Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 94


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК  94

20 июля 2001 г.
 

Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. Открытое письмо всем подписчикам рассылки "Введение в религиоведение"

3. Религии. Ламаизм. Истоки тантризма

4. Тексты. Сутра Сердца Праджня-Парамиты

5. Словарь

6. Литература

7. Обзоры сайтов о религии

8. Диалог с Листа

9. Почта Упельсинке  

 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Рада приветствовать Вас очередным Выпуском рассылки Введение в религиоведение. По техническим причинам выход рассылки был приостановлен на неделю. В скором времени рассылка уйдет в отпуск, но не раньше, чем выйдет юбилейный 100-й Выпуск рассылки. В ближайшее же время график выхода рассылки обещает быть весьма напряженным.

Прежде чем перейти к тематическим материалам нашей рассылки мне хотелось бы обратиться ко всем ее подписчикам. Упельсинкина страница, являющаяся основным вместилищем всех материалов рассылки и представляющая из себя поистине уникальный проект в области российского религиоведения, сейчас переживает трудное время. Существование на бесплатных серверах, как это было прежде, представляется автору бесперспективным и посему обновление страницы и ее зеркал было временно приостановлено. В настоящий момент передо мной стоит серьезная проблема с хостингом. По этой причине я обращаюсь ко всем подписчикам рассылки с Открытым письмом.

В сегодняшнем Выпуске читайте следующие материалы. Раздел Религии - Ламаизм. Истоки тантризма (по кн. Васильева Л.С. "История религий Востока" ). Раздел Тексты - Сутра Сердца Праджня-Парамиты. Разделы Словарь, Литература и Обзоры сайтов о религии - постоянные разделы рассылки. В конце Выпуска - Диалог с Листа и Почта Упельсинке


2. Открытое письмо Упельсинки
ко всем подписчикам рассылки "Введение в религиоведение"

 

Уважаемые Господа!

Прошу Вас помочь мне в решении вопроса о хостинге.

В мае 2000 г. на бесплатном сервере Boom.Ru мною был создан проект под названием "Упельсинкина страница" (адрес в сети: http:\\upelsinka.boom.ru ). Несмотря на свое игровое название, проект изначально был нацелен на то, чтобы перерасти категорию "персональные страницы" и стать крупным академическим ресурсом в области религиоведения - новой для России науки, представляющей большой интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей.

За год своего существования в сети "Упельсинкина страница" значительно выросла по объему и уровню подаваемого материала. Страница еженедельно обновляется и получает много положительных отзывов от пользователей Сети Интернет, среди которых - крупные ученые в области гуманитарных наук. С июня 2000 г. на сервере Subscribe.Ru была открыта почтовая рассылка "Введение в религиоведение" (адрес в сети: http://subscribe.ru/catalog/science.humanity.religstudies ), призванная познакомить читателей с предметом религиоведения, используя этнографические, исторические, литературные, богословские источники. На страницах рассылки можно познакомиться с различными материалами о религиях, прочитать интервью с представителями различных религиозных конфессий, найти ссылки на сайты о религиях и т.д. Все материалы рассылки переходят на Упельсинкину страницу, которая и является главным архивом по различным религиям. Полторы тысячи постоянных подписчиков рассылки и в среднем 50 ежедневных заходов на страницу - это, конечно, немного, но и не мало для сайта, занимающегося подобной тематикой.

Но есть и негативные моменты. К сожалению за этот год рассылка была вынуждена обзавестись еще двумя зеркалами на бесплатных серверах - http://upelsinka.narod.ru и http://www.geocities.com/upelsinka Иметь зеркала само по себе неплохо, но данный шаг был вызван прежде всего тем, что все бесплатные сервера работали неустойчиво и искажали дизайн страницы (пример - принудительная панель от List.Ru на всех сайтах от Boom.Ru, которую, по какой-то причине, администрация не разрешает самостоятельно вверстывать в страницы по усмотрению автора. На мой взгляд, это очень вредит академическим сайтам, посетители которых вынуждены отвлекаться на навязчивые кнопки "развлечений" и "знакомств"). Кроме того, мне стало жаль той работы, которая выполняется мною практически ежедневно и в одном лице - тем паче, когда из-за постоянных сбоев сайт становится недоступным для посетителей.

Это явилось основной причиной, побудившей меня купить доменное имя www.upelsinka.com , которое и будет использовано мною в дальнейшем для публикации основной и единственной версии страницы.

