Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что такое консолидированная отчетность?


Что такое консолидированная отчетность?

На сегодняшний день в нашей стране институт консолидированной бухгалтерской отчетности находится на этапе становления.
В мае 2004 г. в Государственную Думу был представлен законопроект "О консолидированный финансовой отчетности" по которому, в декабре 2005 г., состоялось второе чтение. Однако данный документ на сегодняшний день не принят и фактически официально действуют Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. N 112.
Фактически данные Методические рекомендации не работают, т.к. не могут использоваться предприятиями с целью составления консолидированной отчетности. Да и сама консолидированная отчетность по российским стандартам интересна узкому кругу пользователей.

Сегодня составление сводной отчетности по группе компаний на территории Российской Федерации носит добровольный характер (за исключением банковской сферы).

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (с изм. и доп. от 26.03.07), при наличии дочерних и зависимых обществ организация дополнительно составляет сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ.
Основные методологические положения по составлению сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 30.12.96 N 112 "О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности" (с изм. и доп. от 12.05.99).

В соответствии с указанными документами бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность в следующих случаях:
головная организация обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;
при наличии у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.

Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Данные о дочернем или зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность в следующих случаях:
доля голосующих акций, или доля в уставном капитале дочернего общества и доля голосующих акций, или доля в уставном капитале зависимого общества приобретены на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;
головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом.

Разберем порядок составления консолидированной отчетности в ОАО.
Вся группа предприятий, объединяемых в сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность отрасли, условно представляет собой единое целое. Следовательно консолидированная бухгалтерская отчетность должна быть составлена по принципу единства учетных политик всех участников, объединяемых в такую отчетность.
Для этого учетная политика каждого участника (предприятия) приводится к учетной политике, выбранной для составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности.
Последовательность действий при подготовке консолидированной бухгалтерской отчетности по каждому виду основной деятельности предприятий может быть следующей:
1) исходные данные каждого участника проверяются на правильность составления бухгалтерской отчетности и отсутствие арифметических ошибок;
2) бухгалтерская отчетность каждого участника приводится в соответствие с учетной политикой, выбранной в целях составления консолидированной бухгалтерской отчетности. При этом составляются таблицы корректировок;
3) производится сверка взаимных расчетов и финансовых взаимоотношений между всеми участниками консолидированной группы отдельного вида деятельности;
4) урегулируются несоответствия и разногласия в представленных данных;
5) производится построчное суммирование бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках всех участников консолидированной группы отдельного вида деятельности в целях получения промежуточной отчетности;
6) составляются таблицы элиминирования (исключения) внутригрупповых расчетов (баланс) и внутригрупповых оборотов (отчет о прибылях и убытках);
7) из промежуточного баланса и промежуточного отчета о прибылях и убытках производится вычитание данных таблиц элиминирования.
В результате получаем консолидированную бухгалтерскую отчетность каждого вида основной деятельности.
Именно такая отчетность и расшифровки, подготовленные каждым предприятием данного вида деятельности по расчетам с предприятиями других видов деятельности, входящими в систему ОАО, будут являться результатом подготовки и составления сводной бухгалтерской отчетности по каждому виду основной деятельности.
Каждое предприятие, входящее в состав ОАО, заполняет определенное количество пакетов расшифровочных таблиц. Количество зависит от числа видов основной деятельности. В них предприятия раскрывают характер взаимоотношений со всеми предприятиями, входящими в данный вид основной деятельности.

На нашем сайте - консультации юристов


В избранное