Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Замерзал ямщик

Автомобиль – это не только средство передвижения, в экстренной ситуации он еще и источник топлива для обогрева попавшего в беду экипажа. У костра из горючих компонентов грелся Андрей Сидоров.

Говорят, лучший способ согреться – принять горячую ванну. Только жизнь иной раз ставит нас в куда менее комфортные условия. К примеру, сломалась машина, завалило снегом дорогу или безнадежно застрял в кювете, а на быструю помощь рассчитывать не приходится. Если до ближайшего жилья сотня километров, не всякий отважится на столь дальний пеший переход, да еще зимой. История знает немало леденящих душу примеров такого рода. К сожалению, леденящих в буквальном смысле – перспектива замерзнуть до прихода подмоги не раз становилась свершившимся фактом.

Представим себе: на бедолаге легкомысленная курточка, туфли на тонкой подошве, стильная кепочка, а байковых кальсон он отродясь не носил – в офисе они не нужны. Эволюция давно лишила нас собственной шерсти, а тут такое дело – морозец под двадцать, вокруг ни души, и машина не едет. Того и гляди, дашь дуба...

Оптимист возразит: есть же мобильный телефон, служба спасения и прочие блага цивилизации! Но представим иное сочетание факторов: абонент вне зоны действия сети, дорога непроходима, а добираться пешком до жилья – верная гибель. И жить тогда потерпевшему ненамного дольше, чем закончится бензин в баке. И то при условии, что мотор машины исправен.

Насколько возможно растянуть удовольствие пожить? Не станем рассматривать здесь приемы выживания в экстремальных условиях: как добывать пищу, строить из подручных материалов укрытие и т. д., – об этом написана не одна книга. Цель нашего эксперимента – определить, как долго можно греться у костра, если на дрова пустить шины, сиденья, пластик обивки и другие горючие детали.

До последней капли

Герои Джека Лондона, индейцы Юкона, были начисто лишены предрассудков. И своих пенсионеров, ставших обузой, просто оставляли в тундре у костерка, снабдив на прощание вязанкой дров. Негуманно?

На этом фоне пожертвовать автомобилем, а точнее, только его горючими компонентами, не кажется столь уж непомерной платой за собственное спасение.

Итак, приступим. Если двигатель исправен, какое-то время можно греться в салоне автомобиля. Сгорание бензина в цилиндрах двигателя гораздо эффективнее, чем, скажем, в кастрюльке на открытом воздухе, хотя треть тепла улетает в выхлопную трубу. Чтобы сэкономить ту его часть, что обычно уходит в систему охлаждения, исключим из нее радиатор – пережмем его верхний патрубок. Мотор для снижения теплопотерь желательно укрыть, например, чехлами с сидений. В режиме холостого хода расход топлива у 1,5–2-литрового двигателя обычно не превышает 1,0–1,3 литра в час. Если топить экономно, с перерывами, и следить за температурой двигателя, выйдет и того меньше. Зная, сколько бензина в баке, нетрудно рассчитать время комфортного ожидания помощи.

Только не стоит сжигать все до последней капли, лучше оставить хотя бы пол-литра для разведения костра. Добыть горючее из бака труда не составляет. Если не удастся шлангом из горловины, можно выкачать электробензонасосом через штуцер на рампе двигателя (впрысковые машины) или ручной подкачкой из нагнетающей трубки обычного диафрагменного насоса (карбюраторные).

Если в машине оказалась незамерзайка для омывателя стекла – повезло! Изопропиловый спирт, слегка подогретый, – отличное топливо для импровизированной спиртовки. Нам удалось сделать ее из головки "на 32" и тряпичного фитиля. Устройство, конечно, пожароопасное, но выбирать не приходится. Зато поддерживать в салоне сносную температуру ему вполне по силам.

Но вот кончилось жидкое топливо. Как ни уютно в салоне, а вылезать на мороз придется. Теперь будем греться у костра.

Откуда дровишки?

Первое, что приходит в голову, – запалить запаску, а за ней и остальные колеса. Но не стоит спешить. Машину без колес на буксире не утащишь, а вдруг помощь уже недалеко? Лучше начать с сидений, только жечь не целиком, а вырезать из них полиуретановую губку и поделить ее на куски размером с кирпич. Горят такие брикеты по 15–20 минут и при умеренном морозе дают достаточно тепла. Из передних сидений выходит примерно 16 брикетов, столько же из заднего (хорошо, если набивка их сделана не из кокосового волокна с латексом, та гораздо менее калорийна). То есть стулья будут гореть верный десяток часов. Сиденье в сборе, кстати, сгорает всего за полчаса и дает такой жар, что ближе 2 метров не подойдешь – неоправданная расточительность!

Обивка салоне, коврики и – гулять так гулять! – приборная панель тоже идут в дело. Дым от горящего пластика едкий, и стоять с подветренной стороны ни в коем случае нельзя – так и задохнуться недолго. Кстати о ветре: экран из крышки багажника или капота, установленный у костра вертикально, служит хорошим отражателем тепла и защитой от ветра.

И наконец, стратегический запас – шины. Каждая горит около часа, но если процесс контролировать, например прежде разрезать шину на боковины и протектор или не давать ей разгораться в полную силу, можно выиграть лишних полчаса – итого еще 7–8 часов у огня. Но шины – последнее, чем можно обогреться! Сутки у чадящего костра подходят к концу, резиновые патрубки системы охлаждения, уплотнители дверей и прочая горючая мелочь теплой погоды, увы, не сделают. А коли так, остается выбираться из гиблого места пешком. Возможно, это рискованно, но, если оставаться на месте, без пищи и уже без тепла, – исход предопределен. Движение дает шанс, и упускать его не стоит.

Но не все так безнадежно! Если вы читаете этот материал, то, скорее всего, еще не попали в такую передрягу. Зато вполне можете представить, что будет, если, не дай бог, попадете. Поэтому, если ваши маршруты хотя бы иногда отклоняются от оживленных дорог, положите в багажник пару банок консервов, валенки и лопату. Пусть будут при вас, даже если никогда не пригодятся.

Ссылки в тему:
Мы – мирные люди
Дама за рулем и виктимология
Учитесь прогнозировать
С холодной головой
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное