Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Узбекистан: мифы и реальность

  Все выпуски  

Узбекистан: мифы и реальность


Информационный Канал Subscribe.Ru

Узбекистан: мифы и реальность.

Уважаемые подписчики, просьба всегда указывать в ваших письмах страну, в которой проживаете.

В Ташкенте сейчас благодать, поспела первая клубника абааалдеть. ЛЕТО! (кстати для любителей цена - 1600 сум за кг).

Прошлый выпуск вызвал бурю противоположных эмоций. К несчастью не все они совпадают под тему мифов, к счастью они подпадают под тематику рассылок "Азия моя - моя любимая" и "Уголки вселенной, планета землю". Подпишитесь на эти рассылки и узнайте все подробности.


Выпуск #8 "Особенности национальной культуры"
5. И, кстати: какая еда считается национальной? А то создается такое впечатление, что узбеки кроме плова ничего не едят и кроме зеленого чая ничего не пьют. А на самом деле?
6. Где есть живая национальная культура - музыка, театр? Опять-таки: не специальные заведения для туристов, а живое, чем в народе увлекаются? И вообще, есть ли такая культура? А то в России, например, народная музыка забыта почти что абсолютно - увы. А как у вас?
Борис (Новосибирск)
С детства слышала о г. Бухара, как о чём-то Таинственном и Значимом...?!
И правда ли, что жених из Бухары считается самым верным и искусным в ЛЮБВИ?
С уважением, Натэла (?)
 

МИФ 19. Есть ли национальная культура в Узбекистане.

Есть и будет есть!

Национальная культура Узбекистана это очень большая тема, которой посвящено 30 листов в большой Узбекской энциклопедии плюс еще подробно разделы по всем алфавитным указателям.

Музыка Узбекистана - это и академичный Шашмаком, и народные лапары (что-то вроде частушек) и фолк направление в эстраде.

Наиболее сложным (и почетным) является уникальное пение узбекских Макомистов. Певцы могут протянуть одну ноту на протяжении целого часа! А когда песня певца достигает <авж> то иной раз кажется, что физически невозможно держатся на такой высокой ноте, да и еще такое продолжительное время. Не каждый оперный певец может этим похвастаться. Видимо поэтому, как правило, профессиональные маком-артисты, также часто являются и оперными певцами. Вообще по звучанию Маком близок к испанскому фламэнко, но есть и существенные различия. Музыка Шашмаком серьезна и глубока, она вообще очень древняя, и корни уходят в далекое языческое прошлое, к далеким песнопениям зороастрийцев.

Шашмаком очень популярен на Востоке и серьезно изучается ведущими музыкантами мира. Фестиваль <Шарк таронаси> проводимый в Самарканде каждые два года, всегда собирает лучших специалистов восточной музыки, и уже который год победителями фестиваля становятся исполнители либо Шашмаком, либо одного из его направлений. Направлений в Шашмакоме очень много, основательно их все изложил в своих трудах Юнус Раджабий, придавший этому искусству системность и упорядоченность.

Национальные песни Узбекистана - чаще всего их можно услышать на пловах. Глубокие, серьезные тексты Узбекской поэзии под музыку дутара или рубаба, с перестукиванием доиры. Национальную музыку отличает в первую очередь то, что она для человеческого голоса. То есть на первом плане голос, а инструменты только оттеняют его. Поэтому слишком громкие звучные инструменты вроде Карная и сурная используются только в инструментальной музыке, которая так же своеобразна и интересна. В настоящее время величайшие из великих в этом плане это виртуозы Узбекистана собранные под руководством Абдухошима Исмоилова. Этооо скажу я вам настоящий арт-рок вселенского масштаба. Тут не несчастные три четыре аккорда, и сторазовое повторение одного мотива. Вариации тем у мастеров дадут фору любому Женезису и Блэк Саббат вместе взятым. И Спивакову с Ростроповичем тоже :)

Национальные танцы - узбекские народные, которых также несколько вариаций (ферганские, хорезмские, сурхандарьинские, и обычные), Национальный балет (ярчайший пример, наверное, танцы Гали Измаиловой).

Узбекские танцы в основном акцентированы на руках танцовщицы. Именно жестом она выражает основную мысль.

