С 1890 по март 1897 только Верховный суд вынес двенадцать решений против рабочих союзов.

--------------------------------------------------------------

Киевский театр имени Леси Украинки
академический русский драматический УССР, создан в 1926 из Второго гос. драматич. театра УССРим. Ленина(к-рый возник в 1919 на базе театра Соловцова, организованного в 1891). С 1941 носит имя Леси Украинки. Театр открыт 15 окт. 1926 спектаклем "Конец Криворыльска" Ромашова. В театре работали актёры: М. Ф. Романов, Ю. С. Лавров, М. К. Высоцкий, Л. И. Добржанская, Д. В. Зеркалова, Е. В. Самойлов, В. И. Освецимский, М. П. Стрелкова и др.

Театр возглавляли П. А. Рудин (1926-28), В. Б. Вильнер (1928-31), В. А. Нелли (1931-34), Л. М. Прозоровский (1934-36), Б. И. Вершилов (1936-38). Большую роль в становлении театра сыграл актёр и режиссёр К. П. Хохлов (1938-54).

Лучшие спектакли: "Дети солнца" Горького (1937), "Каменный властелин" Украинки (1939), "Живой труп" Л. Н. Толстого (1940, в роли Протасова - М. Ф. Романов), "Хождение по мукам" по А. Н. Толстому (1947), "Мораль пани Дульской" Запольской (1956), "Юность Поли Вихровой" (1959, по роману Леонова "Русский лес"), "На диком бреге" по Полевому (1965), "Разлом" Лавренёва (1967), "На всякого мудреца довольно простоты" Островского (1969), "Правду! Ничего, кроме правды!" Д. Аля (1969), "Пока арба не перевернулась" Иоселиани (1972).

В труппе театра (1972): нар. арт. СССР В. Н. Добровольский, нар. арт. УССР Е. Э. Опалова, А. Г. Решетников, А. Н. Роговцева, Н. Н. Рушковский, А. М. Таршин, Д. В. Франько и др. В 1946 театр награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1966 ему присвоено звание академического.
Н.М. Петренко.

--------------------------------------------------------------

Англо-советский профсоюзный комитет,
орган сотрудничества сов. профсоюзов и Брит, конгресса тред-юнионов в условиях войны против фаш. Германии. Образован 15 окт. 1941 в Москве, где было заключено соглашение, предусматривавшее мобилизацию усилий рабочих для быстрейшего разгрома фаш. захватчиков. Сессии А.-с.п.к. происходили ежегодно до 1944 поочерёдно в Лондоне и Москве. К-т способствовал созданию Всемирной федерации профсоюзов. К концу 2-й мировой войны деятельность А.-с.п.к. в связи с позицией правых лидеров Брит, конгресса тред-юнионов значительно ослабла. После войны А.-с.п. к. не собирался.

--------------------------------------------------------------

Нилашисты,
члены существовавшей в хортистской Венгрии партии "Скрещённые стрелы" (венг. Nyilaskeresztes part - отсюда название Н.; по имени лидера партии Ф. Салагии назывались также сала-шистами); была создана накануне 2-й мировой войны 1939-45 членами существовавших ранее Партии воли (1935-37) и Венг. национал-социалистской партии (осн. в 1937). Программа Н. содержала требования более тесного сотрудничества с фаш. Германией, активизации войны против антигитлеровской коалиции, усиления борьбы против рабочих партий. После отставки М. Хорти 15 окт. 1944 находились до конца марта 1945 у власти на неосвобождённой от нем.-фаш. оккупантов части Венгрии. Партия была запрещена постановлением Врем. нац. пр-ва 26 февр. 1945 о роспуске фаш. организаций. Её лидеры были осуждены как воен. преступники.

--------------------------------------------------------------

Швейцарская партия труда,
(ШПТ; Parti suisse du travail; Partei der Arbeit der Schweiz; Partito svizzero del lavoro), основана на Учредит, съезде 14-15 окт. 1944 в Цюрихе, является преемницей Коммунистической партии Швейцарии (КШН). В основном объединила чл. КПШ и Щвейц. социалистич. федерации. Съезд провозгласил теоретич. основой партии науч. социализм - марксизм-ленинизм. Партия встала в авангарде борьбы в защиту интересов трудящихся. 4-й съезд ШПТ (1949) принял первый устав партии. В годы "холодной войны" ШПТ в нек-рых кантонах находилась фактически на полулегальном положении, членам партии запрещалось занимать должности в гос. аппарате (т. н. запрет на профессии). Партия вела борьбу - её возглавили Э. Воог, Ж. Венсан и др.- против право- и левооппортунистич. уклонов в своих рядах. В кон. 50-х гг. партия преодолела трудности, стало расти её влияние в рабочем движении. Нац. конференция ШПТ (1971) приняла новые устав (основан на принципах демократич. централизма) и программу (в принципиальных положениях совпадает с первой программой ШПТ, принятой в 1959). Основной целью ШПТ программа провозглашает построение в Швейцарии, по возможности мирным путём, социалистич., а затем коммунистич. обшества; в борьбе за осуществление этой цели решающую силу представляет рабочий класс. ШПТ выступила за создание широкого нар. движения, за единство действий "всех сил мира труда". 10-й съезд ШПТ (1974) наметил пути дальнейшего повышения уровня парт, работы, подчеркнул верность ШПТ принципам пролетарского интернационализма. На основе решений съезда ШПТ выдвинула программу (инициативу) борьбы против дороговизны и инфляции, в к-рой сформулированы требования гарантии занятости, установления контроля над ценами, капиталовложениями и прибылями, ограничения всевластия монополий (вплоть до их национализации) и др. В 1975 под этой инициативой было собрано в Швейцарии ок. 100 тыс. подписей. ШПТ борется за повышение трудящимся заработной платы и пенсий, подлинное социальное законодательство, предоставление равных экономич. и социальных прав иностр. рабочим. Во внешнеполитич. области ШПТ концентрирует внимание на борьбе за мир, против гонки вооружений, за подлинный нейтралитет Швейцарии. ШПТ поддерживает политику разрядки междунар. напряжённости, выступает за развитие всесторонних связей с социалистич. странами, в поддержку народов, борющихся против империалистич. агрессии и колониализма, за своё политич., социальное и экономия, освобождение. На парламентских выборах 1975 ШПТ (выставляла кандидатов лишь в трети кантонов страны) собрала 2,3% голосов избирателей и получила в Нац. совете 4 депутатских мандата (из 200; на выборах 1971 - 5 мандатов).

Делегации ШПТ участвовали в междунар. Совещаниях коммунистич. и рабочих партий (1957, 1960 и 1969, Москва) и в Конференции коммунистич. и рабочих партий Европы (1976, Берлин). ШПТ одобрила принятые Совещаниями и Конференцией документы.

В соответствии с уставом ШПТ строится по территориально-производств. принципу: терр. или производств, ячейки входят в местные секции, к-рые объединены в кантональные секции. Высший орган - съезд партии, в промежутках между съездами - ЦК (избирает Политбюро, Секретариат и ген. секретаря ШПТ). Ген. секретарь ШПТ - А. Маньен (с мая 1978), почётный пред. ШПТ - Ж. Венсан (с 1978). ШПТ издаёт: ежедневную газ. "Вуа увриер" ("Voix ouvriere"), еженедельники "Форвертс" ("Vorwarts") и " Лавораторе" ("II Lavoratore").

Съезды Швейцарской партии труда: 1-й (Учредительный) съезд - 14-15 окт. 1944, Цюрих; 2-й съезд - 6-7 окт. 1945, Женева; 3-й съезд - 30 нояб.- 1 дек. 1946, Цюрих; 4-й съезд - 4-6 июня 1949, Базель; 5-й съезд - 31 мая - 2 июня 1952, Женева; 6-й съезд - 28-30 мая 1955, Женева; 7-й съезд - 16-18 мая 1959, Женева; 8-й съезд - 16-18 мая 1964, Женева; 9-й съезд - 1-3 нояб. 1968, Ла-Шо-де-Фон; 10-й съезд - 1-3 июня 1974, Базель; 11-й съезд-13-15 мая 1978, Женева.

Источи, и лит.: Материалы X съезда Швейцарской партии труда, M., 1975; Программные документы коммунистических и рабочих партий капиталистических стран Европы, M., 1960; Bodenmann M., Zum 40. Jahrestag der Grundung der Kommunistischen Partei der Schweiz, Z., 1961; Que veut Ie Parti suisse du travail?, Gen., 1971.

Д. 3. Якухин.

--------------------------------------------------------------

Парижская мирная конференция 1946,
междунар. конференция, созванная для рассмотрения проектов мирных договоров между гос-вами антигитлеровской коалиции, одержавшими победу во 2-й мировой войне 1939-45, и бывшими союзниками фаш. Германии в Европе - Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией; проходила с 29 июля по 15 окт. в Париже.

В работе П. м. к. участвовали СССР, США, Великобритания, Франция, Китай, Австралия, Бельгия, БССР, Бразилия, Греция, Индия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, УССР, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканский Союз. По просьбе пр-в заинтересованных гос-в (Мексика, Куба, Египет, Иран, Ирак, Албания и Австрия) их представителям была предоставлена возможность изложить на конференции позиции этих пр-в. Конференция заслушала мнения делегаций Италии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Финляндии. В ходе работы конференции происходили острые столкновения между сов. делегацией, защищавшей нац. независимость всех народов, и делегациями зап. держав (в первую очередь США и Великобритании), пытавшимися закрепить за собой в мирных договорах право на вмешательство во внутренние дела бывших союзников Германии (особенно - Болгарии, Венгрии и Румынии, где был установлен народно-демократии. строй). Благодаря твёрдой позиции сов. делегации конференция одобрила подавляющее большинство положений, согласованных ранее в Совете министров иностранных дел (СМИД). Однако зап. державы, используя навязанный ими порядок принятия рекомендаций простым большинством (вопреки решению СМИД, требовавшему в подобных случаях квалифицированного большинства в 2/3 голосов), провели на конференции нек-рые неприемлемые рекомендации (об "интернационализации Дуная" и др.). Несогласованные статьи проектов мирных договоров (о репарациях с Италии, о греч.-болг. границе, о статусе Триеста, о режиме судоходства на Дунае и др.) рассматривались на Нью-Йоркской сессии СМИД (нояб.-дек. 1946). На этой сессии подготовка мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией была завершена (см. Парижские мирные договоры 1947).

Публ.: "Правда", 1946, 31 июля, 16 окт.

Лит.: Международные отношения после второй мировой войны, т. 1 (1945 -1949 гг.). М., 1962, с. 503-24; История международных отношений и внешней политики СССР, т. 3 (1945-1963), М., 1964, с. 186-206; История внешней политики СССР, ч. 2 (1945-1970 гг.), М., 1971, с. 27-48.

--------------------------------------------------------------

Англо - египетский договор 1936
о дружбе и союзе, подписан в Лондоне 26 авг. Договор несколько расширил независимость Египта во внутр. и внеш. делах: упразднялись англ, советники при егип. пр-ве, увеличивалась егип. армия, Англия обязалась содействовать отмене режима капитуляций и поддержать ходатайство Египта о его вступлении в Лигу Наций. Согласно ст. 1 договора, формально прекращалась оккупация Египта англ, войсками. В то же время А.-е. д. 1936 сохранял осн. воен. позиции брит, империализма в Египте. В мирное время Англия получала право держать в зоне Суэцкого канала ок. 10 тыс. войск, а в "случае войны, непосредственной угрозы войны или чрезвычайной междунар. ситуации" Египет был обязан предоставить Англии все порты, аэродромы, средства сообщения и связи. 15 окт. 1951 егип. парламент денонсировал А.-е. д. 1936. Англия признала его отмену по англо-египетскому соглашению 1954.