Вслед за покупкой домена остро встал вопрос о хостинге на серьезном сервере, который бы ценил и уважал своих клиентов. Именно поэтому я обращаюсь к Вам с этим письмом.

Все прекрасно понимают, что заниматься наукой в России - дело убыточное. Научная сфера как была, так и остается за чертой бедности. И в данном случае я просто не в состоянии платить за ежемесячный хостинг. Сейчас проект находится на грани умирания, поскольку я не вижу смысла держать его на указанных мною бесплатных серверах по причине невозможности его дальнейшего развития на них.

Я обращаюсь к Вам с просьбой не дать погибнуть уникальному религиозному проекту. Я готова выслушать Ваши предложения по поводу возможных вариантов сотрудничества и взаимодействия.

С уважением,

Марина В. Воробьева, религиовед.

e-mail: upelsinka@mail.ru

 


3. Религии

Ламаизм. Истоки тантризма

Доктринальной основой ламаизма (от тиб. "лама" - высший, т. е. адепт учения, монах) является, как упоминалось, буддизм. Однако, поскольку предшественником буддизма в Тибете была местная религия бон (бон-по) с ее преимущественно анимистическим культом божеств, духов и сил природы, складывавшаяся на этой первичной основе новая модификация буддизма - ламаизм - впитала в себя немало от этого первоисточника. Это, в частности, хорошо видно при знакомстве с ламаистским пантеоном и различными культами, часть которых восходит к примитивным шаманским верованиям древних тибетцев и монголов. Что же касается доктрин буддизма, то необходимо заметить, что формировавшийся в позднем средневековье (VII-XV вв.) ламаизм явился своего рода синтезом едва ли не всех основных его направлений, включая не только Хинаяну и различные школы-секты Махаяны, но также и тантрийскую Ваджраяну ("алмазную колесницу").

Истоки тантризма восходят к древним культам плодородия и соответствующим обрядам. Стимулированные древнеиндийскими поисками спасения, мокши и нирваны, древние обряды и культы под воздействием брахманизма и раннего буддизма приобрели иной облик и иную целенаправленность. Возникло учение Дарани - тантризм, который сыграл существенную роль в становлении как индуизма, так и ламаизма. В индуизме тантризм проявился в форме шиваизма. Тантризм буддийский, оформившийся как самостоятельное течение в буддизме примерно в середине I тысячелетия н. э., имел более разработанную философскую основу. Именно в буддийской тантре была введена в широкий обиход мандала - своеобразная графическая диаграмма Вселенной, насыщенная магическими знаками и символами, имевшая множество вариантов и модификаций. К числу философских основ буддийской тантры следует отнести и Калачакру, "Колесо времени", в рамках которого 60-летний звериный цикл символизирует кругооборот человека в кармическом мире сансары.

Однако главное в буддийской тантре, - как, впрочем, и в индуистской, - не философия, а практика, т. е. та мистика и магия, которыми обрамлялись все акции ее последователей. Мистико-магические основы тантры выявляются в двух аспектах: в медитации и в грубых магических обрядах, включая и сексуальную практику. Что касается медитации, то специфика тантризма проявляет себя здесь в глубокой интимности обряда, в детальном следовании тем тайным поучениям и рекомендациям, которые неофит получает в процессе его длительного личного контакта с учителем, гуру или ламой. Обряды, включая ритуальное общение полов с целью приобретения мудрости-праджни, воспринимаемой в Ваджраяне в качестве женского соответствия будды и бодисатвы, порой сводились к имитации либо символическому использованию этих приемов. В последнем случае речь идет о заклинаниях-мантрах или символических изображениях типа янтры и мандалы, насыщенных текстами, формулами, диаграммами, которые содержат в себе все тот же магический смысл.

Тантризм оказал огромное влияние на ламаизм. В определенном смысле можно сказать, что едва ли не вся специфика ламаизма, многие его культы и обряды возникли в первую очередь на основе буддийского тантризма. Что же касается его философии, то в рамках позднего ламаизма были синтезированы многие течения буддийской мысли, что и сыграло свою роль в оформлении космологии, этики, онтологии и других аспектов этой доктрины.