В узбекских танцах на первых ролях выступают женские танцы. Есть, конечно, и танцы мужчин, но они стали развиваться относительно недавно. Впрочем, есть и исключения. В хорезмских танцах мужские и женские роли определены равномерно. Причем мужской танец заключается в изображении трясущегося старика в огромной папахе бегающего за резвыми красавицами (этакого сатира). Хорезмские танцы веселые и незатейливые, как и хорезмская музыка. Вихрастая, шумная, со звоном браслетов и колец она, однако же, не так проста, как кажется. Да и танцы, несмотря на кажущуюся незатейливость, требует большого мастерства исполнения.

Сурхандарьинские танцы на первый взгляд кажутся сплошным прыганьем на одном месте. Танцовщица на протяжении всего танца выполняет ногами только одно па, под основной ритм сурхандарьинской музыки. А руки двигаются уже под тему музыки, или песни.

Остальные танцы различаются костюмами танцовщиц и темой исполнения, и отличаются большим разнообразием. Тема может быть любая. Танцовщица изображает и любовь, и радость, и смех, и кокетство и скорбь, печаль, страдания. Она может быть веселой, может насмешливой - всё зависит от темы композиции. Как правило, танцовщицы бывают худощавые, невысокие и гибкие. До 35 лет. Однако всегда есть исключения из правил. Во всяком случае, легендарная танцовщица, создатель культовых танцев Тановор, Лазги и многих других, создатель первого ансамбля синхронного танца <Бахор>, народная артистка Мукаррама Тургунбоева в пике своей славы была 40 летней женщиной, причем выглядела на свой возраст и отличалась характерной возрастной полнотой и меньшей гибкостью движений. И однако, по сей день считается королевой узбекского танца, которую не смогла превзойти ни одна другая танцовщица. Возможно в плане хореографии она и уступала Гали Измаиловой, но танцевала с <душой>. Так, что навсегда оставалась в памяти.

И отдельный вид узбекского танца, который, однако, не сильно сохранился. Его демонстрировала и срывала овации на всем СССР блистательная Тамараханум. Её искусство - несложное, поверхностное, её песни лишь отражение подлинной глубины узбекских песен, её танцы - незатейливы и просты, но синтез был ею сделан превосходно. Поющая танцовщица, редкое явление. Это было именно эстрадное исполнение. Однако школа подобного исполнения то ли не сохранилась, то ли не прижилась. Конечно, есть сейчас танцующие эстрадные исполнители, - однако то, что они поют - это не песня, а то, что танцуют - это не танец.

Узбекская эстрада - на сегодняшний день не самое приятное зрелище. У эстрадных исполнителей работа простая - стырил турецкую, индийскую или даже западную (росийскую, европейскую) песню, являющуюся хитом сезона. Поменял пару инструментов на аналогично национальные (гитару на дутар скажем, барабан на доиру) сочинил нехитрый текст (или просто буквально перевел) и вперед ура, на верхние строчки хит-парадов. Танцы так же не имеют никакого смысла. Поют люди под веселенькую музыку, бодрым голоском о невыносимых страданиях, и радостно скачут по сцене под всеобщий восторг зрителей. Фанера на концертах явление обычное. Иной раз исполнителю лень даже рот открывать, чтобы хоть естественнее выходило. А когда начинают эти певчишки требовать с зала аплодисментов, вспоминая былые времена, когда артистов вызывали на бис по несколько раз, смешно до опупения.

Правда есть среди эстрадных исполнителей и серьезные артисты, которые пытаются сделать синтез современных ритмов с классическими мотивами. Иногда получается очень хорошо. Иногда - не очень. Настоящих мастеров подобные пионеры раздражают. Тут уже вступает в силу <старая школа> и <новая школа>. Но это процесс естественный и прогрессивный.

Искусство устной речи - Аския.

Неизвестно когда зародилось это искусство, но наверняка в чайхане, где собирались люди отдыхать после тяжелого рабочего дня. Аския - это состязания острословов, отточенное временем и доведенное до уровня искусства.

Как правило, исполнения аския происходит между двумя и больше людьми. Могут быть и групповые аския, где одна сторона против другой, но чаще встречается групповая аския, где каждый против всех. У Аскиябозов (мастера аскии) свой слэнг, своя манера. Тут идет управление словами, меткие метафоры, игры слов, ирония, тонкие намеки, каламбуры - и все это на хорошей скорости. А именно вопрос - ответ. Если аскиябоз не сможет сразу ответить на выпад, он проиграл.

