Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 751

от 23.03.2014 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Мария Сибилла Мериан: великий художник и первая женщина-энтомолог. Часть IV. Суринам



Из местных культурных растений Мериан заинтересовали различные виды гуайявы, а также плоды дерева таброуба, из которых получали хорошую чёрную краску.
Но всё-таки главный интерес в Суринаме у Мериан вызывали различные насекомые и их метаморфоз, который в условиях тёплого климата протекал намного быстрее, чем в Европе, что создавало благоприятные условия для наблюдений.

Много видов различных бабочек, жуков, пауков и других существ, которые не были известны в Европе, Мария Сибилла вырастила, описала и зарисовала прямо там, в Суринаме, что придаёт её работам особую ценность. Правда, следует признать, что теперь мы не обо всех работах Мериан можем сказать, где и когда они были созданы.

До сих пор огромный интерес вызывает зарисованный Марией Сибиллой паук-птицеед, который изображён в момент нападения на колибри прямо в гнезде. Эта гравюра до сих пор вызывает многочисленные споры, как о правдивости изображения, так и о том, видела ли Мария Сибилла подобную картину собственными глазами, или сделала изображение с чужих слов.

О пауках-птицеедах Мериан написала, что они
"не плетут длинной паутины, как уверяют нас некоторые путешественники.
Они целиком покрыты шерстью и снабжены острыми зубами, которыми наносят глубокие и опасные укусы, одновременно впрыскивая в рану какую-то жидкость. Их привычную пищу и добычу составляют муравьи, которым трудно избежать снующих по дереву хищников. У этих пауков (как и у всех прочих) по восемь глаз: одной парой они смотрят наверх, второй - вниз, третьей - направо и четвертой - налево. Если им не попадается муравьев, они вытаскивают из гнёзд небольших птиц и сосут их кровь".
Вот последняя часть этого описания и вызвала ожесточённые споры учёных и путешественников.

Пауки-птицееды уже были известны европейцам, и в книге “Пираты Америки”, изданной в 1678 году (автором этого труда указан Александр Эксквемелин), дано следующее описание этих существ:
"Есть тут пауки до невозможности отвратительные на вид. Их тело размером с яйцо, ноги не меньше, чем у небольших крабов, и волосатые. У них множество зубов чёрного цвета, не меньше, чем у кроликов. Кусаются они чрезвычайно больно".
Существует большая вероятность того, что Мария Сибилла читала эту книгу и была знакома с подобным описанием этого таинственного существа.

Ну, зубов-то, допустим, у пауков-птицеедов нет, как, впрочем, и у всех пауков, они кусаются т.н. хелицерами, первой парой ротовых конечностей, а вот укусы их действительно достаточно болезненны. Некоторые их виды достигают размера до 30 см в диаметре [размах ног], и многие из них ядовиты.
Мелких животных размером с крысу укус паука-птицееда убивает за несколько секунд, собака будет мучиться около часа, а при неблагоприятных условиях укус подобного паука может оказаться смертельным и для человека. Но для такого исхода должно очень сильно “повезти”.

Изображение паука-птицееда, пожирающего колибри, вызвало позднее сенсацию в научном мире, и многие известные учёные ещё долго называли подобную картину неправдоподобной. Так английский натуралист преподобный Лэнсдаун Гилдинг (1797-1831) в одной из статей, посвященных обзору работ Мериан, недоверчиво написал:
"Другие исследователи животного мира Южной Америки заметили, что птицееды ловят маленьких птиц, но только Мериан рассказала, будто они их поедают".


Я не знаю, был ли русский учёный и путешественник Кирилл Тимофеевич Хлебников (1784-1838) знаком с работами Мериан, однако в своих воспоминаниях он сделал об американских пуках следующий пассаж:
"Многие из них красивого вида; иные и ядовиты, а так называемые птицееды ловят паутиною прекрасных колибри и пожирают".
Вероятно, он всё-таки видел эту гравюру.

Правдивость Мериан подтверждал известный английский натуралист Генри Уолтер Бейтс (1825-1892), который наблюдал, как паук-птцеед убил вьюрка, то есть значительно более крупную птицу, чем колибри.
Тогда появились утверждения, что Мария Сибилла сама не видела ничего подобного и сделала эту гравюру по рассказам индейцев. Основанием для подобных сомнений послужил и тот факт, что в гнезде колибри изображены четыре яйца, тогда как обычно колибри откладывает только два яйца.
Однако самки колибри-отшельников часто подбрасывают свои яйца в чужие гнёзда, и Мария Сибилла вполне могла наблюдать несколько подобных случаев, иначе она бы не написала в комментариях в этой гравюре, что колибри обычно откладывают четыре яйца.

Впрочем, особо пристального внимания госпожи Мериан птицы не удостоились, а современные учёные пришли к выводу, что пауки-птицееды в некоторых случаях могут питаться не только мелкими птицами, но и лягушками, ящерицами и даже змеями, хотя основную их пищу всё-таки составляют различные насекомые.

