Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] О людях с равными возможностями. Галерея <<Стерх>> привезла в Ханты-Мансийск <<Рельефы цвета>>

О людях с равными возможностями. Галерея <<Стерх>> привезла в
Ханты-Мансийск <<Рельефы цвета>>

За шесть лет существования социально-творческий проект для широкой
аудитории, включающей людей с ограниченными возможностями, приобрел
своих почитателей.
Но чтобы понять, почему он не теряет популярность, начнем с рассказа об
одной слепой девушке.

После свадьбы в Югру

Имя Ларисы Малышкиной вошло в историю мирового пауэрлифтинга, ведь она
двукратная чемпионка мира, ее знают многие рукодельники страны, она не
раз выигрывала
конкурсы по вязанию, а еще Лариса - дипломированный психолог. Девушка
уже второй раз приехала в Югру из поволжского города Йошкар-Ола по
приглашению галереи
<<Стерх>>, чтобы провести мастер-классы по вязанию. С рождения у нее было
очень слабое зрение, а в 15 лет после осложнений оно пропало совсем. Но
ограниченные
возможности - это не про нее.

Лариса посетила Ханты-Мансийск со своим мужем Евгением. Они знакомы уже
более десяти лет и чуть больше двух лет женаты. Удивительным образом
история их
бракосочетания оказалась связана с приглашением на <<Рельефы цвета>>.
Ребята рассказывают ее, перебивая и дополняя друг друга. А началось все
с вопроса о
спортивных достижениях Ларисы:

- В 2009 году я начала заниматься пауэрлифтингом. Кстати, первый мой
чемпионат России прошел в апреле 2010 года именно в Ханты-Мансийске. Я
там заняла первое
место. Меня включили в сборную команду России. Затем был чемпионат
мира в Турции.

- Но самое интересное случилось перед поездкой на чемпионат, - перевел
разговор в другое русло Евгений. - Мы с Ларисой решили сыграть свадьбу.
Буквально
в последние дни за чашкой чая продумали, как будет выглядеть свадебное
платье. Она его хотела именно связать. Купили нитки, затолкали в чемодан.

- Меня не было месяц, и все это время в самолете, в перерывах между
тренировками я вязала свое свадебное платье и привезла его уже готовым,
- продолжает
Лариса.

- После свадьбы несколько фотографий мы <<вывесили>> в Интернете, там
проходил конкурс <<Праздничный вечер>> от журнала <<Верена>>. Лариса заняла
первое место,
обошла 117 участников России. Получила по почте огромный ящик пряжи,
который до сих пор не может извязать. А в одном из первых номеров за
2011 год была
опубликована статья про Ларису, которую прочитали в Сургуте. Вот так мы
и оказались на проекте в первый раз.

Мастер-класс в Ханты-Мансийске проходил на базе центра социальной помощи
семье и детям <<Вега>>. Еще до начала встречи ребята, зная, что к ним
придет незрячий
мастер, расспрашивали взрослых: как она передвигается, как вяжет, как
смогла приехать. Но все ответы дети получили, как только начался
мастер-класс. Этот
пример полностью отражает концепцию всего проекта - незрячие для зрячих,
зрячие для незрячих. Лариса и Евгений помогали каждому. Мальчики сначала
стеснялись
делать шерстяные поделки, ну, совсем это не мужское дело. Евгений их
всячески подбадривал:

- Я с детства занимался бисероплетением, сейчас мне нравится вязать,
зачем обращать внимание на предрассудки?

Сейчас молодая семейная пара работает в тандеме, благодаря чему Евгений
постиг искусство вязания:

- Даже когда еду в транспорте и вижу на ком-то вязаную вещь,
автоматически провязываю этот кусок и составляю схему в голове, - с
улыбкой добавил Евгений.

Равные - не на словах

Приглашать жизнелюбивых и активных мастеров из числа инвалидов - такова
одна из задач <<Рельефов>>. История Ларисы - яркий пример того, что
счастливым и успешным
можно быть вопреки обстоятельствам.

- Когда человек доходит до трагического состояния, лишается рук, ног,
зрения, его первая эмоция - ужас. Не каждый в силах перейти эту границу.

Это как процесс умирания и воскрешения. Я знаю людей, которые ослепли и
год не выходили из дома. Поэтому для нас было важно пригласить для
участия в проекте
сильных социализированных людей, которым есть что сказать, которые если
и отличаются от нас, то только своей силой, - пояснила Лариса Гурова,
директор
галереи современного искусства <<Стерх>>. - Для нас важно, чтобы люди,
которые приходят на мероприятия проекта, забыли про заботы и погрузились
в искусство.

Два года назад в стенах галереи прошел эксперимент. В рамках проекта
была представлена экспозиция <<Трогательное железо>>, где каждому
посетителю предлагалось
надеть маску и наушники, слушать экскурсию с помощью плеера, а
представленные предметы изучать на ощупь. По словам Ларисы Николаевны,
многие настолько
испугались этой временной слепоты, что срывали маски во время экскурсии.

Еще одна значимая задача проекта - показать, что люди с ограниченными
возможностями не ограничены в эмоциях и чувствах.

- Мало стимулировать инвалидов к активной жизни, необходимо и общество
готовить к тому, что инвалиды придут в него как полноценные его члены. А
это происходит
только при общении.