Возможно, когда-то этот вид искусства был прост и доступен для всех. Но сейчас его довели до такого состояния, что сложно угнаться за мыслью мастеров и понять, что они собственно имеют в виду. Я, например, когда смотрю на аскиябозов, вижу только, как один скажет, к примеру <а погода нынче хорошая> и все укатываются со смеху, а затем второй ответит <Да уж точно, дождя не будет> и все опять хохочут во все горло, заставляя стороннего наблюдателя чувствовать себя полнейшим идиотом. Все известные аскиябозы - мужчины, да и вообще это искусство для мужчин. Отношение к нему неоднозначное.

Скажем, известный писатель Абдулла Каххор, назвал искусство аския - <цветком выросшем на навозе>.


МИФ 20 Легенды о Бухаре и бухарских женихах.

 

Название Бухары происходит от санскритского <Вихора> монастырь. Его возраст оценивается в 2500 лет. Бухара являлась центром многих мистических учений на протяжении сотен лет. Считается что здесь и сейчас живут и трудятся суфийские мастера. Но, как впрочем, и везде, их сложно найти и выделить из толпы.

Город всегда был центром различных учений и верований иногда и совсем мистического толка. Правители Бухары всегда поддерживали данное направление. Почти все бухарские эмиры строго следовали этому руслу: а именно созданию в городе наиболее благоприятной обстановки для теологических учений.

В Бухаре жил легендарный сборщик хадисов - имом ал Бухорий, основатель суфийского ордена Накшбанди - Бахоуддин Накшбанди.

 

В Бухаре сохранилось много архитектурных памятников того периода, начиная от военной крепости-цитадели Арк и кончая дворцами и садами Бухарского эмира (оформленных кстати на европейский манер). Конечно, былое великолепие зданий можно теперь уже скорее прочесть из книг, чем увидеть воочию - однако вид города сразу же, без оговорок тянет на все свои 2500 лет. Земля древнейшей научной мысли и духовной культуры, Бухара попросту прекрасна.

Но вообще легенды об этом городе ходят всякие. Суеверные люди при выборе талисманов от всяких сглазов, порч и прочих всегда выбирают , я знаю людей, которые специально ездят в Бухару к каким-то жутко известным гадалкам, табибам (знахари). Если нищий на улице говорит, что он <Бухорои шарифдан> то ему быстрее дают милостыню.

 

Что касается бухарских женихов, то есть песня у Юлдуз Усмановой <Зятя выбирайте из Бухары>, с подробным описанием всех достоинств Бухарских женихов.

Но вообще...неее...там женихи не очень. Слащавые какие-то...накрашенные...одним словом румыны. В Ташкенте лучше :)))


МИФ 21 <Узбеки едят только плов и пьют зеленый чай>

А) Пьют только зеленый чай

Так могут думать только те, кто к тому же считает что в Узбекистане круглый год лето.

Однако это не так. В солнечной стране все же есть смена погоды. Да у нас мало осадков (менее 60 дней в году), тем не менее, в это время года (осень, зима, начало весны) в Узбекистане так же холодно. А поскольку это сухой холод, то и люди мерзнут основательно уже при температуре плюс десять.

Кстати по этой же причине (сухости воздуха) проще переносить сорокаградусную жару.

Так вот зеленый чай тонизирует, дает ощущение свежести и прохлады. Поэтому его пьют летом, причем и горячим и холодным. Просто удивительно, что пиала зеленого чая (даже горячего) утоляет жажду быстрее, чем литр газированной воды.

Однако эти свойства зеленого чая совершенно неуместны зимой, и поэтому в холодную погоду узбеки пьют черный чай. Тем не менее, в разных городах разные предпочтения. Например, в Ташкенте предпочитают черный чай, в Самарканде - зеленый.

Есть интересная история связанная с Яхъё Гуломовым (академик, историк-археолог). Участвуя при раскопках Афросиёба, Яхъё Гуломов часто бывал в Самарканде. Однажды он с группой других ученых, также участвовавших при раскопках, зашли в чайхану, выпить чай и отдохнуть. Чайханщик радушно их встретил, начал накрывать на стол. И принес зеленый чай. Яхъе Гуломов с досадой сказал:

- Зеленый чай, это не чай! Несите черный!!
Чайханщик, возможно, обиделся, но вслух ничего говорить не стал и принес черный чай.

