Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Домашний репетитор по химии

  Все выпуски  

Содержание пособия <<Валеология на уроках химии>>



Содержание пособия «Валеология на уроках химии»
2012-08-06 17:42 yulianasol

ВВЕДЕНИЕ

Здравствуйте, дорогие читатели! Встречаясь друг с дру­гом, мы не придаем значения этим словам, а между тем уже в самом приветствии заложен огромный смысл. Со­всем недавно, встречаясь, наши предки говорили: «Здравия желаю». Не правда ли, приятно осознавать, что твое здо­ровье кого-то интересует? Может быть, настало то время, когда каждый должен задуматься сам над своим здоровь­ем и не только своим? Наша привычка вспоминать о здоро­вье, когда его уже нет, не кажется ли вам странной?

Где сегодня можно узнать, как сохранить и укрепить здоровье или хотя бы не навредить себе? Разумеется, об этом мы должны узнать, обучаясь в школе. Перед шко­лой встала важная задача: сформировать у ребят знания о том, как сохранить и укрепить свое здоровье. Больши­ми возможностями в формировании валеологических знаний1 обладают предметы естественнонаучного цикла. Знания, получаемые в шкопе, например по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее именно этот предмет может стать источником знаний о нашем здоровье, т.к.  только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря ему мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом  на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

Организм человека — это сложная химическая система,  которая не может функционировать самостоятельно, без взаимосвязи с окружающей средой.

Валеологическая информация в курсе химии способствует реализации принципа связи школы с жизнью: актуализации изучаемого материала, мотивации  и активизации познавательной деятельности учащихся, развитию интереса к предмету.

При создании данного пособия мы руководствовались  идеей оказания помощи учителям, которые при изучении химии обращают внимание школьников на валеологические аспекты. В этом пособии химические элементы и их соединения рассматриваются в соответствии с их расположением в периодической системе Д.И.Менделеева. Содержание пособия позволяет также организовать спецкурс «Химия и здоровье человека».

По нашем мнению, данное пособие позволит сэкономить время и силы и одновременно рассматривать валеологические вопросы не только в курсе химии, но и в курсах биологии, экологии.



Выступление на методической конференции «Акмеология — …»
2012-08-08 21:19 yulianasol

Мое выступление называлось алгоритм создания педагогического портфолио, в котором я попыталась объяснить ход создания педагогического портфолио через использование ресурсов единой образовательной сети www.dnevnik.ru



Педагогический проект «Создание единой информационной среды как средство повышения качества образования в школе»
2012-08-08 21:24 yulianasol



Валеология на уроках. Элементы 1А группы -натрий
2012-08-08 23:04 yulianasol

Элементы главной подгруппы I группы (щелочные металлы)

Элемент

Литий

Натрий

Калий

Рубидий

Цезий

Содержание в организме (70 кг) 0,67 мг 100 г 140 г 680 мг Д. о.
Мышечная ткань, % 0,023 ∙ 10″4 0,26-0,78 1,6 (20-70)* 10-4 (0,07-6)*10-4
Костная ткань, % Д. о. 1,0 0,21 (0,1-5)-10-4 0,013-10-4
Кровь, мг/л 0,004 1970 1620 2,49 0,0038
Ежедневный прием с пищей 0,1-2 мг 2-15 г 1400- 7400 мг 1,5—6 мг 0,004-0,3 мг
Токсическая доза 92-200 мг Нетоксичен 6 г Д. о. Нетоксичен
Летальная доза Д. о. - 14 г Д. о. -

Примечание. Здесь и далее приняты следующие услов­ные обозначения:

Д. о. — данные отсутствуют, г — грамм, мг — милли­грамм (одна тысячная грамма), мкг — микрограмм (одна тысячная миллиграмма, одна миллионная доля грамма).

Знаете ли вы, что…

∙ Недостаток лития способствует развитию у че­ловека маниакально-депрессивных психозов, ши­зофрении и других психических болезней. При си­стематическом применении карбонат лития Li2C03 обладает способностью прекращать и предупреждать приступы. Побочные эффекты препаратов лития проявляются в дрожании пальцев, нарушении рав­новесия, сонливости, жажде, нарушении сердечно­го ритма.

2Эмсли Дж. Элементы. М.: Мир, 1993, 255 с.

  • Из почвы литий извлекается свеклой и табаком.
  • Уменьшение содержания лития в крови — пока­затель гипертонического заболевания.

Натрий и здоровье человека

Содержание натрия в организме человека (масса тела 70 кг) составляет 100 г. Натрий — важный меж­клеточный и внутриклеточный элемент. В клетках ионы натрия находятся в малых количествах (прибли­зительно в 10—11 раз меньших, чем во внеклеточном пространстве).

Биологическая роль натрия

  • Поддерживает постоянство осмотического дав­ления крови, необходимое для нормальной жизне­деятельности клеток тканей. Участвует в регулиро­вании водного обмена, т. к. ионы натрия способ­ствуют увеличению потребления воды и связыванию воды в организме, а также повышению кровяного давления.
  • Активизирует пищеварительные ферменты, ре­гулирует работу нервной и мышечной тканей. Обмен натрия контролируется гормонами коры надпочечни­ков, способствующими задержке натрия и воды в орга­низме.