Этапы генезиса ламаизма

Первые следы проникновения буддизма в Тибет фиксируются достаточно поздно - лишь в V в., когда в Индии и в Китае он был уже хорошо известен и широко распространен. Вплоть до эпохи знаменитого тибетского правителя Сронцзан Гамбо (629-649) буддизм в Тибете был едва известен. Сронцзан Гамбо, обе главные жены которого - непальская и китайская принцессы - принесли с собой, по преданию, тексты и священные реликвии буддизма, стал, подобно Ашоке в древней Индии, великим покровителем буддизма, вследствие чего обе его жены были обожествлены и оказались объектом всеобщего почитания (сам царь стал рассматриваться в качестве воплощения будды Амитабы). Ранняя смерть царя приостановила процесс буддизации Тибета, чему в немалой степени способствовали и жрецы религии бон.

Спустя столетие после смерти Сронцзан Гамбо один из его потомков вновь выступил защитником к тому времени уже гонимого буддизма. Апеллируя к авторитету знатоков буддизма в Индии, он пригласил в Тибет выходца из северо-западной пригималайской Индии (Кафиристана) известного знатока буддийского тантризма Падму Самбхаву.

Падма Самбхава реформировал пришедший в упадок тибетский буддизм, придав ему очень заметный оттенок тантризма. Магия, заклинания и некоторые другие методы и приемы вышли на передний план. Однако это не помогло закреплению буддизма, который вскоре снова подвергся суровым гонениям. Только в середине XI в. очередной выходец из Индии, Атиша, вновь возродил в Тибете буддизм, проведя ряд реформ, направленных на укрепление здесь традиций классического буддизма, в частности монастырской дисциплины. Его усилиями было создано несколько крупных монастырей, ставших центрами распространения буддизма в Тибете.

Реформами Агиши были недовольны последователи Падмы Самбхавы, которые по-прежнему делали основной упор на магию и иные методы тантризма. Сконцентрировавшись вокруг влиятельного монастыря Саскья (Саджа), они выступили против нововведений, заложив тем самым основу противоборства красношапочников (одежду красного цвета носили приверженцы Падмы Самбхавы) и желтошапочников (символ классического буддизма Агиши). В период монгольского владычества и особенно при Хубилае в фаворе были красношапочники, а настоятели монастыря Саскья, отменившие безбрачие для лам, 'закрепили за собой наследственное право на духовное (а практически и политическое) руководство Тибетом. С падением династии Юань в Китае минские императоры отменили эти привилегии, что усилили внутреннее соперничество среди тибетских буддистов. Окончательный успех буддизма и завершение процесса формирования его тибетской разновидности - ламаизма - были связаны с именем и реформами Цзонхавы.

Деятельность Цзонхавы

Уроженец восточного Тибета, Цзонхава (Цзонкаба, 1357-1419) с юных лет прославился исключительными способностями, которые впоследствии легли в основу складывавшихся вокруг его имени легенд. Получив хорошее буддийское образование и уже в молодом возрасте достигнув высших духовных званий, Цзонхава приобрел необычайную популярность. Со всех сторон Тибета стекались к нему ученики и последователи, и всех их он поражал своими глубокими знаниями. В спорах с оппонентами он неизменно выходил победителем, так что неудивительно, что на рубеже XTV-XV вв. основанные Цзонхавой несколько монастырей стали самыми многочисленными и влиятельными центрами того нового направления в буддизме, которое было связано с его именем и которое после проведенных им реформ получило наименование ламаизма.

Реформы Цзонхавы вкратце сводились к следующему. Во-первых, он, подобно Атише, выступил за восстановление норм классического буддизма. Отменив всяческие послабления для монахов, Цзонхава ввел строгое безбрачие и суровую монастырскую дисциплину, вследствие чего его учение получило наименование гэлукпа (добродетель; этот термин используется ныне для обозначения понятия "ламаизм"). Во-вторых, он сильно ограничил практику магических обрядов, выступив против многого из того, что было принесено Падмой Самбхавой и стало привычным для красношапочников. Разумеется, и в среде желтошапочников-гэлукпа магия тантры продолжала практиковаться. Даже в трактатах самого Цзонхавы немало места уделено пропаганде тантризма. Однако Цзонхава ввел тантрийские обряды и культы в умеренное русло, ограничившись в основном пропагандой имитационно-символических методов и приемов обретения мудрости-праджни.

В результате этих первых и весьма решительных нововведений резко возрос авторитет буддийского монаха, ламы, которого Цзонхава в своих сочинениях не только противопоставил мирянам, но и объявил важнейшим и непременным фактором спасения для каждого. В ламаизме Цзонхавы уже мало было провозгласить свою преданность Будде, дхарме и сангхе - классическим "трем сокровищам" буддизма, буддийской триратне. Необходимым условием постижения сокровенной сути великого учения.