Когда в одном музейном пространстве пересекаются слепые, колясочники и
условно здоровые люди, и последние видят, что инвалиды точно так же
реагируют на
те или иные вещи, снимается ряд серьезных психологических барьеров,
меняются стереотипы, - отметил Сергей Филатов, председатель РООИЗ
<<Тифлопуть>>.

Сергея Ивановича можно назвать идейным вдохновителем проекта. Ведь
первая мысль о будущих <<Рельефах цвета>> зародилась именно у него. А
началось все с посещения
Третьяковки:

- В 2007 году я в составе группы слепых был в этой галерее. Гид
доходчиво рассказывала о картинах, нам даже разрешили потрогать
кое-какие скульптуры. Когда
я вернулся в Сургут и встретился с галерейщиками, возникла идея
организовать проект. И вот с 2008 года у нас проходят <<Рельефы цвета>>,
куда в обязательном
порядке включены работы, имеющие тактильную составляющую: слепому
человеку их можно пощупать, услышать, укусить, если надо, - говорит
Сергей. - Отдельным
блоком всегда представлены работы слепых художников. Например, Мансура
Закирова, который, постепенно утрачивая способность видеть, продолжал
творить. Его
работы, кстати, выставлены в Третьяковке.

Еще на первом проекте питерский художник Олег Зиновьев, которому уже 80
с лишним лет (он ослеп после блокады Ленинграда), сказал, что впервые за
всю жизнь
его работы выставляли наравне с обычными художниками.

И это потрясающий стимул работать. Люди, которые приезжают участвовать в
проекте, заряжаются энтузиазмом.

В этом году посетители окружной столицы смогли увидеть, услышать и
потрогать работы в стиле флор-текстиль, звуковые и деревянные
скульптуры, выставку тактильных
книг и многое другое.

<<Рельефы цвета>> с самого начала включали принцип - незрячие для зрячих,
зрячие для незрячих. С 2008 года аудитория расширилась, на выставках
встречаются
уже люди с различными ограничениями здоровья, взрослые и дети, знатоки
искусства и любители.

Проект стал брендом галереи <<Стерх>>. Ежегодно его посещают от 3 до 7
тысяч человек в течение двух-трех недель, из них 10-15 % - инвалиды из
Сургута, Нижневартовска,
Пыть-Яха, Нефтеюганска и других городов.

Проект 2013 года проходит при поддержке Министерства культуры Российской
Федерации. Благодаря этому расширена его география - выставки и
мероприятия впервые
выехали за пределы Сургута и представлены в Ханты-Мансийске. Выставка в
Доме-музее Владимира Игошева работает до 12 января, а в Музее геологии
нефти и
газа - до 23 декабря.

Сказка как лекарство для души

Придать уверенность в себе и своих силах нужно и детям-инвалидам. Для
этого на проект приехала профессиональная сказочница Елена Ходырева.
Точнее, ее профессия
называется сказкотерапевт.

- Умение читать, рассказывать сказку - важный навык, который утерян, -
объяснила Елена. - Сказкотерапевт, общаясь с педагогами и родителями,
рассказывает,
как правильно читать детям сказки. А для этого важно понимать ее смысл,
чтобы ребенок задумался, почему герой поступает тем или иным образом.
Через осознание
сказочных сюжетов ребенок воспринимает определенный жизненный опыт. У
особых деток не всегда есть возможность активно взаимодействовать в
социуме. Естественно,
что родители и педагоги стараются уберечь их от различных невзгод.
Потребность накопления социального опыта есть у каждого человека,
поэтому, наверно,
больше желания слушать, читать, общаться через сказочные истории
наблюдается у особых детей. А после того как сказка прочитана или
рассказана, возникает
другая потребность - оживить ее. И мы начинаем создавать куклы. Ребенок
выбирает того персонажа, который ему больше всего понравился, чьи
качества он хотел
бы перенять, и создает игрушку.

Елена более 15 лет занимается сказкотерапией, ведет семинары,
индивидуальные занятия, консультации, работает со всеми категориями
детей начиная от года.
В Ханты-Мансийке она провела занятия для детей и педагогов
реабилитационного центра <<Лучик>>. Было предложено создать свою
собственную куколку-помощницу
на основе русской народной сказки о Василисушке. Эту историю знают
многие: умирая, мама дала своей дочери Василисушке куколку-помощницу. И
девочка прислушивалась
к советам своего амулета, которые помогли ей во всех жизненных невзгодах.

12-летняя Кристина пришла на мастер-класс в сопровождении своего
психолога Елены Воробьевой. Со стороны они больше напоминали двух
подружек, смеялись, помогали
друг другу мастерить кукол. Елена Ходырева подобрала точное описание для
своей тезки - матушка. То есть не мама в традиционном понимании, а
термин из сказок,
описывающий человека, сопровождающего и помогающего.

- Кристина - скромная девочка, но талантливая. Она занимается конным
спортом, теннисом, учится в гимназии. Если с ней работать, как мы
сегодня, раскрываются
все ее способности, - говорит Елена Воробьева. - Сегодня на
мастер-классе я прочувствовала, что можно потом передать детям. Для меня
все интересно, я -
начинающий психолог, поэтому как губка впитываю в себя новые знания.
Благодаря куклотерапии я поняла, как объяснять детям те или иные вещи.
Например, если
им напрямую говорить, что можно, а что нельзя, они не воспримут это. А
через сказку получается понятно и наглядно.

Ольга Холявина

Источник:
Новости Югры

http://dislife.ru/articles/view/27806#cut

Ответить   Sun, 15 Dec 2013 22:16:16 +0400 (#2894423)