Источники поступления натрия в организм человека

  1. Пищевые продукты. Содержание природного на­трия в пищевых продуктах относительно невелико. Суточная потребность в натрии ~1— 2 г.
  2. Употребление продуктов, приготовленных с по­варенной солью.

Реакция организма на недостаток натрия

Недостаток натрия может наступить при длитель­ной рвоте или поносе, что повлечет за собой умень­шение объема крови и низкое артериальное давле­ние. Усвоение натрия снижается при сильном пото­отделении (в условиях жаркого климата), а также при больших физических нагрузках.

Реакция организма на избыток натрия

Поскольку натрий обладает способностью связы­вать воду в организме (1 г поваренной соли в состоя­нии связать до 100 мл воды), то организм испытывает жажду. Всем хорошо известно, как после соленой воды хочется пить. При перенасыщении тканей и крове­носных сосудов поваренной солью возникает избы­ток воды, что приводит к перегрузке всех органов. В первую очередь страдают почки (при образовании мочи они перерабатывают кровь с повышенным содержанием натрия). В результате возникают отеки ног и лица.. страдает также сердце, т.к.к вынуждено работать с большой нагрузкой.

Ограничение употребления соли желательно и в последние месяцы беременности.

Исследования, проведенные в Лондоне, показали, что избыток употребляемой соли может привести к состоя­нию, угрожающему жизни людей, страдающих астмой. Немаловажен контроль за потреблением соли при таком заболевании, как гемор­рой, т. к. при ее избыточном по­треблении жидкость остается в кровеносной системе, что спо­собствует набуханию вен в анусе.

У людей, болеющих остеопорозом (разрежение кости), при большом содержании натрия в пище наблюдается и большее его выделение, а вместе с ним и кальция — элемента, так необ­ходимого организму.

Известно, что в древности че­ловек не добавлял соль в пищу. На заре человечества она цени­лась на вес золота, ею платили дань. Великий Платон называл соль даром богов. Человек начал использовать поваренную соль в питании только в последние 1-2 тыс. лет, сначала как вкусовую приправу, а затем как консерви­рующее средство. На протяжении тысячелетий люди пользовались солью, не подозревая о коварстве сим­патичных белых кристалликов. (Известно, что многие народности Африки, Азии и Севера до настоящего вре­мени обходятся без соли.) Не подозревал этого и Кел­вин Смит — обычный заводской врач на одном из за­водов Форда в Детройте. Регулярно обследуя рабочих, Смит установил, что у одних артериальное давление всегда в норме, у других периодически подскакивало, у третьих из года в год оно становилось все выше и выше (последних доктор лечил от гипертонии).

Форд, как известно, впервые в мире ввел на своих заводах конвейер, и в общий обеденный перерыв тыся­чи рабочих усаживались за стол, получая стандартные порции одинаковой пищи. Присутствуя в столовой о долгу службы, Смит обратил внимание на то, что некоторые рабочие никогда не пользовались солон­кой, другие рабочие пробовали еду и иногда подсали­вали, третьи же, не пробуя, подсаливали всегда. До поры до времени эти привычки рабочих доктор авто­матически фиксировал, но однажды его осенило: у тех, кто никогда не солил, давление на протяжении многих лет оставалось в норме, а в число тех, кто все­гда подсаливал пищу, входили его пациенты с высо­ким давлением. Так мир узнал, что избыток соли в пище вызывает гипертонию.

Около 50% всех гипертоников реагируют на соль, поскольку они являются солевосприимчивыми, т. е. показатели кровяного давления у них заметно изме­няются при увеличении или сокращении потребле­ния соли. Подобная солевая чувствительность, по мнению большинства представителей медицины, яв­ляется наследственной. Она сильнее проявляется при избыточной массе тела и чаще наблюдается у людей преклонного возраста.

Восприимчивость к соли встречается и у людей, считающихся практически здоровыми в отношении кровяного давления. Спровоцировать гипертонию у них может злоупотребление солью на протяжении многих лет.

Ограничивать потребление соли следует постепен­но, в течение 2 или 3 месяцев, придерживаясь при этом следующих этапов:

  1. Пробуйте пищу на вкус, прежде чем посолить.
  2. Уберите солонку со стола.
  3. Меньше кладите соли, готовя пищу. Для начала ограничьтесь 3/4 привычного количества. Затем со­лите наполовину меньше.
  4. Кладите в пищу травы, перец, чеснок, сухую горчицу, лимонный сок, пряности, мускатный орех.

5. Ограничьте потребление соли, которую вы по­лучаете с готовыми продуктами (консервированные супы, овощи, мясо, рыба).

Пищевые приправы, заменяющие соль

К птице Зеленый перец, лимонный сок, майоран, свежие грибы, красный перец, петрушка, шалфей, чабрец
К рыбе Лавровый лист, сухая горчица, зеленый перец, лимонный сок, майоран, свежие грибы, красный перец
К молодой баранине Чеснок, мята, розмарин
К свинине Чеснок, яблоки, яблочный уксус, шалфей, абрикос, лавровый лист, имбирь, майоран
К супам: гороховому фасолевому овощным , Лавровый лист, петрушка Сухая горчица Уксус, сахар

 

 

 



В избранное