Основы теории ламаизма

Основы теории ламаизма были заложены Цзонхавой, который в ряде своих трудов обосновал собственные реформы и синтезировал теоретическое наследие своих предшественников. Впоследствии все буддийские тексты были собраны ламаистами в 108-томное собрание Ганджур, включающее тибетские переводы важнейших сутр и трактатов Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны, многочисленных рассказов, диалогов, извлечений, имевших отношение к Будде, а также сочинений по астрологии, медицине и т. п. Комментарием к каноническим текстам Ганджура является еще более обширное собрание - Данджур, состоящее из 225 томов, в которое вошли также и самостоятельные сочинения, включая рассказы, поэмы, заклинания и др. Кроме Ганджура и Данджура все ламаисты высоко чтут и изучают произведения Цзонхавы и более поздних отцов ламаистской церкви, в том числе и далай-лам. Таким образом, ламаизм с точки зрения доктрины являет собой наследие и синтез всего идейно-теоретического багажа буддизма за более чем двухтысячелетнюю его историю. Но обратим внимание на то, как доктрина буддизма была интерпретирована ламаизмом.

Ламаизм, следуя наметившейся уже в Махаяне тенденции, отодвинул на задний план нирвану как высшую цель спасения, заместив ее богато разработанной космологией, в пределах которой оказалось достаточно места для всех: для верующих и неверующих, мирян и монахов, людей и животных, для святых, богов, будд и бодисатв. Гигантская космологическая система в ламаизме строго упорядочена. Вершина ее - будда будд Ади-будда, владыка всех миров, творец всего сущего, своеобразный ламаистский эквивалент индийского Брахмана или даосского Дао. Главный его атрибут - Великая Пустота (шуньята). Именно эта пустота, которая есть духовная сущность, духовное тело будды, пронизывает собой все, так что все живое, каждый человек несет в себе частицу будды и именно в силу этого обладает потенцией для достижения спасения. В зависимости от количества и состояния эта частица может быть в большей или меньшей степени подавлена материей. В соответствии со степенью этой подавленности и осознания необходимости усилить частицу будды, равно как и принимаемых для этого практических действий, люди делятся на несколько разрядов, высший из которых, пятый, приближает их к состоянию бодисатвы.

Это доступно лишь немногим. Для большинства главное - добиться удачного перерождения или возродиться в Западном рае (сукхавади) будды Амитабы. Идея о рае и аде в ламаизме идет от буддизма Махаяны, хотя не исключено, что здесь она кое в чем обогащена за счет заимствований из ислама, о чем свидетельствуют некоторые красочные детали. Но существенно, что ад и рай - лишь временное местонахождение, не исключающее человека из колеса перерождений, из мира кармической сансары: с истощением дурной или хорошей кармы рано или поздно следует очередное рождение, причем это касается почти всех, даже обитающих на небесах божеств. Лишь немногим уготована нирвана. Что же делать в такой ситуации?

Главное - это возродиться человеком, а еще важнее - родиться в стране ламаизма, где твой добрый друг и учитель лама поведет тебя по пути спасения. И уж коль скоро тебе повезло в этом, не упускай своего шанса! Наставление ламы поможет избавиться от страданий, от привязанности ко всему мирскому и тем улучшить свою карму, подготовить себя к благоприятному перерождению и избавиться от ужасов перерождения неблагоприятного: отныне и в дальнейшем движение по пути мудрости (праджня) с ее основными методами-средствами (парамитами) и преодоление авидьи (незнания) могут тебе помочь. Главное, таким образом, - это осознать, преодолеть авидью (для чего и важно возродиться человеком и заполучить в наставники ламу), ибо именно авидья лежит в основе круга перерождений из двенадцати звеньев-нидан, которые обычно в своей графическо-символической форме хорошо известны каждому ламаисту.

Этика ламаизма

Избавившись от авидьи и вступив при помощи ламы на путь познания-праджни, ламаист тем самым улучшает свою карму и в конечном счете может сделать ее настолько хорошей, что одно это обеспечит ему очередное рождение в Западном рае Амитабы либо на одном из многочисленных небес вместе с божествами и святыми, чья карма позволяет им долго жить в их мирах обитания, оставаясь при этом молодыми и здоровыми. Это практически вершина того, чего могут желать ламаисты, за исключением тех, кто намерен серьезно посвятить себя стремлению к избавлению от перерождений, к выходу за пределы сансары, и кто в соответствии с этим вступает на путь аскезы, медитации, самоусовершенствования и т. п., т. е. на путь, ведущий к нирване.