Публ.: Суэцкий канал. Сб. документов, М., 1957, с. 60 - 73 (текст договора).

Лит.: Курдгелашвили Ш. Н., Революция 1952 и крах британского господства в Египте, М., 1966, с. 21 - 41.

А. М. Голдобин.

--------------------------------------------------------------

Лермонтов
Михаил Юрьевич [3(15). 10.1814, Москва,- 15(27)7.1841, Пятигорск], русский поэт. Род. в семье капитана в отставке Ю. П. Лермонтова (1787-1831); мать - М. М. Арсеньева (1795-1817). Рано остался без родителей, воспитывался у бабушки - Е. А. Ар- сеньевой, к-рая дала внуку разностороннее образование. Детство Л. прошло в её усадьбе - с. Тарханы (ныне с. Лермонтове Пензенской обл.), где будущий поэт наблюдал картины крест, быта и сел. природы, прислушивался к нар. песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачёве. Глубокий след в памяти Л. оставили поездки с родными на Кавказ (1818, 1820, 1825). В 1828-30 Л. учился в Москве в Благородном пансионе; начал писать стихи, создал первые поэмы ("Черкесы", "Кавказский пленник"), отмеченные подражанием А. С. Пушкину. Большое значение для формирования мировоззрения Л. имели годы пребывания в Моск. ун-те (1830-32) одновременно с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. П. Огарёвым, уже тогда влиявшими на общий идейный уровень студенчества. В это время Л. написаны лирич. стихи, поэмы, драмы, в т. ч. драма "Странный человек" (1831), выразившая ненависть к деспотич. власти и крепостному праву. После столкновений с реакц. профессурой Л. покинул ун-т, переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в к-рой провёл "два страшных года", заполненных воен. муштрой. Урывками, тайком Л. работал здесь над романом "Вадим", рисующим эпизоды Пугачёвского восстания. Выпущенный из школы корнетом (1834), Л. служил в лейб- гвардии Гусарском полку, стоявшем в Царском Селе, но много времени проводил в Петербурге. Критич. наблюдения этой поры над жизнью аристократич. общества легли в основу драмы "Маскарад" (1835), к-рую Л. переделывал неск. раз, но так и не добился разрешения на постановку.

Крутой перелом в творчестве и судьбе Л. определило стих. "Смерть поэта" (1837) - гневный отклик на гибель Пушкина. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать - виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. Л. был арестован, а затем переведён в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии. Во время ссылки Л. встречался с опальными декабристами; познакомился с груз, интеллигенцией, живо интересовался фольклором горских народов, их бытом и языком. Кавк. темы заняли прочное место в творчестве Л.- писателя и художника (он был одарённым живописцем и рисовальщиком). В 1838 после хлопот Арсеньевен и В. А. Жуковского Л. был переведён в Гродненский гусарский полк, стоявший под Новгородом, но по пути к месту новой службы задержался в столице; весной возвращён в лейб-гвардии Гусарский полк. Два года, проведённые Л. в Петербурге (1838- 1840),- время расцвета его таланта.

Стихи Л. стали регулярно появляться в печати. Большой успех имела ист. поэма "Песня про царя Ивана Васильевича..." (опубл. в 1838 без имени автора, не пропущенного цензурой). Л. сблизился с редакцией журн. "Отечественные записки", познакомился с Белинским. В февр. 1840 за дуэль с Э. Барантом, сыном франц. посла, Л. был предан воен. суду и снова выслан на Кавказ в действующую армию. Как участник тяжёлого сражения при р. Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам, но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В февр. 1841 Л. был разрешён короткий отпуск в столицу для свидания с Е. А. Арсенье- вой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк. В последние месяцы жизни Л. создал свои лучшие стихи - "Родина", "Утёс", "Спор", "Листок", "Нет, не тебя так пылко я люблю...". Последнее произв. поэта - "Пророк". По пути в полк Л. задержался для лечения в Пятигорске. Тайные недоброжелатели, хорошо знавшие, как относятся к Л. в придворных кругах, способствовали возникновению ссоры Л. с офицером Н. С. Мартыновым и не предотвратили дуэль, закончившуюся убийством поэта. По поводу этой трагич. смерти Белинский писал: "...Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу" ("Отечественные записки", 1841, № 9, отд. 6, с. 2). Л. был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом Л. был перевезён в с. Тарханы и 23.4(5.5).1842 погребён в семейном склепе Арсеньевых.

Л. выступил в рус. лит-ре как наследник и продолжатель Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825) искала новых путей развития. Уже юношеская поэзия Л. была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стих. "Жалобы турка", "Монолог"). Ослабление обществ, движения окрасило его творчество в пессимистич. тона, но тогда же начал складываться и острокритич. взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу. Развивая многие художеств, принципы Пушкина, Л. выразил новый этап в развитии рус. обществ, сознания, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное Белинским: "Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия -совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества" (Поли. собр. соч., т. 4, 1954, с. 503). Творчество Л. питали традиции романтич. лирики декабристов, ему была близка мятежная поэзия Дж. Г. Байрона. Особенности ро- маитич.иск-ва отвечали индивидуальному складу Л.-поэта, помогли ему выразить свободолюбивые и мятежные идеалы, утвердить идею свободы личности. Лермонтовский романтизм, далёкий от всякой созерцательности, наполнен трагически обострённым чувством, напряжённой мыслью; при этом он включает элементы реалистического видения мира, постепенно занимавшие всё большее место в поэзии Л. Так, в основе романтич. поэмы "Мцыри" (1839) - реальный сюжет из кавк. жизни того времени и острозлободневная идейная коллизия: вольный горец взят в плен царским генералом и заточён в монастырь; его неукротимая жажда свободы становится ярким выражением протеста против всякого гнёта и подавления личности. Показательна творческая история поэмы "Демон", над к-рой Л. работал с 1829 почти до конца жизни: условно-романтич. обстановка постепенно уступала в ней место жизненно конкретным описаниям; с каждым новым вариантом всё более прояснялась гл. цель автора - создать в образе Демона грандиозное аллегорич. воплощение мятежа личности против несправедливости "мирового порядка". Передовые современники именно так восприняли филос. смысл "Демона", явившегося вершиной рус. романтич. поэзии. В то же время в последних редакциях поэмы всё более отчётливо раскрывается бесперспективность эгоцентрич. "демонизма", усиливаются мотивы духовного возрождения - через любовь души, "открытой для добра".

Со 2-й пол. 30-х гг. творчество Л. становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистич. отношении. Работая над новыми романтич. поэмами, Л. одновременно пишет сти- хотв. повести из совр. жизни ("Сашка", "Тамбовская казначейша"), в к-рых изображение быта и нравов приобретает са- тирич. характер. В поэтич. мир Л. входят большие вопросы современности, раздумья о судьбе поколения ("Дума", 1838), о трагич. одиночестве свободолюбивого человека, о нравств. состоянии общества. В стих. "Поэт" (1838) Л. провозглашает высокие идеалы гражд. поэзии, к-рая должна воспламенять "бойца для битвы". С нарастанием реалистич. элементов связано также утверждение в творчестве Л. нар. темы, обращение к устной эпич. поэзии, воссоздание рус. нар. характера ("Песня про царя Ивана Васильевича...", "Бородино", 1837, "Завещание", 1840, "Родина", 1841).

Торжеством лермонтовского реализма явился роман "Герой нашего времени" (1840), насыщенный глубоким обществ. и психологич. содержанием. Художеств, открытием непреходящего значения стал образ гл. героя романа - Печорина, к-рый показан на широком фоне жизни рус. общества. Средствами реалистич. письма Л. обнажает в своём герое трагич. противоречие между глубиной его натуры и бесплодностью действий. Идейно- гворч. зрелость Л. сказалась и в художеств, новаторстве романа, в совершенстве его композиции, в тонком, психологически мотивированном раскрытии характеров и душевной жизни персонажей, в несравненном по своей точности и чистоте языке, к-рым восхищались Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

В творчестве Л. тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс в русскую поэзию "железный стих", отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни рус. общества и освободит, движения, поэзия и проза Л. подготавливали новый расцвет отечественной лит-ры. Влияние Л. прослеживается в творчестве Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, а также в сов. поэзии (А. А. Блок, В. В. Маяковский). Его драматургия сыграла значит, роль в развитии театр, иск-ва. Наследие Л. нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили рус. музыку, послужив основой для оперного ("Демон" А. Г. Рубинштейна), симфонического ("Утёс" С. В. Рахманинова, "Три пальмы" А. А. Спендиарова) и романсного (А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев и др.) творчества, стали нар. песнями ("Выхожу один я на дорогу. .").

Сов. наука - лермонтоведение - много сделала для изучения жизни Л. и сложной идейно-художеств. проблематики его творчества. Осуществлена большая текстологич. и комментаторская работа; на основании материалов, неизвестных или недоступных прежним исследователям, почти заново воссоздана биография поэта. Мемориальные музеи Л. созданы в с. Лермонтово Пензенской области, где прошли детские годы поэта, и в г. Пятигорске, где Л. провёл последние месяцы своей жизни.

С о ч.: Поли. собр. соч., т. 1-5, П., 1910 - 13; Поли. собр. соч., т. 1 - 5, М.- Л., 1935-37; Сочинения, т. 1-6, М. - Л., 1954-57; Собр. соч., т. 1-4, М., 1964-65.

Лит.: Белинский В. Г., М. Ю. Лермонтов. Статьи и рецензии, 2 изд., Л., 1941; Висковатый П. А., М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество, М., 1891; Венок М. Ю. Лермонтову. Юбилейный сб., М.- П., 1914; Дурылин С. Н., Как рабо-ал Лермонтов, М., 1934; Кирпотин В. Я., Политические мотивы в творчестве Лермонтова, М., 1939; Гинзбург Л. Я., Творческий путь Лермонтова, Л., 1940; Розанов И. Н., Лермонтов - мастер стиха, М., 1942; Бродский Н. Л., М. Ю. Лермонтов. Биография, т. 1, 1814-1832, М., 1945; Андреев-Кривич С. А., Лермонтов. Вопросы творчества и биографи-и, М., 1954; Соколов А. Н., М. Ю. Лермонтов, 2 изд., М., 1957; Михайлова Е. Н., Проза Лермонтова, М., 1957; Эйхенбаум Б. М., Статьи о Лермонтове, М. - Л., 1961; Латышев С., Мануйлов В., Как погиб Лермонтов, "Русская литература", 1966, №2; Андроников И. Л., Лермонтов. Исследования и находки, 2 изд., М., 1967; Мануйлов В. А., Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, М.- Л., 1964; Г е р ш т е и н Э. Г., Судьба Лермонтова, М., 1964; Максимов Д. Е., Поэзия Лермонтова, М.-Л., 1964; Г р и г о- р ь я н К. Н., Лермонтов и романтизм, М.-Л., 1964; Творчество М. Ю. Лермонтова. [Под ред. У. Фохта], М., 1964; М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, М., 1964; Виноградов И., Философский роман Лермонтова, "Новый мир", 1964, № 10; М е г s е г е a u J., М. Lermontov, Carbondale (111.), 1962; G a n е Т., Lermontov, Buc., 1963; Op itz R., Etappen im Schaffensweg Lermontovs, "Zeitschrift fur Slawistik", 1963, Bd 8, H. 4, S. 571-82; К е m p a W. A., Lermontow w Polsce. Szkis bibliograficzay, "Slavia orientalis", 1964, № 4, s. 459-80; M. J. Lermontov v ces- ke literature. Bibliografie, Praha, 1965; M a- нуйлов В. А., Гиллельсон М. И., В а ц у р о В. Э., М. Ю. Лермонтов. Семинарий, Л., I960; Кандель Б. Л., Библиография переводов романа "Герой нашего времени" на иностранные языки, в кн.: Лермонтов М. Ю., Герой нашего времени, М., 1962; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М.- Л., 1962; М. Ю. Лермонтов. Рекомендательный указатель литературы, Л., 1964. В. В. Жданов.

М. Ю. Лермонтов. "Мцыри". Илл. Ф. Д. Константинова (гравюра на дереве; по изд. 1940).

М. Ю. Лермонтов. "Казначейша". Фронтиспис М. В. Добужинского (по изд. 1913).

М. Ю. Лермонтов. "Маскарад". Илл. Н. В. Кузьмина (тушь, акварель; по изд. 1949).

--------------------------------------------------------------

Мамонтов
Савва Иванович [3(15). 10. 1841, Ялуторовск, ныне Тюменской обл.,- 6.4.1918, Москва], крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки. Учился в Петербургском горном ин-те, затем на юридич. ф-те Моск. ун-та. Разбогател на ж.-д. строительстве, был гл. акционером об-ва Московско-Ярославско-Архангельской ж. д., Т-ва Невского механич. з-да и об-ва Вост.-Сибирских чугуноплавильных з-дов. Несколько лет жил в Италии, где занимался пением, изучал живопись. В 1870-90 его подмосковное имение Абрамцево стало центром художеств, жизни; здесь собирались виднейшие рус. художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В.М. Васнецов, В. А. Серов, М.А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. и Е. Д. Поленовы, К. А. Коровин)и музыканты (Ф. И. Шаляпин и др.). При поддержке М. были созданы художеств, мастерские, развивавшие традиции нар. творчества и ремёсел. В 1885 основал на свои средства Московскую частную русскую оперу (существовала до осени 1904), пропагандировавшую творчество передовых деятелей рус. муз. иск-ва, утверждавшую новые принципы в оперно-театр. иск-ве, реалистич. тип оперного спектакля (действенный хор, оформление).

Лит.: Поленова Н. В., Абрамцево. Воспоминания, М., 1922; Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы, 1890 - 1930, Л., 1936; Мамонтов В. С., Воспоминания о русских художниках, М., 1950; Коган Д., Мамонтовский кружок, М., [1970]; К о п ш и ц е р М., Савва Мамонтов, М., 1972.

--------------------------------------------------------------

Ларго Кабальеро
(Largo Caballero) Франсиско (15.10.1869, Мадрид,-22.3. 1946, Париж), деятель исп. рабочего движения. В 1894 вступил в Испанскую социалистическую рабочую партию (ИСРП). В авг. 1917 входил в комитет, руководивший всеобщей политич. стачкой, за что был приговорён к пожизненной каторге. В 1918, после избрания в кортесы, был освобождён. В 1918-37 ген. секретарь Всеобщего союза трудящихся (ВСТ). В годы диктатуры Примо де Риверы (1923-30) Л. К. был гос. советником. За участие в Революционном комитете и подготовке респ. переворота в дек. 1930 был арестован. После свержения монархии в 1931-33 - мин. труда. В 1932-35 пред. ИСРП. В кон. 1933 возглавил оформившееся при его активном участии левое крыло ИСРП. В 1934 после Октябрьского восстания исп. пролетариата был снова арестован и находился в тюрьме до 1936. Во время Нац.-революц. войны 1936-39 был с сент. 1936 по май 1937 премьер-мин, и воен. министром пр-ва Народного фронта; заняв эти посты, стал постепенно переходить на позиции антикоммунизма. В 1937 был выведен из пр-ва и отстранён от руководства ВСТ и ИСРП. В янв. 1939 эмигрировал во Францию. В 1943- 1945 находился в нем. концлагере в Ораниенбурге, откуда был освобождён Сов. Армией.

--------------------------------------------------------------

Нирала
Сурьякант Трипатхи (1896- 15.10.1961, Аллахабад), индийский писатель. Писал на хинди. Один из основоположников романтич. течения чхаявад, однако черты романтизма в его произв. постепенно вытеснялись реалистич. элементами. Поэзии Н. свойственны простота, выразительность и напевность. Для прозы характерно социально-критич. начало. Осн. соч.: сб-ки стихов "Безымянная" (1923), "Новые листья" (1946), "Песенный звон" (1954) и др.; романы "Небесная дева" (1931), "Алака" (1933) и др.; сб-ки рассказов "Лили" (1933), "Супруга г-на Шуклы" (1941).

Соч. в рус. пер.: Алака. Избр. проза, М., 1960; Поток. Стихи, песни и поэмы. М., 1961.

Лит.: Ч е л ы ш е в Е., С. Т. Нирала и его вклад в современную поэзию хинди, в кн.: Литературы Индии, М., 1958; его же, Современная поэзия хинди, М., 1965; его же, Литература хинди. Краткий очерк, М., 1968; Якунин В. П., Основные черты художественной прозы Ниралы, в кн.: Современная индийская проза, М., 1962; Р а м-вилас Шарма, Нирала, Бомбей, 1942.

В. А. Чернышев.

