Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Особенности предоставления скидок покупателям в розничной торговле.


Особенности предоставления скидок покупателям в розничной торговле.

аудиторские услуги в ТвериВ соответствии с пунктом 1 статьи 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Согласно подпункту 19.1 пункта 1 статьи 265 Кодекса к таким расходам относятся в том числе расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности, объема покупок.
 Таким образом, подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 Кодекса применяется в тех случаях, когда предоставление скидки (выплата премии) предусмотрено условиями соответствующего договора купли-продажи, а основанием предоставления такой скидки (выплаты премии) является выполнение покупателем определенных условий договора.
(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 марта 2008 г. N 03-03-06/1/196)
В розничной торговле заключать договор с каждым клиентом не удастся. Такие договоры являются публичными, соответственно цена товаров должна быть одинаковой для всех потребителей (п. 2 ст. 492 ГК РФ). Скидку и новую цену товара с учетом скидки достаточно указать на ценнике.
 При организации сезонных распродаж, скидок за объем покупки, в случае снижения качества товара или истечении срока его годности необходимо составить приказ, в котором, следуя внутренним положениям, устанавливаются те или иные скидки. На основании приказа следует оформить акт на уценку товаров (форма N МХ-15, утверждена постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. N 66).

Для предприятий розничной торговли учет реализации товаров со скидками имеет ряд особенностей.

 В рознице реализация товара определяется на момент продажи с учетом предоставленных скидок. Исходя из этого, на счетах бухгалтерского учета такая реализация отражается по дебету счета кассы в корреспонденции со счетом учета выручки от реализации (дебет счета 50 кредит счета 90.1). При этом себестоимость реализованных товаров списывается по учетным ценам (стоимость приобретения или продажные цены):
 Дебет счета 90-2 "Себестоимость продаж",
 Кредит счета 41 "Товары" - на себестоимость реализованных товаров по учетным ценам.
 При этом в случае если в соответствии с принятой учетной политикой товары учитываются по стоимости приобретения, то дополнительных расчетов и учетных записей на счетах бухгалтерского учета не производится. При этом сумма выручки и валовой прибыли от реализации товаров уменьшается на сумму скидок, предоставленных покупателям.
 В случае если товары учитываются по продажным ценам, то возможно два варианта учета в зависимости от вида продажных цен:
 1) учетная продажная (без учета скидок);
 2) продажная (с учетом скидок).
Если учет ведется по продажным ценам, то информация о торговых наценках (скидках) должна быть отражена на счете 42 "Торговая наценка". В этом случае на указанные предприятия не распространяются положения пункта 16 ПБУ 5/01 об оценке товаров (письмо Минфина от 9 сентября 2005 г. N 03-11-04/2/75). Сумму скидки списывают за счет ранее начисленной торговой наценки.
 
 Пример
 ООО "Универсам" осуществляет розничную продажу мягкой мебели. Стоимость мебели составляет 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Торговая наценка на товар - 41 600 руб., а его продажная цена - 141 600 руб. (в том числе НДС - 21 600 руб.).
 Весь товар был реализован с 5-процентной скидкой по цене 134 520 руб. (141 600 руб. - 141 600 руб. х 5%).
 В бухгалтерском учете ООО "Универсам" надо сделать следующие проводки:
 Дебет 41 Кредит 60
 - 100 000 руб. - оприходован товар;
 Дебет 19 Кредит 60
 - 18 000 руб. - выделен НДС по товару;
 Дебет 68 "НДС" Кредит 19
 - 18 000 руб. - НДС принят к возмещению;
 Дебет 60 Кредит 51
 - 118 000 руб. - оплачен товар поставщику;
 Дебет 41 Кредит 42
 - 41 600 руб. - учтена торговая наценка;
 Дебет 50 Кредит 90
 - 134 520 руб. - отражена оплата товара покупателями;
 Дебет 90 Кредит 68 "НДС"
 - 20 520 руб. - выделен НДС с выручки от продажи товаров;
 Дебет 90 Кредит 41
 - 134 520 руб. - списана стоимость товара;
 Дебет 41 Кредит 42
 - 7 080 руб. (141 600 руб. х 5%) - учтена скидка;
 Дебет 90 Кредит 42
 - 34 520 руб. - сторнирована наценка по реализованным товарам;
 Дебет 90 Кредит 99
 - 14 000 руб. ((134 520 - 20 250) - (118 000 - 18 000)) - отражена прибыль от реализации товаров.


 В целях налогообложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом налоговая база при реализации товаров, если иное не предусмотрено законодательством, определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ).
 В соответствии с п. 1 ст. 40 Налогового кодекса РФ если иное не предусмотрено ст. 40 Налогового кодекса РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
 Однако налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях (п. 2 ст. 40 Налогового кодекса РФ):
 1) между взаимозависимыми лицами;
 2) по товарообменным (бартерным) операциям;
 3) при совершении внешнеторговых сделок;
 4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
 При определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки (п. 3 ст. 40 Налогового кодекса РФ). При этом учитываются скидки, вызванные:
 1) сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
 2) потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
 3) истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
 4) маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
 5) реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
 При этом рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 Налогового кодекса РФ).

Поэтому организации целесообразно принять маркетинговую политику с определенной системой скидок, тогда затраты на скидки будут обоснованными и документально подтвержденными, т.е. соответствующими критериям признания расходов, предусмотренных п. 1 ст. 252 и п. 1 ст. 265 НК РФ, даже в случае превышения скидкой указанного 20-процентного "порога".

 Исходя из этого, в целях налогообложения предоставление покупателю скидки и реализация товаров по ценам ниже применяемых обычно на рынке признается экономически обоснованным.

 В целях налогообложения прибыли рыночные цены аналогично порядку их определения по НДС (п. 6 ст. 274 Налогового кодекса РФ)
 В соответствии с подпунктом 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок признаются внереализационными расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу. Однако условие предоставления скидки должно быть предусмотрено договором, в противном случае такой расход налоговую базу не уменьшает.
 Следует отметить, что в бухгалтерском учете продавца сумма скидок уменьшает выручку от реализации товаров.
В то время как для целей налогообложения сумма скидки является внереализационным расходом. Однако сумма прибыли в бухгалтерском учете и для целей налогообложения будет одинаковой.

 Таким образом, в случае, когда порядок предоставления скидок закреплен договором или внутренними документами организации, то их сумма является обоснованной, уменьшает налоговую базу по НДС и налогу на прибыль.

На нашем сайте - архив налоговых и бухгалтерских консультаций



В избранное