Опираясь на тезисы, выдвинутые еще ранними буддистами, ламаизм предусматривает строгие этические нормы существования. Речь идет о хорошо известных каждому буддисту десяти "черных грехах", которых следует избегать, и десяти "белых добродетелях", коим надлежит следовать. В число грехов входят грехи тела, слова и мысли. Грехи тела - это убийство, воровство, прелюбодеяние; грехи слова - ложь, клевета, злословие и суесловие; грехи мысли - зависть, злоба и еретические помыслы. Существуют довольно четкие градации и внутри каждого из этих разрядов, будь то убийство или клевета; причем для каждого отдельного случая - свое строго определенное воздаяние: за тяжелые грехи - перерождение в аду, за средние - рождение в виде бессмысленных животных, монстров (претов), за незначительные - либо рождение болезненным и недолго живущим человеком, человеком с существенными пороками, либо рождение в какой-либо стране вне сферы ламаизма.

К числу добродетелей относятся действия, антонимичные грехам: защита чужой жизни, щедрость, целомудрие, кротость, правдивость, миротворчество, смирение, милосердие, сострадание, стремление к истинному учению. Обладание этими десятью добродетелями - основа для вступления на путь святости. Следующий шаг в этом направлении - овладение парамитами праджни, также имеющими отчетливо выраженную этическую заданность: к числу шести таких парамит относятся подаяние, обет, терпение, усердие, медитация и сама праджня-мудрость. Каждая из них тоже имеет по нескольку разрядов с четким определением тех норм поведения, которые должны им соответствовать.

Освоив шесть парамит, ищущий спасения, если он намерен идти к конечной цели и достичь хотя бы состояния бодисатвы, должен последовательно преодолеть еще пять путей-преград: путь стяжания добродетелей, путь соединения с истиной и борьбы со злом, путь истинной мудрости, путь прозрения и путь достижения цели, - в процессе освоения и преодоления которых он, переходя из одной в другую область обитания, становится бодисатвой. Иными словами, путь к состоянию бодисатвы (и тем более будды, число областей обитания которых в ламаизме достигает 13) весьма нелегок, но при этом в качестве главного условия его прохождения выступает до предела нормированное поведение, детерминированное этикой. Выдержать такие испытания могли немногие - они обычно и обретали ореол высшей святости и считались эталоном. Все остальные лишь ориентировались на этот эталон, ограничиваясь минимумом этической нормы.


4. Тексты

Сутра Сердца Праджня-Парамиты

(пер. с китайского Е.А. Торчинова)

Данный текст является одним из важнейших текстов буддизма Махаяны. Он относится к классу так называемых праджняпарамитских сутр, т. е. канонических текстов, повествующих о высшей интуитивной премудрости, совершенном понимании, переводящем на другой берег существования - в нирвану.

"Сутра Сердца Праджня-парамиты" (Праджня-парамита хридая сутра; кит. Божоболомидо синь изин) является одной из наиболее популярных и почитаемых сутр дальневосточной Махаяны, особенно в школе Чань (Дзэн).

Бодхисаттва Авалокитешвара (1) во время осуществления глубокой праджня-парамиты ясно увидел, что все пять скандх пусты. Тогда он избавился от всех страданий, перейдя на другой берег.

Шарипутра! (2) Чувственно воспринимаемое не отлично от пустоты. Пустота не отлична от чувственно воспринимаемого. Чувственно воспринимаемое - это и есть пустота. Пустота - это и есть чувственно воспринимаемое. Группы чувств, представлений, формирующих факторов и сознания точно таковы же.

Шарипутра! Для всех дхарм пустота ≈ их сущностный признак. Они не рождаются и не гибнут, не загрязняются и не очищаются, не увеличиваются и не уменьшаются.

Поэтому в пустоте нет группы чувственно воспринимаемого, нет групп чувства, представлений, формирующих факторов и сознания (3), нет способностей зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, осязательного и умственного восприятия (4), нет зримого, слышимого, обоняемого, ощущаемого вкусом, осязаемого и нет дхарм (5); нет ничего от сферы зрительного восприятия и до сферы умственного восприятия (6).

Нет неведения и нет прекращения неведения, и так вплоть до отсутствия старости и смерти и отсутствия прекращения старости и смерти (7).

Нет страдания, причины страдания, уничтожения страдания и пути, ведущего к прекращению страданий (8). Нет мудрости и нет обретения, и нет ничего обретаемого.

По той причине, что бодхисаттвы опираются на праджня-парамиту, в их сознании отсутствуют препятствия. А поскольку отсутствуют препятствия, то отсутствует и страх. Они удалили и опрокинули все иллюзии и обрели окончательную нирвану.

Все Будды трех времен (9) по причине опоры на праджня-парамиту обрели аннутара самьяк самбодхи (10).

Посему знай, что праджня-парамита - это великая божественная мантра, это мантра великого про╜буждения, это наивысшая мантра, это несравненная мантра, наделенная истинной сутью, а не пустопо╜рожняя. Поэтому и называется она мантрой праджня-парамиты. Эта мантра гласит: ╚Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи, сваха!╩ (11).═

Сутра сердца праджня-парамиты закончена.

Комментарий
(выполнен Е.А. Торчиновым)

1. Авалокитешвара (кит. Гуаньшиинь - Созерцающий Звуки Мира) ≈ великий бодхисаттва махаянского буддизма, символ великого сострадания. Его китайское имя является переводом древнейшей санскритской формы "Авалокитесвара", т. е. "Внимающий Звукам Мира", тогда как позднейшее "Авалокитешвара" означает "Господь, Внимающий Миру".

2. Шарипутра - один из наиболее выдающихся учеников Будды, "Знаменосец Дхармы".

3. Здесь перечисляются пять скандх (кит. юнь), т.е. групп элементарных мгновенных психофизических состояний (дхарм), образующих эмпирическую личность: рупа скандха (сэ) ≈ группа чувственно воспринимаемого; ведана скандха (шоу) ≈ группа чувствительности (приятное, неприятное, нейтральное); самджня скандха (сян) ≈ группа образования представлений и проведения различий; самскара скандха (син} ≈ группа формирующих факторов, волевой аспект психики, формирующий карму, и виджняна скандха (ши) ≈ группа сознания.

4. Здесь перечисляются индрия ≈ шесть органов, или способностей, чувственного восприятия, к которым относится и ум ≈ манас

5. Здесь перечисляются объекты чувственного восприятия (вишая). Под "дхармами" имеется в виду "умопостигаемое" как объект манаса.

6. Здесь содержится свернутое перечисление элементов психики (дхарм), классифицируемых по дхату (цзе) ≈ источникам сознания, включающим в себя способность восприятия и ее объект (двенадцать дхату).

7. Здесь содержится свернутое перечисление двенадцати элементов причинно-зависимого происхождения (пратитья самутпада), учение о котором являлось одной из первейших основ раннего буддизма. Неведение (авидья; у мин} ≈ первый элемент зависимого происхождения, старость и смерть ≈ последний. Между ними располагаются следующие элементы (звенья ≈ нидана): влечение ≈ воление, сознание, имя и форма (психическое и физическое), шесть баз чувственного восприятия, соприкосновение органов чувств с их объектами, чувство приятного, неприятного или нейтрального, вожделение, стремление к желаемому, полнота жизни, новое рождение (в свою очередь ведущее к старости и смерти).

8. Здесь перечисляются и отрицаются (на уровне абсолютной истины) Четыре Благородные Истины буддизма: истина о всеобщности страдания, истина о причине страдания, истина о прекращении страдания и истина о пути к прекращению страдания (т.е. к нирване).

9. Т. е. Будды прошлого, настоящего и будущего.

10. Совершенное и всецелое пробуждение (просветление ), кит. аноудоло саньмао саньпути ≈ высшая цель буддизма Махаяны, обретение состояния Будды.

11. Мантра в китайском чтении имеет вид: Цзиди, цзиди, болоцзиди, болосэнцзиди. пути, сапохэ! Ее условный перевод: "О переводящая за пределы, переводящая за пределы, уводящая за пределы пределов, уводящая за пределы пределов беспредельного к пробуждению, славься!"


5. Словарь

Ашока - индийский император (ок. 270-232 до н.э.) из династии Маурья, принял буддизм и стал проповедовать отказ от насилия, определенную терпимость и вегетарианство. Особенно известен своими указами, которые в его царствование были выгравированы на камне.

Аюрведа - искусство врачевания в Индии, основанное на равновесии трех элементов: газов (вата, желчи (питта) и флегмы (капха). Соотношение их пропорций определяет состояние организма. В зависимости от него лекарь назначает то или иное питание, лекарственные травы, слабительное и традиционные ритуалы, описанные в текстах I тысячелетия н.э.

Берсерк (букв. "в медвежьей шкуре") - так называется состояние свирепой и кровожадной ярости воинов германского бога Одина, которое является имитацией поведения хищных зверей.

Блэк Элк (Черная Ель) (1863-1950) - визионер индейцев племени лакота, получивший известность благодаря двум книгам, в которых описал, приведя многочисленные факты притеснения индейцев, свою жизнь, а также движение Танец духов, основанное на шаманском могуществе его народа.


6. Литература

2. Религии: Васильев Л.С. Истории религий Востока. Учебное пособие для вузов. √ 5-е изд. √ М.: "Книжный дом "Университет"", 2000. С. 376-378. С. 381-387.
3. Тексты: Избранные сутры Китайского буддизма. /Пер. с китайского Д.В. Поповцева, К.Ю. Солонина, Е.А. Торчинова. √ Санкт-Петербург, "Наука", 2000.С. 29-33.

4. Словарь: М. Элиаде, И. Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга", 1997. С. 340-343


7. Обзоры сайтов о религии

Разное:

Русская Лютеранская библиотека
http://www.geocities.com/luthlib/

Каталог Православных библиотек
http://www.pravoslavie.org/ml/News.php3

Библиотека Якова Кротова
http://www.krotov.org

Библиотека Православного христианина
http://www.wco.ru/biblio/

Список христианских авторов на сайте РХГИ
http://antology.rchgi.spb.ru/autor_list.rus.html

Библиотека святоотеческой литературы
http://orthlib.narod.ru/index.html

Библия-Центр
http://www.bible-center.ru/

Новые религиозные организации
http://blagovest.bel.ru/mission/sekts1/H0b-T.htm

Благодарю Александра Кукалева за присланные ссылки


8. Диалог с Листа

Атеизм - религия?

Лично я убеждена в том, что атеизм - это религия. Религия, которая своим главным постулатом ставит неверие в Бога. Религия, отрицающая все религии, но, тем не менее, НИЧЕМ не отличающаяся от иных религий. Свои пророки и апостолы; свои писания, почитаемые, если не священными, то истинными; свои школы и направления; а главное - свой бог, имя которому - не-бог, а, скорее, человеческий разум, возведенный на пьедестал Бога. Ну и т.д.
Упельсинка.

Извините, согласиться не могу! Атеизм есть философское течение, полагающее что у человека нет необходимости обращаться к богам с просьбами (с разными обоснованиями), то есть, буквально, А (без) ТЕОС (бог). Атеизм существует столько, сколько существует философия. Он не отрицает и не утверждает наличие богов.
Константин

Мне кажется что атеизм еще большая религия чем обычная. В обычной хоть можно во многом убедиться, там же просто обещания и после все идут получать реакции.
Каиласа.

Мне кажется это не совсем верно, или верно отчасти.
Здесь необходимо определиться с самим термином "атеизм". В это понятие входит самые различные мировоззрения и точки зрения. То есть это не единая доктрина, чтобы про нее в целом можно было бы сказать что религия это или нет.
Это название также является неким общим названием не только для тех, кто принципиально отвергает Бога, но и для тех, кто используя рациональные методы мышления сомневается в существовании творческого начала в мироздании, либо же, не отрицая это творческое начало сомневается в доктринах религии.
Необходимо отметить, что понятие атеизм также не совсем верное определение для этой категории данного круга идей. Оно сформировалось в результате последних 100 лет под влиянием коммунистической пропаганды. Однако на самом деле данные идеи были во все времена и назывались по разному. Например в философии античности это были материалисты, в древней Индии это была школа Локаяты.
Несомненно одно, что почти все направления "атеизма" основываются на рационализме и попытке объяснения процессов мироздания с помощью рациональных посылок. В настоящее время они широко используют данные науки и техники.
Абдулла Али


9. Почта Упельсинке

Привет, Упельсинка.
Я не знаю, могу ли я тебя так называть. Ну уже случилось. Один глупый вопрос: "Духовность и религия, это одно и тоже и что нужнее?"
Игорь

Такой вопрос прозвучал в 90-м Выпуске нашей Рассылки. В ответ пришло два отзыва, которыми я хотела бы с Вами поделиться:

Здравствуйте, Марина.