--------------------------------------------------------------

Фабри
(Fabri) Зольтан (р. 15.10.1917, Будапешт - 1984(94)), венгерский режиссёр и сценарист. В 1941 окончил актёрский ф-т Будапештской театр. академии. В 1941-44 выступал в Нац. театре, там же осуществил первые постановки ("Верный слуга своего господина" Грильпарцера, "Фальстаф" по "Генриху IV" Шекспира). В 1949 возглавил Будапештский театр юного зрителя - первый в Венгрии театр для детей. Как кинорежиссёр дебютировал в 1952 (фильм "Буря"). Этапным для всего венг. кинематографа стал фильм "Карусель" (1956), в к-ром Ф. ярко и своеобразно показал ломку старых миропредставлений и собственнической морали. Ф. постоянно обращается к значит. темам, социальной и политич. проблематике. В фильмах "Господин учитель Ганнибал" (1956), "Анна Эйдеш" (1958), "141 минута из „Неоконченной фразы"" (1974, Серебряный приз 9-го Междунар. кинофестиваля в Москве) воспроизведена удушающая атмосфера жизни в хортист-ской Венгрии, показано зарождение социального протеста. Выдающееся произв. венг. киноискусства - фильм Ф. "20 часов" (1964, Гл. премия 5-го Междунар. кинофестиваля в Москве, 1965), реалистически глубоко, с эпическим размахом раскрывающий процесс разрушения старого уклада жизни, становление социализма в новой Венгрии. Среди др. фильмов: "Знак жизни" (1954, в сов. прокате "14 спасённых жизней"), "Голубой апрель" (1957), "Мальчишки с улицы Пал" (1969, Гл. премия Междунар. кинофестиваля детских фильмов в Москве), "Муравейник" (1971), "Плюс минус один день> (1973), "Незавершённое предложение" 1974, спец. приз жуори 9-го Междунар. кинофестиваля в Москве, 1975). Пр. им. Кошута (1953, 1955. 1970).

Лит.: Гершкович А., Золтан Фабри, М., 1969; Погржева Л., Будапештские тетради, М., 1972.

И.И.Рубанова.

--------------------------------------------------------------

В БСЭ 15 октября упоминается 136 раз, а 15.10  - 148 раз.

--------------------------------------------------------------

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

15 октября — 288-й день года (289-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 77 дней.

Праздники

    * День работников пищевой промышленности.
    * Босния, День независимости.
    * Китай, Праздник середины осени.

Именины

    * Православные: Андрей, Анна, Давид, Касьян, Константин, Куприян, Устинья (Устина), Феоктист.
    * Католические: Тереза, Ядвига.

События

    * 533 — Византийский полководец Велизарий (Belisarius) вступает в Карфаген, отбив его у вандалов.
    * 1552 — Войска Ивана Грозного покоряют Казанское ханство.
    * 1570 — Основан город Пхеньян, ныне столица Северной Кореи.
    * 1581 — В Париже королева-мать Франции Екатерина Медичи (Catherine de Médicis) представила своим гостям первый в истории публичный балет — «Комичный балет королевы».
    * 1582 — Папа Григорий XIII (Gregorius PP. XIII) вводит григорианский календарь. В Италии, Польше, Португалии и Испании за 4 октября этого года следует сразу 15 октября. В других странах новый календарь вводится позднее.
    * 1666 — Английский король Карл II (Charles II of England) впервые надел жилет, введя новую моду.
    * 1806 — В состав России включено Бакинское ханство.
    * 1815 — Начинается ссылка Наполеона Бонапарта (Napoléon Bonaparte) на острове Св. Елены в Атлантике.
    * 1863 — Гражданская война в США: В ходе испытаний затонула первая подводная лодка Hunley, при этом погиб её создатель Гораций Лоусон Ханли (Horace Lawson Hunley) и команда из семи человек.
    * 1880 — Спустя 632 года завершено строительство Кёльнского собора. Первый камень в основание собора заложил в 1248 году архиепископ Кёльна Конрад Фон Хохштаден (Konrad von Hochstaden), а в этот день в 1880 году в присутствии германского императора Вильгельма I (Wilhelm Friedrich Ludwig von Hohenzollern) состоялось празднество в честь окончания строительства. Однако и после строительство продолжалось: застекляли окна, настилали полы, начали отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула. Собор снова пришлось приводить в порядок. После 1945 года устранялись повреждения, нанесённые бомбардировками во время второй мировой войны. И сегодня ведутся постоянные реставрационные работы из-за влияния непогоды и загрязнения окружающей среды.
    * 1883 — Основан Рижский театр русской драмы.
    * 1894 — Французский офицер Альфред Дрейфус (Alfred Dreyfus) арестован по обвинению в шпионаже — начинается так называемое дело Дрейфуса.
    * 1895 — В Англии похищен и переплавлен на монеты футбольный кубок страны.
    * 1904 — Российская Вторая Тихоокеанская эскадра (30 боевых кораблей, 228 орудий) под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского выходит из Ревеля (Эстония) на Балтийском море, направляясь в Порт-Артур, во время Русско-японской войны. Эскадра будет практически уничтожена в Цусимском сражении 1905, что ознаменует поражение России в войне.
    * 1910 — Первый «дальний» перелёт Ходынское поле — дер. Черемушки в Москве (около 15 км), М. Н. Ефимов.
    * 1912 — Открылся Рижский зоопарк.
    * 1917 — Первая мировая война: В Венсане, в окрестностях Парижа, расстреляна голландская танцовщица Мата Хари (Mata Hari) за шпионаж в пользу Германии.
    * 1919 — В Москве на базе бывшей Шереметевской больницы образована Центральная больница неотложной помощи. В день пятилетия советского здравоохранения 23 июля 1923 года она была переименована в Институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского.
    * 1926 — В Киеве открыт Русский драматический театр (ныне имени Леси Украинки).
    * 1928 — Немецкий дирижабль «Граф Цепелин» совершил первый коммерческий рейс через Атлантический океан.
    * 1932 — Основана национальная индийская авиакомпания «Air-India».
    * 1940 — На экраны кинотеатров вышел фильм Чарли Чаплина (Charles Spencer Chaplin) «Великий диктатор».
    * 1943 — Основан Московский государственный институт международных отношений (МГИМО).
    * 1945 — Вторая мировая война: Расстрелян бывший премьер-министр вишистского правительства Франции Пьер Лаваль (Pierre Etienne Laval), обвинённый в государственной измене.
    * 1946 — Герман Геринг (Hermann Wilhelm Göring), один из руководителей нацистской Германии и гестапо, выпивает яд за несколько часов до казни.
    * 1956 — Первый сбор труппы театра «Современник».
    * 1961 — В Лондоне основана правозащитная организация «Эмнисти Интернэшнл».
    * 1962 — Кубинский ракетный кризис: Начинается противостояние между США и СССР из-за советских ядерных ракет, размещённых на Кубе. Конфликт ставит весь мир на грань ядерной войны (кризис будет разрешён через 13 дней).
    * 1964 — Введён в действие крупнейший в мире нефтепровод «Дружба».
    * 1967 — Завершено строительства монумента «Родина-мать» в Волгограде.
    * 1968 — В университете Суррея состоялось первое выступление «Led Zeppelin».
    * 1973 — Великобритания и Исландия прекратили «тресковую войну», которая началась в сентябре 1972 года после того, как Исландия в одностороннем порядке расширила прибрежную рыболовную зону с 12 до 50 миль. Дело доходило до столкновений военных кораблей.
    * 1975 — Возобновление «тресковой войны». Исландия вновь расширила свою рыболовную зону — с 80 до 320 километров. В результате жертвами исландских катеров береговой охраны стали западногерманские траулеры.
    * 1985 — На пленуме ЦК КПСС М. Горбачёв объявил о планах экономической перестройки.
    * 1990 — Советский лидер Михаил Горбачёв награждён нобелевской премией за вклад в снижение международной напряжённости и осуществление политики гласности.
    * 1991 — Гражданство Латвии восстановлено для граждан довоенного периода.
    * 1992 — Серийный убийца Андрей Чикатило признан виновным в 52 убийствах.
    * 1995 — Саддам Хусейн (Saddam Hussein — صدام حسين عبد المجيد التكريتي) получает 99.96 % голосов на президентских выборах в Ираке.
    * 1997 — Стартовал проект исследования Сатурна и Титана — Кассини-Гюйгенс.
    * 1997 — Стелла Маккартни (Stella Nina McCartney), дочь Пола (James Paul McCartney), провела в Париже свой первый показ мод.
    * 1999 — С эфира ОРТ снята телепрограмма «Что? Где? Когда?».
    * 2000 — В Париже на Монмартре открыли «Стену Любви», на которой на 311 языках написано «Я тебя люблю». Есть также надписи, выполненные с использованием шрифта Брайля для слепых, и на языке знаков. Площадь Стены составляет 40 кв. м.
    * 2002 — В США из торговой сети отзывают более шестисот тысяч тонн мяса птицы. Эксперты опасаются, что оно заражено опасным микробом, который вызывает у людей заболевания с летальным исходом. Микроб был обнаружен в результате проведённых в восьми штатах анализов. Представители минитстерства сельского хозяйства говорят, что из продажи изымается самое большое количество мясо индеек и цыплят за всё время существования министерства.
    * 2003 — В КНР запущен первый космический корабль с космонавтом на борту — «Шэньчжоу-5».
    * 2003 — Ильхам Алиев (İlham Heydər oğlu Əliyev) становится президентом Азербайджана после смерти своего отца Гейдара Алиева (Heydər Əlirza oğlu Əliyev).

Родились

    * 70 до н. э. — Публий Вергилий Марон (Publius Vergilius Maro) (ум. 19 до н. э.), древнеримский поэт.
    * 1608 — Евангелиста Торричелли (Evangelista Torricelli) (ум. 1647), итальянский математик и физик, придумавший ртутный барометр и объяснивший наличием воздушного давления факт подъема ртути в трубке (торричеллиева пустота).
    * 1795 — Фридрих Вильгельм IV (Friedrich Wilhelm IV.) (ум. 1861), прусский король из династии Гогенцоллернов (1840—1861 гг.).
    * 1814 — Михаил Юрьевич Лермонтов (ум. 1841), русский поэт.
    * 1829 — Асаф Холл (Asaph Hall) (ум. 1907), американский астроном, открывший в 1877 году два спутника Марса — Деймос и Фобос — и рассчитал их орбиты.
    * 1832 — Николай Саввич Тихонравов (ум. 1893), литературовед, театровед, археограф, академик Петербургской АН. Ректор Московского университета (1877-83), председатель Общества любителей российской словесности.
    * 1836 — Джеймс Тиссо (James Joseph Jacques Tissot) (ум. 1902), французский художник.
    * 1841 — Савва Иванович Мамонтов (ум. 1918), русский предприниматель и меценат.
    * 1844 — Фридрих Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche) (ум. 1900), немецкий философ («Так говорил Заратустра», «Воля к власти», «По ту сторону добр и зла»).
    * 1859 — Коста Леванович Хетагуров (Хетæгкаты Къоста) (ум. 1906), основоположник осетинской литературы, поэт, просветитель, скульптор, художник («Осетинская лира», «Дети-каменщики»).
    * 1859 — Александр Стоянов Теодоров-Балан (ум. 1959), болгарский языковед, историк литературы, библиограф, первый ректор Софийского университета.
    * 1863 — Петр Кузьмич Козлов (ум. 1935), исследователь Центральной Азии, открывший в пустыне Гоби остатки древнего города Хара-Хото.
    * 1881 — Пэлем Грэнвил Вудхауз (Pelham Grenville Wodehouse) (ум. 1975), английский писатель-юморист и комедиограф.
    * 1897 — Илья Ильф (настоящее имя Иехиел-Лейб Файнзильберг) (ум. 1937), писатель («Двенадцать стульев», «Золотой теленок»).
    * 1900 — Пранас Витаутас Будвитис (Pranas Vytautas Būdvytis) (ум. 1975), литовский журналист, поэт, переводчик.
    * 1900 — Мервин Лерой (Mervyn LeRoy) (ум. 1987), американский кинорежиссёр, продюсер.
    * 1905 — Чарльз Перси Сноу (Charles Percy Snow) (ум. 1980), английский писатель («Чужие и братья», «Коридоры власти», «Смерть под парусом»).
    * 1907 — Владимир Яковлевич Муджири (ум. 1953), кинорежиссёр, зачинатель грузинского мультипликационного кино.
    * 1908 — Джон Гелбрейт (John Kenneth Galbraith) (ум. 2006), канадский экономист, философ.
    * 1917 — Артур Мейер Шлезингер младший (Arthur Meier Schlesinger Jr.) (ум. 2007), американский историк.
    * 1917 — Золтан Фабри (Zoltán Fábri) (ум. 1994), венгерский кинорежиссёр.
    * 1920 — Марио Пьюзо (Mario Puzo) (ум. 1999), американский писатель итальянского происхождения, автор романа «Крёстный отец».
    * 1920 — Анри Верней (настоящее имя Ашот Малакян) (Henri Verneuil) (ум. 2002), французский кинорежиссер армянского происхождения(«Враг общества № 1», «Президент», «Страх над городом»).
    * 1923 — Итало Кальвино (Italo Calvino) (ум. 1985), итальянский писатель.
    * 1924 — Ли Якокка (Lee Iacocca), американский менеджер и промышленник, возглавлявший автомобильные компании «Форд» и «Крайслер».
    * 1926 — Генрих Саулович Альтшуллер (ум. 1998), писатель, изобретатель, автор ТРИЗ.
    * 1926 — Эван Хантер (Evan Hunter) (ум. 2005), американский писатель, автор детективов (под псевдонимом Эд Макбейн), пьес и телесценариев.
    * 1926 — Мишель Поль Фуко (Michel Foucault) (ум. 1984), французский философ, историк культуры.
    * 1930 — FM-2030 (настоящее имя Ф. М. Эсфендиари) (Fereidoun M. Esfandiary) (ум. 2000), футуролог, философ, писатель. Один из основателей трансгуманистического движения.
    * 1948 — Крис Де Бург (настоящее имя Кристофер Джон Дэвисон) (Chris de Burgh — Christopher John Davison), ирландский певец.
    * 1961 — Марина Капуро, певица.
    * 1961 — Вячеслав Бутусов, лидер группы «Наутилус Помпилиус».
    * 1981 — Елена Дементьева, российская теннисистка.

Скончались

    * 1389 — Урбан VI, Папа Римский.
    * 1690 — Хуан де Лил (Juan de Valdés Leal), испанский художник («Иероглифы») (р. 1622).
    * 1817 — Тадеуш Костюшко (Tadeusz Kościuszko), национальный герой Польши (р. 1746).
    * 1833 — Михал Огинский (Michał Kleofas Ogiński) (р. 1765), польский композитор и политический деятель (полонез «Прощание с Родиной»).
    * 1837 — Иван Иванович Дмитриев, русский поэт, баснописец, государственный деятель (р. 1760).
    * 1852 — Фридрих Людвиг Ян (Friedrich Ludwig Jahn) (р. 1778), немецкий основатель современной спортивной гимнастики.
    * 1917 — Мата Хари (настоящее имя Маргарета Гертруда Целле) (Mata Hari — Margaretha Geertruida Zelle) (р. 1876), исполнительница экзотических танцев, куртизанка и одна из самых известных шпионок Первой мировой войны.
    * 1934 — Раймон Пуанкаре (Raymond Poincaré), французский политик (р. 1860).
    * 1956 — Дмитрий Степанович Васильев-Буглай (р. 1888), композитор, хоровой дирижер, заслуженный деятель искусств России (1947). Автор массовых песен (в том числе «Проводы», 1921), мастер хоровой музыки, собиратель народных песен. Государственная премия СССР (1951).
    * 1964 — Коул Портер (Cole Porter) (р. 1891), американский композитор, автор мюзиклов «Целуй меня, Кэт», «Канкан» и др., музыки к кинофильмам.
    * 1971 — Йонас Швядас (Jonas Švedas), литовский композитор и хоровой дирижёр (р. 1908).
    * 1981 — Золтан Хусарик (Zoltán Huszárik), венгерский режиссёр (р. 1931).
    * 1990 — Дельфин Сейриг (Delphine Seyrig), французская актриса (р. 1932).

В заключение хочу проинформировать Вас о том, что 22 августа я открыл блог с одноимённым названием на subscribe.ru. Очень настоятельно рекомендую прочитать мою вводную заметку и ответить на неё в этом же блоге или на e-mail
AlexLitvinov2007@yandex.ru.

На этом пока всё.

В заключение хочу предложить новые экземпляры электронного журнала

"Информационный ветер" No 3-7.

Заказ письмом на AlexLitvinov2007@yandex.ru или в вышеуказанном
блоге.

Хочется, также, узнать Ваше личное мнение и мнение людей из Вашего круга по поводу ведения, объёма и материала данной рассылки. Что Вы хотели бы увидеть в рассылке? Что Вас не устраивает? Все материалы, пожелания, замечания, дополнения высылайте на e-mail AlexLitvinov2007@yandex.ru или в блог с одноимённым названием.

С уважением Литвинов Александр.



В избранное