Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Трудоустройство инвалидов: расходы, которые могут стать доходами

Трудоустройство инвалидов: расходы, которые могут стать доходами

+5.7

Несмотря на сложное положение с трудоустройством инвалидов в России, все-таки
можно говорить о том, что в этом направлении происходят определенные подвижки.
Во всяком случае, внимание на их проблемы сейчас обращают как общественные организации,
так и государственные органы. Этому способствовало изменение взглядов
на роль инвалидов. Об этом рассуждает главный эксперт экспертно-аналитического
отдела Центра по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ Елена Янчук.

Два года тому назад на встрече, посвященной социальной реабилитации и созданию
безбарьерной среды для инвалидов, об этой перемене говорил Дмитрий Медведев:
<К сожалению, в прежние годы, что нашло свое отражение, конечно, в нашем трудовом
законодательстве, в законодательстве о социальном обеспечении, представления
были такие: люди с ограничениями по здоровью, инвалиды не должны трудиться. Это
как бы общая парадигма законодательства. А это совсем не так, как раз ситуация
прямо противоположная>.

Распоряжением правительства Российской Федерации в 2012 году была утверждена
новая редакция государственной программы <Доступная среда> на 2011-2015 годы.
Ее целями стали формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа
к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности
инвалидов и других маломобильных групп населения, совершенствование механизма
предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной
экспертизы с целью интеграции инвалидов в общество.

С 2011 года в рамках этой программы осуществляется поддержка планов общественных
организаций по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том
числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест с общим объемом
финансирования 628,45 млн рублей. Из них на 2011 год был запланировано
67,83 млн рублей, на 2012 год - 93,53 млн, на 2013 год - 124,36 млн, на 2014
год - 156,23 млн рублей. В 2015 году предполагается потратить 186,50 млн рублей.

Но помощь со стороны государства не ограничивается простым финансированием специальных
программ. Происходят изменения и на законодательном уровне. Одним
из примеров можно считать проект о внесении изменений в статью 21 закона о социальной
защите инвалидов в Российской Федерации. Авторы этого документа предлагают
установить квоту рабочих мест для инвалидов и в небольших компаниях с численностью
занятых от 35 до 100 человек в размере до 3% от списочного состава.

Если представители общественности к такому предложению относятся в высшей степени
положительно, то в предпринимательских кругах оно воспринимается неоднозначно.
И речь идет совсем не о том, в какую сторону округлять дробные показатели, полученные
в результате арифметических действий по подсчету квот, хоть и этот
вопрос до конца не прояснен.

Куда существеннее выглядит аргумент о затратах, необходимых для реализации этого
предложения. Действующими в России санитарными нормами предусмотрены особые
требования к рабочим местам для инвалидов. Для того, чтобы оборудовать их соответствующим
образом, требуются серьезные финансовые вложения. И если крупным
предприятиям проще заплатить штраф, чем заниматься соответствующей подготовкой,
то организации малого бизнеса и в том и в другом случае могут понести критически
важные денежные потери.

Однако здесь предприниматели могут рассчитывать на господдержку. В 2013 году
на оборудование 14 200 рабочих мест для инвалидов из федерального бюджета выделено
792 млн рублей. Обустройство одного места обходится госбюджету в среднем в 66
200 рублей, но к этому смело можно прибавить и средства, которые выделяют
регионы.

Следует заметить, что трудоустройство инвалидов - это не благотворительность.
Они могут стать настоящей находкой для своего работодателя. Уровень их образования
достаточно высок. Более 61,6% инвалидов имеют профессиональное образование, из
них высшее получили 14,7%, а среднее - 46,9%.

Правда, инвалидов можно привлекать далеко не на все работы. Эти ограничения тоже
прописаны в действующем законодательстве. И если определять квоты от общей
списочной численности, получается, что часть организаций просто не сможет работать
без нарушений.

В качестве выхода из сложившейся ситуации при доработке законопроекта предлагается
предусмотреть такие критерии дифференциации труда, как отраслевая принадлежность
работодателя и характер условий труда. В том случае, если они не позволяют привлекать
к работе граждан, имеющих ограниченную способность к трудовой деятельности,
при расчете количества рабочих мест для приема на работу инвалидов надо уменьшать
среднесписочную численность работников на количество рабочих мест с тяжелыми
и вредными условиями труда, подтвержденное результатами аттестации рабочих мест.

Логика такого предложения понятна, а вот будут ли эти аргументы услышаны законодателями
- покажет время. Важнее здесь другое. Такие дискуссии лишний раз
подтверждают: мысль о том, что инвалиды должны иметь такое же право на труд,
как и другие граждане, встречает активную поддержку в нашем обществе.

Станислав Козак

Источник:
www.tpp-inform.ru

http://www.dislife.ru/flow/theme/24679/

Ответить   Thu, 6 Jun 2013 11:36:11 +0300 (#2761652)