Tак как я атеист (вернее почти, как наверное большинство называющих себя атеистами людей), то и мнение мое будет с этой позиции.

1.Я исхожу из того, что Игорь под словом "религия" подразумевал "веру", а не религию как некий институт.

На мой взгляд понятие духовности безраздельно связано с понятием "религия" (какая бы то ни было) по следующим причинам. Во-первых, духовность есть следствие уровня развития и богатства внутреннего мира человека. А это, видимо, подразумевает влечение/стремление разума к поиску ответов на волнующие нас темы. Например, познание себя (логика и эмоции, сознание и подсознание), нашей среды обитания, мира вообще. Во-вторых, любой "ищущий" человек на каждом этапе жизни, имеет в той или иной мере удовлетворяющие его ответы, на такого рода вопросы. Как следствие из этого, можно сказать, что эта система ответов в какой-то мере является "религией"/ "верой" этого человека. независимо привязано ли это к некой зарегистрированой конфессии или нет. на вопрос "на что это нужно?" я считаю, что ответ тривиален - "Это не нужно", по той причине, что как только такой вопрос встает перед человеком, отпадает всякая надобность в этой самой духовности. Ведь на вопрос "зачем", удовлетворительный ответ может быть только конкретным и логическим, а следовательно искажающим смысл "эмоционального" понятия духовности как таковой.

То же касается вопроса о надобности религии.

2. Если же исходить из предположения что под понятием "религии" подразумевалась какая-либо из существующих религий (извините за тавтологию), то я не берусь делать вывод о вещах, в коих не достаточно компетентен.

Александр


Здравствуйте, Марина!

Прочитал только что последние выпуски Вашей рассылки, к сожалению, с опозданием, и решил немного поразмышлять над затронутым ниже вопросом. Предвижу возможные возражения по этико-цензурным соображениям, но вряд ли они будут разумны.

Во-первых, некоторые люди различают душевность и духовность - если первое понятие отражает неосознаваемые процессы эмоциональной сферы, то второе в большей мере отражает осознаваемые мыслительные процессы. Насчет духовности и религии... Среди многообразия человеческих потребностей выделяют группу идеальных, направленных на познание мира и передачу результатов познания последующим поколениям в виде памятников культуры в широком смысле. Этот процесс передачи отражает одну из общих тенденций живого (и, возможно, и неживой природы также) - тенденции сохранения и тенденции развития. Эти идеальные потребности удовлетворяются в рамках трех основных видов деятельности - наука, искусство и философия (религию можно рассматривать как частный случай). Конечно, знание, получаемое этими видами деятельности, различается - научное знание рационально; произведения искусства доставляют эстетическое наслаждение, помогая понять человеку себя и мир; религиозные течения хоть и различаются, но все они содержат в себе элементы общечеловеческих ценностей, которые по своему происхождению и значению выходят за рамки самой религии. Очевидно, что религия пытается решить и решает вопросы, которые часто считаются не по зубам другим видам познания (например, этические). Но я считаю, что все-таки, наука со временем сможет обосновать и объяснить эти виды ценностей. По сути дела это уже происходит. Стоит лишь почитать работы выдающихся ученых-гуманистов нашего времени. Духовный человек, в какой области он бы не трудился (даже если о работает в области естественных наук), больше не нуждается в опоре на религию, но это не значит, что он воинствующий противник ее способа познания мира и человека. Нет, ибо он, будучи осведомлен о наличии двух основных тенденций в мире - к сохранению накопленного, с одной стороны, и к развитию нового, к эволюции, с другой, не будет вырывать все с корнем. Существует не только генетическое наследование, но социально-культурное наследование. В этом контексте достижения, накопленные религией в аспекте духовных ценностей, неоспоримы, но нельзя отрицать того, что значение искусства, философии и науки также неоспоримы, более того, они направлены в будущее. А поскольку человеку присуща способность смотреть вперед, попытки отрицать иные виды знания о мире, кроме религиозного (с коими я встречаюсь иногда), нежизнеспособны и противны (эволюционной) природе человека.

С уважением, Юра.


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.da.ru (http://upelsinka.narod.ru)


Архив рассылки "Введение в религиоведение"-http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Архив рассылки "Интервью для Упельсинки" - http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Упельсинкина страница - http://upelsinka.da.ru (http://upelsinka.narod.ru)

Зеркала сайта Упельсинкина страница:
http://upelsinka.boom.ru
http://www.geocities.com/upelsinka



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное