Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исчисление НДС налоговыми агентами - покупателями государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями.


Исчисление НДС налоговыми агентами - покупателями государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями.


Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами, приобретающими государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями, предусмотрен абз. 2 п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 164, п. 3 ст. 171, п. 4 ст. 173, п. 3 и п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ и применяется с 1 января 2009 года.

Обратите внимание: Рассматриваемая норма НК РФ, на основании п. 3 ст. 2, п. 11 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ, действует в случае продажи (передачи) государственного имущества, осуществляемой начиная с 1 января 2009 года (то есть до указанной даты обязанностей налоговых агентов у перечисленных лиц не могло возникнуть).

При продаже жилья действует норма ст.149 НК РФ – эта операция освобождена от налогообложения. Особенностей при покупке жилья у муниципалитетов не установлено, разъяснений Минфина пока нет. При последующей покупке жилья у города необходимо еще раз уточнить этот вопрос.

К данной группе налоговых агентов относятся организации и индивидуальные предприниматели - покупатели указанного имущества.
При этом необходимо отметить, что налоговыми агентами являются любые организации и индивидуальные предприниматели, как являющиеся налогоплательщиками НДС, так и не являющиеся ими.
В частности, налоговыми агентами по НДС также являются:
- организации и индивидуальные предприниматели, получившие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога в порядке ст. 145 НК РФ;
- организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (п. 4 ст. 346.1. НК РФ);
- организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (п. 5 ст. 346.11. НК РФ);
- организации и индивидуальные предприниматели, применяющие система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ).

Налоговая база

Налоговая база при реализации указанного имущества определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества.
Под имуществом необходимо понимать виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ).

Налоговая ставка

При исчислении налога налоговыми агентами он определяется расчетным методом как процентное отношение налоговой ставки (18% или 10%) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки:
18/118 x 100 или 10/110 x 100
Например, стоимость продажи государственного имущества составляет 2.450.000 руб. с учетом НДС. Сумма НДС, подлежащая перечислению, составит - 373.728,8 руб. у.е. (2.450.000 х 18/118).

Порядок и сроки уплаты налога

В случаях приобретения государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями, уплата налога производится налоговыми агентами (покупателями).
Однако, непосредственного порядка и сроков уплаты НДС не установлено.

Налоговые вычеты

Удержанный НДС, который налоговый агент уплатил в бюджет, можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Но для этого необходимо, чтобы:
- организация (индивидуальный предприниматель) являлась плательщиком НДС и состояла на учете в налоговых органах (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ);
- имущество использовалось в деятельности, облагаемой НДС (абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ);
- в наличии имелось платежное поручение, подтверждающее, что НДС удержан и перечислен в бюджет (п. 1 ст. 172 НК РФ).
При этом нормы п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ позволяют сделать вывод, что право на возмещение из бюджета НДС возникает в том налоговом периоде, когда сумма налога, удержанная налоговым агентом с арендодателя, фактически перечислена в бюджет.
Налоговый агент имеет право на вычет суммы НДС в том налоговом периоде, в котором произведено фактическое перечисление этой суммы в бюджет (Письмо Минфина России от 07.04.2008 N 03-07-08/84).
В то же время главное налоговое ведомство страны предпочитает иной вариант вычета: по мнению ФНС (см., например, Письмо от 07.06.2008 N 3-1-10/81@), налоговый агент может воспользоваться вычетом в налоговом периоде, следующем за тем, в котором налог был уплачен и отражен в декларации по НДС (даже если налоговый агент перечислил НДС до истечения налогового периода).
А вот судьи с такой постановкой вопроса не согласны, о чем свидетельствует арбитражная практика: постановления ФАС СКО от 28.05.2008 N Ф08-2863/2008 (Определением ВАС РФ от 25.07.2008 N 9235/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС), от 21.08.2008 N Ф08-4930/2008, ФАС ВВО от 02.05.2007 N А43-16382/2006-34-691, ФАС ЗСО от 24.05.2006 N Ф04-3085/2006 (22778-А27-26), ФАС УО от 09.09.2004 N Ф09-3657/04-АК). Таким образом, если условия, необходимые для принятия данных сумм НДС к вычету (п. 2, 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ), соблюдены в одном налоговом периоде, то эти суммы налогоплательщик вправе отразить в одной декларации: по строке 090 раздела 2 и строке 310 раздела 3.

Порядок сдачи налоговой декларации

Согласно п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом согласно п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (пр. N 2 к приказу Минфина РФ от 07.11.2006 г. N 136н) предусматриваются следующие особенности заполнения декларации:
- если налогоплательщик в налоговом периоде осуществляют только функции налогового агента, то ими заполняются титульный лист и раздел 2 декларации;
- если налогоплательщик осуществляет в налоговом периоде только операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149 НК РФ), и выполняет функции налогового агента, то им заполняются титульный лист, разделы 2 и 9 декларации (при заполнении раздела 1 декларации в этом случае ставятся прочерки);
- если функции налогового агента выполняют организации и индивидуальные предприниматели, не являющимися налогоплательщиками НДС в связи с переходом на ЕСХН на УСН, а также на ЕНВД, то заполняются титульный лист и раздел 2 декларации (при отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки);
- если функции налогового агента выполняет иностранная организация, состоящая на налоговом учете и имеющая на территории РФ несколько подразделений, то раздел 2 декларации заполняется и включается в состав представляемой декларации отделением данной иностранной организации, уполномоченным осуществлять уплату налога в целом по операциям всех находящихся на территории РФ отделений.

Отдельно о счетах-фактурах

С 01.01.2009 п. 3 ст. 168 НК РФ действует в редакции упомянутого нами Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ и закрепляет за налоговыми агентами право на налоговый вычет при наличии счета-фактуры (последний выставляется налоговым агентом самостоятельно по тем же правилам, которые действуют для плательщиков НДС (п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ)).
Напомним, что налоговики и ранее требовали у налоговых агентов счета-фактуры в подтверждение вычетов. Данная позиция получила дополнительное обоснование после внесения изменений (см. Постановление Правительства РФ от 11.05.2006 N 283) в п. 16 Правил ведения книг покупок и книг продаж, в результате которых в документе появилось упоминание о регистрации в книге продаж счетов-фактур, выставленных при исполнении обязанностей налоговых агентов. Например, в Письме от 15.11.2004 N 24-11/73835 столичные налоговики отметили: арендатор госимущества составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой "Аренда государственного имущества". Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. В книге покупок счет-фактура регистрируется только в части арендного платежа, который подлежит включению в данном отчетном периоде в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, и в соответствующей доле подлежит возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость.
По нашему мнению, данными разъяснениями можно руководствоваться и в настоящее время, во всяком случае до того момента, пока не будут внесены соответствующие поправки в Правила ведения книг покупок и книг продаж.

К вопросу о платежных поручениях

При заполнении платежного поручения налоговому агенту в поле "Статус" необходимо указать соответствующий код (02). К сожалению, ошибки здесь возможны, в связи с чем, полагаем, читателям будет интересна арбитражная практика по данному вопросу.
Постановление ФАС СЗО от 06.03.2008 N А56-12605/2007. Согласно акту проверки у общества установлена переплата по карточке и лицевому счету по НДС (внутренние обороты), которая возникла по причине ошибочного указания в платежных поручениях статуса предприятия "01" вместо "02". Начисления в карточке лицевого счета как налоговым агентом не производились. Зачет сумм переплаты НДС (внутренние обороты) в счет уплаты НДС как налоговым агентом по заявлению организации налоговой инспекцией не произведен.
Неправильное указание в платежном поручении в поле 101 значения статуса "01" (налогоплательщик) не могло повлиять на правовую природу уплаченной суммы. В этой связи суды обоснованно указали на отсутствие у предприятия обязанности по повторному перечислению в бюджет спорной суммы НДС (Постановление ФАС УО от 27.10.2008 N Ф09-7844/08-С2).
Суд первой инстанции обоснованно признал, что обязанность по уплате НДС с арендных платежей обществом выполнена своевременно, что подтверждается платежными поручениями. То, что в платежных поручениях неверно указан статус плательщика (вместо "02 - налоговый агент" указано "01 - налогоплательщик, юридическое лицо"), не является основанием для доначисления НДС, поскольку из текста назначения платежа следует, что уплата налога осуществлялась именно как уплата НДС с арендной платы по договорам с КУГИ. Перечисления налога в бюджет обществом производились, и эти платежи были отражены в двух карточках лицевого счета - по НДС (внутренние обороты) и по НДС (налоговый агент).
Учитывая, что НДС поступает в один бюджет и налоговый орган принял заявление о зачете переплаты в счет НДС (внутренние обороты), уплаченного как налоговым агентом, то независимо от того, налогоплательщиком или налоговым агентом является лицо, перечисляющее сумму налога, а также исходя из положений п. 2 ст. 24, п. 5 и 11 ст. 78 НК РФ, Инспекция была обязана принять решение о зачете сумм налога за счет общей суммы имевшейся переплаты по этому же налогу.
Таким образом, кассационная инстанция посчитала выводы инспекции ошибочными: оснований для доначисления НДС у налогового органа не имелось (см. также Постановление ФАС ВСО от 11.10.2007 N А19-809/07-20-Ф02-7602/07).

На нашем сайте - консультации по налогам и бухучету


В избранное