После того как гости уже уходили и подошли расплачиваться, Яхъе Гуломов спросил, сколько с них. На что чайханщик ответил:

- Черный чай это не чай! Мы за него деньги не берем.

Ох, и мстительные люди эти узбеки!

 

Б) Узбеки едят только плов

Рекомендую всем книги Карима Махмудова <Блюда узбекской кухни>, чисто для чтения и просмотра красочных картинок. А вот рецепт лучше доверьте мне :)

Ну, вот вам еще одно блюдо замечательной узбекской кухни - норын. Только не надо думать что узбеки едят только плов и норын. Просто писать скопом про такую зааамииичаатииильную тему ни хачу.

Исконно Ташкентским блюдом является Норын. Грубо говоря это холодная лапша с мясом. Оень грубо говоря (узбеки народ мягкий, но если ВЫ норын назовете лапшой вам могут и зубы выбить!!...ну...или зуб...самый..ненужный..вот этот..с краю...прогнивший...да он и сам выпадет...наверное) В Ташкенте его готовят по очень экзотичному способу, что простое в принципе блюдо становится достаточно сложным по исполнению и просто шедевром по качеству. Норин - это блюдо ручной работы. Каждая лапша, каждое нарезанное мясо проходит обработку в искусных руках повара. Норин подается горячим (с супом - <хул норин> буквально переводится как <мокрый норин>) и холодным (<курук норин> соответственно сухой норин).

Не стану писать здесь весь процесс готовки, он достаточно сложен и требует обязательной визуализации. Скажу лишь, что для готовки этого блюда требуется 5 сортов мяса: предварительно (3-4 дня) посоленная бараниа, свежая баранина, специально подготовленная (соль, специи, как правило за 3-4 дня до начала готовки) конина (не надо морщится, вы сначала попробуйте), казы (специальная колбаса из конины), сургушт (полукопченое мясо, как правило очень жирная говядина или баранина). Все это кладется в казан в нужном соотношении, чтобы получился требуемый <букет> бульона и норина.

Как правило в процессе готовки норина работа делится пополам - вся обработка мяса ложится на мужские плечи, обработка теста - на хрупкие женские. Практически у каждой семьи в Ташкенте свой способ готовки и свои секреты. Настоящие профессионалы отличают удавшийся норин от неудавшегося уже по цвету готового блюда, а цвет я вам скажу колеблется от очень светло бежевого до белого. Вот и удивляйтесь чувствительности человеческого глаза!.

Норин готовят только в Ташкенте. Нет, конечно блюдо под названием норин вам могут приготовить и в Самарканде, и в Бухаре, и в Джизаке. Но Норин вам приготовят только в Ташкенте, поэтому совет: если вы приезжаете в город,НЕ ЗАБУДЬТЕ попробовать коронное блюдо ташкентцев.

Противопоказания: это блюдо достаточно тяжелое для освоения организмом, поэтому если у вас проблемы с пищеварительным трактом, то лучше воздержаться.


Читайте в следующем номере:

<Да почитав вас, пишу второй раз.

До чего ловко же вы все переворачиваете.

Просто нет предела возмущения!!!!!

Захватчики.....

Да РУССКИЕ, именно РУССКИЕ насли освобождение и СВОБОДУ большинству УЗБЕКОВ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!"


Уважаемые подписчики!

Вы также можете быть в составе экспертной комиссии.

Для этого достаточно внимательно следить за публикациями и отправлять письмо по адресу turist.28@mail.ru если заметите "ляп"

Ваше мнение имеет значение!!!

Пишите Ваши добрые и сердитые письма на turist.28@mail.ru

Присылайте свои мифы об Узбекистане, мы будем рады рассмотреть КАЖДЫЙ из них.

Если Вам необходима какая-либо информация из Ташкента или у вас есть просьбы и пожелания, также пишите нам по адресу turist.28@mail.ru Мы будем рады вам помочь! Все, что мы делаем бесплатно.

автор рассылки - Наргиза

Рассылки Subscribe.Ru

Азия: ты V моя, моя любимая!!!

Уголки вселенной, планета земля !!!

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.travel.tashkent28
Отписаться

В избранное