Внимательно наблюдала Мария Сибилла и за изображёнными на этой гравюре муравьями, которые не только являются пищей птицеедов, но и сами пожирают жука и отважно пытаются атаковать пауков.
Мериан описывает подземные норы муравьёв, которые часто бывают
"столь замечательной формы, что можно подумать, будто они созданы рукой человека".


Отдельно Мария Сибилла описывает нашествия муравьёв, о которых в Европе ещё знали очень мало:
"Раз в год они бессчетными массами вырываются из гнезд и наводняют дома. Они перебегают из комнаты в комнату, высасывая кровь из всех живых существ, больших и маленьких. В мгновение ока они поглощают огромного паука, потому что нападают на него целой оравой, и он не может спастись. Они проходят таким образом комнату за комнатой, вынуждая к бегству даже людей. Очистив один дом, они перемещаются в следующий, пока наконец не возвратятся в свои гнезда".
Впечатляющая картина!

Некоторую путаницу в энтомологию внесло и наблюдение Мериан за фонарницами, которые стали известны в Европе благодаря её рисункам. У фонарниц на голове имеется довольно большой нарост, благодаря которому и неверно понятому наблюдению Марии Сибиллы эти насекомые и получили своё название.
Дело было так: однажды индейцы принесли госпоже Мериан различных насекомых, в том числе и множество фонарниц. Было уже поздно, и Мария Сибилла закрыла насекомых в деревянном ящике, но ночью её разбудил какой-то шум. Этот шум производил ящик с насекомыми. Когда Мария Сибилла открыла ящик, внутренности его засветились довольно ярким пламенем. Мария Сибилла решила, что светились, фосфоресцировали, наросты на голове фонарниц, но дополнительных проверок своего предположения она не сделала – некогда было.

Очень долго все натуралисты считали, что наросты на голове фонарниц фосфоресцируют в темноте. Даже такой известный учёный, как Луи Фигье (или Фижье, Figuier, 1819-1894), в своём труде о насекомых поместил гравюру с изображением Мериан, роняющей ящик со светящимися насекомыми. Правда, художник Эмиль Байар (1837-1891) изобразил Марию Сибиллу молодой женщиной, что несколько не соответствовало действительности. Но что взять с художника? Фантазёр!

Только известный энтомолог Эжен Ле Мульт (1882-1967) решил проверить утверждение Мериан о светимости фонарниц. И получил разочаровывающие результаты.
Ле Мульт пишет:
"Мне довелось наблюдать сотни фонарниц живыми... Всякий раз, когда мне самому удавалось поймать их, или когда их приносили мои помощники, я помещал насекомых в тёмное место и ждал, будут ли они светиться. Но я никогда не замечал ни малейшего фосфоресцирования...
[Я] произвёл исследование фонарницы под микроскопом и должен... подтвердить несостоятельность красивой легенды. Жаль! Ведь и в самом деле кажется, будто фонарница несёт на голове фонарь".


Ле Мульт предположил, что в ящике у госпожи Мериан светились не фонарницы, а местные жуки кокуйо из семейства щелкунов.
Далеко не сразу и не все энтомологи поверили наблюдениям Ле Мульта.

Возвращаясь к госпоже Мериан, следует сказать, что в Суринаме она интересовалась не только насекомыми. Её внимание привлекали также различные земноводные существа, ящерицы, змеи и даже птицы. Как художник, она не могла пройти мимо большого разнообразия лягушек, которые различались не только размером, но и окраской. Некоторые лягушки имели защитную окраску, и их трудно было обнаружить, зато другие поражали многообразием различных цветов – красного, синего, жёлтого, чёрного, ярко-зелёного и пр. Я уж не говорю о разнообразии земноводных по размерам – от крошечных до настоящих гигантов; некоторые головастики были размером с куриное яйцо и достигали в длину до 20 см.

Мария Сибилла наблюдала за развитием лягушачьей икры и изобразила различные стадии развития головастиков. Она даже поделилась своим опытом выведения головастиков:
"Надо собрать их икру, поместить в сосуд с водой, воду менять, а вылупившихся лягушат кормить хлебом".


Так как точной классификации животных ещё не было, то Мериан называла пип жабами, а из них её внимание привлекла суринамская или американская пипа:
"Самка носит потомство на спине, маленькие жабы прокладывают себе путь в её коже, словно вылупляются из яйца. Я сохранила жабу-мать в спирту. Детёныши вывелись, но умерли, так как не было пищи. Цвет у этих жаб чёрно-жёлтый, передние лапы как у лягушек, а задние – как у уток".


Зарисовала пип Мериан очень точно, изобразила торчащие из спины головы и лапки детёнышей пипы, но в описании животного допущена ошибка, так как самка пипы носит яйца на своей спине плотно прижатыми, так что Мария Сибилла решила, будто они прорастают прямо из спины матери.

Зарисовывала с натуры Мария Сибилла разнообразных ящериц (амейвы, веретеницы), игуан и змей (аспиды, мамбы, миссураны, удавы и пр.).
Обратила Мериан внимание и на то, что индейцы держали в своих хижинах удавов, чтобы те охотились на крыс и мышей.

Мария Сибилла Мериан: великий художник и первая женщина-энтомолог. Часть III. Амстердам. Суринам

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2014
abhoc@abhoc.com

В избранное